• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

рекомендации к школьной форме

Опубликовано Булгакова Виалетта Владимировна вкл 10.01.2018 - 14:00
Булгакова Виалетта Владимировна
Автор: 
Пикула Светлана

рекомендации к школьной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_k_shkolnoy_forme.docx51.68 КБ
Файл rekomendatsii_k_shkolnoy_forme.pptx938.28 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования мэрии города Новосибирска

Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»

Открытый городской конкурс исследовательских проектов

учащихся 5-8 классов

Направление: естественнонаучный проект

Рекомендации к школьной форме

Автор: Пикула Светлана,

МБОУ Лицей № 185, 7 класс,

Октябрьский район г. Новосибирска

Консультант проекта: Булгакова

Виалетта Владимировна

учитель химии

высшей квалификационной категории

контактный телефон руководителя:

8-923-121-8964

г. Новосибирск, 2016

Портфолио проекта

Проект: «Рекомендации к школьной форме»

Участник проекта: Пикула Светлана Павловна

Консультант проекта: учитель химии высшей категории Булгакова

Виалетта Владимировна

Класс: 7

Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МБОУ Лицей № 185, Октябрьского района, города Новосибирска.

Предметная область: химия.

Время работы над проектом: декабрь 2015 г. – март 2016 г.

Проблема проекта: представление о здоровом образе жизни у учащихся МБОУ Лицей № 185

Цель проекта: изучить содержание свободного формальдегида в тканях для школьной формы с помощью метода спектрофотометрии.

Задачи:

- узнать откуда появляется формальдегид в тканях

-определить содержание свободного формальдегида в образцах школьной формы фирмы «SAMM».

-сформировать предложения по пропаганде и поддержки ношения школьной форма в лицее.

Тип проекта (по виду деятельности): поисковый, исследовательский.

Используемые технологии: мультимедиа, спектофотометрический.

Форма продукта проекта: мультимедийная презентация, буклет «Твоя школьная форма».

Содержание: теоретические аспекты исследования и получения формальдегида. Влияние формальдегида на организм человека. Изучение отношения учащихся 5-11 классов МБОУ Лицей № 185 к школьной форме. Ход эксперимента и его результаты.

Исследование:

-теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

-анкетирование, учащихся;

-проведение экспериментальной части, обработка результатов эксперимента;

-разработка мероприятий по пропаганде ношения школьной формы.

Область применения результата проекта: возможность использования исследовательских результатов как в научных целях (например, при проведении схожих тематических исследований), так и в воспитательной работе (при разработке мероприятий для учащихся в качестве дополнительного материала для проектной деятельности).

Результативность: создан буклет «Твоя школьная форма», рекламный плакат «Школьная форма фирмы «SAMM»». 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4

Глава1.Теоретические аспекты исследования школьной формы на содержание формальдегида……………………………………………………….4

1.1История открытия и свойства формальдегида………………………….4

1.2.Влияние формальдегида на здоровье человека………………………..5

Глава2.Экспериментальная часть…………………………………………………6

2.1Построение градуировочной характеристики (ГХ)………………………6

2.2Градуировочная характеристика для определения формальдегида….7

2.3Определение содержания свободного формальдегида в ткани. ………8

Выводы……………………………………………………………………………..9.

Список используемых литературных источников………………………………10

Введение

С 2013 года школы России имеют право вводить специальную форму одежды для своих учеников. Нередко руководство учебного заведения выбирает производителя, а родителям школьника остается лишь приобрести необходимые предметы одежды.

Поэтому очень важно знать какого качества и безопасна ли предлагаемая школьная форма. Чем может быть опасна школьная форма?

Есть несколько объективных показателей, свидетельствующих о безопасности тканей, из которых сшита школьная форма.

 Наиболее важные из них являются воздухопроницаемость и гигроскопичность и наличие в тканях токсичных веществ.

Особое внимание на содержание в школьной форме формальдегида обусловлено двумя основными причинами

Во-первых, формальдегидные препараты входят с в состав основных используемых в легкой промышленности аппретов, используемых для придания ткани несминаемости, малой усадочности и форм устойчивости.

Во-вторых, остаточное содержание формальдегида установлено во многих стандартах на текстильную российскую и зарубежную продукцию.

 Поэтому целью данной работы стало определение свободного формальдегида в тканях.

И перед мной были поставлены следующие задачи:

-Узнать откуда появляется формальдегид в тканях

-Определить содержание свободного формальдегида в образцах школьной формы «SAMM».

Глава1.Теоретические аспекты исследования школьной формы на содержание формальдегида.

1.1История открытия и свойства формальдегида.

 Впервые формальдегид был получен в 1859г А. М. Бутлеровым.

способом получения формальдегида из метилового спирта путём окисления последнего кислородом воздуха. Для этой цели он пропускал пары метилового спирта вместе с воздухом через нагретую трубку с платинироанным асбестом.

        Тем не менее, по данным, приведенным в других источниках приоритет отдается A.W. Hoffman, который в 1868 году получил формальдегид при пропускании смеси паров метанола с воздухом через раскаленную платиновую спираль и идентифицировал его.

Молекулярный вес формальдегида (масса) – 30,03. tпл - 92ºC, tкип от минус 19,2 до минус 21ºC. При охлаждении переходит в жидкость, которая в последующем замерзает, превращаясь в твердое кристаллическое вещество. Пары формальдегида тяжелее воздуха. Они легко поглощаются водой и спиртом. Формальдегид хорошо растворяется в воде, спиртах и др. полярных растворителях. При низких температурах смешивается в любых соотношениях с неполярными растворителями: толуолом, диэтиловым эфиром, этилацетатом, СНСl3 (с увеличением температуры растворимость падает). Вода может поглотить до 52-55% газообразного формальдегида.

1.2.Влияние формальдегида на здоровье человека.

Изучение литературы, показало, что по отношению к формальдегиду применяются двойные стандарты, исключая его применение в одних сферах деятельности, мотивируя высокой токсичностью вещества, но ничего не делая с применением вещества в других областях, где оно по-прежнему остается в широком использовании.

Формальдегид является крайне реакционным химическим соединением, и в чистом молекулярном виде он практически недоступен. [1].

Без всяких сомнений, формальдегид (ФА) является токсичным веществом, для которого научными фактами установлен канцерогенное действие на человеческий организм. Формальдегид E240. Быстродействующий клеточный яд, канцероген. Класс опасности 2. Формальдегид и его полимеры оказывают раздражающее действие на кожу (растворы концентрации выше 1-2%); на глаза и дыхательные пути (от 1 мг/м3); при длительном воздействии (от 0,5 мг/м3). Его присутствие заметно при очень низких концентрациях из-за сильного запаха. Порог чувствительности запаха 0,1-0,3 мг/м3.

Желание уменьшить воздействие ФА на организм человека вполне понятно, но, для такого вещества, которое очень широко распространено в окружающей среде, нужно знать дозы, которые вызывают реальную опасность, а которые слишком малы, чтобы вызвать клиническую патологию, определение которой было бы возможно.

Предельно допустимые концентрации свободного формальдегида», который устанавливает допустимые концентрации свободного формальдегида для материалов бытового назначения (ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные) (таблица 2) [4].

Таблица 2. Допустимые концентрации свободного формальдегида (Ф) в материалах бытового назначения

Группа 1 содержание Ф до 1000мкг/г

Группа 2 содержание Ф до 300мкг/г

Группа 3 содержание Ф до 75мкг/г

Группа 4 без содержание Ф

Для изделий пальтого костюмного ассортимента

Для изделий пальтово-блузочного ассортимента и сорочек верхних

Для нательного и постельного белья, в том числе для детей всех возрастных групп, кроме детей в возрасте до года

Для детей в возрасте до года

Глава2.Экспериментальная часть

В качестве объектов исследования мною были использованы образцов одежды формы SAMM. Сарафан для девочек младшей школы, футболка для девочек(красного цвета), юбка  для девочек, кардиган и рубашка голубого цвета .

Определение количества свободного формальдегида в выбранных тканях нами проводилось по ГОСТу 25617-83 «Ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные. Методы химических испытаний» [3].

2.1Построение градуировочной характеристики (ГХ)

           Градуировочная характеристика – зависимость аналитического сигнала от содержания аналита (определяемого компонента), выражаемая в виде формулы (градуировочная функция) или графика (градуировочный график)

            Аналитический сигнал – физическая величина или комбинация физических величин, функционально связанная с содержанием аналита и регистрируемая в ходе выполнения методики анализа.

          В фотометрическом метода анализа аналитическим сигналом является оптическая плотность.

Для построения ГХ готовят серию градуировочных растворов. Градуировочный образец – образец сравнения, используемый для установления градуировочной характеристики.

Градуировочные образцы представляют собой либо искусственные смеси, либо вещества с известной концентрацией определяемых веществ.

2.2Градуировочная характеристика для определения формальдегида

Для начала я приготовила стандартный раствор №1, содержащий 2 мг/мл формальдегида.

Он готовится из 1% раствора формалина, в котором предварительно устанавливают содержание формальдегида.

Предварительно я установила количество тиосульфата, расходуемого на титрование 10 мл 0,1 н раствора йода.

Затем установила количество йода, израсходованное на окисление формальдегида. В колбу вместимостью 200 мл наливают 1мл 1% раствора формалина, 10 мл воды, 10 мл 0,1 н раствора йода и по каплям 20% раствор едкого натра до получения устойчивой светло-желтой окраски. После этого закрывают колбу пробкой и оставляют на 10 минут. Затем подкисляют 5 мл 10% раствора соляной кислоты, оставляют на 10 минут в темном месте и титруют 0,1 н раствора тиосульфата натрия с крахмалом в качестве индикатора.

Определяем количество формальдегида в растворе, по разности между объемами тиосульфата, израсходованных на контрольное титрование и титрование раствора формалина. Устанавливают количество йода, израсходованного на окисление формальдегида, 1 мл 0,1 н раствора йода соответствует 1,5 мг формальдегида в растворе.

Стандартный раствор №2, содержащий 10 мкг/мл формальдегида готовим в день анализа соотвествующим разбавлением стандартного раствора №1.        Градуировочные образцы готовят согласно таблице 3.

Таблица 3    Приготовление растворов для построения ГХ

№ стандарта

Стандартный раствор №2 мл

Изопропиловый спирт 50%, мл

Концентрация формальдегида

0

0,00

5,00

0,0

1

0,05

4,95

0,1

2

0,10

4,90

0,2

3

0,20

4,80

0,4

4

0,40

4,60

0,8

5

0,60

4,40

1,2

6

0,80

4,20

1,6

7

1,00

4,00

2,0

Мною было приготовлено 4 серии градуировочных растворов, с помощью которых была построена градуировочная характеристика.

Для построения графической зависимости был выбран метод наименьших квадратов. Градуировочная характеристика в виде графика представлена на рисунке -1

Рисунуко-1 Градуировочная характеристика для определения формальдегида в тканях

Таблица 4 Результаты градуировочной характеристики

№ град. образца

Концентрация формальдегида, мкг/мл

Оптическая плотность относительно холостой пробы

Среднее значение оптической плотности

С

D1

D2

D3

D4

Dcp

1

0,1

0,027

0,027

0,028

0,031

0,028

2

0,2

0,044

0,036

0,033

0,036

0,037

3

0,4

0,087

0,091

0,096

0,090

0,091

4

0,8

0,170

0,158

0,148

0,165

0,160

5

1,2

0,221

0,265

0,258

0,264

0,252

6

1,6

0,401

0,390

0,436

0,395

0,406

7

2,0

0,581

0,581

0,568

0,570

0,575

По полученным средним значениям были рассчитаны коэффициенты а и b.

            Уравнение ГХ имеет вид: A=0,274·с-0,028, где

            А- аналитический сигнал,

           С- концентрация формальдегида в мкг/мл.

2.3Определение содержания свободного формальдегида в ткани.

 Методика определения содержания свободного формальдегида в тканях основана на реакции взаимодействия формальдегида с ацетилацетоном в присутствии ацетата аммония с образованием окрашенного в желтый цвет продукта конденсации (λ= 412 нм).

Я точно взвесила 1- 1,5 г измельченного текстильного материала и поместила его в коническую колбу на 200 мл с притертой пробкой, куда предварительно залила 50 мл дистиллированной воды, охлажденной до 0-5оС.

Плотно закрыла колбу пробкой и выдержала в течение 7 минут на ледяной бане при частом перемешивании (встряхивании).

 Полученный экстракт отфильтровала в чистую сухую колбу (через стеклянный фильтр) и использовала для анализа.

5 мл фильтрата перенесла в чистую сухую колбу, добавила 5 мл поглотительного раствора, содержащего равные объемы 0,4%-ного по объему раствора ацетилацетона и 20%-ного раствора ацетата аммония, плотно закрыла пробкой, перемешала и выдержала 10 минут на кипящей водяной бане. После охлаждения измерила оптическую плотность рабочего раствора в области длин волн 400-450 нм (светофильтр №3) в кювете с толщиной слоя l=10 мм по сравнению с раствором, приготовленным аналогично рабочему, но не содержащим формальдегида. Содержание формальдегида в анализируемой пробе (а, мкг/мл) определила по калибровочному графику. Результаты эксперимента свела в таблицу№5.

Содержание формальдегида на ткани вычисляют по формуле:

Фсвоб.=

Во всех исследованных образцах определено содержание свободного формальдегида новых тканей и этих же тканей после стирки.

Таблица 5- Содержание свободного формальдегида в школьных изделиях.

Наименование изделия

Количество свободного формальдегида до стирки, мкг/г

Количество свободного формальдегида до стирки, мкг/г После стирки

Футболка

83

50

Рубашка голубого цвета

99

75

Юбка

107

89

Сарафан

124

100

Анализ полученных результатов показал, что исследуемые образцы соответствует установленному Российскому стандарту по остаточному содержанию свободного формальдегида в текстильных изделиях, в том случае, если они бы использовались для взрослого ассортимента (75 мкг/г). Исследуемые образцы будут использоваться для школьников, то по российскому стандарту ГОСТ Р 50729-95 фактические значения свободного формальдегида намного превышают норму.

Однако в российской текстильной промышленности широко используется зарубежный стандарт ОЕКО-ТЕХ-100 [6], согласно которому норма свободного формальдегида в школьных изделиях, равна 20 мкг/г. Соответственно, по зарубежному стандарту количество свободного формальдегида в исследуемых образцах соответствует норме.

Анализ постиранных тканей показал уменьшение  концентрации свободного формальдегида в незначительном количестве. Можно сделать вывод, что всю одежду из магазина нужно тщательно прополаскивать в проточной воде.

Определение свободного формальдегида особенно важно, когда речь идет о школьной одежде, которая напрямую соприкасаются с кожей учащегося. 

В школьной форме, не отвечающей требованиям безопасности ребенок быстрее утомляется, создаются условия для возникновения кожных заболеваний. Душная и некомфортная одежда вызывает стресс, может стать причиной развития невроза и снижения успеваемости у ребенка.

Выводы

  1. Отработаны оптимальные условия определения содержания  формальдегида  в школьной форме SAMM
  2. После стирки уменьшается содержание формальдегидов в ткани
  3. Установлено, что высокое содержание формальдегидов может пагубно влиять на здоровье школьника

Список используемых литературных источников

1. Кричевский Г.Е. Химическая технология текстильных материалов. Т. 3. / Г.Е. Кричевский. - М.: МГУ. – 2001. – 315 с.

2. Ольшанская О.М. Органические вещества в льне и льняной продукции / О.М. Ольшанская, В.А. Грищенкова, А.В. Артемов // Экология и промышленность России. - № 5. – 2002. - с. 35-38.

3. ГОСТ 25617-83 « Ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные. Методы химических испытаний».

4. ГОСТ Р 50729-95 «Материалы текстильные. Предельно допустимые концентрации свободного формальдегида».

5. Третьяков В.Ф. Методы анализа формальдегида / В.Ф.Третьяков, Р.М. Талышинский, А.М. Илолов, И.А. Голубева, Н.И. Ковалева, Н.А. Французова, М.С. Якимова // Вестник МИТХТ. – т.3. - № 86. – 2008. – с. 3 - 13

6. Курс аналитической химии. Количественный анализ. - Под ред. А.П. Крешкова, - 5-е изд., испр.-М.: Химия, 1982

7.РМГ – 76 "ГСИ. Внутрений контроль качества результатов количественного химического анализа"

8.Википедия. [Электронный ресурс] / http://ru.wikipedia.org

9.Алесковский В.Б. и др. Физико-химические методы анализа. Практическое руководство. Изд. 2-е, пер. и испр. Изд-во "Химия", Ленинградское отделение, 1971.

10.ГОСТ 25617-83. Ткани и штучные изделия текстильные. Правила приемки и метод отбора проб./ введ. 01.07.1976

11.Большая Энциклопедия Нефти Газа. Спектрофотометрический метод. [Электронный ресурс] / http://www.ngpedia.ru/id152308p1.html

12. Сайт газеты  "Известия".[Электронный ресурс] / http://izvestia.ru/news/294118


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДНОГО ФОРМАЛЬДЕГИДА в школьной одежде . Исследовательский проект ученицы 7 «Б» класса МБОУ Лицея №185 Новосибирск 2016 Выполнила: Пикула Светлана Павловна Руководитель проекта: учитель высшей категории Булгакова В.В

Слайд 2

С 2013 года школы России имеют право вводить специальную форму одежды для своих учеников. Нередко руководство учебного заведения выбирает производителя, а родителям школьника остается лишь приобрести необходимые предметы одежды . Поэтому очень важно знать какого качества и безопасна ли предлагаемая школьная форма. Чем может быть опасна школьная форма ?

Слайд 3

Наиболее важные из них являются воздухопроницаемость и гигроскопичность и наличие в тканях токсичных веществ .

Слайд 4

Одним из основных токсичных веществ в тканях может быть формальдегид: Во-первых , формальдегидные препараты используются для придания ткани несминаемости, малой усадочности и форм устойчивости. Во-вторых , остаточное содержание формальдегида установлено во многих стандартах на текстильную российскую и зарубежную продукцию.

Слайд 5

Цель исследовательской работы: Определение свободного формальдегида в школьной одежде фирмы SAMM .

Слайд 6

Для осуществления цели передо мной были поставлены следующие задачи: Узнать откуда появляется формальдегид в тканях. Определить содержание свободного формальдегида в образцах школьной формы « SAMM ».

Слайд 7

в 1859г А. М. Бутлеров получил формальдегид из метилового спирта путём окисления его кислородом воздуха.

Слайд 8

A.W. Hoffman , 1868

Слайд 9

Молекулярный вес– 30,03 . Температура плавления - 92 0 C , Температура кипения -21 0 C . При охлаждении переходит в жидкость, которая в последующем замерзает, превращаясь в твердое кристаллическое вещество. Пары формальдегида тяжелее воздуха. Формальдегид хорошо растворяется в воде, спиртах и др. полярных растворителях. Свойства формальдегида

Слайд 10

Формальдегид E240 . Быстродействующий клеточный яд, канцероген. Класс опасности 2. Формальдегид и его полимеры оказывают раздражающее действие на кожу (растворы концентрации выше 1-2%); на глаза и дыхательные пути (от 1 мг/м3); при длительном воздействии (от 0,5 мг/м3). Его присутствие заметно при очень низких концентрациях из-за сильного запаха. Порог чувствительности запаха 0,1-0,3 мг/м3.

Слайд 11

Допустимые концентрации свободного формальдегида в материалах бытового назначения Группа 1 содержание Ф до 1000мкг/г Группа 2 содержание Ф до 300мкг/г Группа 3 содержание Ф до 75мкг/г Группа 4 без содержание Ф Для изделий пальтого костюмного ассортимента Для изделий пальтово-блузочного ассортимента и сорочек верхних Для нательного и постельного белья, в том числе для детей всех возрастных групп, кроме детей в возрасте до года Для детей в возрасте до года

Слайд 12

Экспериментальная часть Объектом исследования данной работы стали – школьная одежда фирмы SAMM (футболка, сарафан, рубашка , юбка). Предметом исследования являются определение количества свободного формальдегида по ГОСТу 25617-83 «Ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные. Методы химических испытаний»

Слайд 13

фото

Слайд 14

Приготовление растворов для построения градуировочной характеристики № стандарта Стандартный раствор №2 мл Изопропиловый спирт 50%, мл Концентрация формальдегида 0 0,00 5,00 0,0 1 0,05 4,95 0,1 2 0,10 4,90 0,2 3 0,20 4,80 0,4 4 0,40 4,60 0,8 5 0,60 4,40 1,2 6 0,80 4,20 1,6

Слайд 15

По полученным средним значениям были рассчитаны коэффициенты а и b . Уравнение ГХ имеет вид: A=0,274·с-0,028, где А- аналитический сигнал, С- концентрация формальдегида в мкг/мл.

Слайд 16

Градуировочный график

Слайд 17

Результаты градуировочной характеристики № град. образца Концентрация формальдегида, мкг/мл Оптическая плотность относительно холостой пробы Среднее значение оптической плотности С D1 D2 D3 D4 Dcp 1 0,1 0,027 0,027 0,028 0,031 0,028 2 0,2 0,044 0,036 0,033 0,036 0,037 3 0,4 0,087 0,091 0,096 0,090 0,091 4 0,8 0,170 0,158 0,148 0,165 0,160 5 1,2 0,221 0,265 0,258 0,264 0,252 6 1,6 0,401 0,390 0,436 0,395 0,406

Слайд 18

Поглотительный раствор 50 мл воды Образец пробы 1-1,5 г Выдерживание 10 минут Охлаждение до 0 0 с Кювета, длина волны 400-450 нм Спектрометр Измерение Обработка результатов Фсвоб =100 * А/ m

Слайд 19

Фото Фсвоб.=

Слайд 20

Результаты эксперимента Таблица 5- Содержание свободного формальдегида в школьных изделиях. Наименование изделия Количество свободного формальдегида , мкг/г до стирки Количество свободного формальдегида до стирки, мкг/г После стирки ПДК Футболка 83 50 до 75мкг/г Рубашка голубого цвета 99 75 Юбка 107 89 Сарафан 124 100

Слайд 21

Выводы

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Хитрость Дидоны

В поисках капитана Гранта

Валентин Берестов. Аист и соловей

Отчего синичка развеселилась