Социологически- языковедческое исследование
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_istochniki_i_tempy_popolneni1.rar | 20.38 КБ |
Соцологическое исследование Куртямовой Кристины, 8 класс (2 место на региональнальном уровне)
Руководитель Корикова В.П.
ИСТОЧНИКИ ПОПОЛНЕНИЯ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОВГОРТСКИХ
ШКОЛЬНИКОВ.
План
1.Вводная часть:
*Гипотеза
*Цели и задачи исследования
*Актуальность и новизна темы
*Методы и приёмы
2.Основная часть
*Анкетирование по выявлению основных источников пополнения словарного запаса учащихся
-СМИ
-Учебная деятельность
-Художественная литература
-Речь людей и другие источники
*Наблюдения
*Темпы пополнения словарного запаса учащихся и причины их порождающие
3.Заключительная часть.
*Выводы
*Рекомендации
Вводная часть.
Задумывались ли вы над тем, как говорите? Может быть, древние ошибались, утверждая, что «молчание – золото»? Попытаемся оспорить этот аргумент?
Всем очевидно, что для будущего каждого ученика, для его самореализации, для достижения им успеха, к которому стремится любая личность, очень важно иметь развитую речь. Особенно значим этот фактор, в наше время, когда человек поставлен в жёсткие условия конкуренции, когда он должен «уметь подать» себя достойно. Сегодня актуальным является умение хорошо говорить, чётко и ясно излагать свои мысли, отстаивать своё мнение. Будущему выпускнику школы и любого другого учебного заведения предстоит писать резюме, проходить собеседование при устройстве на работу, готовиться к выступлениям и т. д. и при отсутствии достаточного словарного запаса его могут постигнуть большие разочарования в достижении важных жизненных целей.
Поскольку мы подошли к выводу, что «система языковых способностей ребёнка неотделима от развития личности» (Е.В.Архипова), то заинтересовались тем социумом, который окружает нас. Общаясь со сверстниками, мы заметили, что слова в их речи повторяются, одни и те же выражения кочуют из разговора в разговор. Сталкиваясь с большим количеством людей невольно ловишь себя на мысли, что общаешься с одним и тем же человеком. Может, это поверхностное суждение? Возможно, мы ошибаемся, делая поспешные выводы? Но всё-таки рискнем выдвинуть гипотезу: темпы пополнения словарного запаса учащихся нашей школы очень низкие, и есть причины, влияющие на это явление.
Мы решили сделать этот интересующий нас вопрос предметом исследования- в связи с выше сказанным, можно сформулировать тему научного труда: «Источники пополнения словарного запаса овгортского школьника»
Для проверки данного предположения выдвинуты следующие цели моего исследования:
*определить основные источники пополнения словарного запаса учащихся нашей школы
*выявить темпы пополнения словарного запаса
*на основе этих данных сделать выводы и в случае необходимости дать рекомендации в средствах массовой информации, выступить перед учителями школы, учащимися и т. д.
Задачи по проблеме были определены в соответствии с этапами исследовательской работы: в процессе изучения научной литературы по исследуемой проблеме, сбора информации из различных источников, наблюдения за живой разговорной речью, сравнительного анализа устной и письменной речи сформировать представление о языковых источниках и темпах языкового развития овгортских школьников.
Круг методов и приёмов, использованных нами для исследования названной проблемы, выбрали следующий: экспериментальный метод социолингвистического анкетирования, опрос, наблюдение, анализ творческих работ, эксперимент и обобщение.
2. Основная часть
Как известно, лексика более всего реагирует на изменения, происходящие в окружающем нас мире. Она отражает все стороны жизни. Кроме этого, лексика постоянно развивается, движется. Одни слова появляются, другие исчезаю.
Рассмотрением вопроса лексического пополнения языка занимались известные учёные: М.В Ломоносов («Российская грамматика» (1755 год), русский филолог В.В.Виноградов («Монографии. Русский язык»), русский языковед Л.В.Щерба, автор учебников русского языка, русский лингвист А.А.Шахматов и др.) Понимая, что теряется одна из ценностей народного достояния - русская речь, Президент нашего государства В.В.Путин объявил 2007 год Годом русского языка. Достаточно много публикаций, посвящённых состоянию русского языка, помещено в журнале «Русский язык в школе». Многие из этих работ повлияли на наше представление о данной проблеме и будут использоваться для аргументации наших суждений.
Вернёмся к гипотезе. Для её проверки были подготовлены вопросы анкеты, проведён опрос учащихся 7 – 10 классов и выявлены основные источники пополнения их словарного запаса. Учащимся было предложено распределить в порядке значимости источники пополнения словарного запаса, такие как СМИ, художественная литература, речь других людей, учебная деятельность, другие источники.
Как мы и предполагали, средства массовой информации оказались на 1 месте по значимости (45% Приложение 1). Это объясняется тем, что многие ученики большую часть времени проводят у экранов телевизора. В этом показателе есть как хорошие, так и плохие стороны. Положительным моментом можно считать то, что определённые передачи и телеканалы способствуют интеллектуальному развитию. Причём, учащиеся отдают предпочтение просмотру передач: телевизионных сериалов, «Пусть говорят», «Кто хочет стать миллионером?», «Жди меня», «В мире людей», «Федеральный судья» «Новости» (Приложение ). Среди этих перечислений мало познавательно- научных программ, серьёзных классических фильмов, передач о политике, искусстве, но уже хорошо то, что респонденты сделали выбор в пользу программ, влияющих на нравственное становление личности.
В показателе о СМИ есть не только хорошие, но и плохие стороны. Отрицательным является то, что, по мнению лингвистов, журналисты, дикторы и комментаторы значительно обедняют нашу речь. Они пользуются примерно 2000 слов, так как образовали с помощью номенклатурных работников некие выражения, которые можно вставлять в текст, как кассеты в магнитофон. Например, не « лес», а «лесной массив», потому что слово «лес» требует подбора к нему эпитета – какой лес? А «лесной массив» не требует никаких эпитетов. Или слово «поле». Надо подумать, крепко напрячься, чтобы описать это поле. А написал «бескрайние просторы»- и думать не надо, и начальство довольно. Люди, которые каждый день читают газеты, смотрят телевизор, невольно и сами начинают употреблять подобные словосочетания. Таким, образом, наша речь всё более и более обедняется. Штампы, или канцеляриты, – это «самая распространённая, злокачественная болезнь нашей речи», по мнению К. И. Чуковского.
Ещё одна негативная языковая проблема: существует такое явление, как наплыв американизмов или засилье заимствованных слов, проникающих не без участия средств массовой информации в русский язык через экономическую, культурную, политическую сферы жизни. Учёные называют это явление «языковым беспределом». Употреблять такие слова считается модно, современно. Сегодня, как никогда, активизируются иноязычные заимствования. С экрана телевизора звучат заимствования: «тинейджер», «топ-модель», «ди-джей», «байкер», «бодибилдинг», «мэр», «спикер», «гастарбайтер», «менеджер», «бейджик», «мейк-ап», «папарацци», «стиковый», «ремейк», «постер», «блокбастер», «сайдер – шот»…Несомненно, подростки «впитывают» эту лексику, берут её на вооружение и употребляют по случаю и без случая…
Несмотря на некоторые отрицательные факторы, определённое благоприятное влияние на расширение словарного запаса СМИ всё- таки оказывают.
Дети большую часть времени проводят в школе, наверное, поэтому пополнение словарного запаса за счёт новых определений, понятий, усвоенных на уроках, – учебная деятельность, как источник пополнения словарного запаса (25%) ,- оказывается на 2 месте (Приложение 1). Наблюдения, сделанные в процессе эксперимента, демонстрируют следующее: многие дети, услышав новые слова, не стараются узнать их смысл. За лексическим значением слова «плагиат», выставленным в кабинете русского языка на всеобщее обозрение, в течение трёх учебных дней, никто не обратился, а значение слова «синквейн», которое было выведено крупными буквами на дверях кабинета, захотели узнать 9 взрослых и всего 5 детей.
Пополнение словаря за счёт чтения художественной литературы (14%) оказалось на 3 месте (Приложение 1). По мнению лингвистов, то, чем может гордиться каждый россиянин – язык Чехова, Тургенева, Достоевского и др., может остаться только лишь языком художественных произведений, уйти безвозвратно в историю, может оказаться вычеркнутым из активного словоупотребления. Возьмём для сравнения, к примеру, словарный запас известных людей. В словаре В. Даля 250 тысяч слов (он посвятил сбору слов 47 лет своей жизни), А. С. Пушкина – 20 тысяч слов, словарь Ожегова включает в себя 57 тысяч слов, словарь Ушакова – 85 тысяч слов. Но как редко школьники обращаются к произведениям классики и справочной литературе! Кстати, по сведениям статистов, за последние 10 лет количество читающих уменьшилось вдвое. К примеру, в 8 классе активно читающих детей, являющихся постоянными посетителями школьной и сельской библиотеки из 15 всего 3 человека.
Наименьший процент выбора выпал на источник пополнения словарного запаса за счёт речи других людей-10%, других источников -6%.
Наблюдение и анализ
К сожалению, речь моих сверстников насыщена общеупотребительными, разговорными словами, жаргонизмами и молодёжным сленгом. Если говорить о наиболее популярном молодёжном жаргоне, то можно перечислить распространённые «погоняло», «отстой», «оборзел», «шухер», «заколебал», «понты», «стрёмный», «прикол», «достал», «гнилушка», «лох» и т. д.
Приведём небольшой анализ творческих письменных работ учащихся того же 8 класса. Тема сочинения традиционна: «Как я провёл (а) лето». Выполняло работу 15 учащихся. Допустили наиболее типичные речевые ошибки
1.повтор слов «были», «которые», «приехали», «ходили», «росли», «отдыхали» и т. д.- 5 учащихся
2.стилистические ошибк (присутствие разговорной лексики)-3 ученика
3. бедность словарного запаса, отсутствие изобразительно - выразительных средств – 10 учеников.
Данные работы иллюстрируют неумение подбирать синонимы, неточное словоупотребление, однообразие лексических конструкций.
И лишь в некоторых сочинениях содержались авторские находки «озеро, наполненное голубизной неба», «берёзки глядят в озеро – зеркальце, любуясь собой», «жизнерадостный, долгожданный фейерверк», «казалось, что растущие на горе деревья упадут», «бусинками дождя», «реки сливались и больше не сражались за место под солнцем» и т. д.
Анализируя успеваемость учащихся, которая напрямую влияет на речь, мы выявили следующие показатели. Если учесть, что количество учащихся в нашей школе с 5- 10 класс - 182 ученика, и из них только 33 хорошиста (Приложение 2), то видно, что только пятая часть имеет развитую речь (хотя эти суждения относительны, но не беспочвенны).
По данным следующего опроса, задачей которого являлась проверка темпов пополнения словарного запаса, эти темпы оказались невелики, но стабильны. Всего опрашиваемых было 106, большинство респондентов (73 ученика) ответили, что узнают от 1 до 3 новых слов в день, 4 – 6 слов узнают 26 и свыше 7 слов узнают 7. Что же касается возрастного состава респондентов, то объём словарного запаса находится в следующей зависимости: чем младше школьник, тем выше количество новых слов он узнаёт, например, ученики среднего звена узнают около 6 слов в неделю, тогда как старшеклассники открывают для себя всего лишь 3 – 4 слова в неделю. Такие цифры обнаружились в результате анализа анкетных данных.
Думаю, что есть причины, влияющие на темпы пополнения. Первая – это социум, окружающий детей. Если составить социальный портрет, к примеру, 8 а класса нашей школы, то картина будет примерно такой: 25 % из общего состава родителей учащихся- люди безработные, третья часть (30%) со средне - специальным образованием, 43 % - со средним. И только 3 родителя имеют высшее образование, что составляет 14 %. (Приложения 3, 4, 5) Низкий социально- образовательный уровень может обуславливать слабую материальную базу, недостаточный культурный уровень, непрактичность, алкоголизм (51%), случаи суицида, а у части детей - как следствие - отсутствие мотивации к учёбе.
Вторая причина: географическая изоляция нашего посёлка, отсутствие Интернета и сотовой связи и отсюда узкая сфера интересов.
3. Заключительная часть
Попытаемся представить себе речевой портрет среднестатистического овгортского школьника. Он немногословен, словарный запас его скромен, в речи отсутствуют образные выражения, преобладает общеупотребительная лексика, жаргонизмы, молодёжный сленг, канцеляриты, в лучшем случае. Нам удалось в общих чертах прийти к следующему заключению: при слабо развитой речи учащиеся предпринимают неохотные попытки её обогатить. Низкая мотивация к учёбе, отсутствие интереса к художественной литературе приводят к тому, что учащиеся имеют небольшой словарный запас.
Наше исследование было небольшим и поэтому не претендует на точность. Некоторые вопросы не удалось отчётливо выявить, например, темпы пополнения словарного запаса. Обогащение, активизация словарного запаса должны стать осознанной целью каждого обучающегося в школе ученика, ведь работа с лексическим материалом – важный аспект развития личности. Говоря об источниках пополнения словарного запаса, хотелось бы, чтоб предпочтение отдавалось не только СМИ, но и художественной, и справочной литературе. В учебной деятельности необходимо привлекать слуховое восприятие, зрительную опору, образное мышлении, необходимо повышать мотивацию к учёбе, развивать монологическую и диалогическую речь, создавать такие ситуации, при которых возникает потребность хорошо говорить.
Литература
6. Тексты в сборнике КИМ «ЕГЭ. Русский язык», Н.Галя, Д.С.Лихачёва,М. «Просвещение», 2006, 2008
7. Журналы «Русский язык в школе», № 2, 2007 год, №3 2006 год, № 5 ,2007 год, №8, 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1 | А.С- | сирота | Попечитель- безработный | Ханты |
2 | АМ | 2 родителей | Врач Педагог ДО | осетин |
3 | АИ | мама | домохозяйка | ханты |
4 | Д Т | Мама | безработная | русская |
6 | ИС | 2 родителей | Няня тракторист | коми |
7 | К К | 2 родителей | Педагог охранник | русская |
8 | К В | 2 родителей | Завхоз рабочий | коми |
9 | П К | папа | инженер | русская |
10 | П А | 2 родителей | Воспитатель рабочий | коми |
11 | ПВ | мама | педагог | коми |
12 | П А | мама | рабочая | ханты |
13 | С Ж | мама | рабочая | коми |
14 | Т А | 2 родителей | Завхоз воспитатель | коми |
15 | ФЛ | 2 родителей | Воспитатель безработный | коми |
16 | Л М | мама | безработная | ханты |
Итого: С 2 родителями-7 | с 1- 6, сирота-1 | Безработных-4 Интеллигенция7 Рабочие-10 | Ханты-4 Коми-7 Русский-3 |
Любимое яичко
Две снежинки
Загадочная система из шести экзопланет
Сила слова
Рисуем осень: поле после сбора урожая