Исследовательская работа по теме "Научные забавы", 3 класс, секция "Физика"
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_issledovatelskaya_rabota.docx | 25.56 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3 - 4
Основная часть…...………………………………………………………5 - 8 1.Физика - наука о природе ……………………………………………..5 - 6
1.1 Основные действия для успешного проведения эксперимента…….5
1.2 Требования к экспериментальным заданиям………………………….5 - 6
2. Опытно - экспериментальная работа.………………………… …… 7 - 8
2.1 Опыт № 1 «Яйцо с солью» ………………………………………….. …7
2.2 Опыт № 2 «Огнеупорный шарик» ……………………………….......... 7 - 8
2.3 Опыт № 3 «Увлекательное перемешивание» …………………….........8
Заключение…………………………………………………………………. 9
Список использованной литературы…………………………………….10
Приложения………………………………………………………………...11- 20
Введение
«Опыт – вот учитель жизни вечной»
М.В. Ломоносов
Актуальность
Как - то раз в одно из моих дней рождения сестра решила меня удивить и показала необычный фокус. Она взяла надутый воздушный шарик и быстро – быстро потёрла его о голову. Подкинула к потолку, и он прилип, а волосы на её голове от трения с шариком встали дыбом. (Приложение 1) Меня очень удивил и заинтересовал этот волшебный трюк. А Кристина сказала, что это вовсе не волшебство, а одно из явлений физики – статическое электричество. Оказывается, про это явление она узнала на уроках физики. «А что такое «физика»?» - спросил я. «Это наука» - ответила сестра.
Меня очень заинтересовала эта наука, и я решил найти, какие ещё «фокусы» таятся в физических явлениях и можно ли их провести дома, не используя дорогостоящие приборы и оборудование?
Тема научно - исследовательской работы: «Научные забавы».
Цель: провести интересные опыты в домашних условиях и объяснить их результаты с научной точки зрения.
Задачи:
- с помощью опытов и наблюдений исследовать связь между явлениями и законами физики ;
- доказать, что физические опыты повышают интерес к изучению физики, развивают мышление, учат применять теоретические знания для объяснения различных физических явлений, происходящих в окружающем мире.
Гипотеза работы: все явления, наблюдаемые при проведении занимательных опытов, имеют научное объяснение.
Объект исследования: явления физики.
Предмет исследования: «фокусы», которые таятся в физических явлениях
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, Интернет – ресурсы
- опыты
- наблюдение
- фотофиксация
- анализ и обобщение
Основная часть
1. Физика - наука о природе.
Из литературы я узнал, что «физика» в переводе с греческого - наука о природе.
Она изучает явления, которые происходят в космосе, в земных недрах, в живых организмах, и в атмосфере – словом, повсюду. Такие общераспространённые явления называются физическими явлениями.
Наблюдая незнакомое явление, физики стараются понять, как и почему оно происходит. Наблюдением не заканчивается, а только лишь начинается изучение явления. Полученные в ходе наблюдения факты надо объяснить, используя уже имеющиеся знания. Для того чтобы убедиться в правильности найденного объяснения, ученые проводят его опытную проверку.
Они воспроизводят изучаемое явление в специально оборудованном помещении – лаборатории. Учёные стараются не только рассмотреть явление, но и произвести измерения. Всё это они называют опытом или экспериментом.
1.1 Основные действия для успешного проведения эксперимента
Проводя свои «научные забавы» в домашних условиях, я разработал основные действия, которые позволяют успешно провести эксперимент:
- запланировать эксперимент; - отобрать приборы для выполнения эксперимента; - выполнить эксперимент; - объяснить полученные результаты, сделать выводы.
1.2 Требования экспериментальным заданиям
К домашним экспериментальным заданиям я выдвинул такие требования:
- безопасность при проведении; - минимальные материальные затраты; - простота по выполнению; - ценность в изучении и понимании физики.
2. Опытно - экспериментальная работа
Мной проведено много опытов, но я представлю некоторые из них, на мой взгляд, самые интересные и в то же время простые в выполнении.
2.1 Опыт № 1 «Яйцо с солью»
Яйцо опустится на дно, если вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль?
Нам понадобятся: яйцо, вода, поваренная соль, стакан. Опыт: стакан наполняем водой, добавляем соль (около 6 столовых ложек), перемешиваем. Осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим. Яйцо плавает на поверхности. Объяснение. Вещество «вода» имеет плотность. Соленая вода имеет большую плотность. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.
(Приложение 2)
2.2 Опыт № 2 «Огнеупорный шарик»
Нам понадобится: 2 шарика, свечка, вода. Опыт: Надуваем шарик и подержим его над зажженной свечкой. От огня шарик лопается. Затем во второй шарик наливаем простой воды из-под крана и снова подносим к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи. Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет. (Приложение 3)
2.3 Опыт № 3 «Увлекательное перемешивание»
Нам понадобится: гуашь, подсолнечное масло, стакан с водой, банка с крышкой. Опыт: воду в стакане следует окрасить гуашью. Далее жидкость следует перелить в банку. Наливаем в банку такое же количество масла. Банку плотно закрываем крышкой. Сразу видно, что масло и вода не смешались, а расположились слоями. Стоит попробовать их перемешать! Но вот удивление: можно сколько угодно переворачивать банку, трясти ее, совершать другие действия, но жидкости не перемешаются. Объяснение: Молекулы воды очень плотно держатся друг за друга. Они двигаются в бутылке, создавая единое целое. А вот у молекул масла есть гидрофобный хвост, который воду не любит. Из-за этого жидкости и не могут смешаться. (Приложение 4)
Заключение
Как выяснилось, все явления, наблюдаемые при проведении занимательных опытов, имеют научное объяснение, для этого надо изучить явления и знать законы физики.
В соответствии с поставленной целью все опыты проведены с использованием только дешевых, малогабаритных подручных материалов, опыты безопасные, наглядные, простые по конструкции.
По итогам научно-исследовательской работы можно сделать следующие выводы: 1. В различных источниках информации можно найти и самим придумать много занимательных физических опытов, выполняемых с помощью подручного оборудования. 2. Занимательные опыты позволяют проверить связь явлений и законов физики.
3. Я научился показывать несложные интересные опыты.
И, пожалуй, самый главный вывод: Физика - интереснейший предмет, требующий огромного внимания и изучения!
Список использованной литературы
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Кактусы из сада камней
"Морская болезнь" у космонавтов
Смекалка против Змея-Горыныча