• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Физика танца

Опубликовано Тимченко Ирина Александровна вкл 14.05.2018 - 19:01
Тимченко Ирина Александровна
Автор: 
Шемелькова Валерия

Танец – ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые под музыку.
Многие любят наблюдать за танцором, профессионально выполняющим свои движения. Повторить эти движения может не каждый человек. В основе качественного исполнения движения лежат физиология и строение организма человека, а также основные физические законы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Физика танца25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Физика танца

                                                              Автор: Шемелькова Валерия Андреевна

г. Новосибирск, 2018

Содержание:

Введение

1. Поступательное движение

1. 1.  Центр масс

1.2.   Скорость и ускорение

2. Вращательное движение

3. Практическая часть

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Танец – ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые под музыку.
Многие любят наблюдать за танцором, профессионально выполняющим свои движения. Повторить эти движения может не каждый человек. В основе качественного исполнения движения лежат физиология и строение организма человека, а также основные физические законы.

Я несколько лет занимаюсь в танцевальном кружке и изучила многие танцевальные направления. Но сейчас я хочу взглянуть на танец  с точки зрения науки - физики.

Цель проекта: используя различные движения тела, изучить характеристики, влияющие на успешность выполнения того или иного танцевального  движения.

Задачи проекта:

1. Рассмотреть поступательное и вращательное движения тела и их характеристики.

2. Проверить экспериментально гипотезы:

    2.1   зависимость скорости вращения от регулирования положения  рук относительно корпуса;

    2.2  зависимость дальности прыжка тела от силы толчка,  скорости разбега данного тела.

Если обратить внимание, то все композиции танцев делятся на два основных движения – это вращение и прыжки. Если бы танцы состояли только из этих двух движений, то они не так эффектно бы смотрелись. Танцевальные движения отличаются друг от друга еще различными  движениями  рук, махами  ног, положением головы и т.п. Я рассмотрю некоторые из движений, и определю, от каких именно физических величин они зависят. Для этого я сняла на камеру движения, которые выполнила сама.

Поступательное движение

Поступательное движение твердого тела – это движение, при котором любая прямая, связанная с телом, при его движении остается параллельной своему начальному положению.

Центр масс

Через каждую точку тела можно провести  лишь одну прямую, действуя вдоль которой сила вызывает поступательное движение тела. Наблюдения показывают, что все эти прямые, проведенные  через точки тела,  пересекаются в одной точке.

Точку пересечения действия сил, вызывающих поступательное движения тела, называют центром масс этого тела. Такое название не случайно. Центр масс  является точкой, характеризующей распределение масс в данном теле. Положение центра масс зависит от того, как распределяется по объему тела его масса. Центр масс не обязательно должен находиться в самом теле.

Если прямая, вдоль которой действует сила, не проходит через центр масс тела, то эта сила  вызывает поворот тела.

Если тело движется поступательно под действием нескольких сил, значит, точка приложения равнодействующей этих сил находится  в центре масс этого тела. При поступательном движении тела все его точки движутся с таким же ускорением, которое получает центр масс этого тела под действием равнодействующей внешних сил.  Следовательно, для того чтобы описать поступательное движение тела, необходимо описать движение центра масс этого тела под действием равнодействующей внешних сил. Центр тяжести твердого тела совпадает с его центром масс. Поэтому центр масс называют центром тяжести.

Скорость и ускорение

Скорость равномерного прямолинейного движения - это постоянная векторная физическая величина, равная отношению перемещения тела за любой  промежуток времени к значению этого промежутка:

http://av-physics.narod.ru/mechanics/img/formula-01-007.gif= http://av-physics.narod.ru/mechanics/img/formula-01-002.gif/ t

Ускорением тела при его равноускоренном движении называется величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло:

http://tvsh2004.narod.ru/if_10/0_03.gif

Равноускоренное движение – это движение с постоянным ускорением.

Ускорение – векторная величина, которая характеризуется не только модулем, но и направлением.

Модуль вектора ускорения показывает, на сколько меняется модуль вектора скорости в каждую единицу времени. Чем больше ускорение, тем быстрее меняется скорость тела.

Проекция  v\  x  скорости http://av-physics.narod.ru/mechanics/img/formula-01-007.gif, которую имело движущееся тело к концу промежутка времени t, отсчитывая от t0=0.

аx  t = v\ X - v\ 0x

 v\ x =  v\ 0x + аx t

Вращательное движение тел

Вращательным движением называется такое движение тела, при котором все его точки движутся по окружностям, центры которых лежат на одной прямой, называемой осью вращения, а плоскости окружностей перпендикулярны оси вращения.

Если тело за любые равные промежутки времени поворачивается на одинаковые углы, то такое движение называют равномерным вращательным движением.

Быстроту обращения тела характеризуют угловой скоростью- физическая величина, равная отношению угла поворота к промежутку времени, за который этот поворот произошел.

ω = Δφ/Δt.

За период тело совершает один полный оборот. Следовательно, чем больше угловая скорость, тем меньше времени требуется для поворота тела на 3600.

Практическая часть

Опыт 1. Я сделала замах и несколько оборотов вокруг вертикальной оси вращения, сохраняя при этом равновесие балансировкой рук и ноги. В конце движения нога оказывается прижатой к телу, что обеспечивает такое положение тела относительно оси вращения и  сохранение равновесия.

Опыт 2. Сделать такое вращение  оказывается невозможным, если не следить за балансировкой рук и ноги относительно корпуса.

Следовательно, положение рук относительно корпуса влияет на  вращение тела.

Опыт 3. Если регулировать положения рук и ноги относительно корпуса, то можно увеличить скорость вращения.

Вывод: положение рук и ноги  относительно корпуса влияет на скорость вращение тела.

Опыт 4. Я перестала держать спину вертикально, произошло   неравномерное вращение отдельных частей тела и смещение относительно оси, в результате я упала.

Опыт 5. Шене - один из наиболее простых и популярных элементов в танцах, успешность его выполнения зависит от расположения тела относительно оси вращения, расположения периферийных точек тела как можно ближе к оси. То есть спину нужно держать прямо, не заваливаться ни вперед, ни назад, шаг должен быть небольшим, руки, сделав замах и придав начальное ускорение, должны прижаться к телу.

Опыт 6. Несоблюдение этих условий – и поворот не удался.

Итог: выполнить данное танцевальное движение- шене можно только регулируя положения рук и ног.        

Опыт 7. Красивый прыжок получается в том случае, если сделать хороший разбег, набрать приличную скорость, сильно оттолкнуться от земли.

Опыт 8. Можно увидеть, что при плохом разбеге высота прыжка заметно меньше, да и время, нахождения  в воздухе меньше.

Результат: дальность прыжка зависит от скорости разбега.

Опыт 9. Прыжки на месте более сложны для выполнения, поскольку нет разбега, и тогда приходится надеяться на силу толчка.

Результат: дальность прыжка зависит от силы толчка.

Опыт 10. Еще более сложный элемент – прыжок на месте с вращением. Для этого надо  хорошо оттолкнулась от пола, приобретя скорость и высоту для прыжка, а во время самого прыжка держать тело прямо относительно оси вращения.

Опыт 11. Сместив тело,  ломается  линия, и поворот в прыжке не удается.

Вывод: положение рук  относительно корпуса влияет на скорость вращение тела.

Опыт 12. И последний рассмотренный элемент – колесо. Можно увидеть, что руки и ноги у меня симметричны относительно оси вращения и лежат в одной вертикальной плоскости.

Результат: положение рук  относительно корпуса влияет на вращение тела.

Заключение

 На опытах, представленных на видео фрагментах, я убедилась, что в основе танцевальных движений лежат физические законы. Я надеюсь, что этот проект сможет помочь начинающим танцорам. Однако хочу заметить, что в танцевальных движениях физические законы играют важную роль, но не главную. Немалое значение имеет строение человека, его физическая подготовка и, в конце концов, характер. Выучив всю теорию по физике, танцевать лучше не научишься. И наоборот, не стоит винить науку, если что-то не получается. Если учиться и тренироваться, то всегда добьешься своей цели. А знание физики будет  неким подспорьем танцорам.

Существует много вариантов пословицы: «Что мешает плохому танцору?», и все они очень разнообразны. Вывод напрашивается сам собой: плохому танцору мешает всё, даже законы физики.

Список использованной литературы

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Физика 7 класс» Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, М.: Дрофа, 2015 г.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/


Поделиться:

Машенька - ветреные косы

Финист - Ясный сокол

Как нарисовать небо акварелью

Огонь фламенко

Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью