• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по искусству "Нетрадиционные техники рисования"

Опубликовано Плешивцева Алёна Николаевна вкл 14.10.2018 - 9:24
Плешивцева Алёна Николаевна
Автор: 
Пригода Алина

Исследовательская работа "Нетрадиционные техники рисования" была задумана ученицей, как опыт участия в жудожественной мастерской, и выросла из желания Алины научить одноклассников нетрадиционным способам живописи. Девочка быстро придумала мастер-класс, обучила детей техникам, но работа по оформлению результатов заняла много времени. Результат школьного этапа- победитеь, районного этапа - участник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx702.04 КБ

Предварительный просмотр:

Ленинский район

МБОУ СОШ № 160

Секция «Искусство»

Пригода Алина

4В класс

Нетрадиционные техники рисования

Руководитель:

Плешивцева Алёна Николаевна,

учитель начальных классов

Новосибирск

2018

Содержание

I  Введение                                                                                              3

II Теоритическая часть                                                                           4

  1. Традиционные и нетрадиционные техники живописи           4
  2. Монотипия                                                                               4-5
  3. Штампование                                                                           5-6
  4. Техника «по сырому»                                                              6

III Практическая часть                                                                           7-8

     Заключение                                                                                         9

     Список информационных источников                                              10

      Приложение                                                                                      11-12

        

        

«Я могу рисовать как Рафаэль,

но мне понадобится вся жизнь,

 чтобы научиться рисовать так,

как рисует ребёнок»

Пабло Пикассо

Введение

Я с детства люблю рисовать, а с сентября этого года учусь в художественной школе. Считаю, что изобразительное искусство - это инструмент, с помощью которого можно передавать свои эмоции и чувства.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности. Оно позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый человек по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью.

Целью работы является изучить нетрадиционные техники рисования и увлечь ими одноклассников.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме
  • систематизировать собранный материал
  • познакомить одноклассников с нетрадиционными техниками рисования
  • провести анкетирование и мастер-класс
  • выполнить работу в нетрадиционной технике рисования

Объект исследования: изобразительное искусство

Предмет исследования: техника рисования

Гипотеза: занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес, фантазию. Эта техника доступна для создания интересных и неповторимых рисунков.

В работе используется прием планирования – этапы исследования включают в себя определение темы, задач, позволяющих раскрыть данную проблему, составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению; сбор материала и оформление полученных результатов.

В своей работе я использовала следующие методы:

  1. теоретический - анкетирование, сбор и анализ изученной литературы.
  2. практический – эксперимент (мастер-класс).

Традиционные и нетрадиционные техники живописи

Техника живописи - совокупность приемов использования художественных материалов и средств.

Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная, настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV века становится популярной техника живописи масляными красками; в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику - пастель - также относят к живописи.

Что же такое нетрадиционное рисование? Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается оригинальностью. Рисование нетрадиционным способом - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает. Многих привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Эти способы позволяют быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать.

Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поролона и овощей, ниткография, монотипия, рисование «по сырому», коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, мыльными пузырями, печать по трафарету, пластилинография, раздувание краски.

Монотипия

Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

Полученный отпечаток всегда уникален, так как создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии — любое.

Для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.http://luchikivnuchiki.ru/wp-content/uploads/2015/09/Monotipiya14-150x150.jpg

Виды монотипии:

  1. Предметная
  2. Пейзажная

Монотипия предметная

Техника рисование:http://luchikivnuchiki.ru/wp-content/uploads/2015/09/Monotipiya5-150x150.jpg

1) лист бумаги сложить пополам, развернуть;

2) на одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка;

3) затем развернуть и нарисовать крону дерева, траву и снова сложить пополам;

4) разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение дерева.

Таким же образом можно рисовать цветы, насекомых и даже животных.http://luchikivnuchiki.ru/wp-content/uploads/2015/09/Monotipiya8-150x150.jpg

Монотипия пейзажная

Техника исполнения:

1) лист бумаги сложить пополам;

2) на одной половине листа бумаги нарисовать пейзаж и опять сложить лист для получения отпечатка. (Пейзаж надо рисовать быстро, чтобы краски не успели высохнуть);

3) исходный рисунок, после того как с него сделали отпечаток, можно оживить красками, фломастерами или цветными карандашами.http://luchikivnuchiki.ru/wp-content/uploads/2015/09/Monotipiya25-150x150.jpg

Отпечатки можно делать и на любой гладкой поверхности:

стекле, пластмассовой доске, плёнке, кафельной плитке, толстой глянцевой бумаге. На выбранной поверхности гуашевыми красками делается рисунок, сверху накладывается лист бумаги и придавливается. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Штампование

Материалы для самодельных штампиков окружают нас на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно. Самые распространенные из них: собственные пальчики и ладошки ребенка, штампы из овощей, рисование поролоном, рисование с помощью листьев, ватные палочки, штампики из пластилина, штампы из пенопласта и многие другие.Картинки по запросу штампы из поролона техника исполнения

Рисование штампами привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

        

Техника рисование поролоном

Ребенок опускает кусочек поролона в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Краску можно наносить и кистью. Таким образом хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, рисовать животных, птиц и многое другое.Картинки по запросу штампы из поролона техника исполненияКартинки по запросу штампы из поролона техника исполнения

Техника «по сырому»

Универсальная и популярная техника, где краска наносится на увлажнённую поверхность. Эта техника применяется для создания эффекта мягкого размытого фона на картинке. С помощью этой техникиребенок быстро и эффективно знакомится с акварелью и с водными красками.

        Техника рисования:

  1. Намочите бумагу губкой с двух сторон или можно в широком тазике, просто окунув полностью лист. Мокрую бумагу лучше приколоть за самые кончики кнопками, потому что, высыхая, она может покоробиться.
  2. Если Вы не уверены в своих силах, то прежде чем мочить бумагу сделайте предварительный рисунок карандашом, только тонкими линиями, острым карандашом без использования резинки.
  3. Теперь заполняем основной фон, смешивая краски и подбирая не насыщенные цвета.
  4. Набираем на кисточку основной цвет. Смотрим, как растекается, и добавляем мазки других оттенков.
  5. Тонкие линии (по контуру) лучше наносить, когда работа еще местами сырая, но достаточно просохла, чтобы они сильно не растеклись.
  6. Желательно работе дать высохнуть, не приподнимая её.http://ped-kopilka.ru/images/14(69).jpg

Потребуются: акварель, акварельная бумага, кисти, палитра, стаканчик, вода, салфетки, губка.

Моё исследование

Я провела анкетирование среди учащихся 4 «В» класса (Приложение 1) В опросе приняли участие 24 ученика. Опрос показал, что большинство одноклассников не знакомы с нетрадиционной техникой рисования, но многие хотят познакомиться.

  • На 1 вопрос: «Часто ли вы рисуете?»

Ответили «да» - 14 учащихся, «нет» - 6, затрудняются ответить – 4.

  • На 2 вопрос: «Какие материалы вы чаще всего используете для рисования?»

Ответили -«карандаш» - 20 человек, «гуашь» - 13 чел., «акварель» - 6 чел.

Многие учащиеся рисуют разными материалами.

  • На 3 вопрос: «Знакомы ли вы с нетрадиционными способами рисования? Если да, с какими?» Ответили «да» -2 чел., они оказались знакомы с техникой монотипии,  «нет» - 22 чел.
  • На 4 вопрос: «Хотели бы вы познакомиться с нетрадиционной техникой рисования?» Ответили«да» - 17 учащихся, «нет» - 6 чел. и «не знаю» - 1 чел.

Проанализировав результаты одноклассников, я предложила им  поучаствовать в мастер-классе. (Приложение 2). В нем приняли участие 26 учащихся 4 «В» класса.

В ходе мастер-класса учащимися были изготовлены различные рисунки в нетрадиционной технике «монотипия».

Я снова провела анкетирование (Приложение 3) и добавила всего лишь один вопрос: «Увлекает ли тебя процесс рисования?»

  • На 1 вопрос: «Часто ли вы рисуете?»

     Ответили «да» - 20 учащихся, «нет» - 7, затрудняются ответить – 0.

  • На 2 вопрос: «Какие материалы вы чаще всего используете для рисования?»

Ответили - «карандаш» - 15 человек, «гуашь» - 13 чел., «акварель» -16 чел.

     Количество рисующих карандашом уменьшилось.

  • На 3 вопрос: «Знакомы ли вы с нетрадиционными способами рисования? Если да, с какими?» Ответили «да» -27 чел., они оказались знакомы с техникой монотипии, «нет» - 0 чел.
  • На 4 вопрос: «Хотели бы вы ещё познакомиться с другой нетрадиционной техникой рисования?» Ответили«да» - 27 учащихся, «нет» - 0 чел.
  • На 5 вопрос: «Увлекает ли тебя процесс рисования?» Ответили «да» - 23 ученика, «не знаю» - 3 чел.

Таким образом, я делаю вывод, что моя цель достигнута. Я познакомила с нетрадиционными техниками живописи большинство своих одноклассников, увидела их в творчестве, увлекла их своим любимым делом. Даже самые неуверенные учащиеся, которые считали себя далеко не художниками, убедились, что нетрадиционные техники просты, доступны и интересны. Данные техники предоставят учащимся безграничные возможности для творчества.

Заключение

Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев) и т.п. Помимо этого можно экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных красок».

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Данный вид техники является довольно простым, неизбитым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.

Вывод: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник способствует развитию специальных художественно-творческих способностей  человека, является увлекательным процессом, позволяющим даже неуверенному в себе человеку почувствовать себя художником.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что подтвердилась выдвинутая гипотеза.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что данные техники могут использоваться на уроках рисования, в декоративно-прикладных кружках, а также за пределами школьной программы.

Список источников информации

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
  2. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
  3. Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
  4. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
  5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

Приложение 1

Анкетирование №1

  1. Часто ли вы рисуете? Если нет, то почему.

(Да    Нет)

  1. Какие материалы вы используете для рисования?
  1. Знакомы ли вы с нетрадиционными способами рисования? Если да, то с какими?

(Да   Нет)

  1. Хотели бы вы познакомиться с нетрадиционной техникой рисования?

(Да    Нет)

Приложение 2

Мастер-класс

Тема: «Яблонька»

Цель: ознакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия».

Оборудование: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.

Ход работы:

  1. Теоретическая часть.

Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) - это такая художественная техника, когда при печати получают только один отпечаток. Техника монотипии заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

  1. Практическая часть.
  1. Приготовим материалы необходимые для работы.
  2. Складываем лист пополам.
  3. Рисуем ствол и ветви яблони коричневым цветом.
  4. Складываем лист и разглаживаем ладонью (делаем отпечаток).
  5. Рисуем листву зеленой краской.
  6. Складываем лист и разглаживаем ладонью.
  7. Затем рисуем яблочки красным цветом.
  8. Снова складываем лист и разглаживаем ладонью.

  1. Вот и почти готова наша картина, даем ей немного высохнуть.
  2.  После того как картина высохла, дорисовываем мелкие детали по своему усмотрению.
  3. Картина готова!

  1. Подведение итогов.

Приложение 3

Анкетирование №2

  1. Часто ли вы рисуете? Если нет, то почему.

     (Да    Нет)

  1. Какие материалы вы используете для рисования?
  2. Знакомы ли вы с нетрадиционными способами рисования? Если да, то с какими?

     (Да     Нет)

  1. Хотели бы вы познакомиться с нетрадиционной техникой рисования?

     (Да      Нет)

  1. Увлекает ли тебя процесс рисования? (Да, нет, не знаю)


Поделиться:

Новогодние гирлянды

Нечаянная победа. Айзек Азимов

Басня "Две подруги"

Сладость для сердца

Сказка об осеннем ветре