• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по теме : "В какие игры играли наши бабушки"

Опубликовано Пугачева Юлия Александровна вкл 30.11.2017 - 20:54
Пугачева Юлия Александровна
Автор: 
Оспанов Роман

В настоящее время коллективные подвижные игры во дворе вытесняются виртуальными развлечениями. Ребятам больше нравится играть дома в компьютер, чем на улице. Но разве заменит компьютер общение с друзьями, разве с ним можно побегать, посмеяться, поговорить или побороться. В работе рассказано в какие игры играли наши мамы и бабушки. Вам, ребята, предлагаем сборник подвижных игр "Чтобы стать дружнее". Не сидите дома , идите на улицу, разучивайте подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа на тему : "В какие игры играли наши бабушки"554.57 КБ
Файл Сборник игр: "Чтобы стать дружнее"1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная   школа с. Абабково

Павловского района Нижегородской области

Районный  исследовательский конкурс для младших школьников

«Путь познаний 2»

Исследовательская работа по теме:

«В какие игры играли наши бабушки и дедушки?»

Тема выступления: «Забытые  подвижные народные игры»

http://letopisi.org/images/8/8f/DSCN2710.jpg

                                              Работу выполнил: Оспанов Роман

                                                ученик 3 класса

                                         руководитель: Пугачева Юлия Александровна

                                                 учитель начальных классов

                                                контактный телефон: 89047911041

с. Абабково, 2016

Содержание

                                                                                                                                 

1. Введение………………………………………………………………..3

2. Основная часть…………………………………………………………4-8

2.1.   История возникновения коллективных подвижных  игр  ……….

2.2. Виды детских игр ……………………………………………………

2.3  Забытые  коллективные подвижные игры наших бабушек ……....  

 3.  Заключение………………………………………………………........8-9

4. Литература ……………………………………………… …………….10

 5. Приложения …………………………………………………………...11-16                                  

1. Введение

  Актуальность  выбранной темы: Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни.  Мир детства невозможно представить без игры. С помощью игры дети удовлетворяют свою потребность в развлечении, укрепляют не только ловкость и выносливость, но и учатся мыслить логически, развивают речь, формируют дикцию. Игра служит становлению и сплочению коллектива. Бежит время и, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.

Проблема: В настоящее время коллективные подвижные игры во дворе вытесняются виртуальными развлечениями. Детям моего возраста больше нравится играть дома в компьютер, чем на улице. Но разве заменит компьютер общение с друзьями, разве с ним можно побегать, посмеяться, поговорить или побороться.

 Цель:  изучение и, по возможности, возрождение забытых народных подвижных коллективных  игр наших бабушек.

     Задачи:  - исследовать наиболее популярные игры старших поколений, проследить насколько изменились игры;

                       - провести опрос одноклассников, их родителей, бабушек и дедушек и выяснить, во что играли они;

                      - возродить коллективные игры наших  бабушек и дедушек, которые сейчас почти забыли;

                     -  создать сборник игр для ребят нашего класса;

     Объектом исследования являются:  подвижные игры наших бабушек

     Методы исследования:  изучение литературы,  наблюдение, практическая работа,  анкетирование ребят, опрос бабушек, дедушек, родителей, обработка материала, беседа,  консультация с работниками библиотеки, работа с интернет источниками, фотографирование.

2. Основная часть

2.1.  История возникновения коллективных подвижных  игр

Подвижные игры возникли еще у первобытных людей (6-8 века). Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: метание камней, копья в цель и на дальность.

Ещё в Лаврентьевской летописи (12 век), в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках обнаружено огромное количество  остатков различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.

Известный русский исследователь народных игр 19 века Е. А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

         В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Специально игре никто не учил. В то время детей разных возрастов на улицах было много,  игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Младшие, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.

2.2.  Виды детских игр.

Выделяют различные виды игры [ Приложение1], в том числе:

-подвижные игры, которые способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения.

- строительные игры - с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

- настольные игры - развивают смекалку, умение вести себя соответственно в разных ситуациях;

- дидактические игры -  для обогащения  знаний,  для развития тех или иных психических качеств и свойств;

сюжетно-ролевые игры - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых;

- компьютерные игры – игры за компьютером, игровыми приставками, планшетами и другими электронными устройства.

Чтобы выяснить, во что играли наши бабушки, дедушки, наши родители и мои одноклассники мы провели анкетирование и опрос [Приложение 2]. В анкетировании участвовало 72 человека:

 - бабушки и дедушки – 12 человек,

- родители – 18 человек,

- школьники – 42 человека

В анкету мы включили следующие вопросы:

1. В какие игры ты любишь играть или любил играть  в детстве?

2. Какие игры из представленного списка тебе знакомы?

3. Напиши 2-3 свои самые любимые игры?

После того как мы провели анкетирование и получили ответы на эти вопросы, мы обработали результаты и выяснили, что люди старшего поколения любили играть в подвижные (родители – 17 человек из 18, бабушки – 12 из 12) , строительные и настольные игры, а ребята моего возраста предпочитают играть в компьютерные игры (40 человек из 42). Это еще раз подтверждает, что выдвинутая нами проблема существует. Однако, среди любимых игр одноклассники выбрали  «Вышибали», «Прятки», «Дочки – матери». Это очень радует, что ребята не просиживают за компьютером, а двигаются. Мы  выяснили, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на спортплощадке, на улице, в лесу. Любимая игры наших бабушек в детстве были  «Лапта, «Чиж», «Двенадцать  палочек». Это показал опрос. Наибольшее количество ребят эти игры не знают,  некоторые даже не слышали про них. Вот про эти игры мы   узнали и рассказали ребятам. Также люди старшего поколения рассказывали, как они играли в «Ножички», «Чехарду», «Третий лишний», «Городки», «Жмурки», «Люлька», «Колечко», «Краски» и т. д. Про эти и другие игры мы расскажем в сборнике игр [Приложение 3], который мы составили вместе с ребятами и родителями.  

2.3. Забытые  коллективные подвижные игры наших бабушек.

«Лапта» [Приложение 4]

История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию. Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат.

Для игры в лапту необходима  своеобразная палка – бита, которая называется лапта  и  обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного. [ http://fb.ru/article/137710/lapta---pravila-igryi-igra-lapta-russkaya-lapta---pravila-igryi]

В лапту играют две команды с одинаковым количеством игроков. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко.  Победителем является та команда, которая наберет больше очков.
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку или широкую лужайку . Игра доступна любому желающему. Как рассказывают наши бабушки, в неё играли и дети, и  взрослые.

«Двенадцать палочек» [Приложение 5]

 Это детская дворовая игра, усложнённый вариант игры в прятки.  Для игры понадобится длинная дощечка и двенадцать палочек. Палочки должны быть заметны, чтобы их нельзя было перепутать с теми палками или сучками, которые могут попадаться на игровой площадке. Перед началом игры выбирается водящий — он будет искать игроков. В начале игры дощечка кладётся на камень или кирпич таким образом, чтобы получилась своеобразная «катапульта», на один конец которой укладываются все палочки. Один из игроков топает по противоположному концу дощечки, палочки разлетаются, а игроки разбегаются в разные стороны и прячутся. Водящий как можно быстрее собирает разлетевшиеся палочки, укладывает их на дощечку и после этого начинает поиск спрятавшихся игроков.

Как только он находит какого-нибудь игрока, они бегут наперегонки к дощечке, как в прятках, чтобы «застукаться». Но здесь задача другая: если найденный игрок первым успевает «запустить» палочки в воздух, игра повторяется с тем же водящим. Если же «запустить» палочки успеет водящий — то водящим становится найденный игрок.

Водящий принимается собирать палочки на дощечку, а все остальные игроки перепрятываются.

«Чиж» [Приложение 6]

      Для этой игры необходимы бита и чижик. Как их сделать?

Чиж делается из квадратного бруска 20X20 мм, а бита — из доски. На все стороны (бока) чижа нужно нанести по очереди цифровые обозначения: I, II, III,X.

          Количество игроков не имеет значения. Перед началом обязательно начертите на земле квадрат 45X45 см и в центре его положите чиж. Первый играющий ударяет по заостренному концу чижа ребром биты, а следующим ударом подбрасывает его в сторону. Второй играющий бросает чиж рукой с того места, где он упал, в нарисованный квадрат. И если он попадет в него, то — победа. В случае невезения (промазал и в квадрат не попал) первый играющий продолжает игру, получая два очка, т. е. одно очко за каждый удар. В зависимости от той цифры, которая выпала на верхней стороне чижа (I, II, III), первый игрок получает соответственно (I, II, III) попытки набрать большее количество очков, ударяя при этом ребром биты по острию чижа. Запомните, что после каждого удара по лежащему на земле чижу не обязательно вторым ударом отбрасывать его в сторону, можно «чеканить» его битой. Если же второй игрок бросает чижа в квадрат и не попадает, а на верхней стороне чижа нарисована цифра X, вам повезло, имеете право на повторный бросок в квадрат. Основная задача — набрать 50 очков. Тот, кто сделает это первым, будет защищать квадрат! Но сначала определите, сколько попыток бросить чиж получает проигравший. Для этого он должен подбросить чиж рукой вверх, и цифра на верхней стороне чижа после приземления и есть количество попыток. Счастливчик, выигравший, как и в начале игры, выбивает лаптой чиж и встает в квадрат. Он должен постараться не допустить попадания чижа в квадрат. Атакующий квадрат игрок имеет шанс приблизиться к квадрату, постепенно перебрасывая чижа ближе к цели, но не забывая при этом, что защитник квадрата может в любой момент (оставаясь одной ногой в квадрате) дотянуться до чижа и отбить его. [http:// trepsy.net›play/stat.php?stat=676]

3.  Заключение.

Закончив эту работу, я могу сказать, что пополнил свой багаж знаний, узнал интересные сведения из истории различных игр, познакомился и разучил многие подвижные игры. В ходе своей работы я изучил литературу, побеседовал с интересными людьми, поиграл в «Лапту», Чижик», «Двенадцать палочек», «Катание яиц» и другие,  создал сборник игр и пришел к следующим выводам:

  • Есть интересные подвижные народные игры, которые мы не знаем,  но в них играли наши бабушки, например: «Лапта», «Двенадцать палочек», «Чиж», «Третий лишний», «Городки», «Жмурки», «Люлька», «Колечко», «Краски» и другие.  
  • Эти игры объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.
  • Нам нельзя   отказываться от них, они дают нам возможность познакомиться с местным развитием фольклора.
  • Необходимо возродить любимые игры наших бабушек.
  • Лучшими распространителями и пропагандистами игр являемся мы – дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно учить играть!

Своей работой я поделился с одноклассниками и заинтересовал их.

Однако, хочется отметить, что не все ребята в школе проявляют интерес к этим играм. Это очень печально, но после нашей работы в моем классе все ребята с удовольствием изучали правила игры и играли в изученные игры.

Моя работа имеет большое практическое значение. Этот материал может быть использован на уроках физкультуры, в группе продленного дня,  на классных часах. Я надеюсь, что в эти игры будут играть ребята в свободное время.


Список используемой литературы:

1. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «Детская литература», 1988г.

2.  М. Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986 .

3. http://www.detskietovary.ru/article/51

4. http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139

5. http://vmirepozitiva.ru›…pasxalnaya…katanie-yaic.html

6. http://trepsy.net›play/stat.php?stat=676

7.http://fb.ru/article/137710/lapta---pravila-igryi-igra-lapta-russkaya-lapta---pravila-igryi

8. http:// sushilight-sp.ru

Приложение 1.

Виды игр:

http://kidemon.ru/sites/default/files/imagecache/in_text/wysiwyg_imageupload/3/ctywvmogn.jpg

Подвижные игры

http://psihologion.ru/upload/files/L1Eo7ifRcga8_1435989714.jpg

Строительные игры

http://4.bp.blogspot.com/-dedwFwilp1Y/TtoVp46R8RI/AAAAAAAAAAM/rcnEx56v0vk/s1600/SDC12489.JPG

Настольные игры

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-160874-1396633110.jpg

Дидактические игры

http://i08.fotocdn.net/s3/20/public_pin_m/232/2377049875.jpg

Сюжетно – ролевые игры

http://media.bonnint.net/az/30/3033/303353.jpg?filter=mynw/300wide

Компьютерные игры

        

Приложение 2.

Анкетирование детей

Участвовали – 42 человека.


Анкетирование родителей:

Участвовали – 18 человек.

В какие игры ты любил играть больше всего?


        Анкетирование бабушек и дедушек

Участвовали – 12 человек.

       В какие игры ты любил играть больше всего?

Отметь игры, которые тебе знакомы?

Название игры

Количество человек

Название игры

Количество человек

дети

родители

Дедушки бабушки

дети

родители

Дедушки бабушки

Ручеек

42

18

12

Горелки

42

18

12

Салки

42

18

12

Дочки-матери

42

18

12

Прятки

42

18

12

Ножички

4

12

9

Догонялки

42

18

12

Домино

42

18

12

Садовник

30

18

12

Шахматы

42

18

12

Телефон

29

18

12

Шашки

42

18

12

Городки

15

13

12

Тетрис

28

10

4

Лапта

3

6

12

World of Tanks

21

9

2

12 палочек

1

8

12

World of Warcraft

18

6

0

Съедобное-несъедобное

42

18

12

AngryBirds

15

7

0

Казаки-разбойники

9

10

12

Уно

11

4

1

Вышибалы

42

18

12

Монополия

12

9

2

Резиночки

42

15

12

Танчики 1990

16

7

3

Классики

34

17

12

волейбол, пионербол

42

18

12

Жмурки

42

18

12

футбол

42

18

12

Чижик

0

5

11

хоккей

42

18

12

Колечко

42

18

12

фанты

7

12

12

Напиши 2-3 свои самые любимые игры.



Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

Простые летающие модели из бумаги

Ледяная внучка

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Волшебные звуки ноктюрна

Разлука