Исследовательская работа " Загадки цвета" 1 класс
Вложение | Размер |
---|---|
titul_zagadki_tsveta.pdf | 191.42 КБ |
statya_zagadki_tsveta.docx | 26.05 КБ |
pril_zagadki_tsveta.pdf | 1.23 МБ |
ВВЕДЕНИЕ
Я хожу на занятия в художественную школу. Там мы рисуем красками разных цветов. Мне стало интересно, а откуда берётся цвет, и как получаются эти разные цвета.
Мотив исследования: желание узнать о цвете.
Цель моей работы - изучение темы «Цвет» для расширения кругозора и использования полученных знаний в работе с красками. Перед собой я поставила следующие задачи:
Мною использовались следующие методы исследования: поисковый, интервьюирование, наблюдение, опыт, эксперимент.
Объект исследования: окружающий мир.
Предмет исследования: цвет.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Эта тема волнует не только меня. Я провела опрос одноклассников, задавая вопросы: что такое цвет и откуда он берётся (Приложение 1). В ходе беседы выяснила, что они ничего не знают о цвете. Тогда я решила спросить ещё и учащихся старших классов нашей школы. Но и они не владеют достаточной информацией по данной теме. Таким образом, исследование данного вопроса, связанного с цветом - актуальная тема для учащихся нашей школы.
Из интернета я узнала, что цвет — это сложное явление. Самое устойчивое представление о цвете - это свойство предметов. Сколько бы ни рассуждали о цвете, яблоки всегда называют "зелеными", огни "красными", замшевые туфли "коричневыми". Физики говорят, что цвет - это не само свойство предмета, а лучи света, которые от него исходят.
Свет - это энергия солнца. Частички света называются фотоны. Они очень маленькие и быстрые. Цвет определяется длиной световой волны. Свет распространяется в пространстве волнами, напоминающими движение волн в водоемах. Длина световой волны — это расстояние между двумя соседними гребнями. Оно очень мало. Самые короткие из видимых — волны фиолетового цвета. Самые длинные волны — красные. Свет, падая на предмет, частично поглощается им, а частично - отражается. Мы видим только отражённую часть света. Поэтому цвет предмета зависит от отражаемых им лучей. Например, красная роза отражает только красные лучи света, а остальные поглощает. Белые предметы отражают все лучи полностью, а чёрные все их поглощают. Поэтому летом, чтобы не было жарко, мы
1
надеваем одежду светлых цветов, а не тёмных. Там, где нет световых лучей, нет цвета. В темной комнате мы не видим и не различаем цветов, потому что их нет. Цвет предмета зависит от материала, из которого создан данный предмет, и его освещения.
В энциклопедии «Я познаю мир. Физика» я узнала, что первыми исследователями света были И. Ньютон и Х.Гюйгенс. Первый считал, что свет - это поток частичек, а второй, что свет - это волны. Эти учёные постоянно спорили между собой и не могли прийти к единому мнению. Но современные учёные считают, что свет в каких-то случаях ведёт себя как поток частиц, в других - как волна. Иначе говоря, свету присущи и те и другие свойства.
В 1666 году Исаак Ньютон пропустил солнечный луч через кусок стекла, называемый призмой. Свет прошёл через призму и распался на пучки всех цветов радуги. Так Ньютон открыл, что обычный белый свет состоит из цветов, расположенных в определённом порядке. Каждый занимает свой постоянный угол. Расходящийся пучок цветов Ньютон назвал спектром. А мы привыкли называть это явление радугой. Меня заинтересовал этот факт, и я решила проверить его в ходе эксперимента. (Приложение 2) Эксперимент
Гипотеза: я предполагаю, что солнечный луч при прохождении через воду, отражаясь в зеркале, распадается на спектр. Для эксперимента мне потребовалось:
Сначала я наполнила водой пластмассовый лоток и опустила туда зеркало. Лоток поставила напротив света, падающего из окна. Перед зеркалом стала держать лист белой бумаги. И мне удалось на листе «поймать» узкую полоску радуги.
В ходе эксперимента я сделала вывод, что свет состоит из семи цветов спектра, и именно их мы наблюдаем в небе, когда видим радугу. Последовательность цветов спектра легко запомнить, следуя поговорке: Каждый Охотник елает Знать де Сидит Фазан.
Наблюдая за природой и предметами окружающего мира, я сделала вывод, что цветов намного больше, чем семь. У меня даже краски двенадцати цветов, а фломастеры двадцати четырёх. Так откуда же берутся эти цвета? С данным вопросом я обратилась к своему преподавателю в художественной школе Аникину Любомиру Ивановичу ( Приложение 3). Он мне рассказал, что цвета могут быть тёплыми и холодными. Тёплые - это солнечные цвета: жёлтый, оранжевый, коричневый и их оттенки. Холодные - это синий, голубой, фиолетовый и их оттенки. Оттенок — это цвет без добавления черной или белой краски, например желтый, красный, синий, зеленый. При соединении с белым цветом и другими оттенками получается полутон, например розовый и слоновая кость. При соединении чистого оттенка, черного и белого получается тон. Это — желтовато-коричневый, бежевый, серый. От него я узнала, что существует три основных цвета: красный, жёлтый и синий. При попарном смешивании они дают дополнительные цвета: красный и жёлтый - оранжевый, жёлтый и синий - зелёный, синий и красный - фиолетовый. При смешении любых дополнительных цветов всегда получается серый цвет, а если соединить все основные цвета, то получится чёрный. Чтобы проверить данную информацию, я провела опыты. (Приложение 4,5) Опыты по смешивании цветов
Для опытов мне понадобились: краски акварельные, баночка с водой, кисточка и тарелка.
Опыт 1. Смешение основных цветов попарно
Я взяла жёлтую и красную краски, смешала их на тарелке и получила оранжевый цвет. То же проделала и с остальными: синий и жёлтый дали зелёный цвет, а красный и синий - фиолетовый цвет.
Вывод: при смешении попарно основных цветов получаются дополнительные цвета.
Опыт 2.Смешение всех основных цветов
Я решила смешать все основные цвета: синий, жёлтый, красный. Результат - чёрный цвет.
Вывод: при смешении всех основных цветов получается чёрный цвет. Опыт 3. Смешение дополнительных цветов
Я взяла фиолетовую и зелёную краски и смешала их. В результате получился серый цвет. При смешении оранжевого и зелёного, а также оранжевого и фиолетового опять получился серый цвет.
Вывод: при смешении любых дополнительных цветов получается серый цвет.
А откуда берётся белый цвет, довольно распространённый в природе? Из книг я узнала, что И.Ньютон провёл ещё один эксперимент: собрал расходящиеся лучи спектра при помощи призмы в один луч, и он оказался белым. Меня заинтересовал этот факт, и я также решила проверить его при помощи собственного эксперимента (Приложение 6). Эксперимент
Гипотеза: я предполагаю, что при зрительном соединении цветов получится белый цвет.
Сначала я выполнила подготовительную работу: вместе с папой мы смоделировали макет устройства, позволяющего наглядно продемонстрировать получение белого цвета при зрительном смешении всех цветов спектра. Для этого использовали механизм игрушечной машинки с пультом дистанционного управления. Его поместили в коробку, предварительно отсоединив колёса. Сбоку коробки сделали отверстие, чтобы просунуть туда ось машинки. Из плотного картона вырезали большой круг, разделили его на семь равных частей. При помощи красок я их раскрасила в цвета спектра. Затем мы к обратной стороне круга приклеили колесо. После чего соединили колесо с осью машинки.
При помощи пульта дистанционного управления привели в движение колесо с приклеенным к нему картонным кругом, разделённым на спектр цветов. Круг стал быстро вращаться, и я в какой- то момент увидела, что все цвета слились в один - серый.
В ходе эксперимента я сделала вывод: при зрительном смешении всех цветов получается серый цвет.
В ходе эксперимента моя гипотеза не подтвердилась. Возник другой вопрос: почему? За ответом я обратилась к учителю физики нашей школы Дойковой Людмиле Степановне (Приложение 1). Она мне рассказала, что цвета красок, которыми мы рисуем, и цвета спектра - разные. Поэтому белый цвет невозможно получить, смешивая краски, а лишь соединяя цвета спектра.
В познавательной литературе я узнала, что свет играет важную роль в жизни, а без цвета жизнь скучна и однообразна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив полученную информацию, я сделала следующие выводы:
Полученные выводы я использовала в подготовке доклада, с которым выступила на классном часе перед учениками (Приложение 7). Для них я также разработала памятку, которая используется на уроках изобразительного искусства. В ходе исследования у меня появилось много дополнительных вопросов, требующих более детального и глубокого изучения данной темы. Поэтому я считаю, что можно продолжить мою
работу и узнавать много нового и интересного о таком загадочном понятии, как цвет.
Список используемой литературы:
Интернет - ресурсы: 1 .allforchildren.ru/why/whatis3 .php 2. www.potomu.ru .
Разноцветное дерево
Рисуем крокусы акварелью
По морям вокруг Земли
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен