В проекте рассматривается вопросы возникновения ребусов ,виды ребусов в различных странах мира .ребусы в современной жизни человека.
В увлекательной форме показаны приемы разгадывания ребусов и правильное построение их .В работе представленной много ребусов для самостоятельного разгадывания .
Данная работа помогает учащихся оттачивать сообразительность,вырабатывать умения довести начатое дело до конца, способствует активизации обещания людей,применять свои знания при решении задач.
Вложение | Размер |
---|---|
rebusy_popova_anastasiya_6_v_klass.ppt | 2.45 МБ |
Слайд 1
РЕБУСЫ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Выполнила: ученица 6 «В» класса МБОУ СОШ № 1 г. Новочеркасска Попова Анастасия 2016 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ОРЛОВСКАЯ Н. Н., УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИСлайд 2
РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВСЯКАЯ ПРАВИЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ НАХОДИТ ПРИМЕНЕНИЕ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ДЕЛЕ. (А.Н. КРЫЛОВ) Слово "ребус" происходит от латинского res (вещь) и обозначает представление имен, слов и фраз изображениями, фигурами, композициями из букв и т.п. Само слово появилось из латинской фразы "Non verbis sed rebus", что значит "Не словами, а при помощи вещей". Иногда термин rebus ассоциируют с латинским словом rebis: res (вещь, предмет), rebis (обращение).
Слайд 3
Каждый из нас непременно встречался с ребусами в повседневной жизни. Бесспорно, самый известный и распространённый ребус выглядит так: i ♥ u (произноситься на английском языке "I Love You" - "Я тебя люблю"). Таким образом, в современном понимании, ребус представляет собой загадку, состоящую из изображений предметов (рисунков в сочетании с буквенными композициями и другими знаками), созвучных со словами или частями слов разгадки. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвящённых. Однако чаще всего ребусы используют в качестве загадки и развлечения.
Слайд 4
ПЕРВЫЕ РЕБУСЫ (ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА – РУБЕЖ 4-ГО И 3-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ ДО НАШЕЙ ЭРЫ) Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.
Слайд 5
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕБУСОВ Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего. Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро , появился во Франции в 1582 году.
Слайд 6
Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье", часто использовал ребусы в многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих письмах, а их не много ни мало около 100 тысяч!, он зачастую заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что ни могло не понравиться детям.
Слайд 7
Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод – Франции, выпустили целую серию фаянсовых тарелок на лицевой стороне которых был изображён ребус, а на обороте – разгадка.
Слайд 8
ПОЯВЛЕНИЕ РЕБУСОВ В РОССИИ В России ребусы появились позднее – в середине XIX века, первые ребусы появились на страницах журнала “Иллюстрация” в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником Волковым в журнале “Нива”. В дальнейшем стал выходить специальный журнал «Ребус». В журнале «Ребус», кроме увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию и призы.
Слайд 9
В одном из номеров "Ребуса" был опубликован "премированный" ребус-каламбур выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. На самом ребусе изображались играющие на полу дети возле которых на диване сидел мужчина обозначенный словом "умный". А предыстория ребуса была следующей: "Явившись как-то к высокопоставленному лицу, А.С. Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При виде поэта, лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин хотел удалиться, то получил приказ произнести экспромт. "Дети На Полу, Умный На Диване", - сквозь зубы сказал раздосадованный поэт. "Ну чтоже тут остроумного", - возразила особа, - "Ждал от тебя большего". Пушкин промолчал, а особа повторяя фразу поэта несколько раз и перемещая слоги, наконец, дошла до результата: "Дети На Полу Умный На Диване". За решение этого ребуса-каламбура было обещано вознаграждение в виде нот к одной из опер.
Слайд 10
Журнал "Ребус" был очень популярным и просуществовал до 1918 года. В середине 1930-х годов подшивки "Ребуса" изымались из библиотек и уничтожались. На рубеже XIX и XX веков большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И.Волковым в журнале "Нива" - самом массовом печатном издании Российской Империи. Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти датируется 1937 годом. Ленинградская полиграфическая фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого формата раскладывающиеся буклеты, которые носили название "Как читать ребусы" (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками) и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью: "Мы даём простой совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и проверьте свой ответ". Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".
Слайд 11
В послевоенное время ребусы, в большинстве своём, переориентируются на детскую и юношескую аудиторию. В 1947 году в серии "Час досуга" выходи сборник "Занимательные задачи в рисунках" И.Чканикова (художники А. Баженов, Ф. Завалов). Двумя года позже, мытищенская полиграфическая фабрика выпускает тиражом 200 тысяч экземпляров сборник "Подумай, отгадай! Ребусы-книги" Ал. Хаскина, в которую вошло 22 ребуса с зашифрованными фамилиями русских писателей и известных литературных произведений.
Слайд 12
С началом телевизионной эры на Западе, ребусы попадают на голубые экраны. 29 марта 1965 года американский телеканал " ABC " запускается 30-ти минутное телешоу " The Rebus Game " с Джеком Линклеттером ( Jack Linkletter ). Участникам предлагается разгадать зашифрованные при помощи ребусов слова. За каждый угаданный ребус предусматривалось денежное вознаграждение. Главным призом для победителя телешоу был автомобиль стоимостью 5000 американских долларов. В Советском Союзе 1970-80 годов ребусы по прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах. Отдельные сборники ребусов, за небольшим исключением, практически не выпускаются. Одним из таких исключений становится небольшая брошурка детского писателя В.Павлинова "Ребусы-загадки", выпущенная Лениздатом в 1985 году. В аннотации издатель указал следующее: для среднего школьного возраста. 12 ребусов-загадок.
Слайд 13
Бурное развитие вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков – тем лучше. Именно поэтому "язык SMS" обзавёлся всяческими аббревиатурами и сокращениями. Отдельно стоит также упомянуть о "смайликах", как простом и эффективном средстве выражения эмоций, без которого сетевое общение просто невозможно представить.
Слайд 14
О ПОЛЬЗЕ РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ: Математика одновременно восхищает и озадачивает своей непредсказуемостью. Это загадочная, но точная наука. «Мы знаем немало серьёзных людей, - писалось в одном из журналов, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума…». А так же оттачивает сообразительность, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, способствует активизации общения людей.
Слайд 15
КАК РАЗГАДЫВАТЬ РЕБУС Ребус допускает комбинацию двух и более правил одновременно. Предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий, или иметь одно общее название и одно конкретное. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Расшифровывать ребусы следует по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а затем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст. Читать ребусы очень просто!
Слайд 16
ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЮТСЯ И ПРАВИЛАМИ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ. слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже; если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево; если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, не читаются последние буквы; если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
Слайд 17
ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЮТСЯ И ПРАВИЛАМИ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ. если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке; если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства; если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 – опять; 100Г – стог); если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;
Слайд 18
ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЮТСЯ И ПРАВИЛАМИ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ. многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на , под, над, за , можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из .
Слайд 19
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ Математический ребус – зашифровка математических терминов, используя стандартные правила составления ребусов.
Слайд 20
В целом, математические ребусы представляют собой логико-математические задачи, в которых путем логических рассуждений и математических вычислений требуется расшифровать значение каждого символа и восстановить числовую запись. Качественный ребус должен иметь единственную возможную расшифровку, хотя это правило, зачастую, не соблюдают. Существует несколько разновидностей математических ребусов. Например, в буквенных ребусах каждой буквой зашифрована одна определенная цифра. При этом одинаковые цифры шифруются одной и той же буквой, а разным цифрам соответствуют различные буквы. Математический буквенный ребус именуют криптарифмом, если в результате шифрования получилась какая-то осмысленная фраза. В математических ребусах зашифрованных иными значками, например звездочками, каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. Причём, некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Такие ребусы, зачастую, называют числовыми или цифровыми.
Слайд 21
Первое упоминание об отечественных математических ребусах, автору проекта "Ребус № 1" удалось отыскать в книге выдающегося российского, советского учёного, популяризатора физики, математики и астрономии, одного из основоположников жанра научно-популярной литературы Якова Исидоровича Перельмана "Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел", выпущенной Ленинградским издательством "Время" в 1926 году. В одной из глав автор пишет: "То, что я предлагаю назвать арифметическими ребусами - занимательная игра американских школьников, у нас пока еще совершенно неизвестная. Английское название игры "div-al-et" - сокращение от "division by letters", т. е. деление c помощью букв. Она состоит в отгадывании задуманного слова посредством решения задачи (на деление)...". Позднее, в 1939 году также в Ленинграде выходит небольшая брошюра "Арифметические ребусы" (серия "Дом занимательной науки") целиком посвященная этой математической головоломке.
Слайд 22
Разгадайте ребусы
Слайд 23
ТРОТУАР
Слайд 24
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Слайд 25
ПРОЧИТАЙ ПОСЛОВИЦУ
Слайд 26
ОТГАДАЙ СЛОВО с-к-о-тч гу-сли за-в-и-т-ушка с-м-е-тан-а на-бо-р ба-нтик
Слайд 27
лин-ейка ск-ворец стра-ус в-о-рон к-у-д-ря-шка
Слайд 28
к-о-с-и-чка пе-гас ке-нт-а-в-р клю-к-в-а голуб-и-ка ка-лина
Слайд 29
по-в-ер-х-нос-ть с-к-в-о-ре-ц
Слайд 30
ПРОЧИТАЙ ПОГОВОРКУ на-сер-дит-ы-х в-о-ду в-о-з-ят я-з-ык-док-и-е-в-адов-ед-ёт
Слайд 31
Спасибо за внимание!
Слайд 32
ИСТОЧНИКИ: http://rebus1.com http://gigabaza.ru/doc/92704.html http://fizmatnovosergi.ucoz.ru Перельман Я.И. Живая математика. – М.: РИМИС, 2011.- 208 с. Быльцов С. Логические головоломки и задачи. Занимательная математика для всей семьи. – СПб.: Питер, 2010. – 160 с.
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Весёлые польки для детей
Два морехода
Красочные картины Джастина Геффри