• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Древо моей семьи"

Опубликовано Романова Людмила Васильевна вкл 17.03.2019 - 20:59
Романова  Людмила Васильевна
Автор: 
Заикина Дарина

Исследовательская работа "Древо моей семьи" направлена на формировние у учащихся интереса к истории своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_moe_drevo.pptx2.24 МБ
Файл issledovatelskaya_rabota.docx500.93 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №50»

Исследовательская  работа

Тема:  «Способы  построения семейного дерева

на примере моей семьи»

 

Выполнил: Ученица 3 б класса

Заикина Дарина

 Руководитель:

 Кочеткова Людмила Васильевна

г. Нижний Новгород

2018 г.

Содержание

 

 

Стр.

Введение ...............................................................................................

3

ГЛАВА 1 Теоретическая часть............................................................

5

         1.1 Понятия "генеалогия" и "родословная"...............................

5

          1.2 Виды генеалогического древа.............................................

6

ГЛАВА  2 Практическая часть............................................................

8

          2.1 Анкетирование.......................................................................

8

          2.2 Этапы работы по составлению родословной   .....................  9

          2.3 Способы сбора и хранения информации моими предками..

10

Заключение...................................................................................................

11

Список используемых источников и литературы   ............................  12

Приложение 1.......................................................................................... 13

Приложение 2.......................................................................................... 14

Введение

История собственной семьи вызывает интерес каждого человека. Слушая семейные легенды, люди нередко увлекаются судьбой своих предков, составляют генеалогическое дерево, стараясь узнать о них как можно больше.

Мы часто слышим: «Семья – это семь «Я». А что это значит? Что в семье живёт несколько человек или что-то другое? На мой взгляд, эта фраза имеет более глобальный смысл, и связана она с поколениями наших предков, которых человек должен знать и чтить.

На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. «Человек, не помнящий своего рода, обречён на поражение» - так гласит народная мудрость о тех, кто не знает своих корней.

К сожалению, в наше время многие не знают даже своих прабабушек и прадедушек. К таким выводам я пришла, когда просто опросила своих друзей, а затем проанкетировала одноклассников. Но из тех же анкет я поняла, что большинство из них хотели бы знать больше о своих предках и составить семейное древо.

Я всегда знала, что моя мама собирает и хранит много материалов о наших родственниках и предках. Меня заинтересовало зачем она это делает. Оказалось что и моя бабушка была этим увлечена и один из моих прадедов то-же. Поэтому я решила выяснить как и с какой разницей они это делали, составить семейное дерево для себя используя их методы, чтобы показать ребятам пример.

Целью проекта стало создание семейного дерева моей семьи.

Я поставила перед собой  задачи:

  • уточнить понятия «генеалогия», «родословная»;
  • исследовать как именно собирали и хранили информацию о роде раньше и как это можно сделать сейчас ;
  • составить семейное древо рода.

Объект исследования: родословная семьи Заикиных и Карасевых и все материалы (документы, письма, фотографии) по этим семьям.

  • Гипотеза исследования: Я предполагаю,что сбор информации о своей семье дело сложное, но возможно с новыми достижениями техники этот процесс стал проще.

Методы проведения исследования:

1.анкетирование моих ровестников;

2. разделение работы по составлению семейного древа на этапы;

3. получить информацию от родственников в ходе беседы с ними;

4. изучить семейный архив: документы и фотографии;

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятия "генеалогия" и "родословная"

Работы по подготовке к проекту я начала с изучения справочников, словарей, материалов из сети Интернет. Я в первую очередь познакомилась не только с понятиями, рекомендациями, но и с родословными знаменитых людей и писателей.

С незапамятных времен наличие родословных или же летописей племен и народов, было обязательно. Выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. Известна родословная великого русского поэта Пушкина до двадцатого поколения, вплоть до тысячного года! Родословная британских монархов до сих пор была занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая древняя. Но ученые доказали, что самый древний дворянский род в мире живет в Костромской губернии.

Род Бирюковых – родня русским царям, императорам из Византии и даже Чингиз-хану. Интересно, что корни родословной на 300 лет древнее родословной английской королевы Елизаветы.

Изучением истории семей и родов, как я выяснила, занимается специальная наука – генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословие», т. е. слово о роде.

1.2 Виды генеалогического древа

Есть несколько методов составления родословного древа. Самые распространенные это прямое восходящее и обратное нисходящее

  • Восходящее. Здесь цепочка строится по направлению от потомка к предкам. В качестве начального элемента выступает составитель схемы.Составитель располагает информацией в основном о своих ближайших родственниках: родителях, дедушках, бабушках и т. д. – и постепенно углубляется в прошлое.
  • Нисходящее. В этом случае цепочка имеет противоположное направление. В качестве начала выступает один предок (или супруги).

Составляя родословное дерево нужно учитывать линии наследования. Они бывают двух видов:

Прямая ветвь. Цепочка включает, Вас, Ваших родителей, их родителей и т. д.

Боковая ветвь. Она учитывает Ваших братьев и племянников, братьев и сестер дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек и т. д.

Эти схемы – восходящую и нисходящую с прямыми и боковыми ветвями – можно составлять, как смешанную: одновременно для мужчин и женщин своего рода, – так и для отслеживания наследования только по роду отца или матери.

  • Также существует схема в виде круговых таблиц, то же прямая и обратная- то есть начиная от потомка из центра и наоборот от предка.

  • Очень интересная схема Бабочка

Macintosh HD:Users:mariazaikina:Desktop:genealogicheskoe-drevo-semi-kak-narisovat_8.jpg

  • Схема Песочные часы

Macintosh HD:Users:mariazaikina:Desktop:genealogicheskoe-drevo-semi-kak-narisovat_9.jpg

  • Схема веер

Macintosh HD:Users:mariazaikina:Desktop:Ahie4nJ.jpg

Глава 2. Практическая часть

2. 1. Анкетирование

Чтобы выяснить интересна ли моя тема, и занимался ли кто то еще из моих друзей семейным древом, я провела анкетирование друзей и одноклассников. В общей сложности я проанкетировала 35 человек. В мою анкету были включены 7 вопросов. Приложение 1

Посчитав и сравнив положительные и отрицательные ответы, я поняла что практически всем история своей семьи интересна ,многие составляли схему семейного дерева, а если нет, то собирались. И это не удивительно- это и правда очень интересно. Так например я с огромным интересом продвинулась дальше в своем исследовании и начала просматривать архив собранный родителями.

2.2.Этапы составления родословной

Я узнала что для составления родословной и построения древа нужно проделать работу в несколько этапов

1 этап – опрос родственников; работа с семейным архивом. Результаты опроса родственников, а также сведения, которые позднее будут обнаружены в архивах, необходимо внести в генеалогическую карточку.

2 этап - поиск генеалогической информации в архивах (самый трудный этап). Эти документы находятся в исторических архивах той местности, где раньше проживали ваши предки.

По сети Интернет можно узнать информацию о тех или иных документах, а также воспользоваться рекомендациями специалистов или любителей-генеалогов, можно обмениваться данными.

3 этап - обработка собранных материалов. Построение родословного древа.

4 этап - презентация семейной памяти другим: оформление стенда (плаката) и/или книги (альбома)., создание сайта, посвященного вашей семье. Во всемирной сети Интернет существует множество генеалогических сайтов.

2.3. Способы сбора и хранения  информации моими предками

Итак когда я подошла вплотную к изучению моих предков, моей семьи, то столкнулось с очень большим количеством бумаг, документов и фотографий.

Я узнала что мой прадед бережно хранил немногочисленные фотографии своих родных. Он делал заметки на оборотах. Старательно поддерживал связь с разъехавшимися по всей стране и за ее пределы родными с помощью переписки. Письма он сохранил для моей бабушки. В них очень много информации о том где они живут, кем работают, как женятся и как зовут их детей. Скорее всего он прекрасно понимал и знал ценность этого для семьи, воспитал своих детей с интересом к семейной истории, и это дало плоды.

Моя бабушка также старательно поддерживала переписку с родственниками. В советские годы часто ездила в гости и принимала у себя в гостях далеко живущих родных. Так закреплялись старые потерянные связи, появлялись новые-уже ее детей, появлялись все новые фотографии, письма. Но она пошла и дальше… Выезжая к себе на родину, в другие города, она обращалась в городские архивы. Пусть и не много, но находила там сведения о родственниках, сохраняла выписки.

Так моя мама получила уже довольно большой архив. Но в этом архиве ничего не было организовано. Во всех этих письмах, лицах и бумагах было проще запутаться чем разобраться. Она задалась целью, для дальнейшего сбережения всех сведений, организовать и систематизировать архив. Сначала моя мама заполняла на каждого члена семьи карточки (небольшие анкеты). Их было больше 200-т - тоже легко запутаться. Затем она воспользовалась специальной программой «Древо жизни». Это помогло ей и сохранить тексты и изображения, и в любой момент составлять различные схемы, большие и маленькие ветви дерева. Она продолжает вносить туда данные и фотографии, показала как мне работать в этой программе.

От Родителей я узнала, что архивы теперь есть и в электронном виде в сети Интернет. Что появляются все новые и новые базы данных на участников Великой Отечественной войны, сайты знаменитых дворянских, а теперь еще и мещанских родов, и даже сайты отдельных семей, которые находятся в поиске родни. Узнала, что теперь с дальними родственниками можно более полно поддерживать связь через социальные сети в той же Интернет-сети.

Заключение

Итак я выяснила что же такое генеалогия.  Еще одной моей задачей было исследовать как именно собирали и хранили информацию о роде раньше и как это можно сделать сейчас. Сравнила три поколения “хранителей” памяти моей семьи. Мой прадет лишь записывал на бумаге короткие данные и хранил письма и фотографии. У него была лишь такая возможность, но это уже очень много. Моя бабушка шагнула дальше, она оьращалась в архивы, собирала больше информации, у нее была возможность больше общаться с большим количеством родственников, так как уже появился телефон. Но то что она собрала и накопила она никак не оформила и даже не систематизировала. У моей мамы был не только уже большой архив нашей семьи, контакты для связи с родственниками, но и компьютер, специальные программы для хранения хрупкой старой бумаги в электронном виде и уже систематизированно. Моя мама разложила все так сказать по полочкам- по веточкам. Выйдя замуж она по крупицам собрала семейное древо моего папы, чтобы соединить родословные для своих детей. У меня и моих родителей есть уже возможность оформить семейное дерево и презентовать его близким- то есть завершить этапы построения родословной.

Так в ходе моего исследования подтвердилась и моя гипотеза: составить родословную и построить дерево сложно, но в наше время при помощи сети Интернет, специальных программ и специальных сайтов это сделать значительно проще и быстрее.

Я выбрала для себя самое распространенное прямое семейное дерево  от предка к потомкам, с небольшими боковыми ветвями моих теть и дядь, двоюродных братьев и сестер. Приложение 2

Я решила не останавливаться на своем исследовании, а продолжить изучать эту тему и дальше. У меня есть возможность, которой не было у моих предков. Я могу со временем даже создать собственный сайт своей семьи, и так искать новых родственников- пополнять свое древо.

В ходе изучения семейного архива я поняла, что этим можно заниматься годами, а можно и всю свою жизнь, как мои родные.

Список используемых источников и литературы

Семейных архив семьи Заикиных;

Семейных архив семьи Карасёвых;

Электронная схема семей Заикиных и Карасёвых на базе программы «Древо жизни»;

Интернет сайт Википедия свободная энциклопедия;

Большая иллюстрированная энциклопедия в 32 томах (т. 7), г.Москва , «Издательство АСТ Астрель»,501 стр., 2010 г.;

Занимательная генеалогия для детей всех возрастов. Вып. 1 / Союз Возрождения Родослов. традиций ; сост. Е.В. Бибикова. - Ярославль : Ремдер, 20 стр. 2006 г.

 Приложение 1

АНКЕТА

1. Знаешь ли ты имена своих прабабушек и прадедушек?

Да- 14; Нет -21.

2. Знаешь ли откуда они были родом и чем занимались?

Нет -18 человек;

Да ,только откуда они -10 человек;

Да, и откуда они и занятия, профессии -7 человек.

3. Строил ли ты когда – ни будь свое семейное дерево?

Да  -16 человек; Нет - 6 человек;  Собирался -13 человек.

4.Если уже строил, то как?

Чертил, рисовал, аппликацией – 8 человек;

В электронном виде - 7 человек.

5. Сохранил ли ты это дерево?

Да - 8 человек ; Нет - 8 человек.

6. Как ты думаешь, как можно хранить память и информацию о своей семье ? (ответы в произвольной форме)

Записывать – половина опрошенных

В электронном виде – 10 человек;

Фотографии- 5 человек;

Запоминать самому- 5 человек;

Не знаю – половина опрошенных.

7. Как ты думаешь, знать свою родословную это важно и поучительно?

Да- 33 человека; Нет- 2 человека.

Приложение 2

Macintosh HD:Users:mariazaikina:Desktop:дарине доклады 3 класс:слайды для исследовательской работы:ДЕРЕВО.jpg


Поделиться:

Как нарисовать лимон акварелью

Эта весёлая планета

В какой день недели родился Юрий Гагарин?

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Музыка космоса