• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

А. С. Пушкин и математика

Опубликовано Беспалова Тамара Владимировна вкл 29.05.2018 - 18:36
Беспалова Тамара Владимировна
Автор: 
Бегеев Александр

Реферат

(На научно – практическую конференцию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc13.5 КБ
Office presentation icon pushkin_5_klass.ppt583 КБ
Microsoft Office document icon referat.doc111 КБ
Microsoft Office document icon soderzhanie.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon spisok_literatury.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Гениальность А.С. Пушкина состоит не только в созданном им творческом наследии. Значимость его таланта созвучна с той великой ролью, которая отведена в мировой истории России. Он не мог не появиться. Без него не было бы и России.

Прослеживается неразрывная связь Пушкина с математикой. Первые знания по математике Пушкин получил, скорее всего, в детстве от часто сменяющихся французов-гувернеров. Судя по всему, математическая подготовка этих гувернеров была весьма слабая. Вот поэтому по результатам вступительных экзаменов, он знал арифметику “ до тройного правила”. В лицее математику изучали основательно: в программу математики входили арифметика, геометрия, прикладная математика, чистая математика, даже математика с дифференциалами и интегралами. Но, Пушкин в лицее “ленился и отставал”. Тем не менее, Пушкин получил неплохую математическую подготовку. Поэтому впоследствии в его творчестве я нахожу некоторые интересные моменты, связанные с математикой. Во многих произведениях Пушкина присутствует соответствие золотому сечению и числам Фибоначчи, симметрия и асимметрия. Об этом также свидетельствуют Крылатые слова Пушкина: “Поверил я алгеброй гармонию”, “В поэзии вдохновение нужно как в геометрии”.

Цель данной работы – изучение роли А.С. Пушкина в математической науке.

Для достижения поставленной цели нам нужно решить следующие задачи: рассмотреть отношение А.С. Пушкина к математике; охарактеризовать роль математических знаний в творчестве А.С. Пушкина.

Практическая значимость этого реферата заключается в том, что данный материал может использоваться как дополнительный источник для изучения творчества А.С.Пушкина.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин и математика Бегеев Александр 6 «А» класс Яя 2014

Слайд 2

Цель данной работы – состоит в вычислении частоты появления согласных и гласных букв в стихотворениях А.С. Пушкина «Няне», «Зимняя дорога». Задачи: рассмотреть отношение А.С. Пушкина к математике; охарактеризовать роль математических знаний в творчестве А.С. Пушкина. Практическая значимость этого реферата заключается в том, что данный материал может использоваться как дополнительный источник для изучения творчества А.С.Пушкина.

Слайд 3

Пушкин в лицее

Слайд 4

«Учитель физики и математики Яков Иванович вызвал Пушкина к доске решать алгебраическую задачу. Переминаясь с ноги на ногу, Пушкин молча делал на доске какие-то записи чисел. На вопрос Учителя : «Ну, что же у Вас получилось? Чему равняется икс?»- ученик улыбнулся и ответил: «Нулю!». «Хорошо,- подытожил Карцев,- У Вас, Пушкин, все в моем классе кончается нулем. Садитесь на место и пишите лучше стихи». Иван Пущин

Слайд 5

«Проверил я алгеброй гармонию» Моцарт Сальери

Слайд 6

А.С. Пушкин

Слайд 7

«Няне» Подруга дней моих суровых, 22 буквы – 9 гласных Голубка дряхлая моя! 17-8 Одна в глуши лесов сосновых 23-9 Давно, давно ты ждешь меня. 21-8 Ты под окном своей светлицы 23-9 Горюешь, будто на часах, 19-8 И медлят поминутно спицы 21-9 В твоих наморщенных руках. 22-8 Глядишь в забытые вороты 21-9 На черный отдаленный путь: 22-8 Тоска, предчувствия, заботы 23-9 Теснят твою всечасно грудь. 23-8 То чудится тебе... 13-6

Слайд 8

Теория вероятностей Относительной частотой случайного события в серии испытаний называется отношение числа испытаний , в которых это событие наступило, к числу всех испытаний. Р( n )= n / m , где n -число испытаний , при которых произошло событие; m - общее число испытаний.

Слайд 9

«Няне» Всего букв Согласные Гласные «А» «О» «У» «И» «Е» «Ы» «Э» «Ю» «Я» 270 162 108 17 29 9 9 17 13 2 9 Проценты 60 40 6/15 11/27 3/8 3/8 6/16 5/12 - 0,7/2 3/8

Слайд 10

Вывод В ходе работы с источниками, проведения исследования, мною был получен следующий ответ на основополагающий вопрос: разносторонними были интересы А.С.Пушкина.

Предварительный просмотр:

Глава 1. А. С. Пушкин и математика

 

Широко распространено мнение, что А. С. Пушкин был не совсем в ладах с математикой. На самом деле, из воспоминаний старшей сестры Ольги мы узнаем, что в детстве он плакал над задачами по арифметике. По результатам вступительных экзаменов в лицей об Александре Пушкине записано, что «в познании языков: российского – очень хорошо, французского – хорошо, немецкого – не учился, в арифметике – знает до тройного правела, в познании общих свойств тел – хорошо, в начальных основаниях географии и начальных основаниях истории – имеет сведения».

В воспоминаниях об учебе в лицее «первый  друг» и «друг бесценный» Иван Пущин рассказывал о том, как однажды их учитель по физике и математике Яков Иванович Карцов вызвал к Пушкина к доске решать алгебраическую задачу. Переминаясь с ноги на ногу, Пушкин молча сделал на доске какие- то записи чисел. На вопрос учителя: «Ну, что же у Вас получилось? Чему равно икс» - ученик улыбнулся и ответил: «Нулю!». «Хорошо, - подытожил Карцов. – У вас, Пушкин, все в моем классе кончается нулем. Садитесь на место и пишите стихи». С. Д. Комовский вспомнил:  «… Вообще он жил в мире фантазии. Набрасывая же свои мысли на бумагу, везде, где мог, а чаще всего во время математических уроков, от нетерпения он грыз перо и, насупя брови, надувши губы, с огненным взором читал про себя написанное» [1,с. 74]. В «Дневнике» поэта за 1 января 1834 года находим запись: « Меня спрашивали, доволен ли я моим камер - юнкерством. Доволен, потому что государь имел намерение отличить меня, а не сделать смешным, а по мне хоть в камер-пажи, только бы не заставили учиться французским вокабулам и арифметике».

 К 150-летию со дня рождения поэта Институт русской литературы (Пушкинский дом) издал «Словарь языка Пушкина» в четырех томах по 800 страниц. «Словарь…» содержит 16 000 слов в алфавитном порядке с указанием числа раз встречающихся слов и ссылками на полное собрание сочинений. Например: алгебра встречается три раза, геометрия – три, математика – три, физика – один, астролог – один, наука – 75, любить -614, любовь – 630. На страницах гениальных творений Пушкина нашли отражения математические понятия, термины и идеи. Связи поэта с современной ему математикой весьма многообразны.

Глава 2.«Проверил я алгеброй гармонию»

Поистине крылатыми стали слова Пушкина: «Проверил я алгеброй гармонию». Сальери из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» (1830) в первой сцене говорит:

Звуки умертвив,

        Музыку я разъял, как труп. Поверил

         Я алгеброй гармонию.

[8, т.2, стр.442]. Считается, что фраза проводит разделение между искусством и Моцарта и ремесленничеством Сальери и сводится к противопоставлению искусства и науки.

«Няне»

Подруга дней моих суровых,    22 буквы – 9 гласных

Голубка дряхлая моя!                      17-8

Одна в глуши лесов сосновых         23-9

Давно, давно ты ждешь меня.          21-8

Ты под окном своей светлицы         23-9

Горюешь, будто на часах,                 19-8

И медлят поминутно спицы               21-9

В твоих наморщенных руках.           22-8

Глядишь в забытые вороты                21-9

На черный отдаленный путь:              22-8

Тоска, предчувствия, заботы               23-9

Теснят твою всечасно грудь.               23-8

То чудится тебе...                                  13-6

Закономерности случайных событий изучает специальный раздел математики, который называется теорией вероятностей. Методы теории вероятностей применим в нашей работе.

Относительной частотой случайного события в серии испытаний называется отношение числа испытаний , в которых это событие наступило, к числу всех испытаний.

Р(n)= n/m, где n-число испытаний , при которых произошло событие;   m- общее число испытаний.

Всего букв

Согласные

Гласные

«А»

«О»

«У»

«И»

«Е»

«Ы»

«Э»

«Ю»

«Я»

270

162

108

17

29

9

9

17

13

2

9

Проценты

60

40

6/15

11/27

3/8

3/8

6/16

5/12

-

0,7/2

3/8

Из расчета видим , что А.С. Пушкин чаще использует гласные «О» и «А», «Е».

ЗИМНЯЯ ДОРОГА.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска......

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег.... На встречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

Скучно, грустно..... завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Всего букв

Согласные

Гласные

«А»

«О»

«У»

«И»

«Е»

«Ы»

«Э»

«Ю»

«Я»

 535

310

225

39

66

29

26

33

12

1

19

Проценты

58

42

8/17

12/29

5/13

5/12

6/15

2/5

-

0,1/0,4

3/8

 

Видим , что в стихотворении «ЗИМНЯЯ ДОРОГА

» А.С. Пушкин чаще использует гласные «О» и «А», «Е».

 

Заключение

Как видно, в лицейские годы чистая и прикладная математика юным Александром Пушкиным не воспринимались как «как милые предметы». Зато в последствии, он писал о своем стремлении «в просвещении стать с веком наравне», поэт, несомненно, проявлял большой интерес к математике, что нашло отражение в его гениальных творениях. Друг поэта П.А. Вяземский (1792-1878) писал о Пушкине, что тот был «страстен и к наукам естественным и особенно математическим, которые составляли значительный капитал его познаний и были до конца любимым предметом его ученых знаний и глубоких исследований».

Список литературы

1. Воспоминания И. И. Пущина // Об учебе в Царскосельском лицеи. – М., 1989

2. П. П. Вяземский. Александр Сергеевич Пушкин по документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям, 1826—1837", СПБ, 1880

3. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. — М.: Гослитиздат, 1959. — Т. 1.


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. А.С. Пушкин и математика………………………………………..4

Глава 2. «Проверил алгеброй гармонию»…………..………………………7

Заключение…………………………………………………………………....10

Список литературы…………………………………………………………….11


Предварительный просмотр:

Список литературы

1. Воспоминания И. И. Пущина // Об учебе в Царскосельском лицеи. – М., 1989

2. П. П. Вяземский. Александр Сергеевич Пушкин по документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям, 1826—1837", СПБ, 1880

3. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. — М.: Гослитиздат, 1959. — Т. 1.


Поделиться:

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Сказка "Дятел, заяц и медведь"

Сочные помидорки

«Течет река Волга»

Чайковский П.И. "Детский альбом"