К зеленому наряду нашей планеты мы привыкли и поэтому не всегда задумываемся над тем, почему именно он зеленый. А ведь растительный мир Земли насчитывает около полумиллиона различных видов, он занимает огромную часть нашей планеты — только леса покрывают до 40 % поверхности ее суши; растениям принадлежит существенная роль в жизни Земли.
У меня возникла гипотеза, что в листьях растений есть какие-то зелёные частички, и на их образование влияет солнце.
Цели исследования:
Предмет исследования: комнатные растения и семена фасоли.
Методы исследования: опрос, изучение литературы, электронных источников, опыты, эксперимент.
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_listya_zelyonye.rar | 2.73 МБ |
IV региональная научно-практическая конференция
«Мир глазами детей»
(1 – 4 классы)
«ПОЧЕМУ ЛИСТЬЯ ЗЕЛЁНЫЕ?»
Автор
Вершиниина Анастасия,
ученица 1класса
школы-интерната № 19 ОАО «РЖД»
Руководитель работы
Артамонова Екатерина Сергеевна,
учитель начальных классов
школы-интерната № 19 ОАО «РЖД»
Новокузнецк, 2014 г.
Содержание
Литература ………………………………………………………………..8 стр.
Приложение ………………………………………………………………9 стр.
Если посмотреть на нашу планету из космоса, вся ее поверхность будет окрашена в два основных цвета: синий и зеленый. Синий - это моря и океаны, т.е. вода. Зеленый - это леса, луга и поля на которых растут различные растения и все они окрашены в зеленый цвет (Приложение 1). К зеленому наряду нашей планеты мы привыкли и поэтому не всегда задумываемся над тем, почему именно он зеленый. А ведь растительный мир Земли насчитывает около полумиллиона различных видов, он занимает огромную часть нашей планеты — только леса покрывают до 40 % поверхности ее суши; растениям принадлежит существенная роль в жизни Земли [1].
Я решила узнать, почему большинство растений имеют именно зеленый цвет. В начале своего исследования я вспомнила, что когда только училась читать, в интернете пыталась прочитать сказку, в которой листья деревьев в лесу за свою окраску благодарили солнце [4]. Но так как читала очень медленно, до ответа на свой вопрос не дочитала, и теперь у меня возникла гипотеза, что в листьях растений есть какие-то зелёные частички, и на их образование влияет солнце.
Цели исследования:
Предмет исследования: комнатные растения и семена фасоли.
Методы исследования: опрос, изучение литературы, электронных источников, опыты, эксперимент.
Растения – это «легкие» планеты. Они поглощают углекислый газ, выделяя в атмосферу живительный для человека кислород. Живые растения имеют приятный для глаза зеленый цвет, который является символом здоровья и натуральной свежести.
Прежде чем искать ответ на свой вопрос: «Почему листья зелёные?»,- я спросила об этом своих одноклассников. Выяснилось, что большинство ребят, как и я, ответа не знают (Приложение 2).
Тогда мы провели опыт 1 (Приложение 3).
Цель 1: проверить, есть ли в листьях красящие частички зелёного цвета.
Мы поместили два листочка от комнатных растений фикуса и бегонии в спирт. Жидкость была прозрачная, а через некоторое время приобрела зелёный оттенок. Значит, часть моей гипотезы подтвердилась: есть в листьях частички , которые делают их зелёными. Листочки оставили на ночь в спирте, чтобы посмотреть, изменят ли они цвет.
Далее я перешла к изучению литературы и электронных источников. Оказывается, растения имеют зеленый цвет благодаря высокому содержанию зеленого пигмента - хлорофилла. Хлорофилл (от греческого chloros — зеленый и phyllon — лист) – зеленый пигмент растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света и осуществляют фотосинтез, благодаря которому происходит образование питательных веществ и выделения кислорода в атмосферу (Приложение 4). С его помощью вырабатываются важные питательные вещества: крахмал, сахар, белок – строительный материал любого живого организма, в том числе человека и животных [3].
Вернёмся к первому опыту. Цель 2: узнать, изменили ли цвет листья, оставленные в спирте.
На следующий день мы проверили, что произошло с листочками наших растений. Они приобрели желтоватый цвет - спирт вытянул зёрна хлорофилла (Приложение 5). Листоч/ек фикуса даже стал жёстким. Значит, если бы не было этих зелёных зёрнышек, то все наши леса, луга, поля были бы жёлтыми!
В то время как я занималась изучением литературы, мои комнатные растения принимали участие в эксперименте. Моей целью было узнать, влияет ли отсутствие солнечного света на зелёную окраску взрослых растений. Для эксперимента были выбраны два красивоцветущих комнатных цветка: спатифиллюм и эухарис (Приложение 6).
Оба растения были помещены в затенённое помещение на 1 месяц. В результате: окраска листьев спатифиллюма не изменилась, она осталась такой же насыщенной. Оказалось, что это растение, которое может приспособиться к жизни в затенённом месте, окраска листьев не пострадает, но и цвести не будет [2].
А вот с эухарисом произошли изменения. Старые листья остались такими же зелёными как в начале эксперимента, а молодые – появлялись уже жёлтого цвета. Они продолжали расти, и кроме цвета менялась их форма. Если старые листья были округлые и довольно тонкие, то молодые – вытягивались и становились плотнее. Через некоторое время появился цветочный бутон. Мы поставили растение на подоконник, к свету. Со временем новые листья стали почти такого же зелёного оттенка, как и старые, но форма и плотность, конечно же, не изменились. Бутон продолжил свой рост, и расцвёл красивый цветок (Приложения 7, 8).
Вывод: без достаточного количества солнечного света хлорофилл не активен, поэтому молодые листья появились жёлтыми, а на свету эти клетки начинают работать, и листья восстанавливают зелёную окраску.
Опыт 2.
Цель: узнать, как влияет солнечный свет на рост растений.
Для опыта мы взяли семена фасоли, две маленькие чашки и ватные диски. В чашечки на ватные диски положили по несколько фасолин, накрыли сверху ватным диском и для создания влажной среды немного полили водой. Чашечку № 1 поставили на подоконник, а чашечку № 2 – в тёмный шкаф. Оставили на несколько дней, каждый день увлажняя содержимое (Приложение 9). Через два дня проверили состояние семян. В чашечке № 1фасолины проросли, но ростки были коротенькие. А вот в чашечке № 2 ростки оказались гораздо длиннее и у них уже стали появляться небольшие отростки (Приложение 10).
Вывод: семена лучше прорастают в тёмном месте.
Далее фасоль из образца № 2 мы посадили в землю в двух стаканчиках. Стаканчик № 1, как и в первом случае, поставили на подоконник, а стаканчик № 2 – в тёмный шкаф (Приложение 11). Я стала наблюдать за ростом фасоли. Через три дня фасоль проросла: в стаканчике № 1 стебелёк был низкий, на толстой ножке, с зелёными листочками; в стаканчике № 2 – стебелёк длинный, тонкий и листики жёлтые (Приложение 12).
Вывод: растения, которым было достаточно солнечного света, вырастают крепкими и зелёными; если растению от самой посадки не хватает света, оно вырастает слабое и жёлтое.
В результате своей исследовательской работы я узнала, что:
Гипотеза моего исследования подтвердилась: в листьях растений есть зелёные частички – хлорофиллы и на их образование влияет солнце.
Литература
Солнечная система. Взгляд со стороны
Каргопольская игрушка
Фильм "Золушка"
Рисуем крокусы акварелью
Рисуем домики зимой