• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Отношение к чтению: прошлое, настоящее, будущее ( на примере учащихся Уринской школы)

Опубликовано Чиркова Татьяна Федоровна вкл 18.07.2017 - 7:10
Чиркова Татьяна Федоровна
Автор: 
Красноярова Ксения

Учебно- научная работа посвящена исследованию состояния отношения к чтению в нашей школе в сравнении с  данными исследования , проводившимися другой моей ученицей несколько лет назад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otnoshenie_k_chteniyu_proshloe_nastoyashchee_budushchee.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Уринская  средняя общеобразовательная школа»

671615 Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Уро, ул.Школьная, 2

тел. 83013195691                                      uroschool@rambler.ru

 

                           Отношение к чтению: прошлое, настоящее, будущее

                                      ( на примере учащихся Уринской школы)                                                                                                

                                                                                                    Работу выполнила:                                                                                                      

                                                                                                    Красноярова Ксения,

                                                                                                    ученица 6А класса

                                                                                                    Руководитель:

                                                                                                    Чиркова Татьяна Федоровна,

                                                                                                    учитель русского языка и

                                                                                                    литературы  1 категории  

                                                     

                                                        2017

Содержание:

  1. Введение.------------------------------------------------------3стр.
  1. Основная часть.----------------------------------------------4 стр.
  1. Заключение.---------------------------------------------------7 стр.

      4.  Список литературы-------------------------------------------8 стр.

   

Введение

Чтение - сложный процесс,  направленный на понимание текста,  представляет  собой  взаимодействие между текстом и читателем.  Также чтение – это способность  воспринимать  информацию.

Русское  слово  «чтение»  корнями  связано  со  словом  «почтение».  Оно  всегда  считалось  в России  делом, заслуживающим  глубокого  уважения  и  преклонения. Читающий  человек  в  общественном  мнении  издревле  причислялся  к  социальной  элите. Мы  гордились, что  в 60- 70-е  годы  по  праву могли  назвать  себя  «самой  читающей страной  в  мире».  Сегодня  же  все стремительно  меняется.  «В  настоящее  время  заметно  снижение  мотивации  обучающихся  к  чтению. Изменение  свойств  и  условий  существования  текстов, с  которыми  имеют  дело  дети  и  подростки  (электронные  носители,  система  гиперссылок, обилие коротких  бытовых  текстов и др.) приводят  к  тому,  что  традиционный,  линейно  разворачивающийся  книжный  текст,  всё  труднее  воспринимается  и  прочитывается  детьми.  Это  становится  серьёзным  препятствием  для  освоения  литературных  произведений и  почвой, на  которой  расцветает  имитационная  читательская  деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений, рефератов  и др.)»,- читаем мы   в  «Концепции преподавания  русского  языка  и  литературы  в  Российской  Федерации».

Объектом исследования стали учащиеся Уринской  школы двух разных временных периодов (2011 и 2017 год);

Предметом исследования -  отношение учащихся к чтению, книге;

Актуальность проблемы: в  условиях заметного снижения мотивации обучающихся к чтению, изменения свойств и условий существования текстов  у  учащихся  оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы,  именно этим обусловлена необходимостью  проанализировать, как  изменилось отношение учащихся нашей школы к книге, какими причинами это вызвано;  

Цель: выявить, различается ли  отношение к чтению и книгам у  учащихся нашей школы двух разных временных периодов, найти  объяснение этому;

Методы: для решения поставленных задач применяются следующие методы исследования: наблюдение; экспериментальный  метод; метод обработки  данных.

                         Основная часть

          В «Концепции преподавания русского языка и литературы  в Российской Федерации», утвержденной  распоряжением Правительства   Российской Федерации  от 9 апреля 2016 читаем: «Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.

      Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.» [2]

Понимая, что все вышесказанное напрямую относится и к моим сверстникам, мы решили провести исследование и узнать, как они относятся к чтению.  Похожее исследование было проведено в 2011 году ученицей нашей школы Жеравиной Мариной, мы хотим сравнить  результаты шестилетней давности с сегодняшними. Тогда было опрошено 16 человек, сейчас – 14.  И тогда, и  сейчас учащимся были  розданы анкеты со следующими вопросами:

  1. Любишь ли ты читать?
  2. Есть ли у тебя дома книги?
  3. Как часто ходишь в библиотеку?
  4. Родители любят читать?
  5. Читают ли они вместе с тобой?
  6. Каким ты видишь будущее  книги?
  7. Назови своих любимых писателей

    Проведя анализ ответов на вопросы, мы пришли к выводу, что практически  нет отличий  в ответах  учащихся  только по первому: любит читать  примерно одинаковое количество отвечавших (56%-57%). Ответы на следующие вопросы анкеты подтверждают мысль о том, что интерес к чтению в нашей стране  стремительно падает: так   имеет дома книги на 25% меньше учеников, чем это было  шесть лет назад  (были книги у 75%  опрошенных, сегодня есть только у 50%).   Но ведь, кроме домашних библиотек, существуют общественные, может быть, учащиеся нашей школы посещают их? Оказалось,  и это не так: процент посещения библиотек, как показывают результаты опроса, снизился еще больше: в 2011 году читали там книги  44% опрошенных, сейчас – 7% (то есть лишь один из четырнадцати!). Количество родителей, любящих читать,  снизилось с 85%  шесть лет назад до 71%  в 2017 году,  соответственно, больше чем в два раза  снизилось и число пап и мам, которые находят время, чтобы почитать  своему  ребенку книгу: было  37%, стало – 14%.  (Смотрите таблицу)

Вопрос

2011год

Опрошено 16 человек

2017 год

Опрошено 14 человек

да

нет

да

нет

Любишь ли ты читать?

56%

44%

57%

43%

Есть ли у тебя дома книги?

75%

25%

50%

50%

Как часто ходишь в библиотеку?

44%

56%

7%

Редко – 57%

Нет – 36%

Родители любят читать?

85%

15%

71%

29%

Читают ли они вместе с тобой?

37%

63%

14%

86%

 Мнения ребят по  вопросу, каким ты видишь будущее  книги,  в 2011  году  разделились: половина считала, что на смену бумажной книге придет электронная, а вторая – что останется привычная  для нас  книга в переплете, но никто из них не представлял себе будущего вообще без книг. Сегодня 86% шестиклассников   видит  в будущем напечатанную старым способом книгу,  книгу  электронную, книгу, которую можно будет прочитать в интернете с помощью планшета, ноутбука, компьютера,  а вот 14% (2 человека из 14) считают, что в будущем легко  можно будет обойтись без книги, там ей нет места.

На вопрос,  кого из писателей ты любишь, в 2011 году наши сверстники называли имена авторов «Робинзона Крузо», «Острова сокровищ», «Золушки, «Чипполино».  В 2017 году  8 шестиклассников (57%)   не назвали никого,  6 человек (43%)  назвали Агнию Барто,  причем один человек при этом умудрился даже неправильно написать ее фамилию.  Учитывая, что опрашивали мы  шестиклассников, а назвали они поэта, со стихами которого знакомят детей дошкольного возраста,  а большая часть школьников вообще никого не назвала, результаты можно назвать удручающими.

 Понимая, что сложившуюся ситуацию нужно исправлять, мы обратились к школьному психологу Слесаревой Наталье Игоревне с просьбой дать несколько советов, как можно  повысить интерес к чтению, как заинтересовать школьников книгой.  Отвечая на наши вопросы, она вначале предложила разобраться в причинах  сложившейся ситуации  и назвала следующие:

  1. Большая часть родителей не заботиться о приобщении ребенка к чтению, заменяя встречу с  книгой   просмотром телепередач или общением и играми в интернете;
  2. В погоне за высокими показателями в технике чтения  у учеников не успевает сформироваться   навык  осознанного чтения, его качество, ребенок читает-то вроде быстро, а сути прочитанного не понимает;
  3. Если раньше за компьютером сидели в основном студенты, то теперь в нем почти постоянно находятся школьники, а порой дошкольники, а ведь известно, что воспринимать информацию  с монитора гораздо проще и легче, чем со страниц книги.

А теперь перейдем к конкретным рекомендациям, которые нам дала Наталья Игоревна:

  1. Задача родителей – сделать чтение потребностью, такой  же насущной, как умывание и чистка зубов;
  2. При выборе книг, входящих в школьную программу, учитывать интересы  и возрастные особенности детей;
  3. Читать детям с самого раннего возраста (начиная с беременности мамы), обсуждать с детьми прочитанное;
  4. Не наказывать чтением, например, не говорить: «Не сядешь за компьютер, пока не прочитаешь главу!»
  5. Вырабатывать у ребенка навык быстрого чтения, так как,  читая медленно, он не понимает прочитанное, не осознает его суть;
  6. Дать ребенку право выбрать место, где будем читать (на кухне или в зале), время чтения (сейчас или вечером) и книгу (например, «Золушку» или «Красную шапочку»).

      Надо научиться выбирать и хорошие книги, Джон Рёскин, английский писатель, художник, теоретик искусства,  по этому поводу писал: «Читайте не то, что попало, а со строгим выбором. Поскольку жизнь так коротка, а свободных часов мало, мы не можем тратить ни одного из них на чтение малоценных книг. Плохие книги не только бесполезны, но и вредны». [3]

Заключение

Проведя исследование, мы выяснили:

  1. Интерес к чтению по сравнению с 2011 годом остался на прежнем уровне, а вот процент моих одноклассников, имеющих дома книги, посещающих библиотеку, читающих вместе с родителями, снизился очень заметно;
  2. Среди опрошенных в 2017 году нашлись люди,   которые не видят  книгу  в своем будущем;
  3. Круг чтения мои сверстников очень сузился, большинство из них не могут назвать ни одного любимого автора;
  4. Результатом беседы со школьным психологом стал ряд рекомендаций, призванных повысить интерес к чтению.

 

Список литературы:

 

  1. Бураков Н. Как пробудить интерес к чтению [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URLhttp://nburakov.ru/pdf/kak-probudit-interes-k-chteniiu.pdf

  1. Концепция преподавания русского языка и литературы  в Российской Федерации (утверждена  распоряжением Правительства   Российской Федерации  от 9 апреля 2016 г. № 637-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf
  2. Рёскин Д. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URLhttps://tsitaty.com/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0/174331


Поделиться:

Астрономический календарь. Январь, 2019 год

Заяц-хваста

Филимоновская игрушка

Снежная книга

Ледяная внучка