• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Аффиксация как основной способ словообразования в английском языке»

Опубликовано Горбунова Наталья Геннадьевна вкл 18.06.2017 - 14:47
Горбунова Наталья Геннадьевна
Автор: 
Горбунова Вероника

Цель учебно-исследовательской работы: систематизация теоретического и практического учебного материала по английскому словообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon territorialnaya_uchebno.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

 КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

СЕКЦИЯ “Английский язык”

Тема: «Аффиксация как основной способ словообразования

в английском языке»

        

Автор: Горбунова Вероника

учащаяся 8 класса

ГБОУ ООШ № 4

 г. Новокуйбышевска,

Научный руководитель:         

Горбунова Наталья Геннадьевна

                                        учитель английского языка высшей категории

Новокуйбышевск, 2016

Оглавление

Введение

3

Глава I    

6

1.1 Общие сведения о словообразовании

6

1.2 Основные способы словообразования                                                                                                            

7

1.3 Аффиксация — основной способ словообразования

10

Глава II    

13

2.1  Наиболее употребительные суффиксы при образовании производных глаголов.

13

2.2.  Наиболее употребительные суффиксы при образовании производных имен существительных.

15

2.3  Наиболее употребительные суффиксы производных имен прилагательных.

23

Заключение

30

Библиография

31

Приложения


Введение

Роль английского языка в современном мире огромна. Именно поэтому  ЕГЭ по английскому языку станет обязательным, а девятиклассникам предстоит писать  единую контрольную работу. В силе остается и ОГЭ по английскому языку, который добровольно выбирают сдавать девятиклассники. Подготовкой к экзаменам озабочены как учащиеся и их родители, так и педагоги с администрацией школ. Данная проблема  создала почву для подробного изучения одного из разделов экзамена – словообразования.

В задании № 2 ОГЭ и  ЕГЭ по английскому языку в разделе «Грамматика и лексика» объектом контроля является умение использовать словообразовательные аффиксы английского языка. Тип задания – краткий ответ, для получения которого необходимо заполнить пропуски в тексте лексически и грамматически согласующимися с контекстом словами, преобразуя с помощью словообразовательных элементов слова, представленные на полях справа от пропусков.

Чтобы успешно выполнить эти задания, учащийся должен иметь богатый словарный запас, владеть аффиксальными способами словообразования и, соответственно, знать суффиксы и префиксы различных частей речи. Практика показывает, что учащиеся испытывают большие трудности в их применении. Так, анализ контрольной работы по английскому языку в ГБОУ ООШ №4 г. о. Новокуйбышевск Самарской области  показывает, что лишь 14 учеников из 55 успешно справились с заданием.

Изучив действующие учебники «Forward» и «Round up», можно сделать вывод, что в них нет списка основных суффиксов и приставок, которые участвуют в образовании новых слов, отсутствует теоретический материал по словообразованию. В данных учебниках недостаточно упражнений для тренировки в образовании новых слов, нет системы работы. Поэтому более подробная разработка упражнений по теме «Словообразование в английском языке» является востребованной и актуальной на сегодняшний день.

Анализ учебников английского языка, требований государственного стандарта и образовательных программ позволил нам выделить ряд противоречий:

  • между объективной необходимостью изучения данной темы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ и отсутствием системы разработанных упражнений, формирующих навыки словообразования, в школьных учебниках;
  • между требованиями программы по английскому языку к уровню владения лексической стороной речи учащимися в объеме не менее 1600 лексических единиц и низким уровнем их словарного запаса в действительности.

С учетом данных противоречий определена и сформулирована цель научно-исследовательской работы: систематизация теоретического и практического учебного материала по английскому словообразованию.

В рамках достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

  • составить список аффиксов с примерами, переводом и классифицировать их по значению и частям речи;
  • составить собственный словообразовательный словарь, содержащий основные производные слова;
  • исследовать ресурсы Internet на предмет наличия тестов на словообразование on-line и составить “копилку” полезных сайтов;
  • разработать собственную систему интерактивных упражнений, направленных на формирование навыков словообразования.

Объект исследования – способы словообразования в английском языке.

Предмет исследования – система словообразовательных упражнений как неотъемлемая часть процесса подготовки к экзамену.

Гипотеза исследования: выполнение заданий ОГЭ и ЕГЭ на словообразование будет успешным,

  • если положить в основу изучения словообразования системный подход;
  • сформировать навыки сознательного образования слов различных частей речи путем выполнения упражнений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа теоретической и методической литературы произведена систематизация материала по словообразованию, составлен полный список аффиксов с примерами, переводом и классификацией по значению и частям речи.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные системы упражнений, словообразовательный словарь и “копилка” полезных сайтов помогут повысить качество подготовки к экзаменам по английскому языку.

Результатом нашей работы является:

  1. система упражнений, направленных на формирование навыков словообразования различных частей речи.
  2. словообразовательный словарь, обратившись к которому учащийся сэкономит время на поиск слов, образованных с помощью аффиксов, в англо-русском словаре (Приложение 1);
  3. копилка адресов полезных сайтов, содержащих тесты на словообразование online (Приложение 2).

Глава I

1.1 Общие сведения о словообразовании

Термин "словообразование" имеет два основных значения, которые следует четко различать. В первом своем значении он употребляется для выражения постоянного процесса образования новых слов в языке. Язык находится в состоянии непрерывного развития, включающего определенные языковые процессы, в том числе и создание новых лексических единиц. Суть словообразовательных процессов заключается в создании новых наименований, новых вторичных единиц обозначения, и коль скоро такие наименования являются словами, термин "словообразование" раскрывается в буквальном смысле, то есть, прежде всего, как наименование процесса образования слов". Во втором значении термин "словообразование" обозначает раздел науки, занимающейся изучением процессов образования лексических единиц. Основная задача словообразования заключается в изучении формальных, семантических, генетических и других закономерностей и особенностей образования новых лексических единиц, возникающих в процессе развития языка, который является своеобразным барометром общественного развития, чутко реагирующим на малейшие изменения в научной, политической и другой жизни общества. Производство новых лексических единиц происходит по определенным словообразовательным моделям, исторически сложившимся в данном языке. При этом одной из ключевых проблем словообразования является проблема продуктивности модели или способа словообразования [4,34].

К настоящему времени бесспорными установленными признаками деривационных отношений признаны производность по форме и мотивированность по содержанию. Современный английский язык располагает многими способами образования новых слов, к числу которых относятся словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращения, адъективизация, субстантивизация, обратное словообразование, лексико-семантический способ, чередование звуков и перенос ударения в слове (фонологический способ) и т.д. Однако не все перечисленные способы используются в одинаковой степени, и удельный вес каждого из них в словообразовательном процессе неодинаков. Такие способы, как словопроизводство и словосложение, дают основное количество новообразований. С помощью словопроизводства и словосложения создается 88% новых слов. Другие же, например конверсия, лексико-семантический способ, образуют новые слова в меньшем количестве, и, наконец, третьи, к числу которых можно отнести чередование звуков и перенос ударения в слове, малопродуктивны и в настоящее время почти не используются, переходя в разряд исторических способов словообразования. Модель, аффикс, основа могут быть активны в создании новых слов и, наоборот, могут быть пассивны, т.е. с их помощью образуется незначительное количество слов или не образуется совсем.

1.2 Основные способы словообразования

Большое количество слов образуется друг от друга. Зная правила словообразования, мы сможем понять услышанное слово, если установим его прямую связь с другим, хорошо известным нам словом. Для эффективного увеличения словарного запаса, необходимо знать основные способы словообразования в английском языке:

1. конверсия

2. словосложение

3. компрессия

4. аббревиация

5. обособление значения

6. аффиксация

Остановимся более подробно на каждом из способов.

Конверсия — это такой способ образования новых слов, по которому от одной части речи образуется другая без каких-либо изменений во внешней форме слова.

Например:

Глагол --> Существительное
to answer - отвечать --> answer - ответ
to walk - гулять --> walk - прогулка
to water - поливать --> water - вода
to work - работать --> work - работа
to check - проверять --> check - проверка
to test - испытывать --> test – испытание

При конверсии двух- и многосложных существительных, имеющих ударение на первом или втором слоге, в глаголах ударение переносится на последний слог, например:

Глагол --> Существительное
to pro'gress - развиваться --> 'progress - развитие
to ex'port - экспортировать --> 'export - экспорт
to ac'cent - акцентировать --> 'accent - акцент
to con'flict - конфликтовать --> 'conflict - конфликт
to ob'ject - возражать --> 'object - объект
to per'mit - разрешать --> 'permit - разрешение
to pre'sent - дарить --> 'present - подарок
to dis'count - предоставлять скидку --> 'discount - скидка
to re'cord - записывать --> 'record – запись

Распространенным случаем конверсии является переход прилагательного в существительное (без смещения ударения), например:

Прилагательное --> Существительное
objective - объективный --> objective - цель
original - оригинальный --> original - оригинал
international - международный --> the International - Интернационал
professional - профессиональный --> professional – профессионал

Словосложение — это образование нового слова из двух или более слов. В русском языке при соединении двух слов в одно используется соединительная гласная о или е (водопровод, пылесос, толстостенный). В английском языке два слова соединяются друг с другом непосредственно, причем ударение обычно падает на первое слово.

Примечание. Сложные слова обычно пишутся слитно, но иногда через дефис.

Например:

Глаголы:

Существительные:

Прилагательные:

Наречия:

Местоимения:

to broadcast - транслировать
to whitewash - белить
to blackmail - шантажировать

girlfriend - подруга
birthday - день рождения
bedroom - спальня
editor-in-chief - главный редактор
mother-in-law - свекровь

kind-hearted - мягкосердечный
dark-green - темно-зеленый
short-sighted - близорукий
first-class - первоклассный

somewhere - где-то
whenever - когда бы ни
however - однако
nowhere - нигде

somebody — кто-то, кто-нибудь
everyone — все, каждый
whatever — что бы ни
nothing — ничего

Компрессия – это способ словообразования в английском языке, благодаря которому появляются сложные слова. При этом происходит сокращение компонентов словосочетания (a road test – to roadtest). Слова, образованные подобным способом, – частое явление в современном английском языке.

Аббревиация – образование новых слов путем сокращения.

Типы сокращений:

1) синтаксические: 

а) семантико-синтаксические (public — public house, Liberals -Liberal party);

б) морфолого-синтаксические (sitters — baby-sitter);

2) фономорфологические (doc — doctor, mike — microphone, pub — public house, noncom — noncommissioned officer);

3) фонографические (Dr — doctor, Sgt — sergeant, sec — second, I. G.-Inspector-General, NATO — North Atlantic Treaty Organization);

4) смешанные (a-bomb — atom-bomb, scific — scientific fiction, Eurasia — Europa and Asia).

Обособление значения (точнее: обособление производного значения многозначного слова) — выделение слова в одном из значений в самостоятельную словарную единицу. Обособление значения происходит при исчезновении семантической связи между производным и исходным значениями. Например, существительное ton тонна (имевшее раньше написание tun) — обособившееся значение слова tun большая бочка. Существительное pound фунт стерлингов возникло в результате обособления частного значения мера веса. (Значение обособилось после того, как вместо серебра, фунт которого был денежной единицей, в качестве денег начали использовать золото, отличающееся от него по весу.)

1.3  Аффиксация — основной способ словообразования

Аффиксация – один из самых распространенных способов словообразования. Она представляет собой образование новых слов от основ существующих слов при помощи аффиксов (суффиксов и префиксов). Знание значений суффиксов и префиксов помогает определить значение незнакомых слов, образованных при их помощи от знакомых [4].

Аффикс (от лат. affixus — прикрепленный), часть слова, имеющая грамматическое значение и вносящая некоторое изменение в значение корня[4]. Аффиксы подразделяются на словообразовательные, образующие новые слова, и словоизменительные, выражающие отношение слова к другим словам или к говорящему лицу. По положению относительно корня словообразовательные аффиксы подразделяются на стоящие перед корнем — префиксы , после корня — суффиксы и внутри корня — инфиксы .

Аффикс — это морфема, которая присуща целому классу слов. Присоединяясь к основе, она изменяет ее значение.

Аффиксам присущи следующие характерные признаки:

  • Присоединяясь к производящей основе, аффикс должен выражать определенное значение.
  • Аффикс должен легко выделяться как словообразующий элемент и в сознании говорящего отчетливо осознаваться как часть слова, а производящая основа при отделении должна обладать способностью употребляться в языке без аффикса или производить новые слова при помощи других аффиксов.
  • Аффикс должен употребляться для образования новых слов не только от основ того происхождения, с которым он впервые появился в языке, но и от основ иного происхождения.
  • Аффикс должен обладать определенной частотой употребления. Чем больше новых образований он дает, тем он продуктивнее.
  • Префиксы присоединяются к корню слова в начале, а суффиксы – в конце. Слова, образованные с помощью префиксов или суффиксов, в отличие от простых слов, называются производными (derived words), то есть производное слово является результатом словообразовательного процесса. Суффиксы и префиксы могут внести в производное слово новый лексический оттенок.

Префиксы изменяют значение слов, но не часть речи. Префиксы, как и суффиксы, могут присоединяться к различным частям речи, изменяя при этом значение основы слова: happy (счастливый) – unhappy (несчастный), happiness (счастье) – happily (счастливо); help (помощь) – helper (помощник) – helpful (полезный) – helpless (беспомощный).

Имя существительное в английском языке в словообразовательном отношении – самая богатая часть речи. Широко представлена суффиксация, позволяющая производить существительные от основ различных частей речи. Английские существительные имеют гораздо больше суффиксов, чем любая другая часть речи.

Прибавление суффикса обычно не меняет смысловое содержание слова, но при этом слова часто переходят из одной части речи в другую и в словаре приводятся отдельной статьей. Или же в одной словарной статье указывается, с каким суффиксом может использоваться данное слово, и что получается в результате прибавления к нему этого суффикса.

Для того чтобы систематизировать аффиксы английского языка нами был произведен анализ заданий по словообразованию, представленных в учебных пособиях. Это позволило нам составить полный список аффиксов с примерами, переводом и классификацией их по значению и частям речи.

Выводы по I главе:

Основная задача словообразования заключается в изучении формальных, семантических, генетических и других закономерностей и особенностей образования новых лексических единиц, возникающих в процессе развития языка, который является своеобразным барометром общественного развития, чутко реагирующим на малейшие изменения в научной, политической и другой жизни общества. Современный английский язык располагает многими способами образования новых слов, к числу которых относятся словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращения, адъективизация, субстантивизация, обратное словообразование, лексико-семантический способ, чередование звуков и перенос ударения в слове (фонологический способ) и т.д. Однако не все перечисленные способы используются в одинаковой степени, и удельный вес каждого из них в словообразовательном процессе неодинаков. Такие способы, как словопроизводство и словосложение, дают основное количество новообразований.


Глава II

Проанализировав вышеупомянутые английские произведения, а также задания по словообразованию из учебных пособий, нами были составлены таблицы наиболее употребительных суффиксов, которые можно применять при изучении английского языка.

2.1  Наиболее употребительные суффиксы при образовании производных глаголов.

Суффикс

Значение

Примеры и комментарии

существительное + -en

использовать то, что обозначено основой для определенного воздействия на предмет

length – lengthen (удлинять)
threat – threaten (угрожать)
strength – strengthen (усиливать)

прилагательное + -en

переход в состояние, указанное основой

live – liven (оживить)
bright – brighten (делать ярче)
ripe – ripen (созревать)
deep – deepen (углублять)
wide – widen (расширять)
weak – weaken (ослаблять)

существительное + -ify
прилагательное + 
-ify

производить действие или сделать(ся) таким, как обозначено основой

beauty – beautify (украшать)
class – classify (классифицировать)
simple – simplify (упрощать)
intensiv – intensify (усиливать)
just – justify (оправдывать)
pure – purify (очищать)

существительное + -ate
прилагательное + -ate

подвергать воздействию при помощи того, на что указывает основа; превращать(ся) в то, на что указывает основа

granule – granulate (дробить, измельчать)
origin – originate (происходить)
vaccine – vaccinate (делать прививку)
active – activate (активировать)
regular – regulate (регулировать)
different – differentiate (различать)

существительное + -ize/-ise
        [aiz]
AmE (американский)
BrE (британский)

использовать, применять что-либо;
готовить к чему-либо;
заниматься чем-либо

sympathy - sympathize, sympathise
(сочувствовать)
character - characterize, characterise (характеризовать)
apology - apoiogize, apoiogise
(извиняться)
memory - memorize, memorise
(запоминать)

прилагательное + -ize /-ise
        [aiz]
AmE
(американский)
BrE (британский)

приобрести качество или состояние, обозначенное основой

modern - modernize, modernise
(модернизировать)
national - nationalize, nationalise
(национализировать)
legal - legalize, legalise
(легализовать)

существительное -yze/-yse        [aiz]
AmE (американский)
BrE (британский)

 

analyst - analyze, analyse
(анализировать)
paralysis - paralyze, paralyse
(парализовать)

Суффиксы -ize, -ise, пишутся по-разному, но имеют одинаковое произношение [aiz]. Главная трудность для изучающих язык в том, что в британском английском многие из таких глаголов имеют два варианта написания, например,
Примечание:
Есть глаголы, оканчивающихся на
-ise, в которых -ise произносится [is] (в этих словах -ise является частью корня, а не суффиксом), например,
promise ['promis] - обещать;
premise ['premis] - предпосылать;
practice (AmE) [ˈpræktɪs] - practise (BrE) - применять на практике.

2.2  Наиболее употребительные суффиксы при образовании производных имен существительных.

Суффикс

Значение

Примеры и комментарии

существительное + -ade

значение действия, процесса и результата, а также заимствования из французского и испанского языков

block – blockade (блокада)
cascade (каскад)

глагол + -age

состояние, условие и результат действия

use – usage (употребление)
break – breakage (поломка)
marry – marriage (супружество)
pass – passage (проход)


существительное + -age

содержание чего-либо (в единицах измерения)

mile - mileage
(пробег автомобиля в милях)
percent - percentage
(процентное содержание)

глагол + -al

результат действия

arrive – arrival (прибытие)
deny – denial (отрицание)
refuse – refusal (отказ)
propose - proposal
(предложение)

глагол + -ant; -ent

действующее лицо или вещество

serve – servant (слуга)
study – student (студент)
reside – resident (житель)
oxidize – oxidant (окислитель)

существительное + -dom
прилагательное + 
-dom

состояние, качество; территория

bore – boredom (скука)
wise – wisdom (мудрость)
free - freedom
(свобода)
king - kingdom
(королевство)

глагол + -ее

юридические термины или лицо, на которое направлено действие

employ - employee (служащий)
address – addressee (адресат)
refuge – refugee (беженец)
train – trainee (практикант)


глагол + -er; -or; -ar

лицо или предмет, совершающие действие

act – actor (актер)
play – player (игрок, проигрыватель)

глагол + -ery; -ory; -ry

место действия

observe - observatory
(обсерватория)
bake - bakery
(булочная)

-ess

одушевленное существительное женского рода

actor – actress (актриса)
waiter – waitress (официантка)
god – goddess (богиня)

существительное + -hood

состояние, принадлежность к группе

child – childhood (детство)
mother - motherhood
(материнство)
neighbour - neighbourhood
(соседство)

-ese

национальная принадлежность

Portugal - Portuguese
(португалец)
China – Chinese (китаец)
Japan – Japanese (японец)

-ian; -an

национальная принадлежность

America - American
(американец)
Russia – Russian (русский)


существительное + -ian; -an

профессия или социальная группа

history – historian (историк)
library - librarian
(библиотекарь)
music – musician (музыкант)
politics – politician (политик)

существительное + -ics
прилагательное + 
-ics

область знаний, науки

physical – physics (физика)
mathematical - mathematics
(математика)
athlete – athletics (атлетика)
economic - economics
(экономика)

глагол + -ing

результат действия

hunt – hunting (охота)
meet – meeting (встреча)
plan – planning (планирование)

глагол + -ation

действие, процесс или абстрактные понятия

inform - information
(информация)
examine - examination
(экзамен)
expect - expectation
(ожидание)
prepare - preparation
(подготовка)

глагол на -ate + -ation

действие, процесс или абстрактные понятия

demonstrate - demonstration
(демонстрация)
dictate - dictation
(диктант)

глагол + -ion; -tion

значение действия, процесса

produce - production
(продукция)
collect
 - collection
(коллекция)

глагол + -ition

значение действия, процесса

compose - composition
(сочинение)
compete - competition
(соревнование)

глагол + -sion; -ssion

значение действия, процесса или абстрактные понятия

permit - permission
(разрешение)
decide – decision (решение)
divide – division (деление)
impress - impression
(впечатление)

-ism

общественный строй, политическое, общественное или идеологическое течение

hero - heroism
(героизм)
social - socialism
(социализм)

vandal - vandalism
(вандализм)

существительное + -ist
прилагательное + 
-ist

принадлежность к партийному, философскому или религиозному движению

social – socialist (социалист)
commune - communist
(коммунист)
science – scientist (ученый)
nature – naturalist (натуралист)


существительное + -ist
прилагательное + -ist

профессиональная принадлежность

art – artist (художник)
piano – pianist (пианист)
chemical - chemist
(аптекарь)

глагол + -ment

действие или процесс или значение совокупности предметов

improve - improvement
(улучшение)
agree - agreement
(соглашение)
develop - development
(развитие)

прилагательное + -ness

состояние, качество

happy – happiness (счастье)
great – greatness (величие)
white – whiteness (белизна)
dark – darkness (темнота)

существительное + -ship

состояние, положение, отношение между людьми

fellow - fellowship
(товарищество, братство)
friend – friendship (дружба)
citizen - citizenship
(гражданство)

глагол + -th
прилагательное + 
-th

качество

grow – growth (рост)
wide – width (ширина)
true – truth (правда)
warm – warmth (тепло)
с изменением корневой гласной:
deep – depth (глубина)
long – length (длина)
strong – strength (сила)

прилагательное + -ty; -ity

состояние, качество, условие

able – ability (способность)
active - activity
(активность, деятельность)

прилагательное на -ible + -ibility

состояние, качество, условие

possible - possibility
(возможность)
responsible - responsibility
(ответственность)

глагол + -ure; -ture; -sure

процесс; результат действия

press – pressure (давление)
depart – departure (отъезд)
create – creature (создание)

глагол + -y

качество или состояние

discover - discovery
(открытие)
jealous - jealousy
(ревность)

глагол + -ance; -ancy

процесс или результат действия

assist - assistance
(помощь)
accept - acceptance
(принятие)
appear - appearance
(появление)

прилагательное на -ant
 + -ance; -ancy

состояние, качество

important - importance
(важность)
constant - constancy
(постоянство)
pregnant - pregnancy
(беременность)

глагол + -ence; -ency

процесс или результат действия

differ - difference
(разница)
exist - existence
(существование)
prefer - preference
(предпочтение)


прилагательное на -ent
 + -ence; -ency

состояние, качество

absent – absence (отсутствие)
silent – silence (молчание)

существительное + -су; -асу
прилагательное +
 -су; -асу

качество, условие, состояние

accurate - accuracy
(точность)
diplomat - diplomacy
(дипломатия)
democrat - democracy
(демократия)
literate - literacy
(грамотность)

Существительные с суффиксами -ance, -ence, -ancy, -ency были образованы от латинских глаголов, в которых буквы -a- или -e- в суффиксе означали разные типы спряжения глаголов. В английском языке нет глагольных спряжений, и выбор между суффиксами -ance или -ence (-ancy или -ency) представляет трудность даже для носителей языка.

2.3  Наиболее употребительные суффиксы производных имен прилагательных.

Суффикс

Значение

Примеры и комментарии

глагол + -able; -ible

выполнимый (но не выполняемый), способный поддаваться действию

(можно переводить придаточным предложением, начиная со слов:
который можно + исходный глагол)

eat - eatable
(съедобный - который можно съесть)
enjoy - enjoyable
(приятный - который доставляет удовольствие)
read - readable
(читабельный - который можно читать)
detect - detectable
(обнаружимый - который можно обнаружить)
observe - observable
(который можно наблюдать, а не наблюдаемый)
predict - predictable
(предсказуемый - который можно предсказать)

существительное + -able; -ible

наличие признака, свойства или качества, выраженного основой

comfort - comfortable
(удобный)
fashion – fashionable (модный)
value – valuable (ценный)
access – accessible (доступный)

существительное + -al

имеющий природу, относящийся к тому, что выражено основой

centre – central (центральный)
emotion – emotional (эмоциональный)
norm – normal (нормальный)
nature – natural (природный)
season – seasonal (сезонный)


-an; -ian

территориальная или национальная принадлежность; язык

America - American
(американский)
Mexico – Mexican (мексиканский)
Russia – Russian (русский)

-ese

территориальная или национальная принадлежность; язык

China - Chinese
(китайский)
Japan - Japanese
(японский)
Portugal - Portuguese
(португальский)

существительное + -ish

территориальная или национальная принадлежность; язык

Denmark - Danish
(датский)
England - English
(английский)

глагол + -ant
существительное на 
-ance + -ant
существительное на 
-ence + -ant

характеризуют лица или предметы как имеющие или проявляющие определенные качества

arrogance - arrogant 
(высокомерный)
importance - important
(важный)
significance - significant
(значительный)
observe - observant
(наблюдательный)


глагол + -ent
существительноена 
-ence + -ent

характеризуют лица или предметы как имеющие или проявляющие определенные качества

dependence - dependent
(зависимый)
evidence - evident
очевидный
exist - existent
(существующий)
persist - persistent
(настойчивый)
intelligence - intelligent
(умный)

существительное + -ary
прилагательное +
 -ary; -ory

качество

document - documentary
(документальный)
element - elementary
(элементарный)
imagine - imaginary
(воображаемый)

глагол + -ate

разнообразные значения

consider - considerate
(внимательный)
literacy - literate
(грамотный)
moderation - moderate
(умеренный)
passion - passionate
(страстный)

существительное + -ed
глагол + -ed

признак обладания чем-либо;
обозначение какой-либо формы;
характер или состояние

arch – arched (изогнутый)
educate - educated
(образованный)
tire – tired (уставший)
talent – talented (талантливый)

существительное + -en

сделанный из чего-либо

gold – golden (золотой)
wood – wooden (деревянный)
wool – woolen (шерстяной)

прилагательное + -er

сравнительная степень

big – bigger (больше)

прилагательное + -est

превосходная степень

big - biggest
(самый большой)

существительное + -ful

обладающий (в полной мере) качеством, выраженным основой

hope - hopeful
(надеющийся)
success - successful
(успешный)
peace – peaceful (мирный)

существительное + -less

лишенный качества, выраженного основой

help - helpless
(беспомощный)
hope – hopeless (безнадежный)
home – homeless (бездомный)
care – careless (беззаботный)

существительное + -ic; -tic; -ical

имеющий состав или структуру основы

atom – atomic (атомный)
economy - economical
(экономный)
energy - energetic
(энергичный)

глагол + -ing

качество того, что выполняет действие

tire - tiring
(утомительный)
interest - interesting
(интересный)

прилагательное + -ish
существительное + -ish

слабая степень качества

child – childish (детский)
dark – darkish (темноватый)
fool - foolish
(глупый)
red – reddish (красноватый)

глагол + -ive; -ative
существительное + -ive; -ative

наличие признака, свойства или качества, выраженного основой

act – active (активный)
create – creative (творческий)
product - productive
(продуктивный)
impulse - impulsive
(импульсивный)

существительное + -ly

характерный

day – daily (ежедневный)
hour – hourly (ежечасный)
friend – friendly (дружелюбный)

существительное + -ous; -ious

обладающий каким-либо признаком

curiosity - curious
(любопытный)
danger - dangerous
(опасный)

существительное + -y

имеющий качество того, что обозначено основой

сloud – cloudy (облачный)
dirt – dirty (грязный)

Вывод по 2 главе:

Таблицы, разбитые по частям речи, позволят учащимся лучше усвоить материал по словообразованию и продуктивнее готовиться к экзаменам, экономя время.


Заключение

Материалы данного исследования позволят учащимся не только качественно подготовиться к Обязательному Государственному Экзамену и Единому Государственному Экзамену в разделе «Лексика и грамматика» за счет разработанных автором работы таблиц по словообразованию и подобранных в Интернете тестов on-line, но и сэкономят их время на поиск слов, образованных с помощью аффиксов, в англо-русском словаре за счет использования предлагаемого словообразовательного словаря.

Таким образом, положенный в основу изучения словообразования системный подход и сформированные навыки сознательного образования слов различных частей речи путем выполнения упражнений обеспечат более качественное усвоение темы «Аффиксация в английском языке».


Библиографический список

  1. Ваулина Ю. Е. «Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Ваулина Ю. Е. «Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  3. Веселова Ю. С.. «Тематический тренажер по английскому языку. Словообразование. (Готовимся к ЕГЭ) »– 2-е изд., испр. – Москва: Интелект-Центр, 2013.
  4. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. –М.: Высшая школа,1992.
  5. Фоменко Е. А., Долгопольская И. Б., Черникова Н. В. «Английский язык. ОГЭ-2016. 9 класс. Тренинг: все типы заданий: учебно-методическое пособие - Ростов н/Д: Легион, 2015.
  6. Фоменко Е. А., Юрин А. С. «Английский язык. 7-8 классы. Лексика и чтение. Тесты и упражнения. Тренировочная тетрадь: учебно-методическое пособие -  Ростов н/Д: Легион, 2013.
  7. Шидловская С.Н. «Английское словообразование. English Word Formation» Пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену. – Минск: ТетраСистемс, 2010.


Поделиться:

Лупленый бочок

Кто должен измениться?

Дерево в снегу

Сорняки

Загадка старого пирата или водолазный колокол