• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние конструкции движителя лесозаготовительной машины на лесные почвы Республики Коми

Опубликовано Столяров Андрей Владимирович вкл 18.04.2017 - 17:07
Столяров Андрей Владимирович
Автор: 
Фирсов Андрей

Заготовка леса с применением тяжелой техники в весенне – осенний период в республике Коми ограничена или запрещена, так как чувствительность лесных почв к повреждению в процессе лесосечных работ является одним из основных факторов, определяющих эффективность лесозаготовки, возможность применения тех или иных технологий, способов рубки и использование комплексов лесных машин, а также способ лесовосстановления, продуктивность и устойчивость лесных насаждений после рубок. В процессе работы на лесосеках с переувлажненными грунтами лесные машины, многократно совершающие возвратно-поступательные перемещения по трелевочному волоку, разрушают почвогрунт и образуют колеи. Колееобразование приводит к снижению рейсовых нагрузок и производительности машин, их преждевременному износу и выходу из строя, увеличению расхода топлива, невозможности эксплуатации машин, когда глубина колеи достигнет величины дорожного просвета (клиренса) машины. Доказано, что при значительном повреждении лесных почв в ходе лесосечных работ происходит не только нарушение лесовозобновительного процесса, но и снижение продуктивности вторичных лесов до 2 классов бонитета, нарушение гидрологического режима территории, изменение структуры лесных ландшафтов. Причем последствия таких нарушений имеют долговременный характер и сказываются на протяжении нескольких десятилетий после проведения рубок. Для естественного восстановления почвы на несколько сантиметров требуется несколько сотен лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_firsov_sat_statya_vosstanovlen.docx852.84 КБ

Предварительный просмотр:

Фирсов Андрей Владимирович

Специальность – «Технология лесозаготовок»,  3 курс

ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум»

Руководитель проекта – Столяров Андрей Владимирович, преподаватель

ПРОЕКТ

ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКЦИИ ДВИЖИТЕЛЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ НА ЛЕСНЫЕ ПОЧВЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Цель проекта: Определить тип движителя, наиболее подходящий для работы на лесных почвах Республике Коми в весенне-осенний период.

Задачи: 1) Определить типы почв, преобладающих в нашем регионе.

2) Произвести расчет воздействия на почву различных конструкций движителей лесозаготовительных машин.

3) Выбрать тип движителя, наиболее подходящий для работы на лесных почвах Республики Коми в весенне – осенний период.

4) Рассмотреть способы снижения давления движителя на почву.

Актуальность: Заготовка леса с применением тяжелой техники в весенне – осенний период в республике Коми ограничена или запрещена, так как чувствительность лесных почв к повреждению в процессе лесосечных работ является одним из основных факторов, определяющих эффективность лесозаготовки, возможность применения тех или иных технологий, способов рубки и использование комплексов лесных машин, а также способ лесовосстановления, продуктивность и устойчивость лесных насаждений после рубок. В процессе работы на лесосеках с переувлажненными грунтами лесные машины, многократно совершающие возвратно-поступательные перемещения по трелевочному волоку, разрушают почвогрунт и образуют колеи. Колееобразование приводит к снижению рейсовых нагрузок и производительности машин, их преждевременному износу и выходу из строя, увеличению расхода топлива, невозможности эксплуатации машин, когда глубина колеи достигнет величины дорожного просвета (клиренса) машины. Доказано, что при значительном повреждении лесных почв в ходе лесосечных работ происходит не только нарушение лесовозобновительного процесса, но и снижение продуктивности вторичных лесов до 2 классов бонитета, нарушение гидрологического режима территории, изменение структуры лесных ландшафтов. Причем последствия таких нарушений имеют долговременный характер и сказываются на протяжении нескольких десятилетий после проведения рубок. Для естественного восстановления почвы на несколько сантиметров требуется несколько сотен лет.

Содержание: Республика Коми в основном расположена в пределах двух почвенных зон: северная часть ее - в зоне тундровых почв, большая южная часть - в зоне лесных подзолистых почв.

Типы почв (% от площади республики):

  • Тундровые  - 10,3
  • Подзолистые  - 22
  • Болотно-подзолистые - 44
  • Болотные - 6
  • Горные - 10

В районах, где преобладают тундровые почвы заготовка леса не производится, в виду отсутствия лесного массива. Лесозаготовка в районах с преобладанием горных и болотных почв затруднена, а зачастую невозможна. Поэтому, заготовка леса в нашем регионе производится в районах с преобладанием болотно – подзолистых и подзолистых почв. В таких районах сосредоточены основная масса елового и березового массива, являющихся основным и наиболее ценным сырьем лесной промышленности нашего региона. Болотно-подзолистая почва имеет слабо дренированную основу, это способствует накоплению воды в верхних слоях грунта и образованию торфяной дернины, что вызывает повышенную восприимчивость к разрушению при прохождении тяжелой техники. В связи с этим лесозаготовка с применением тяжелой техники в Республике Коми в весенне-осенние периоды либо ограничена, либо запрещена.

Что такое подзолистая почва

Рис.1 Структура болотно-подзолистых почв

 С переходом на скандинавскую технологию заготовку леса с применением многооперационных машин появилась возможность продолжать процесс лесозаготовки в весенне-осенние периоды. Лесозаготовительные машины имеют различную конструкцию движителей, соответственно, оказывают различные воздействия на почву.

Движитель — устройство, преобразующее энергию двигателя, либо внешнего источника, через взаимодействие со средой, в полезную работу по перемещению транспортного средства. Является частью машин.

Лесозаготовительные машины, применяемые на лесозаготовках в Республике Коми, оборудуются следующими типами движителей:

  1. Колесные, 2. Гусеничные.

В качестве эксперимента произведем расчет ещё одного экспериментального типа движителя: 3. Шагающий.

Практическая часть: В своей работе я произвел расчет влияния давления движителей на почву нашего региона, используя основные формулы:

, где P – удельное давление на грунт (кПа), F – вес, приходящийся на площадь контакта движителя (Н), S – площадь контакта движителя с дорогой (м2), к - коэффициент продольной неравномерности распределения давления по площади контакта.

Таблица 1. Удельное давление на грунт

Типы

Колесный движитель

Гусеничный движитель

Шагающий движитель

Условие

m= 21500 кг

g=9,8 м/с2

n= 6 колес

k=1,5

м2

S – площадь контакта колеса с почвой

m= 21500 кг

g=9,8 м/с2

размер гусениц: 2340 – длина контактной части,

 480 – ширина звена

S=(2340480)*2 гусеницы

m= 13000 кг

g=9,8 м/с2

диаметр опоры: 0,54 м

опор: 6

S=r2*6=1,37 м2

Ответ

=127 кПа

=94 кПа

=92 кПа

http://agro.st/upload/iblock/50c/harvester.jpg

Картинки по запросу харвестер

лесные машины

Рисунок 1. Колесный харвестер

Рисунок 2. Гусеничный харвестер

Рисунок 3. Шагающий харвестер

Расчеты показали, что наименьшее воздействие на грунт оказывают шагающие харвестеры, но при работе техники с шагающими движителями на наших почвах существует возможность провала лап, что приводит к заваливанию харвестера, как установлено на практике. Такие харвестеры целесообразно использовать на более плотных, сухих почвах. Наибольшее применение такие движители нашли на лесозаготовках, осуществляемых в предгорных или холмовых лесах. Благодаря необычной конструкции движителя такие машины наиболее предпочтительны при работе на крутых склонах.

Картинки по запросу шагающий харвестер

Рис.2 Работа шагающего харвестера

 Для снижения давления на грунт и уменьшения негативного воздействия на почву при работе колесных лесозаготовительных машин предусмотрена возможность установки гусеничных лент на спаренные колёса одной оси. Это приводит к повышению проходимости и снижения интенсивности образования колеи, из-за существенного уменьшения удельного давления на грунт. Однако расчеты и экспериментальные исследования показали, что при установке гусеничных лент удельное давление снижается примерно в 0,7 раза, но остается значительно выше, чем у гусеничных тракторов и машин. 

Картинки по запросу гусеницы харвестер

Рис.3 Гусеничная лента колёсного трактора

При сравнении гусеничного и колесного движителя установлено, что наименьшее воздействие на грунт оказывает гусеничный харвестер.

Способы уменьшения давления движителя на грунт.

При использовании на лесозаготовках классических схем движителей: колёсный и гусеничный, в качестве способа уменьшения давления на грунт используют, как правило, возможность увеличения площади контакта движителя с почвой. С технической точки зрения это безусловно является альтернативой, но в практике не всегда применимо.

Снижение давления гусеничного трактора на опору без уменьшения массы машины и увеличения ее базы может быть достигнуто путем увеличения числа опорных катков, шага или ширины звеньев гусеницы. В практике тракторостроения чаще всего применяются первый и третий способы. Однако увеличение числа катков при неизменной базе возможно лишь при уменьшении их диаметра, но это ухудшает проходимость при преодолении различных препятствий на лесосеке. Уширение звеньев гусеницы приводит к значительному увеличению массы ходовой системы трактора. Кроме того, уширенные звенья менее прочны, чем обычные, и быстро выходят из строя при движении по каменистым почвам и лесным волокам. Кроме того, при увеличении площади контакта колёсных и гусеничных движителей лесных машин, трактор становится плохо управляемым, низко манёвренным и громоздким.

При изучении данной проблемы, опираясь на свой практический опыт, технические расчеты и опыт конструкторов и новаторов других областей и направлений мы определили возможные способы решения данного вопроса.

Металлическая гусеница не решает всех проблем, так как у нее есть свои недостатки:

  • разрушает покрытия дорог при переезде с одной делянки на другую;
  • передает вибрации от двигателей и механизмов почве, от чего она сильно уплотняется;
  • неравномерно распределяет давление по пятну контакта с грунтом – это вызвано тем, что вертикальная нагрузка от каждого катка передается на грунт практически через один трак и в результате статические давления в зоне контакта гусеницы возрастают в несколько раз.

http://www.metodolog.ru/01300/10.jpg

Рис. 4. Распределение давления в металлической гусенице транспортера

Чтобы защитить покрытия дорог от разрушения и снизить влияние вибрации на почву, было предложено сделать гусеницу резиновой. Она более равномерно распределяет давление по опорной поверхности, что уменьшает деформацию, уплотнение и разрушение почвы.

Современные производства предлагают литые резинотросовые гусеницы с автоматическим натяжением. Они обеспечивают высокую тягу при работе на грязи и рыхлой почве, а плотный контакт с поверхностью обеспечивает устойчивость трактора.

http://www.astra-group.com.ua/uploadfiles/news/506d0dd0284ad.jpgРис.5. Резинотросовая гусеница

Чтобы еще уменьшить давление на почву и сделать его более равномерным, было предложено объединить хорошее поглощение вибрации пневматическим колесом с большой площадью контакта у гусеницы. Получилась резиновая пневматическая гусеница.

Резиновая пневматическая гусеница состоит из отдельных пневмоэлементов. Каждый пневматический элемент представляет собой резино–кордную оболочку, наполненную воздухом и состоящую из силового пояса, армированного металлокордом, и пневматического баллона с развитой опорной поверхностью с грунтозацепами. Подкачка воздуха в элемент в процессе эксплуатации и контроль давления воздуха осуществляются через стандартный вентиль, устанавливаемый в каждый элемент. Величина внутреннего давления воздуха по допустимым величинам вертикальных прогибов находится для разных машин в диапазоне 1,5–2,2 кгс/см2.

Резино–пневматическая гусеничная лента была испытана в нескольких вариантах на гусеничных снегоболотоходах и сельскохозяйственных тракторах.

http://privetstudent.com/uploads/posts/2013-03/1364036933_213d3836353d3835-323e37343539414232384f-453e343e324b45-41384142353c-3d30-3f3e473243-4.png

Рис. 6. Схема устройства пневматической гусеницы:

1 — пневмотраки; 2 — гребни; 3 — цевки; 4, 8 — боковые поверхности; 5 — силовой пояс; 6 — опорная поверхность; 7 — соединительные пальцы

Исследования показали, что пневматическая гусеница по сравнению с металлической обладает рядом существенных преимуществ:

  • Значительно более равномерная эпюра давления движителя на полотно пути.
  • Меньшее повреждение и уплотнение почвы.
  • Тяговое усилие машины на пневмогусеницах увеличивается в 1,4–1,8 раза.
  • Сопротивление движению машины на пневмогусеницах при движении по слабым грунтам уменьшается в 1,2–1,5 раза.
  • Применение пневмогусеницы позволяет машине передвигаться по дорогам с усовершенствованным покрытием без его повреждения.

Проведенные испытания показали, что эпюры давлений вдоль опорной поверхности пневматической гусеницы так же, как и в движителе с металлической гусеницей, являются неравномерными, но величина давления и неравномерность намного ниже. 

http://www.metodolog.ru/01300/15.jpg

Рис. 7. Распределение давлений: а – в пневматической гусенице; б – в металлической гусенице транспортера

Рис.  8. Эпюры нормальных контактных давлений (а) и осадки торфяной залежи (б) под металлической гусеницей и пневматической гусеницей трактора

Проведенные исследования показали, что пневматический движитель наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к движителям лесозаготовительных машин с точки зрения снижения уплотняющего воздействия на почву при увеличении тягово-сцепных характеристик и снижения металлоемкости движителя и машины в целом.

Конструкция пневмогусеницы также влияет на качественные показатели. От простых пневмозвеньев необходимо переходить на пневмозвенья сложной конструкции, которая способствует максимальному снижению давления движителя на грунт и наносит минимальный ущерб плодородным слоям и ареалу обитания полезных червей и микроорганизмов.

Рис.9. Давление на почву различных конструкция пневмогусениц

Однако и у пневматической гусеницы есть недостатки по сравнению с металлической гусеницей:

возможность проколов;

низкие тягововые качества на скользких покрытиях;

чувствительность к низким температурам воздуха;

низкая ремонтопригодность.

Выводы

И так, по окончанию проекта мы пришли к заключению:

  1. На территории Коми покрытой лесами преобладают болотно-подзолистые почвы
  2. Наименьшее воздействие на грунт оказывает гусеничный движитель
  3. При использовании резинотросовых и пневматических гусениц можно добиться наименьшего воздействия на лесные почвы республики Коми.

Библиографический список

1. Шегельман И. Р. Исследование направлений модернизации техники и технологии лесозаготовок [Текст] // И. Р. Шегельман // Инженерный вестник Дона. – 2012.

2. Зарубежные лесные машины. -  Б.П. Евдокимов, А.В. Андронов, Н.М. Тетерин.
Учебное пособие. — Сыктывкар: СЛИ, 2013.

3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2-е изд., доп. Петрозаводск: Скандинавия, 2004.

4. Наденьте гусеницы - нынче сыро. Изобретатель и рационализатор. 2003, № 3(639).

5. Саламатов Ю. П. Система законов развития техники. Изд. 2-е испр. и доп. Красноярск. 1996.


Поделиться:

Как Дед Мороз сделал себе помощников

Три загадки Солнца

Хрюк на ёлке

Машенька - ветреные косы

Швейня