Статья, которая актуальна в контексте внедрениямодели инклюзивного образования.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.17 КБ |
Статья
Отношения к инвалидам в античной цивилизации
Черепанов А.В.,
студент 1 «А» группы
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. [5]
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.[5]
Однако так было не всегда. В античном мире судьба детей с физическими, психическими недостатками была трагична. Носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных»( признанных) и « неполноценных»( непризнанных). В мире свободных граждан античных государств человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталости доступа не было.[1]
Ученые древности (Сократ, Платон, Аристотель) о детях с физическими нарушениями в развитии:
Др. Греция - В древнегреческой педагогической практике традиционно различают две альтернативных базовых модели - спартанскую (тоталитаризм, военизированность) и афинскую (демократичность, развитие культуры). Отношения к инвалидам совпадали: Заботясь о прочности государства, античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. В худшем случае эти обездоленные уничтожались, в лучшем - оставлялись на произвол судьбы.
В Спарте слабые дети умерщвлялись, в том числе инвалиды, глухонемые.[2]
Ученые древности (Сократ, Платон, Аристотель) о детях с физическими нарушениями в развитии:
Платон по евгеническим соображениям, а Аристотель по экономическим одобряли опыт Спарты. «Пусть в силе будет тот закон, - писал Аристотель, - что ни одного калеки ребенка кормить не следует».
Философ Сенека утверждал: «Мы убиваем уродов и топим детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового»
Смысл рассуждения Сократа заключается в том, что решение о своей нужности и ненужности, а соответственно и об уходе из жизни, должен принимать сам человек и никто другой. Не имеет права решать этот вопрос даже общество.[3]
В античном мире отношение к инвалидам было негативным. В античную эпоху людей с физическими дефектами считали «нечистыми», т.е. носителями злых магических сил. Физические отклонения воспринимались членами античного общества как наказание богов за грехи. В обществе испытывали страх перед калеками. Отнесение людей с физическими недостатками к категории несовершенных, и потому нежелательных обществу, способствовали так же и эстетические представления о человеке. В античности был развит культ полноценного физически развитого тела, поэтому людям с ограниченными возможностями не находилось места в этом обществе. [6]
Людей с ограниченными возможностями в древнегреческом обществе подвергали всяческим оскорблениям и безжалостным насмешкам. Так, в IV в. до н. э. в Древней Греции стали появляться «ущербные» имена, указывающие на характер телесного недостатка, например, Мискелос (Хромой) или Роикос (Кривой). В такой ситуации дети с отклонениями в развитии допускались к образованию лишь при определенных условиях исключительного характера.[4]
Таким образом, идеи инклюзивного образования прошли долгий тернистый путь. В античном мире и в средневековье идеи инклюзивного образования полностью игнорировались в силу статуса, который занимали инвалиды в обществе. Пересмотр данных взглядов на статус инвалидов начинается в эпоху Возрождения и Просвещения. Серьезный базис в развитии идей инклюзии был создан в конце XVIII - XIX вв. Существенным прорывом в развитии инклюзивного образования стало принятие международных правовых актов во второй половине XX- начале XXI вв.[6]
Список литературы
1. Волкова В.М. Краткий этнокультурный экскурс о положении инвалидов и отношении к ним в разных обществах и в различные исторические периоды. URL: http:// www.bezgraniz-couture.com/wp-content/uploads/2011/06/
2. Гребёнкин А.Ю. Отношение к инвалидам в Европе в различные исторические эпохи // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. № 2.
3. Киселев М.И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями // Молодой ученый.2012. № 12.
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2 ч. – М.: Печатный двор, 1996.
5. Ратнер Ф.Л., Сигал Н.Г. История становления и развития идей инклюзивного образования: международный опыт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3-х ч. Ч.2. 2012. №12.
6. Фоминых А.М. Исторические аспекты становления идей инклюзивного образования детей URL:http://кампк.рф (дата обращения 22.02.2017 г.)

На горке

Ералаш

Плавает ли канцелярская скрепка?

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Швейня