В данной работе представлен обзор вопросов, связи живописи с физикой. Раскрыта значимость физических знаний в различных сферах живописи: написания, восприятия, исследования, реставрации картин. Работа носит исследовательский характер. В работе представлены соответствующие целям и задачам методы, позволяющие собрать информацию о предмете исследования и познакомить с ней широкий круг населения.
В работе сведены в одно целое знания пофизике, изобразительному искусству, физиологии; показана их взаимосвязь и необходимость друг в друге. Практическая значимость заключается в возможности использования информации различными специалистами: физиками, художниками, исследователями, реставраторами. Хорошим дополнением к работе является исследование и анализ собственных рисунков, в результате которого были даны рекомендации начинающим художникам.
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_v_zhivopisi_-_kopiya.zip | 2.69 МБ |
Приложение 1
Искусство импрессионистов
О. Ренуар. У озера
Ван Гог. Отправление на работу
Приложение 2
Особенности цветовосприятия живописных полотен.
Рис.1 Караваджо. Лютенист
Рис.2 И.Репин. Иван Грозный и его сын Иван. Рис.3 Строение глаза
Оригинал. Копия дальтоника Оригинал Копия дальтоника
Рис.4 Дальтонизм. Цветовая слепота на красный и зелёный цвет
Приложение 3
3. Исследовательская работа «Мои картины и теория света»
рис.1 М. Силкина. Натюрморт рис.2 М. Силкина. Натюрморт
рис.3 М. Силкина. Натюрморт
рис.4 М. Силкина. Пейзаж
Приложение 4
Скандальные картины в истории живописи
рис.1 Ван Меегерен. «Христос и Грешница».
рис.2 рис.3 Хан Ван Меегерен. Христос в Эммаусе
рис.4 Ван Меегерен за работой
«Молодой Христос в храме среди учителей»
Приложение 5
Исследование картин в рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучах
Рис.1 Рембранд. «Даная», фрагмент рентгеновского снимка и фрагмент.
Рембрандт начал писать "Данаю" в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Жена художника и позировала для этой работы. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами очень похож на работы более позднего периода. Лишь в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Черты лица Данаи на картине были изменены, чтобы сделать ее похожей на Гертье Диркс, возлюбленную художника, с которой он жил после смерти супруги. На рентгенограмме «Данаи» видно, что Рембрандт находился в поиске, он изменил жест правой руки Данаи .
Рис.2 Рембрандт. «Автопортрет». Рентгеновским способом установлено, например, что голландский живописец Рембрандт, создавая в 1665 году «Автопортрет», первоначально допустил ошибку, дав на полотне свое зеркальное изображение: кисточка была у него в левой руке, а палитра — в правой. Художник заметил это только после того, как картина была полностью закончена. Замазав на полотне руки толстым слоем краски, он их написал заново. Теперь кисточка находилась в правой руке, а палитра — в левой.
Рис.3 Джорджоне «Юдифь» Полотно дошло до нашего времени не в лучшем состоянии. Во Франции в конце XVII — начале XVIII века с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам картины были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см) с изображением ещё одного дерева справа и пейзажа слева. В конце XVIII — начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон. Кроме того, этой операцией пытались скрыть ранние неудачные реставрации авторской живописи.
Рис.4 Портрет Пугачева. Портрет Екатерины II (рентгеновский снимок)
На экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина имеется портрет Пугачева, написанный поверх портрета Екатерины II и датированный «1773 года сентября 21 дня», т. е. днем первых боевых успехов Пугачева.
Установление авторства. Результаты технико-технологических исследований холста, грунта, пигментов и других технологических параметров живописи подтвердили принадлежность картины руке художника второй половины XVIII века, но характерные особенности авторского почерка, выявляемые на рентгеновском снимке, наводили на мысль поискать предполагаемого автора портрета среди западных мастеров, работавших в это время в России. И среди прочих наиболее вероятных "кандидатов" в авторы портрета нами рассматривался Александр Рослин, который работал в России с 1775 по 1777 год.
Рентгеновские снимки исследуемого портрета сравнивались со снимками эталонных портретов этого мастера, которые исследовались ранее в лабораториях Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея «Портрет мужчины в красном».
Светотеневая моделировка всех перечисленных выше портретов идентична, идентичен также белильный мазок, строящий подмалевок - короткий, наносимый жесткой кистью с небольшим количеством связующего. На рентгенограмме исследуемого портрета в области носа изображаемого видны авторские переделки подмалевка.
Таким образом результаты исследования портрета, установили принадлежность его кисти Александра Рослина.
. . .
Рис.5 А.Рослин. Портрет мужчины в красном кафтане, рентгеновский снимок.
Рис.6 Д.Г.Левитский. Смолянки
Фотографии, сделанные при обычном освещении (слева) и в УФ-лучах (справа). Снимок в УФ-свете показывает толщину пожелтевшего лака и многочисленные поздние записи, лежащие на лаке (светятся темными пятнами).
Рис.7 Cвет свечения, возникающий под воздействием УФ-излучения, зависит от химического состава освещаемого вещества. Практически всегда хорошо выявляются угасшие надписи, нанесенные железогалловыми чернилами. Хорошо выявляются угасшие надписи, сделанные красящими веществами, содержащими соединения железа, соли хрома, свинца, ртути и др.
Рис.8 Ван дер Вейден. Снятие с креста
Если посмотреть на картину в инфракрасном свете, то можно увидеть, что у Иоанна Богослова рассечено горло. Эту деталь Ван дер Вейден позже удалил.
Рис.9 И.Бейкелар. Рождество Христа. 1508 г и его инфракрасная фотография, выявляющая авторский рисунок
Приложение 6
Реставрация картины Г.И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». 2013-2014 гг.
До реставрации (общий вид)
Снимок в ультрафиолетовых лучах Процесс постепенного утоньшения лака (фрагмент)
Работа реставратора
Почта
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем зимние домики
Для чего нужна астрономия?