В работе исследуются причины и характер изменения идеалов женской красоты.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.72 КБ |
муниципальное бюджетное учреждение «Далайская СОШ № 11»
Идеал женской красоты
как историческое явление
Исследовательская работа
по истории
ученицы 11 класса
Мельниченко Екатерины Андреевны
Руководитель Динисова В.Н.
2016 г.
Оглавление
Тему об идеалах женской красоты считаю актуальной, так как в условиях современного общества стираются гендерные различия. А это противоречит человеческой природе. Глядя на некоторых своих современников, не сразу понимаешь: кто перед тобой? Мужчина или женщина? Исследование причин изменения идеалов женской красоты и их влияния на ход мировой истории стало целью моей работы. Из цели вытекают следующие задачи:
1) выявить, как изменялись идеалы женской красоты в масштабах мировой истории;
2) проанализировать учения об идеальных пропорциях человеческого тела;
3) оценить влияние женской красоты на развитие народов.
Женская красота на протяжении всей человеческой истории была одним из самых сильных источников свершений и вдохновения. Во все времена существовал свой идеал женской красоты. Однако многие красавицы прошлого вряд ли восхитят наших современников. Египетская Нефертити кому-то может показаться сутулой, а кто-то сочтет непривлекательными высокий лоб и выбритые брови Джоконды. Очевидно, пройдёт время, и многие с содроганием будут рассказывать об анорексичных моделях, горделиво шествующих по современному подиуму, будут морщиться от ужаса, увидев фотографии модных сейчас безразмерных силиконовых губах и бюстах.
История человечества представляет собой длинную цепь эстетических превращений, начало которой находится в каменном веке. Предположим, что идеалы женской красоты не влияют на ход мировой истории. Проверим данную гипотезу фактами. Остановимся лишь на нескольких самых ярких и характерных моментах истории.
у разных народов и их влияние на историю
Эпоха Первобытности
Идеал женской красоты в представлениях первобытных людей был предельно прагматичен. Главная их забота - продолжение племени. От этого на женщину они смотрели как на объект по производству и выкармливанию потомства. Поэтому идеальный образ женщины-прародительницы, которой поклонялись наши «каменные» предки, был такой. Она имела широкое, крепкое и тучное тело с огромной грудью, которой она должна вскармливать крепких и здоровых детей - будущее племени, гарантию его продолжения.
Первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их «палеолитическим Венерами». Разумеется, шутя, ибо выглядят эти «Венеры» по нашим меркам крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками — обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами. Однако, это не значит, что все женщины палеолита были такими. При изготовлении «Венер» художником двигали культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене. Исходя из более поздних наскальных изображений, первобытные женщины были стройны, мускулисты и мало чем отличались от мужчин.
Три с половиной тысячи лет назад в Египте идеалом женской красоты была Нефертити—жена фараона Аменхатепа IV, женщина с длинной лебединой шеей, высоким выбритым лбом и правильными выразительными чертами лица. Ценился высокий рост широкие плечи, плоская грудь, узкие бедра и длинные ноги. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Чтобы придать глазам блеск и расширить зрачки, в них капали сок белладонны. Идеальной формой глаз считалась миндалевидная — ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры «О лекарствах для лица». Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу один парик нередко одевался на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди. Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали «модный» светло-желтый оттенок.
Жившая позже Нефертити, египетская царица Клеопатра тоже почитается за эталон. Но существует мнение, что только благодаря стараниям художников и кинематографистов она таковой стала. В последнее время и историки, и обыватели спорят о красоте Клеопатры. Если верить дошедшим до нас изображениям Клеопатры, носик у нее был далеко не изящный. Тем не менее, в Древнем Египте выразительный нос считался скорее достоинством и верным признаком сильного характера и несгибаемой воли. Да и какая разница, изящный у нее был носик, или нет, если Клеопатра сумела очаровать и превратить в своих верных рабов величайших мужей величайшей Империи - Юлия Цезаря и Марка Антония. Антоний настолько увлекся египетской царицей, что забыл о жене из знатного рода, которая терпеливо ждала его возвращения в Риме, и взял в жены Клеопатру. Именно она сыграла роковую роль в его судьбе. Антоний полюбил эту незаурядную женщину и женился на ней. Он переехал в Египетскую Александрию и оттуда управлял восточными провинциями Римской империи. В 31г. до.н.э. в разгар боя между флотом Антония-Клеопатры с одной стороны и римлянами с другой стороны Клеопатра дала приказ египетскому флоту выйти из боя. Антоний не мог поверить в измену любимой жены. Покинув своих воинов, стремится вслед за Клеопатрой. В Египте, узнав о поражении своего флота, не желая попасть в руки врагов, Антоний бросился на свой меч и погиб. Римские войска захватили Египет и хотели во время триумфа провести по улицам Рима Клеопатру. Она предпочла смерть позору: преданный слуга принёс ей во дворец, охраняемый римлянами, корзину с ягодами, где была спрятана ядовитая змея, ужалившая пленницу в плечо. Клеопатра умирает, а Египет превращается в римскую провинцию.
Образы древнегреческой богини красоты Афродиты возникает перед нашим взором, когда мы говорим о красоте человеческого тела. Однако, если приглядеться, то можно заметить, что эта красота по нынешним меркам является не такой уж идеальной. Во-первых, древнегреческая женская фигура ширококостная, массивна, с мягкими округлыми формами. Во-вторых, у нее небольшая, абсолютно симметричная грудь, довольно широкая талия, почти плоские ягодицы и коротковатые ноги. Параметры Афродиты Праксителя: рост—164 см, грудь — 86, талия — 69, бедра — 93.
По статуям мы также можем составить представление и об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза, маленький рот и классический «греческий» нос - прямой и фактически продолжающий линию лба. Несмотря на благородную белизну греческих статуй, гречанки, как и египтянки, пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел «коримбос». Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.
Греческие каноны красоты перешли в слегка изменённом виде к римлянам. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра. Именно светлые волосы особенно ценились в Древнем Риме. Так как постоянная процедура обесцвечивания была рискованна не только солнечными ударами, но и полным облысением, в моде были парики из светлых волос. Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом — свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные «рецепты». Например, римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.
Одной из самых знаменитых женщин периода Античности считалась гречанка Аспасия – жена стратега Перикла. Образ в мраморном изваянии, излучающий неземное обаяние, уже много веков волнует своими тайнами. Смотришь на её изваяние и видишь: чёткие, полные достоинства черты лица. Женская головка, обрамлённая локонами, гордо вскинута. Она напоминает в суете о вечности, о судьбах давно ушедших людей, о роковых событиях в истории. Аспасия восхищала современников своей красотой, грациозностью, была честолюбива и прекрасно образована, хотя женщинам того времени не полагалось заниматься ничем, кроме домашнего хозяйства. Любовь Перикла к жене была так сильна, что без совета с ней он не принимал ни одного важного решения, позволял устраивать приёмы на женской половине, обнимал её при всех и целовал, нарушая обычаи. Именно благодаря ей, Афины при Перикле достигли наибольшего расцвета.
2.4. Страны Азии
Нигде красота не была столь искусственной, как в странах Дальнего Востока. Лица китайских и японских женщин обильно гримировались: на лицо накладывался такой большой слой белил, что оно напоминало маску из фарфора. И китаянки, и японки ценили сложные объемные прически, которые поддерживались специальными палочками. Чтобы не нарушить сложную причёску, укладываясь спать, красавицам приходилось подкладывать под шею подушечку. Рот должен выглядеть маленьким, губы «бантиком». Показывать зубы всегда считалось дурным тоном. Японки же многие века с 12-14 лет чернили зубы. Фигура дальневосточной красавицы должна быть миниатюрной, хрупкой. Особенно ценилась маленькая стопа, из-за чего китаянкам с детства туго пеленали ноги. Идеальная стопа имела длину всего в 10 см! Кожа у девушек должна быть нежная, тело — тонкое, почти прозрачное, грудь — маленькая, пальцы — длинные и тонкие, с длинными накрашенными ногтями.
У арабов и индийцев, наоборот, ценилась полнота. Живот красавицы обычно сравнивается с множеством свитков, уложенных друг на друга. В идеале он должен иметь три глубоких складки и красиво выступать. В Индии комплиментом было сказать: «красива как корова» и «грациозна как слониха». Идеал лица - жгучая восточная красота Шахерезады из «1000 и одной ночи»: большие черные глаза, зубы как жемчуг, волосы и брови — густые и черные как смоль.
Всему миру известен удивительной красоты храм Тадж-Маха́л, построенный в честь индийской красавицы Мумтаз-Махал - жены падишаха империи Великих моголов Шах-Джахана. Она умерла при родах четырнадцатого ребёнка. Полный горя и скорби, Шах-Джахан приказал построить это удивительное творенье, прославляющее его жену.
2.5. Эпоха Средневековья
На смену античности пришла эпоха христианства. Всё телесное отрицалось, как «греховное». В моде — бледность, полное отсутствие косметики, чистота и невинность. Часто свирепствовавшие в средневековой Европе эпидемии определили образ западноевропейской девушки-горожанки: бледная, худая, чахоточного вида. Идеалом женской красоты считалась затянутая в корсет дама с миниатюрными ручками.
В XII в. у провансальских трубадуров родился культ Прекрасной Дамы: тонкий и гибкий стан, узкие бёдра, грудь — аккуратная и небольшая. Ценились также высокая талия и слегка выступающий живот (как символ беременности). Худоба и бледность продолжали оставаться модными. Несмотря на то, что церковь публично провозгласила блондирование волос нечестивым занятием, волосы в Средние века ценились опять белокурые. Правда, распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны.
Постепенно церковь утрачивала свою всеобъемлющую власть в Европе. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Возвращается внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания. «Венера» Боттичелли обладает хрупкой фигурой с покатыми плечами. С появлением «титанов Возрождения» — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, — идеальная женская фигура преображается. Теперь — это статная, полнокровная, женщина высокого роста с широкими плечами, пышной грудью, широкими бедрами, полными руками и ногами. Брови часто выбривали. Примером этого является «Джоконда» Леонардо да Винчи. Воспевание телесной полноты достигает апогея в картинах Рубенса. От средневековья остается мода на высокий лоб. Волосы теперь должны быть обязательно видны — длинные, вьющиеся, золотистые. На Руси красавиц растили по-своему. В средние века девочкам из богатых семей запрещали шить, чтобы они не привыкали держать голову опущенной и не кололи пальцы, читать, чтобы не портили глаза, много есть, чтобы не толстели. На ночь в волосы втирали благовонные мази, руки мазали нутриевым салом и надевали нитяные перчатки, а грудь массировали специальной помадой. Будили их рано, чтобы утреннее солнце окрасило лица живым румянцем. Но и русские красавицы не могли устоять перед модой: белились и румянились, так что начали походить на размалеванных кукол. Англичанин С. Коллинз, придворный врач царя Алексея Михайловича, описывал в сатирических тонах представления русских женщин о красоте: «Красотою женщин считают они толстоту. Дай мне Бог толстоту, а я себе дам красоту». Различное представление о красоте существовало у тех или иных классов. Н. Г. Чернышевский писал, что идеал женской красоты у крестьянина - здоровая цветущая девушка - кровь с молоком. Потому что здоровье свидетельствовало о нормальной трудовой жизни и достатке - извечной мечте крестьянина. Такая девушка могла стать хорошей помощницей в работе, женой, матерью.
В эпоху барокко (кон.XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. Расцвет барокко пришелся на период правления французского «короля-солнце» Людовика XIV. С этих пор французский двор начинает диктовать моду всей Европе. Женское тело в этот период должно быть богатым с лебединой шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Но талия теперь должна быть как можно тоньше, и в моду входят корсеты из китового уса. К тому же, корсет зрительно поднимает грудь, почти открытую смелым декольте. Дамы изводили себя диетами, очистительными клизмами. Темные круги под глазами были признаком духовности. Талия должна быть неестественного объема — 55 см! Стремление достигнуть «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень. Декольте платья почти полностью обнажает плечи. На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что мужья часто не узнавали своих жен. Парики приобретают поистине причудливые формы: натюрморты, лодки с парусами, мельницы. Гигиена не была в почёте. Белила с лица не смывали неделями. Чтобы заглушить запах немытого тела, употребляли огромное количество духов. А для борьбы с паразитами знатные дамы часто носили с собой маленьких зверьков, например, горностаев. Ногам до ХХ в. уделяли мало внимания - платья и юбки всегда были длинными.
В начале XVIII в. наступает эпоха рококо. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку - узкие плечи и тонкая талия. Декольте увеличивается, юбка укорачивается. Поэтому пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент. В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри — «мушки». Они служили своеобразной любовной символикой, акцентирующей внимание кавалеров на определенных частях женского тела.
В моде начинался классицизм. Вскоре и Французская Революция в своей ненависти ко двору Марии Антуанетты вместе с королевской властью начала ликвидировать засилье париков, мушек, корсетов и румян. В моду снова стала входить естественность. Ярко краситься считается теперь дурным тоном, поэтому в декоративной косметике используются только естественные тона. Считалось, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях. Подражание античной изменило и силуэт женщины. Платья делались из тонкого полупрозрачного муслина. Чтобы складки на одежде подчёркивали фигуру, модницы смачивали её водой. Результат – платье прилипало к телу, подчёркивало фигуру. Но очень часто следствием этого была простуда и пневмония.
С началом XX века мода начинает меняться настолько стремительно, что уловить можно только некоторые самые яркие тенденции.
Ускорившийся темп жизни и развития цивилизации приводит к быстрой смене модных тенденций. Теперь привлекает бледность - знак глубины сердечных чувств. Идеальная женщина эпохи модерн должна быть утонченной натурой. Томного взгляда девицы добивались, используя вместо туши толченый уголь. Женщина должна иметь стройную гибкую худощавую фигурку, плоскую грудь и узкие бедра. Для тех, кто ленится заниматься утренней гимнастикой, создаются специальные бандажи для бедер и икр. Сложные прически сменяют коротенькие мальчиковые стрижки. От мальчика лицо девушки отличает лишь насыщенная косметика. Белоснежная кожа отныне не в цене, спортивная девушка обязательно должна быть загорелой.
Идеалом красоты 1950-х годов стала Мерэлин Монро — пухленькая блондинка с подкрученными волосами до плеч, «зовущими» губами, пышной грудью, бедрами и талией, ради миниатюрности которой кинозвезда удалила рёбра.
Если раньше кумирами красоты являлись преимущественно актрисы, то теперь ее носителями стали «супермодели». Например, 16-летняя девочка Твигги (в пер. с англ. "прутик", "веточка"). При росте 1м 65 см она весила всего 45 кг. В начале 1970-х характерные черты нового эталона красоты были сформулированы владелицей крупнейшего в Нью-Йорке бюро фотомоделей: минимум метр семьдесят роста, маленькая грудь, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, красивые руки, широко расставленные глаза, рот не очень большой и не очень узкие губы. Для советских людей женским эталоном 1970-х во многом является Барбара Брыльска.
В 1980-е гг. женщина всеми способами стремится казаться эффектной и раскрепощенной. В моде аэробика, стройное спортивное тело. Для ленивых существует силикон и пластическая хирургия. Косметика становится яркой и вызывающей, прически — растрепанными и разноцветными. Именно в 1980-е годы начинается эра «супермоделей». У всех на устах зазвучали имена Синди Кроуфорд, Клаудии Шиффер, Наоми Кемпбелл, Линды Евангелисты, Кристи Терлингтон и др.
В 1990-х входит в моду стиль «унисекс». Вторичные половые признаки никак не подчеркиваются. В модном образе немалую роль играет культ наркотиков: изможденное костлявое тело, тонкие черты лица, круги под глазами, татуировка на теле, вялые плавные движения, сознательно неряшливый вид. Но уже в конце 1990-х «унисекс» и «героиновый шик» сходят на нет. Человечество вновь полюбило фигуристых здоровых красавиц. Однако, индустрия моды теперь не стремится связывать себя обязательствами с новыми моделями, постоянно меняя их. Головокружительно меняются и модные направления, в большинстве своем смешивающие и цитирующие прошлые эпохи.
В XX веке появляется ещё один символ красоты – кукла Барби, детская игрушка для девочек 3—14 лет. Впервые была выпущена в 1959 году в США в штате. Барби неоднократно становилась мишенью для критиков, считающих, что такая кукла плохо влияет на детей. Например, популяризирует анорексию. Появилось даже понятие «синдромом Барби». Утверждается, что пропорции Барби неестественны для человека; так, расчёты, проведённые Центральным госпиталем Хельсинки, показали, что реальной женщине с пропорциями Барби, не хватало бы от 17 до 22 процентов веса для нормального функционирования репродуктивной системы. Но, тем не менее, в мире существуют тысячи людей, которые хотят походить на Барби. Например, американка Синди Джексон сделала 55 пластических операций, чтоб быть похожей на свой идол — куклу Барби. В итоге только нижняя губа осталась у женщины своя. Впоследствии Синди бросил её парень.
Уже тысячелетия люди пытаются найти математические закономерности в пропорциях тела человека.
В Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела. Изучая законы гармонии, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принципы «золотого сечения» (сам термин был введен Леонардо да Винчи), в котором целое относилось к своей большей части, как большая к меньшей (если С — целое, А — большая часть, В — меньшая, то «золотое сечение» выражается формулой — С:А=А:В). Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.
Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова — 1/7 всего роста, кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка. Согласно утверждению древнегреческого скульптора Поликлета, лицо должно составлять1/10 от длины тела. Лицо считается пропорциональным, если его можно разделить условно линиями на 4 равные части: от верхушки головы до края волосяного покрова, затем область лба, следующая линия проводится под носом, последняя под подбородком. В создании своих творений греческие мастера (Фидий, Мирон, Пракситель и др.) использовали этот принцип золотой пропорции. И не случайно величину золотой пропорции принято обозначать буквой Ф - это сделано в честь Фидия. Однако уже современникам фигуры Поликлета казались слишком массивными, «квадратными». Тем не менее, каноны стали нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников ренессанса и классицизма.
Около двух веков идея применения золотой пропорции в исследовании человеческого тела была предана забвению, и лишь в середине XIX века немецкий ученый Цейзинг вновь обратился к ней. Он находил, что все тело человека в целом и каждый отдельный его член связаны математически строгой системой пропорциональных отношений. Он установил, что золотая пропорция характерна для всех хорошо развитых тел.
В середине прошлого века английский ученый Эдинвург построил канон пропорций человеческого тела на основе музыкального аккорда. Идеальное мужское тело, по его мнению, соответствовало мажорному аккорду, а женское - минорному.
В начале девяностых годов XX века американский профессор психологии Д. Сингх в результате длительных исследований нашел формулу красоты. Согласно его теории, у идеально сложенной женщины соотношение объема талии и бедер должно составлять приблизительно 0,7 (точнее, от 0,60 до 0,72). Психологи давно убедились, что мужчины выбирают себе спутницу жизни, движимые подсознательной потребностью продолжения рода. До гипотезы доктора Сингха было принято считать, что их выбор преимущественно падал на довольно полных женщин, которые представлялись более плодородными. Сингх доказал, что важен не сам жир, а то, как он распределяется по фигуре. По его мнению, грудь - общепризнанный символ женской привлекательности - вовсе не подает эротический сигнал. Скорее всего, она символизирует чистоту и неприкосновенность. Сингх отрицает связь своей формулы красоты со знаменитым золотым сечением.
В работе рассматривались лишь самые яркие и характерные исторические факты. Но даже их достаточно, чтобы показать всю относительность идеала. Все попытки найти каноны красоты никогда не приводили, и вряд ли приведут, к какому-то общепризнанному, математически выверенному, идеалу. Понимание канонов красоты субъективно. Если даже не принимать во внимание человеческую субъективность, ясно, что эпоха и национальный менталитет всегда вносят в понятие идеала красоты свои собственные поправки. В работе проверялась гипотеза о том, что идеалы женской красоты не влияют на ход мировой истории. Представленные факты свидетельствуют об обратном. Сравнивая женские идеалы красоты из прошлого с современными, невольно спрашиваешь себя: как должно измениться будущее человечества, если современная индустрия красоты пропагандирует новый «символ» в виде бесполого существа под именем Кончиты? Кто это? Он? Она? или Оно?... И вспоминаешь слова классика:
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н.А. Заболоцкий)
5. Список использованных источников
1. Википедия
2. Баландин Р.К. Всемирная история. 500 биографий. М.: Современник, 2000 г.
3. Журенко О.Н. Красота – страшная сила. Журнал «История. Всё для учителя» № 12, 2012 г. стр. 28.
4. Семёнов А. О роли женщины в истории. Журнал «Бизнес Онлайн» (www.bizon.ru).
Девочка-Снегурочка
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Как нарисовать небо акварелью
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью