• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«РАСТЕНИЯ – БИОИНДИКАТОРЫ»

Опубликовано Тарасова Оксана Сергеевна вкл 27.09.2018 - 8:38
Тарасова Оксана Сергеевна
Автор: 
Елина Валерия

В последнее время весьма актуальными являются наблюдения за изменениями состояния окружающей среды, вызванными антропогенными причинами. Система этих наблюдений и прогнозов составляет суть экологического мониторинга. В этих целях все чаще применяется и используется достаточно эффективный и недорогой способ мониторинга среды - биоиндикация, т.е. использование живых организмов для оценки состояния окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elina_valeriya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

VII КРАЕВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

«РАСТЕНИЯ – БИОИНДИКАТОРЫ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Усть-Карская средняя общеобразовательная школа»

Елина Валерия Евгеньевна, 6 класс

Тарасова Оксана Сергеевна,

учитель биологии и химии

МОУ «Усть-Карская СОШ»

+79144895141, taroksa1973@mail.ru

2017 г

Оглавление                                                                   стр

  1. Введение…………………………………………………………… 3-4
  2. Основная часть……………………………………………………. 5-11

         2.1. Растения -сорняки – биоиндикаторы ……………………5-7

         2.2. Анализ почвы с приусадебного участка…………………7-8

         2.3. Анализ почвы с цветочных горшков…………………….8-11

         2.4. Комнатные растения-биоиндикаторы……………………11

  3. Заключение ………………………………………………………….12

Информационные источники

  1. Введение

Актуальность

В последнее время весьма актуальными являются наблюдения за изменениями состояния окружающей среды, вызванными антропогенными причинами. Система этих наблюдений и прогнозов составляет суть экологического мониторинга. В этих целях все чаще применяется и используется достаточно эффективный и недорогой способ мониторинга среды - биоиндикация, т.е. использование живых организмов для оценки состояния окружающей среды.

Последствия загрязнения окружающей среды отражаются на внешнем виде растений. У растений под влиянием вредных веществ  происходит увеличение числа устьиц, толщины кутикулы, густоты опушения, развивается хлороз и некроз листьев, раннее опадание листвы. Некоторые растения наиболее чутко реагируют на характер и степень загрязнения атмосферы. в природе есть такие растения, которые могут указать на характер почвы. Это означает, что они могут служить живыми индикаторами состояния среды. В настоящее время разработана концепция комплексного экологического мониторинга природной среды, составной частью которого является биологический мониторинг. Индикаторные растения могут использоваться как для выявления отдельных загрязнителей воздуха, так и для оценки качественного состояния природной среды. Обнаружив по состоянию растений присутствие в воздухе специфических загрязнителей, приступают к измерению количества этих веществ различными методами, например, испытанием растений в лабораторных условиях.

Я так считаю, что я не могу изменить состояние атмосферы, но я могу повлиять на характер почвы: внести удобрения минеральные и органические.

         Цель:

 Определить состояние почвы на приусадебном участке и в кабинете химии по растениям - индикаторам

Задачи:

1. Найти необходимые сведения в литературе  и сети Интернет по данной теме; 

2. Ознакомиться с методикой исследования почв по растениям-биоиндикаторам и помощью универсальных индикаторных бумажек;

3. Определить по растениям - индикаторам плодородие, кислотность почв и наличие микроэлементов;

4. Сделать выводы о типе почв и оценить возможность выращивания экологически чистой продукции.

         Гипотеза: Если знать по растениям – индикаторам характер почвы и наличие микроэлементов, то можно помочь почве, чтобы вырастить качественно и количественно хорошие растения

Объект исследования: растения-биоиндикаторы и почва

Субъект исследования: состояние местных почв.

Ожидаемый результат:

Изучен и определен характер и состояние почвы по растениям-биоиндикаторам, выбраны дальнейшие действия по улучшению почвы и выращиванию культур и комнатных растений.

  1. Основная часть
  1. Биоиндикация - это  оценка состояния среды с помощью живых объектов. Живые объекты (или системы) - это клетки, организмы, популяции, сообщества. Есть растения, которые произрастают на кислой, щелочной и т. д.  С их помощью можно определить характер почвы.

Сорняки. Так называем эти растения только мы. С нашей точки зрения они вовсе не нужны. Но на самом деле это очень полезные растения.

Кислотность почвы.

На крайне кислых почвах развиваются: плауны, сфагновые и зеленые мхи, вереск обыкновенный, белоус торчащий, цетрария, щавелек малый, лютик, торица, мята, подорожник, конская щавель.

Средне- и слабо- кислые почвы более других предпочитают: хвощ полевой, мать- и- мачеха, медуница, вероника дубравная, папоротник, торица полевая, калужница болотная, лютик ядовитый, толокнянка, сердечник луговой, фиалка трехцветная, пикульник, клевер пашенный, молочай, василек полевой, живокость полевая.

На нейтральных почвах хорошо растут большинство растений, в том числе и предпочитающие небольшие отклонения в сторону большей или меньшей кислотности: пастушья сумка, донник, манжетка обыкновенная, мыльнянка лекарственная, пырей ползучий, пупавка красильная, редька дикая, ромашка, вьюнок полевая, клевер луговой, цикорий, лебеда, мокрица.

А вот любители щелочной среды: дрема белая, мак, подмаринник цепкий, кровохлебка, клоповник, бадяг, чернушка полевая, живучка, очный цвет полевой, молочай, подорожник ланцетолистный, горчица полевая, золотысячник зонтичный , бузина сибирская, вяз шершавый.

Плодородность почвы.

На бедных, истощенных почвах можно встретить: вереск обыкновенный,

белоус торчащий, бессмертник песчаный, чернику и бруснику, очиток едкий, мхи и лишайники, ситник нитевидный, душистый колосок.

А вот плодородную почву обязательно облюбуют: яснотка, крапива, лебеда, белена черная, малина, мокрица, печеночница, иван-чай, таволга, сныть, чистотел, копытень.

Есть и растения, безразличные к плодородности почвы. Они хорошо развиваются как на бедных, так и на богатых полезными веществами почвах: лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, черноголовка, ежа сборная, сосна обыкновенная, портулак.

Минеральный состав почвы.

На почвах, богатых азотом любят расти: крапива двудомная и жгучая, кипрей, крестовник весенний, лебеда татарская, хмель, щирица запрокинутая, калужница.

На почвах с недостатком азота скорее всего вы встретите: росянку, люцерну и астрагала, бобовые.

На азотистых и плодородных почвах растут: крапива, мокрица, пастушья сумка, лебеда.

На большое содержание фосфора укажут: портулак и горчица.

Плотность почвы.

Легкие рыхлые почвы предпочитают: бессмертник песчаный, очиток едкий, дымянка лекарственная, пикульник обыкновенный, незабудка полевая.

А вот на плотных глинястых чаще встречаются: лютик ползучий, лапчатка гусинная, подорожник большой, ромашка ромашковидная, горец птичий, бересклет бородовчатый.

Влажность почвы.

На сухих почвах неплохо развиваются: ястребинка волосистая, очитки ( едкий, пурпурный, большой), ковыль перистый, толокнянка, полевица белая, наземные лишайники.

Средне- требовательны к влаги: лисохвост луговой, пырей ползучий, ежа сборная, клевер луговой, горошек мышиный, чина луговая.

Предпочитают самые влажные, порой даже заболоченные, места обитания: брусника, багульник, морошка, калужница, герань луговая, камыш лесной, таволга вязолистная, горец змеиный, мята полевая, чистотел болотный.  

Проведя опрос, я узнала, что у большинства опрошенных мною, на приусадебном участке произрастают такие растения как  хвощ, пырей, лебеда, одуванчик и мокрица.

Эти растения говорят о характере почвы, на которой мы выращиваем урожай. Хвощ полевой: средне и слабо-щелочная почва, пырей, лебеда и мокрица на нейтральной плодородной и хорошо увлажненной почве.

      2.2. Анализ почвы с приусадебного участка

На основе этого, я решила провести исследование на характер почвы. Взяла несколько образцов почвы у себя на приусадебном участке, у соседей и у руководителя моего проекта Оксаны Сергеевны. Каждый образец имел такие признаки: легкость и наличие органических остатков.

Опираясь на содержание книги М. М. Гостева " Химический кружок в школе, [4, стр. 95], нашла описание определения кислоты и щелочи в почве, путём определения рН при помощи индикаторных бумажек.

Оборудование для моего исследования:

Колбы, воронки, фильтры, чашки Петри, стаканчики, стеклянные палочки и универсальные индикаторы.

Для проведения опыта, взяла почву из разных мест и разных цветочных горшков. Поместив каждую порцию почвы в отдельные стаканчики, налила кипяченной воды и тщательно перемешала. Дала отстояться. Отфильтровала несколько раз. Фильтрат разлили по чашкам Петри и опустила индикаторные полоски. Руководитель моего проекта показала мне, как реагируют индикаторы на кислоту и щелочь. В кислой среде полоска стала розовой, а в щелочной - синяя.

Результаты проведенного исследования:

Номер пробы почвы

Цвет индикатора

Изменение цвета

рН согласно индикаторной шкале

Вывод

1

Оранжевый

Зелено-оранжевый

рН=7

Почва нейтральная, слабо-щелочная

2

Оранжевый

Зелено-оранжевый

рН=7

Почва нейтральная, слабо-щелочная

3

Оранжевый

Зелено-оранжевый

рН=7

Почва нейтральная, слабо-щелочная

Вывод: характер почвы нейтральный слабо - щелочной. Радует, так как кислые почвы содержат большое количество Fe, Mg, Al в форме ядовитых для растений соединений. Эти элементы вместе с растениями попадают в организм животного и человека. В нейтральной почве питательные вещества усваиваются растениями лучше. Нормальное усвоение растениями питательных веществ в нейтральной почве обусловлено развитием биологической жизни, а в кислой и  сильнощелочной почве деятельность организмов подавлена.

Значит, я маме и другим дам совет на основании своих исследований, что на этой почве можно посадить все овощи, а вот для кустарников почву нужно подкислить.

2.3. Анализ почвы с цветочных горшков

В кабинете химии есть растения с пожелтевшими листьями и признаками хлороза. Поэтому я решила проверить почву, которая присутствует в цветочных горшках.

Номер пробы почвы

Цвет индикатора

Изменение цвета

рН согласно индикаторной шкале

Вывод

1

Оранжевый

Зелено-оранжевый

рН=7

Почва нейтральная, слабо-щелочная

2

Оранжевый

Зелено-оранжевый

рН=7

Почва нейтральная, слабо-щелочная

3

Оранжевый

Зелено-оранжевый

рН=7

Почва нейтральная, слабо-щелочная

Выявила, что почва в горшках пригодна для выращивания здоровых растений. Но, почему же на некоторых листьях растений мы видим признаки хлороза, некроза? Значит можно сделать вывод о том, что в почве не хватает каких-то элементов. По внешнему виду растений, можно определить, чего не хватает почве.  Растения чутко реагируют на присутствие каких-либо элементов.  

Элемент

На что влияет элемент

Изменение растения при недостатке элемента

Азот

Азот участвует в регулировании роста и плодоношения растений.

Недостаток азота быстро и заметно сказывается на остановке роста.

Фосфор

Увеличивает урожай

Образование темных пятен на листьях и их скручиванию

Калий

Накапливает углеводы, что отражается на синтезе белков, способствует поступлению воды в растение

Ограничивает образование крахмала, ведет к грибному поражению растения, неправильному развитию листьев, к их вялости и появлению бурых пятен

Кальций

Нейтрализует почву от лишней кислотности, улучшает обмен веществ

Корневая система плохо развивается, рост задерживается, появляются черно-бурые пятна

Магний

Входит в состав хлорофила

Остановка роста и замечается хлороз; листья покрываются беловато-желтоватыми пятнами

Железо

Способствует образованию хлорофилла

Вызывает хлороз у растений; задерживает рост организма

Медь

Повышает число урожая и углеводов, усиливает интенсивность дыхания

Появление белых пятен, прекращение роста

Марганец

Увеличивает рост растения и число урожая, содействует образованию витамина С и аскорбиновой кислоты, играет значимую роль в дыхании

Иногда растения страдают хлорозом

Бор

Увеличивает содержание крахмала, сахара, каучука, жира и т. д. повышает содержание витаминов А и С

Разрушение проводящей системы, замирание точки роста; слабо развивается корневая система

Цинк

Способствует фотосинтезу, усилению роста

Заболевание растений

         2.4. Комнатные растения-биоиндикаторы

Название растения

Описание внешних изменений

Предположительно, каких элементов не хватает

Традесканция хохлатая

Кончики листьев пожелтели и засохли

Судя по наблюдениям, я сделала вывод, что растению не хватает следующих элементов: фосфора, магния, марганца, калия и азота.

Маранта триколор

Кончики листьев пожелтели и засохли, наблюдаются признаки некроза

Аспарагус Шпренгера

Пожелтевшие листья и раннее опадание листвы

Королевская бегония

Пожелтевшие кончики листьев

Аспарагус

Желтеют и опадают листья  

Заключение: у нас в огородах почва хорошая, по характеру нейтральная и слабо-щелочная, можно сажать все овощные культуры. Оказывается, сорняки могут рассказать о нашей почве очень многое и каждый садовод-любитель примет это к сведению. А вот в цветочных горшках, почву иногда необходимо подкармливать, потому что растения поглощают все микроэлементы. Поэтому продолжением моей работы будет подкормка растений минеральными и органическими удобрениями.

Информационные источники

  1. http://tsvetnik.info.ru
  2. http://dljadachnikov.ru
  3. http://herbaldok.ru
  4. М.М. Гостев «Химический кружок в школе», из-во Академии педагогических наук РСФСР Москва, 1958


Поделиться:

Вокруг света за 80 дней

Рисуем кактусы акварелью

Лиса и волк

Два плуга

Заяц-хваста