• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Первые шаги в науку. Исследовательская работа. Особые свойства соли. Соль-волшебница.

Опубликовано Кисарова Татьяна Юрьевна вкл 05.02.2017 - 12:57
Кисарова Татьяна Юрьевна
Автор: 
Клочева Арина Валерьевна.

Исследовательский проект ученицы 1 класса. Работа составлена с учётом требований к научной конференции "Первые шаги в науку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klocheva_arina._osobye_svoystva_soli._sol-volshebnitsa_-_kopiya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

XVIII  ОКРУЖНАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

"ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ"

Секция «Химия»

 Тема: «Особые свойства соли.

Соль-волшебница.»

Выполнила: Клочева Арина

ученица 1 Л класса

МБОУ «Школа №7»

Красноглинского района

Научный руководитель:

Кисарова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов,

1 категория

Самара, 2017г.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3

1. Подготовка к исследованию (просмотр видеороликов о соли в сети интернет)..............................................................................................................................4

        1.1 Сбор информации о соли и её свойствах..............................................................................................................................4

        1.2 Значимость соли в жизни человека......................................................................5

        1.3 Использование соли в литературных жанрах.....................................................6

2. Проведение исследования...............................................................................................7

        2.1 Первый этап исследования - опыт с солью и яйцом..........................................8

        2.2 Второй этап исследования -опыт с выращиванием кристалла.........................9

        2.3 Заключительный этап исследования- эксперименты с окрашиванием соли.......................................................................................................................................9

Заключение.........................................................................................................................10

(Итоги исследовательской работы)

Список литературы............................................................................................................11

Приложения........................................................................................................................12

Введение

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что дети мало знают о данном веществе и ограниченном использовании соли только в кулинарии.

Цель: доказать, что соль – это не только необходимый продукт для жизнедеятельности человека, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Задачи:

 -изучить исторические сведения о соли,  о ее добычи;

- изучить особенности соли, её свойства, качества и применение;

-узнать о значении соли в жизни человека;

 -убедиться в том, что издавна соли придавали большое значение, что нашло своё отражение в фольклоре.

-провести опыты и эксперименты с солью;

- доказать, что соль – интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.

Объект исследования: соль 

Предмет исследования: неживая природа

Гипотеза:  Мы предположили, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал  для опытов и наблюдений.

Методы исследования: - сбор информации в сети Интернет; - рассказы взрослых; - просмотр телепередач; - чтение художественной литературы; - проведение опытов и экспериментов, -личные наблюдения. 

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, чтобы обобщить знания о соли у учащихся школы.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по окружающему миру. Также во внеклассной и внеурочной деятельности, в творчестве.

1. Подготовка к исследованию

 Летом наша семья отправилась в путешествие. И я впервые купалась в море. Я была удивлена, что море на вкус было соленым. Я поинтересовалась у родителей: Кто посолил море? Ответ моей мамы меня поразил: « Не море посолили, а соль добывают из моря». Мне захотелось узнать, что же такое соль. Дома с мамой мы начали изучать все про соль. Первым делом мы поинтересовались, как  добывают соль.

Что такое соль, разные люди ответят по-разному. Так, химик скажет, что это химическое соединение, результат взаимодействия щелочи и кислоты – хлористый натрий (NaCl). Минеролог пояснит, что соль – это, прежде всего, плод геологических процессов, происходивших на протяжении веков. Кулинар заявит, что соль – это непременная составляющая многих блюд, без которой пища будет пресной и невкусной. И каждый из этих людей будет по-своему прав.

Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество с острым характерным вкусом, употребляемое как приправа к пище.  Соль самая древняя из специй. Соль добывается: При естественном испарении морской воды образуется морская соль.  Соль добывается в подземных рудниках. Также люди научились выпаривать соль из воды соленых озер и морей. 

Процесс добычи соли происходит таким образом: на морском берегу строят специальные неглубокие бассейны — соляные прессы. По специальному каналу в них напускают морскую воду. Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне.

В древние времена соль привозили в Европу издалека. Вот почему соль ценилась очень высоко, наряду с драгоценными металлами. В некоторых местах соль даже использовалась в качестве заменителя денег.

Я узнала, что соль: Белого цвета. Солёная на вкус. Состоит из кристаллов. 
Растворяется в воде. Скрипит. Соль похожа на снег. Как и снег она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее сухой ложечкой, то слышен хруст. Так мы изучили свойства соли. 

Виды пищевой соли:
- каменная и поваренная (это два варианта одного и того же продукта: каменной солью называют осветленный неочищенный натурпродукт, а поваренной – очищенную промышленным способом каменную соль);
- йодированная (производится путем добавления в поваренную соль определенного количества йодата калия);
- экстра (это чистый хлорид натрия, все дополнительные микроэлементы уничтожаются в процессе выпаривания из нее воды и при очистке содой);
- морская (соль, обогащенная минералами, чрезвычайно полезная для употребления в пищу);
- черная (природная неочищенная соль, богатая йодом, железом, калием, серой и др., мало популярна в виду высокой цены и неприятного вкуса);
- диетическая (со сниженным содержанием натрия, но с добавлением магния и калия – микроэлементов, роль которых в работе сердца и сосудов трудно переоценить).

Значение соли:

Я выяснила что:

- соль бывает поваренная, морская, каменная, мелкая, крупная.

- соль обладает свойством убивать микробы и бактерии, поэтому продукты долго хранятся.

- соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;

- соль используют, когда засаливают продукты (например: рыбу, сало ), консервируют овощи на зиму;

 - солью можно мыть посуду;

 - солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии;

 - для здоровья полезны ванны с морской солью. 

С помощью соли можно лечить различные заболевания: - щепотка соли на стакан воды лечит зубную боль; - соленую воду закапывают в нос, при этом лечат насморк; -подсоленной водой полоскать горло при заболевании ангиной; -также соль лечит больную спину и голову. Если применять ванны с морской солью и с добавлением ароматических масел, можно вылечиться от многих заболеваний. Соль еще и косметическое средство. Для укрепления ногтей рекомендуют делать соляные ванночки.

Выражение, связанное с солью встречается в разных литературных произведениях. Пословицы и поговорки о соли посвящены веществу, без которого нет удовольствия от пищи. Соль вошла не просто в рацион человека, а и в саму его жизнь, став мерилом как физических, так и моральных явлений.

Мною была изучена литература, где я обнаружила много пословиц, поговорок, загадок, обычаев и традиций, связанных с солью.

Пословицы и поговорки о соли.

Речь без пословицы, что суп без соли.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли и стол кривой.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Лишняя соль портит пищу, лишнее слово – речь.

Хлеб да соль – всему голова.

Щепотка соли делает сахар слаще.

Хлеб - соль кушал, а нас не послушал.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

А выражение «вместе пуд соли съесть» означает лучше узнать человека, делить с ним горе и радость. А еще хозяйке говорят, когда еда пересолена - влюбилась значит. Одна из примет гласит : « Соль просыпать нечаянно – к ссоре».

На Руси издавна есть традиция встречать новобрачных хлебом да солью. Также есть примета, если носить с собой щепотку соли, то тебя ждет удача.

Загадки про соль.

Какая нота и продукт называются одиноково? 

И не красива, и не вкусна, 
А без неё не проживёшь. 

Меня не едят — и без меня мало едят. 

В воде родится, 
А воды боится.

В воде родится, а воды боится. 

И не красива, и не вкусна, 
А без неё не проживёшь. 

2. Проведение исследования

 Изучив интернет - ресурсы и дополнительную литературу, мы решили провести эксперименты и опыты.  

Техника безопасности. При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала на них.  Лучше работать в пластиковых прозрачных очках.       

Эксперимент № 1. Растворимость.

В стакан наливаем теплую воду, опускаем ложку соли и непрерывно помешиваем. Через некоторое время соль растворилась в воде

Вывод: соль растворяется в воде.        

Опыт № 1. Яйцо, соль и вода.

Наливаем 2 стаканы воды. В один стакан добавляем соль. А теперь в оба стакана аккуратно опускаем куриное яйцо. Видим, что в соленой воде яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Когда мы опустили яйцо в пресную водопроводную воду — яйцо плотнее, оно отталкивает частицы воды и освобождает для себя место, опускаясь на дно. Но когда мы опускаем яйцо в соленую воду, соленая вода плотнее пресной, у нее больше возможностей удержать яйцо на плаву. (см. Приложение 1)

Опыт № 2. Волшебные капельки.

Для следующего опыты нам понадобятся: соль, вода, ½ стакана растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Мы использовали желтый и зеленый пищевой краситель. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

 (см. Приложение 2)

Эксперимент № 2. Соль и мороз.

Для эксперимента мы взяли два стаканчика — в одном пресная вода, в другом очень соленая вода. Один стаканчик с пресной водой подписали В (вода), а другой подписали С ( соленая вода). Поставили оба стакана в морозильную камеру.  Простояв в морозилке всю ночь, соленая вода так и не замерзла, но в стаканчике образовались кристаллы льда. Пресная вода превратилась в лед.

Вывод:  чем более соленая вода, тем ниже температура замерзания. (см. Приложение 3)

Эксперимент № 3. Соль и лёд.

Возьмем два кубика льда. Один из них посыплем солью, а второй оставим для сравнения. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью. (см. Приложение 4)

Опыт № 3. Выращивание кристаллов из соли.

Из обыкновенной соли мы и решили вырастить кристаллы.

Нужны: Соль, вода, проволока.

Опыт: Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли — такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить ниточку  с маленьким кусочком пластилина  на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки. А на банке образовался, словно морозный иней. Вывод: С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на ниточке с пластилином. (см. Приложение 5)

                             

                                   Эксперимент № 4. Соль – чистящее средство.

А вот этот эксперимент позволил нам узнать, что соль -  хорошее чистящее средство. С помощью соли можно отмыть темные пятна от чая или кофе на посуде. Мы  взяли грязную  кружку, насыпали на губку немного соли и помыли.

Как мы видим, кружка стала  чистой.

Вывод: соль является хорошим чистящим средством.

Эксперимент № 5. Разноцветная соль.

 Соль можно покрасить в разные цвета. Для этого мы взяли тарелочки, гуашь, кисточку и соль. Мы насыпали соль в разные тарелочки, налили в нее краску, хорошо размешали палочкой. Затем поместили накрашенную соль в духовой шкаф а 100 С. Когда соль просохла на вид она была комочками.. На следующий день соль хорошо размяли, чтобы не было комочков, Мы взяли уже покрашенную соль поместили в мешочек и раскатали скалкой. После этого соль стала не только цветной, но и мелкой как песок. Теперь из неё хочется делать разные поделки. С помощью воронке разноцветную соль засыпали в баночку, чередуя цвета. Сверху плотно закрутили крышку, чтобы соль не высыпалась. Получилась очень красивая «насыпушка». Баночка с разноцветной солью стала и красивым украшением полочки в моей комнате. (см. Приложение 6)

                                                       

Заключение.

      Соль… Что в ней загадочного и необычного? На примере опытов мы ещё раз вспомнили и выяснили, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики; подтвердили, что соль повышает плотность воды и снижает температуру замерзания воды.

      При более внимательном изучении соли мы поняли, что знаем о ней мало. Много важного и интересного мы нашли в энциклопедиях, интернет - источниках.

      По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали следующие выводы:    

  • для нормальной работы всего организма соль необходима
  • выяснили нетрадиционное использование соли.

          Оказалось, что соль используется не только, как приправа для блюд, а широко  используется  в быту, медицине, , на дорогах, в косметологии. Она всегда рядом с нами и «честно нам служит». Проведенные опыты и эксперименты помогли увидеть различные свойства соли. Кроме научных фактов, мы собрали много пословиц и поговорок про соль, изготовили поделку из цветной соли.

        Цель нашего исследования была достигнута, гипотеза подтвердилась: соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Теоретическая и практическая значимость моей работы подтвердилась.

Список использованной  литературы.

1. Аксёнов А. В. Соль Илецкая.

2. Дыбина О. В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.

3. Детская энциклопедия «Всё обо всём».

4. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.

5. www. oproduktah.com

6. www. nguide ru/data интернет - ресурсы

 7. www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html интернет - ресурсы


Поделиться:

Два плуга

Воздух - музыкант

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Нарисуем попугая цветными карандашами

Снег своими руками