В работе исследуется роль советского оружия в победе СССР над фашистской Германией.
Вложение | Размер |
---|---|
oruzhie_vov_kak_faktor_pobedy.docx | 316.1 КБ |
муниципальное бюджетное учреждение «Далайская СОШ № 11»
ОРУЖИЕ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КАК ФАКТОР ПОБЕДЫ
Исследовательская работа
ученика 8 класса
Елисханова Романа Руслановича
Руководитель Динисова В.Н.
2016 г.
Оглавление
СССР победил в Великой Отечественной войне не только благодаря героизму своих солдат, таланту полководцев и труду рабочих и колхозников в тылу. СССР победил ещё и потому, что его армия воевала лучшим для своего времени оружием. Созданное в предвоенные годы оружие вполне соответствовало предъявляемым к ним требованиям. Это показал опыт ведения боевых действий. Вместе с тем динамичный характер боевых действий, дальнейшее развитие тактики ведения боя обусловили необходимость разработки ряда новых образцов стрелкового оружия, а также усовершенствования существующей техники.
Цель исследования: определение роли технических достижений в годы Великой Отечественной войны.Для этого были поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования: если бы во время Великой Отечественной войны не было бы бурного развития вооружения Советской Армии, то возможно это бы повлияло на ход Великой Отечественной войны.
К 22 июня 1941 года Советский Союз обладал обескровленной армией. Командный состав был практически уничтожен, на вооружении армии стояла устаревшая техника. На Германию же наоборот работала вся Европа. Поэтому начало войны было неудачным для СССР, понадобилось некоторое время для мобилизации сил и создания новой техники.
Сложная международная обстановка тридцатых – начала сороковых годов требовали осуществления неотложных мер по укреплению советских вооруженных сил. Необходимо было перевооружить войска новейшими образцами боевой техники. Для достижения этой целисоздавались специализированные научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и лаборатории.
Вместе с тем принималось немало ошибочных решений. Необоснованные репрессии ряда высококвалифицированных специалистов науки, тяжело сказались на темпах перевооружения Советской Армии.
Катастрофические поражения начального периода войны заставили военно-политическое руководство страны переосмыслить ситуацию. Выяснилось, что немецко-фашистские войска наступают с самой разнообразной и далеко не всегда первоклассной техникой, включая трофейное оружие разгромленных ранее европейских армий. Скорее всего, стремительный блицкриг противника обеспечен, в основном, успешным двухлетним опытом ведения военных действий, профессиональной подготовкой вышколенного восточно-прусского генералитета, «правильно» поставленной идеологической работой с личным составом, а также, не в последнюю очередь, традиционными немецкими пунктуальностью, организованностью и дисциплиной.
В высшем военном руководстве пришли к выводу, что при условии полной мобилизации оставшихся в распоряжении научно-технических и производственных резервов, можно дать убедительный ответ врагу. Академия наук получила задание немедленно ускорить исследования. Вся её деятельность теперь была подчинена трём целям:
Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота при помощи секретных магнитных мин. 27 июня 1941 года был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. Научным руководителем был назначен Анатолий Петрович Александров. В одну из бригад добровольно вошёл профессор Игорь Васильевич Курчатов.
Работа велась почти круглосуточно, в труднейших условиях, при нехватке специалистов, кабеля, оборудования, зачастую под бомбёжками и обстрелами. Был также создан и безобмоточный метод размагничивания, которым защищались от магнитных мин подводные лодки. Михаил Владимирович Келдыш выяснил причину и создал теорию очень сложного и опасного явления – самовозбуждение колебаний с большой амплитудой у крыльев и хвостового оперения самолёта (флаттер), которые вели к разрушению машины – это помогло разработать меры борьбы с флаттером.
В результате исследований доктора технических наук Николая Михайловича Склярова получена высокопрочная броневая сталь АВ-2, содержащая значительно меньше дефицитных компонентов: никеля в - 2 раза, молибдена – в 3 раза. Исследования учёных института химической физики АН СССР Якова Борисовича Зельдовича и Юлия Борисовича Харитона помогли перейти к употреблению более дешёвых порохов. Для увеличения дальности полёта реактивного снаряда учёные предложили удлинить заряд, использовать более калорийное топливо или две одновременно работающие камеры сгорания.
В истории деятельности ленинградских учёных есть героический эпизод, связанный с «Дорогой жизни»: выяснилось обстоятельство, на первый взгляд, совершенно необъяснимое: когда грузовики шли в Ленинград, максимально нагруженные, лёд выдерживал, а на обратном пути с больными и голодными людьми, т.е. со значительно меньшим грузом, машины часто проваливались под лёд. Павел Павлович Кобеко, научный сотрудник Физико-технического института, разработал методику регистрации колебаний льда под влиянием статических и динамических нагрузок. На основе полученных результатов выработали правила безопасного движения по ладожской трассе. Ледовые аварии прекратились. Учёные активно включились в новую для них работу.
Нельзя забывать и о том, что во время войны не прекращались репрессии. Под руководством НКВД были созданы секретные конструкторские бюро, которые в народе назывались «шарашки». Здесь в условиях тюремного заключения работали многие выдающиеся учёные, несправедливо обвинённые в каких-либо преступлениях. Примером чему может быть Андрей Николаевич Туполев, под руководством которого был создан лучший фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2. Учёного обвинили в организации русско-фашистской партии, арестовали, грозили посадить в тюрьму жену, а детей отправить в детский дом. Ему поставили условия: «Самолёт в воздух – все по домам». Туполев сознался в том, чего не совершал. Для своих разработок он просил вернуть с этапа больного, умирающего Сергея Павловича Королёва. На «шарашке» были созданы идеальные условия для работы: нормальное питание, сон, душ. Но не было свободы. Учёные конструировали бы и без этих идеальных условий, так как были настоящими патриотами и профессионалами своего дела.
Советская пехота начала войну, вооруженная устаревшей винтовкой Мосина, принятой на вооружение ещё в конце XIX в. После каждого выстрела её приходилось перезаряжать. По скорострельности винтовка не могла конкурировать с немецким «шмайсером», которыми были вооружены почти все немецкие солдаты. Ещё перед войной советские конструкторы взялись за производство автоматического оружия. Лучше всех с этой задачей справился Г.С. Шпагин. Созданный им пистолет-пулемёт (ППШ) отличался на редкость простой конструкцией. Его производство не требовало ни больших затрат времени, ни сложного оборудования. Простота изготовления обеспечила ППШ массовое производство с1941г-1945г. Было собрано более 6 миллионов ППШ. Это абсолютный рекорд среди оружия Второй мировой войны. Только появившись в армии, ППШ тут же завоевал любовь солдат. Когда немцы подошли к Кашире, на вопрос Сталина «чем помочь?» командующий обороной города ответил «пришлите хоть несколько десятков ППШ». Сталину ППШ очень понравился и именно он настоял на том, чтобы у ППШ был дисковый, более вместительный магазин.
3.2. Пистолет-пулемёт Судаева
ППС-43 (Пистолет-пулемёт Судаева) — пистолет пулемёт был разработан советским конструктором Алексеем Ивановичем Судаевым в 1942 году. Производство новых автоматов ППС, принятых на вооружение, решено было наладить в блокадном Ленинграде. Туда были затруднены поставки оружия, а фронт требовал пополнения. Не уступая по боевым качествам пистолету-пулемету Дегтярёва и пистолету-пулемету Шпагина, он был легче их на 2,5 килограмма, требовал при изготовлении в 2 раза меньше металла и в 3 — трудозатрат.
За год до начала войны на одном из харьковских заводе был создан первый танк Т-34. Машина была создана в конструкторском бюро, возглавляемом инженером М.И Кошкиным. В новом танке было воплощено немало оригинальных идей, опередивших мировое танкостроение. Броня корпуса «тридцатьчетверки» имела сильный наклон, который заставлял снаряды отскакивать он нее рикошетом. Т-34 при рождении получил длинноствольное 76-миллиметровое орудие. С расстояния 1000 метров он без труда пробивало броню толщиной 60мм. Для сравнения, немецкие танки в начале войны поголовно были вооружены короткоствольными пушками небольшого калибра. После Курской битвы, когда советским средним танкам пришлось сражаться с немецкими тяжёлыми «тиграми», Сталин приказал оснастить Т-34 более мощной 85-миллиметровой пушкой. Для этого башню танка пришлось увеличить. Т-34 работал на дизельном топливе, что значительно снижало опасность пожара.Немецкие танки использовали бензиновые двигатели и в случае попадания снаряда горели, как свечки. Широкие гусеницы обеспечивали хорошую проходимость. На испытаниях «тридцатьчетвёрка» ломала сосны 70-сантиметровой толщины, а на поле боя смело шёл на таран вражеских танков. Военные специалисты признали Т-34 лучшим танком Второй мировой войны. Появление «тридцатьчетвёрки» на полях сражений стало неприятным сюрпризом для германской армии. Генерал Гудериан, создатель немецкой доктрины танковой войны, писал в своих мемуарах: «Множество Т-34 вступили в боевые действия и нанесли тяжёлый урон немецким танкам. Если до этого мы имели превосходство в танках, то теперь ситуация стала обратной».
21июня 1941года буквально за несколько часов до войны, наркомат обороны после успешных испытаний принял решение о серийном производстве реактивных миномётов БМ-13 –знаменитых «катюш». БМ-13 разрабатывалась в конструкторском бюро, которым руководил Андрей Григорьевич Костиков. На 3-х тонном грузовике крепилась пусковая установка из 16 направляющих, каждая из которых держала на себе 132-миллиметровый реактивный снаряд. Направляющие можно было поднимать и поворачивать по сторонам, что позволяло вести стрельбу в разных направлениях. Залп производился путем замыкания электрических контактов в приборе расположенном в кабине водителя. За 10 секунд одна «катюша» выпускала 16 реактивных снарядов, которые летели на расстояние до 8 километров. В 1940 году провели испытания БМ-13. На полигоне в присутствии наркома обороны С. К. Тимошенко и начальника генштаба Г.К. Жукова провели показательные стрельбы. Место падения снарядов превратилось в сплошное пепелище. Полк из 36 «катюш» мог уничтожить всё живое на площади 1 квадратный километр. На каждой машине находился ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур. В случае появления риска захвата техники врагом экипаж был обязан взорвать её и тем самым уничтожить реактивные системы. Установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп». Вместо них звучали «пой» или «играй», что, возможно тоже было связано с песней «Катюша». Да и для пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой. Нет единой уверенной версии, почему реактивные миномёты БМ-13 стали именоваться «катюшами», существует несколько предположений.
Первое предположение - по названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Песня, вероятно, стала катализатором названия под влиянием других причин.
Второе предположение - по сокращению «КАТ» - «Костиковские автоматические термические». По фамилии руководителя проекта, Андрея Костикова.
Третий вариант - название связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Калинина. А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной» - РС (реактивный снаряд).
Перед войной не успели провести воинских испытаний и их решили провести прямо на фронте в реальных боевых условиях. Так как «катюша» была засекречена, офицеров подбирали из слушателей артиллерийской академии. Командовать батареей из 7 катюш поручили капитану Ивану Флерову. Все прошли короткую подготовку по управлению БМ-13. 2 июня 1941 года батарея начала движение из Москвы на запад. Двигались они ночами, чтобы не попасть под обстрел фашисткой авиации. Вскоре разведка сообщила о большом скоплении врага на станции «Орша» 14 июля, находясь в 5 км от Орши, Флеров дал команду «Огонь!!!». За несколько секунд в сторону Орши полетело 112 реактивных снарядов. Так немцы впервые узнали силу катюши, и сразу объявили на нее охоту. 7 октября батарея Флерова попала в засаду, и командир дал команду подорвать БМ-13 , чтобы они не достались врагу. Так и погибли смертью храбрых русские бойцы и боевые машины. Ничего равного катюшам не было создано за годы войны ни в одной стране.
Накануне войны конструкторское бюро Сергея Ильюшина разработало самолёт-штурмовик, предназначенный для поддержки наступающей пехоты и уничтожения вражеской бронетехники. Машина получила наименование Ил-2.
Поскольку самолёту предстояло летать низко над полем боя, его жизненно важные узлы надёжно защитили бронёй. Броневой корпус, напоминавший капсулу, располагался в передней части флюзеляжа. Внутри него под защитой 10-миллиметрового изогнутого стального листа находились мотор, кабина пилота, бензобаки. Бронекорпус около 700 килограмм играл роль несущей конструкции: к нему пристыковывались крылья и хвост.
Ил-2 получил мощное вооружение. На нём установили две 23-миллиметровые пушки, легко пробивающие тонкую броню, прикрывающую танки сверху. Кроме того самолёт нёс около 400 кг. бомб и 8 неуправляемых реактивных снарядов, подобные тем, которые имели на вооружении «катюши». Ил-2, защищённый бронёй и имеющий мощное вооружение, получил прозвище «летающий танк».
Первоначально Ил-2 был одноместным самолётом. Однако, первые бои показали, что немецкие истребители заходят ему в хвост, который ничем не защищён, и сбивают. Пришлось за кабиной пилота установить место для стрелка, вооруженного крупнокалиберным пулемётом, защищающий самолёт при атаке сзади. Потери Ил-2 резко сократились.
Наилучшим образом Ил-2 зарекомендовал себя в борьбе с немецкими танками. Под Курском для уничтожения фашистской бронетехники наши лётчики впервые применили противотанковые авиабомбы кумулятивного (направленного) действия. Бомба весила всего 1,5 кг., но легко прожигала 70-миллиметровую броню. В бомбовых отсеках Ил-2 помещалось до 200 таких бомб. Самолёт сбрасывал их на скопление танков, бронетранспортёров, самоходных артиллерийских установок. Лётчики 291-й штурмовой авиационной дивизии, летавшие на Ил-2, за пять дней Курской битвы уничтожили и повредили более 400 вражеских танков. Намцы прозвали Ил-2 «черная смерть».
Ил -2 обладал фантастической живучестью. На одном из штурмовиков, вернувшемсяс боевого задания, насчитали более 500 пробоин. У другого самолёта вражеским снарядом отбило кусок лопасти винта длиной около 40 см., но пилот сумел довести машину до аэродрома. Лётчики шутили по поводу этой замечательной машины: «Из боя «Ил» доставляет на честном слове и одном крыле».
Ильюшинский штурмовик стал самым массовым самолётом советских военно-воздушных сил в период Великой Отечественной войны: была выпущена 41 тысяча Ил-2.
В годы войны подводные лодки были самым массовым классом кораблей Военно-морского флота СССР. Подлодки использовались для разных целей. Торпедными ударами они топили фашистские боевые корабли и транспорт.Устанавливали минные заграждения на морских коммуникациях противника. С подводных лодок на вражеский берег высаживали десант и разведку. Обычное вооружение подлодки состояло из торпед и пушек. Торпеды могли поражать вражеские корабли на расстоянии до 10 км. Их можно было запускать как из подводного, так и надводного положений. Орудия предназначались для обстрела судов противника и его береговых укреплений.
Одной из лучших советских подводных лодок считалась средняя подлодка типа «С». Она имела длину более 70 метров и мощное вооружение: шесть торпедных аппаратов и две пушки. Обслуживал субмарину экипаж из 47 человек.
Подлодки типа «С» способны были погружаться на глубину до 100 метров. Время их автономного плавания (без заправки) состояло 30 дней. В течении этого периода она могла покрыть расстояние в 8 тыс. морских миль. Таким образом эта субмарина использовалась для борьбы с вражескими кораблями на открытых морских просторах вдалеке от своих баз.
Подлодка типа «С» под несчастливым, казалось бы, номером 13 совершила один из самых выдающихся в истории Военно-морского флота подвигов.
Шёл январь 1945 года. Красная Армия вела кровопролитные бои за Польшу. Советские войска осаждали портовый город Данциг (польский Гданьск).Немцы спешно готовились к эвакуации. В порту наготове стояло кораблей, среди которых - гордость немецкого пассажирского флота лайнер «Вильгельм Густлов». В 1938 г. Гитлер лично участвовал в спуске этого корабля на воду. Теперь «Вильгельму Густлову» предстояло эвакуировать в германский порт Киль несколько тысяч моряков-подводников: в Данциге находилась специальная школа по их подготовке. Кроме моряков на судне разместились спасавшиеся бегством фашистские чиновники и члены их семей. Бургомистр Данцига занял личные апартаменты Гитлера. Корабль принял на борт около 6 тыс. человек, втрое больше, чем полагалось. Люди заполнили даже слитый бассейн. В ночь отплытия «Вильгельма Густлова» в Данцигскую бухту незаметно вошла советская подводная лодка «С-13», которой командовал капитан 3-его ранга Александр Маринеско. 30 января на море разыгрался сильный шторм, видимость была плохая. Лодка всплыла, и наблюдатели стали всматриваться вдаль, выискивая цель. В вечерних сумерках они разглядели силуэт огромного судна. Это шёл «Вильгельм Густлов», сопровождаемый крейсером, несколькими миноносцами и тральщиками. Лайнер шёл между конвоем и берегом. Со стороны моря атаковать его было невозможно. Маринеско решился на опасный манёвр: напасть на лайнер со стороны берега. Подлодка нырнула и, всплыв между кораблём и берегом, дала залп тремя торпедами. Раздалось три взрыва. Через 15 минут «Вильгельм Густлов» скрылся под водой. Из 6 тыс. человек спаслось около тысячи. «С-13» чудом ушла от погони. Уже возвращаясь на берег, она потопила ещё один немецкий транспорт с 3, 5 тыс. солдат и офицеров на борту. Узнав о гибели «Вильгельма Густлова» Гитлер пришёл в ярость. Он приказал расстрелять начальника конвоя, а Маринеско объявил своим личным врагом.
В бронетанковых войсках большое внимание уделялось повышению огневой мощи, маневренности и защищённости танков. На вооружение пехоты и артиллерии поступали орудия с увеличенной скорострельностью и дальностью стрельбы. На вооружение авиации поступали самолёты, которые во многом превосходили прежние образцы по огневой мощи, дальности, высоте и скорости полёта, защищённости, что обеспечивало в последующем господство нашей авиации в воздухе. Существенное развитие получили и другие виды вооружения.
Приведённые факты подтверждают гипотезу, выдвинутую в начале работы: если бы во время Великой Отечественной войны не было бурного развития вооружения Советской Армии, то это бы повлияло на ход войны. Невозможно было бы победить в Великую Отечественную войну, воюя оружием, уступающим врагу.
На основе создававшихся во время войны научно-технических изобретений, их модификации созданы многие современные вооружения.
Рукавичка
По морям вокруг Земли
Почта
Музыка космоса
Что есть на свете красота?