• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Творческая работа «Модернизация танковых двигателей Советской армии»

Опубликовано Андриянова Людмила Александровна вкл 10.12.2018 - 20:53
Андриянова Людмила Александровна
Автор: 
Исаев Илья , Рыбкина Анастасия

Цель работы заключалась в исследовании этапов модернизации танковых двигателей Советской армии в годы Великой Отечественной войны. В ходе изучения данной темы был прослежен жизненный путь танкиста и  исследованы преимущества и недостатки карбюраторных и дизельных двигателей танков, на которых воевал наш боец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modernmzatsiya_tankovyh_dvigateley_sovetskoy_armii.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ                                                       ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Творческая работа

«Модернизация танковых двигателей Советской армии»

Исаев  Илья Игоревич,  

студент 2 курса, ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»,

профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Руководитель- Андриянова Людмила Александровна,

преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

Саратов,2018

Модернизация танковых двигателей Советской армии.

В преддверии 77-ой годовщины со дня начала Великой Отечественной войны важно помнить о  неразрывной связи времен, о том, какую цену заплатили предшественники за наше право свободно жить, трудиться, учиться. Одним из слагаемых победы в Великой Отечественной Войне являлись разработки физиков по созданию и усовершенствованию танковых двигателей. И моя работа посвящена исследованию этапов модернизации танковых двигателей Советской армии в годы Великой Отечественной войны.

Выбор темы обусловлен тем, что, изучая семейные архивы, мой руководитель столкнулась с подлинной автобиографией своего родственника от 28 июня 1948 года, Олейника Федора Ивановича,  кадрового военного, танкиста.

Олейник Фёдор Иванович, Родился 8-го января 1913 года в селе Кармазиновка Сватовского района Ворошиловоградской области в крестьянской  семье. С 1923г. по 1926г. закончил 4 класса начальной школы, и с этого года работал в  колхозе по 1930 г. Осенью его приняли в школу ФЗУ, где он проучился 3 года и получил образование 7-ми лет. А осенью 1933 года он подает заявление в ряды Красной Армии, откуда его направляют в город  Киев, в Химическое военное училище, по окончанию которого он продолжил свое  обучение в Саратовском  Бронетанковом училище, которое закончил в 1937 году.

По окончании ему было присвоено звание лейтенанта с зачислением на должность командира Танкового взвода  2-го батальона 43 Легкотанковой бригады города. Свердловска. В мае 1938 года, соединение перевели на Дальний Восток во Вторую Краснознамённую армию. А 1 декабря 1940 года  Федора Ивановича переводят в город Благовещенск, в 388- Отдельный Артиллерийский полк на должность начальника химической службы полка.

А дальше война. Его перевели заместителем командира полка в действующую 48- армию истребителем противника Артиллерийского полка  под городом Курском (Центральный фронт).

Он начинал службу с танка Т-24, затем был Т-26. Это танки с карбюраторным двигателем, а во время ВОВ воевал на легендарном дизельном танке Т-34. Можно сказать, что он испытал на себе все модификации этого танка, до того, как он стал называться Т-34.

Конечно, тема танковых двигателей  в годы Великой Отечественной войны была подлинно изучена многими научными деятелями и историками, но я считаю для себя необходимым предоставить результат изучения темы «Танковые двигатели Советской армии в период Великой Отечественной войны.

Итак, танк – это боевая гусеничная бронированная машина с пушечным вооружением. Двигатель – важнейшая часть любой машины, в том числе и танка.  И, наверное, каждая страна, развивающая свою танкостроительную отрасль, сталкивалась с проблемой наличия мотора, который сочетал бы в себе два обязательных качества.

Во-первых, танковый двигатель должен был быть достаточно мощным, чтобы приводить в движение многотонную махину и обеспечивать танку высокую маневренность. Во-вторых, двигатель также должен быть неприхотливым и надёжным, безотказно работать в любых условиях, а также отличаться простотой в обслуживании и ремонте. 

До Великой Октябрьской социалистической революции в русской армии танков не было. Отечественное танкостроение началось развиваться в годы Гражданской войны. Первые Советские танки: танк КС, танк Т-12, танк Т-16, танк Т-18, танк Т-18М, танк Т-24, танк  Т-26.          

С начала своего существования и до конца Великой Отечественной Войны на танки устанавливались либо карбюраторные бензиновые, либо дизельные моторы.  Причем, кроме специализированных танковых двигателей широко применялись авиационные и автомобильные двигатели.

В 1929—30 годах создается танк Т-24 как улучшенная версия опытного танка Т-12 и используется уже как «маневренный» танк в системе вооружений  Красной армии.

В ходе модернизации 13 февраля 1931 года была принята на вооружение новая модификация танка Т-26, как «основной танк сопровождения общевойсковых частей и соединений». К 1938 году Т-26, всё ещё превосходя зарубежные машины по вооружению, начал стремительно устаревать, стал уступать им по остальным параметрам. На 22 июня 1941года  в Красной Армии  насчитывалось около 10 тысяч Т-26.

Различные модификации танков отражены в таблице тактико-технических характеристик первых Советских танков.

Низкая подвижность танка была одной из причин, приведших к низкой эффективности применения этих танков в начальный период Великой Отечественной войны

Поэтому появляется Танк Т-34, который был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. T-34 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 31 марта 1940 года. Этот танк самый массовый средний танк Второй мировой войны с дизельным двигателем. 

Разработан танк в городе Харькове конструкторским бюро  под руководством Михаила Ильича Кошкина, и после его смерти в октябре 1940 г. главным конструктором танкового КБ был назначен А. А. Морозов, ученик и соратник М. И. Кошкина.

Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора авиационного типа В-2, благодаря которому Т-34 унаследовал от Т-26 необычайно высокую удельную мощность, что обеспечивало в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство в проходимости, маневренности, подвижности.

Тактико-технические  характеристики семейства танков Т-34 приведены в таблице.

Рассмотрим  карбюраторный двигатель.

Карбюраторные двигатели устанавливались на большинство первых танков и широко применялись в дальнейшем. Карбюраторный двигатель - один из типов двигателя внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием, работающие на жидком топливе (бензине), с принудительным зажиганием. Топливовоздушная смесь готовится в карбюраторе, давшем название типу двигателя, либо в газо-воздушном смесителе.

Принцип действия карбюраторного двигателя:        

Горючее и воздух подаются в карбюратор, там превращаются в топливно-воздушную смесь и затем впрыскиваются в цилиндры двигателя. В них сжатая горючая смесь воспламеняется от электрической искры.  

Приоткрывая и закрывая заслонку, можно регулировать подачу топливно-воздушной смеси, и если требуется богатая смесь (например, при запуске двигателя), то уменьшают подачу воздуха.

В качестве топлива для карбюраторного двигателя в разное время применялись этиловый спирт, керосин, лигроин, бензин и их смеси. Наибольшее распространение получили бензиновые  карбюраторные двигатели.

Дизельные двигатели - это двигатели, работающие на жидком топливе (солярке), с воспламенением от сжатия.

Дизельные двигатели работают иначе, чем карбюраторные. В них топливно-воздушная смесь образуется прямо в цилиндре, куда топливо впрыскивается форсункой. Воспламенение происходит от быстрого сжатия поршнем. У дизельных двигателей отсутствуют не только свечи, но и вся система зажигания. Самовоспламенение сопровождается резким нарастанием давления в цилиндре – отсюда повышенная шумность и жесткость работы дизеля.

Т-34 стал не первым танком, оснащённым знаменитым дизелем. Сначала его стали устанавливать на БТ-7. Очень мало известен тот факт, что небольшой дизель всего в 40 л.с. в нашей стране установили на... плавающий танк Т-37.

Все немецкие серийные танки времен второй мировой войны оснащались карбюраторными двигателями. Это было связано со спецификой выпуска горючего в Германии. Дизельное топливо делалось из нефти, дефицитное в Третьем Рейхе. С другой стороны немцы производили большое количество синтетического бензина.

Новый танковый дизельный двигатель Советской армии В-2 предназначался не только для танков, но и для самолётов. Этим двигателем в великую войну оснащались все советские средние и тяжёлые танки. 

Каковы преимущества танкового дизеля перед карбюраторным двигателем. Это, прежде всего:

  1. более высоко эффективный КПД чем у карбюраторных двигателей (меньший расход топлива - на 100км  в карбюраторном двигателе расходуется 15л топлива, в дизельном- на 100 км – от 10);
  2. высокая эксплуатационная экономичность (это 1- степень сжатия и 2- удельный эффективный расход топлива. Степень сжатия для бензиновых карбюраторных двигателей находится в пределах от 9 до 11, для дизелей — от 19 до 24. И удельный эффективный расход топлива составляет для дизелей — от 200 до 230 граммов, для бензиновых двигателей — от 265 до 305 граммов);
  3. возможность работать на дешевых и менее, чем бензин, пожароопасных тяжелых сортах дизельного топлива;  
  4. отсутствие системы зажигания;
  5. отсутствие карбюратора;
  6. тяговые характеристики дизеля допускают значительные перегрузки;
  7. воспламенение топлива от сжатия исключает помехи в работе радиоаппаратуры, обеспечивает непрерывность и независимость работы отдельных циклов двигателя.

Недостатки:         

  1. больший вес установки (за счет усиления корпуса из-за высоких давления и температуры в цилиндрах);
  2. затрудненный пуск при низких температурах;
  3. необходимость тщательной фильтрации топлива;
  4. большая шумность и вибрация;  
  5. надо сказать, что у современных дизельных двигателей сохранился  еще один недостаток: высокая стоимость, так как  для длительной и хорошей работы дизеля необходимы более дорогие смазочные материалы и запасные части. А вот применение современных материалов и технологий стерло их весовые и габаритные отличия.

Отличить работающий бензиновый мотор от дизельного довольно просто, последний намного более шумный, звук отличается характерным металлическим стуком. Хоть и современные дизели шумят гораздо меньше своих предшественников, до бензиновых двигателей им пока далеко. Низкая популярность дизельных двигателей заключается в сложности зимней эксплуатации.

При температуре ниже -5 градусов в обычном дизельном топливе начинает оседать парафин, который забивает топливный фильтр, после чего двигатель сразу глохнет. Решение этой проблемы есть, на АЗС с наступлением морозов имеется специальное зимнее дизельное топливо, но вот только появляется оно позже. 

Вывод. Таким образом, в ходе моего исследования было обнаружено, что:

  • дизельные танки составляли основу танковой армии, так как дизель может работать на тяжелом топливе, которого в СССР того времени было хоть отбавляй. Бензина не было, вернее, было недостаточно, чтобы обеспечить топливом почти 30 тысяч танков.
  • В целом, несмотря на утверждения сторонников каждого из типов двигателей, в настоящее время надо говорить о безусловном превосходстве дизельного двигателя.
  • Эффективность применения того или иного танка зависит не только от его огневой мощи и бронезащиты, но и от типа двигателя.

 Танки Т-34 с дизельным двигателем проявили себя в великом танковом сражении на Курской дуге, участником которого был Фёдор Иванович Олейник, в ходе которого он получил  тяжелое ранение, но после лечения продолжил свой боевой путь.

В  августе 1944 года Фёдору Ивановичу, который был уже в должности командира батальона третьей Гвардейской армии и звании майора,  было поручено задание по расширению плацдарма близь Сандомирска. Преодолевая ожесточенное сопротивление противника, танковый батальон, которым командовал  Фёдор Иванович, смог прорваться  через заградительную немецкую линию, патрулируемую немецкими танками «Тиграми»,  к своим танковым батальонам, находившихся без снарядов и вывел их из окружения. Он был тяжело ранен, но задачу выполнил. За эту операцию он был награждён Орденом «Красной звезды» за боевые заслуги. В ходе ряда боевых операций Федор Иванович получил и другие награды

После излечения на танке Т-34 Фёдор Иванович дошёл до Берлина и участвовал в тяжелейших боях по его взятии. По окончании войны он работал на заводе Серго Орджоникидзе, умер 6 ноября 1977 года. Семья бережно хранит память о нём.             

Конечно, тяжело далась победа, но без помощи специализированной техники с мощнейшими двигателями она была бы невозможна. Много учёных написали свои труды, а мы, новое поколение, постараемся добиться еще больших успехов!


Поделиться:

Прекрасное далёко

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Сладость для сердца

Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари

Сверчок