• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Математика и здоровье"

Опубликовано Курмакаева Роза Иматьевна вкл 24.05.2019 - 17:24
Курмакаева Роза Иматьевна
Автор: 
Юсупова Мавлуда

Тема взаимосвязи математики и медицины вызвала у меня глубокий интерес, и я решила доказать это эмпирическим путем, призвав на помощь своих товарищей.

Объект исследования: студенты нашего колледжа.

Предмет исследования: уровень здоровья студентов.

Цель исследовательской работы: формирование заинтересованности обучающихся в изучении математики, определение значимости математики в медицине, в частности – для определения уровня своего здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yusupova.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения Москвы

«Медицинский колледж №6»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«МАТЕМАТИКА И ЗДОРОВЬЕ»

Юсупова Мавлуда

студентка  1 курса, специальность 34.02.01. Сестринское дело

Научный руководитель – Курмакаева Роза Иматьевна,

преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

Введение

 Все науки взаимосвязаны, и, практически, не могут существовать друг без друга. Однако, следует отметить особую роль математики, ведь не зря же её зовут царицей наук. Вы спросите: «Как такое может быть?» Ответ простой: «Везде есть опыты, в которых без математических расчетов не обойтись».

Выдающийся итальянский физик и астроном, один из основателей точного естествознания, Галилео Галилей (1564-1642) говорил, что "Книга природы написана на языке математики". Почти через двести лет родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1742-1804) утверждал, что "Во всякой науке столько истины, сколько в ней математики". Наконец, ещё через почти сто пятьдесят лет, практически уже  в наше время, немецкий математик и логик Давид  Гильберт (1862-1943) констатировал: "Математика - основа всего точного естествознания".

Приведенные высказывания великих ученых дают полное представление о роли и значении математики во всех областях жизни людей. Математика имеет почти такое же значение для остальных наук, как и логика. Роль математики заключается в построении и анализе количественных математических моделей, а также в исследовании структур, подчинённых формальным законам. Обработка и анализ экспериментальных результатов, построение гипотез и применение научных теорий в практической  деятельности требует использования  математики.

           Большинство людей не задумывается, что результаты деятельности математиков они ежедневно видят вокруг себя. Без математических расчетов невозможны ни архитектура, ни проектирование техники, ни даже составление режима работы светофоров на загруженных магистралях. Математика – это чрезвычайно мощный и гибкий инструмент при изучении окружающего нас мира. Все сведения фиксируются и обрабатываются в виде чисел.

Медицина и математика также тесно взаимосвязаны – математические законы, формулы помогают медицине в назначении и расчётах лекарственных препаратов. С их помощью в медицине можно произвести:

  • вычисление показателей заболеваемости, рождаемости, средней продолжительности жизни;
  • диагностику различных заболеваний;
  • эффективно обработать все данные о больном: его рост, вес, результаты анализов;
  • грамотно прочитать обычную кардиограмму;
  • расчет пульсового давления;

      - правильный подбор очков и т.д.

Тема взаимосвязи математики и медицины вызвала у меня глубокий интерес, и я решила доказать это эмпирическим путем, призвав на помощь своих товарищей.

Объект исследования: студенты нашего колледжа.

Предмет исследования: уровень здоровья студентов.

Цель исследовательской работы: формирование заинтересованности обучающихся в изучении математики, определение значимости математики в медицине, в частности – для определения уровня своего здоровья.

Задачи исследовательской работы:

  • изучить теоретический материал о значении математики для жизни и здоровья человека;
  • провести необходимые измерения некоторых параметров состояния здоровья студентов колледжа;
  • обработать данные, полученные в результате измерений, сопоставить их с нормами и сделать вывод об уровне здоровья.

Методы исследования:

1. Информационный: накопление научного материала; изучение литературы и источников, ознакомление с историей и теорией вопроса; консультации, собеседования.

2. Технологический: проведение измерений, проверка и уточнение фактов; сделанных выводов.

3. Аналитический: осмысление собранного материала; сравнение; анализ и обобщение.

4. Практический: сопоставление полученных результатов с общепринятыми нормами.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы состоит в том, чтобы довести  до сведения  своих сокурсников мысль, что здоровье человека относится к глобальным проблемам, решение которых зависит от усилий каждого человека и отдельных профессиональных групп, к которым, в первую очередь, относятся работники медицины.

Практическая значимость работы состоит в том, что собранный мною материал и оформленный в форме буклета, электронной презентации, может быть использован студентами для повышения образовательного уровня, а преподавателями -  на занятиях по  соответствующей теме.

План исследовательской работы:

  1. Измерение параметров состояния здоровья студентов.
  2. Анализ результатов измерений.
  3. Сбор информации о параметрах :

а) изучение специальной литературы в библиотеке (в т.ч. электронной);

б) сбор информации в сети Internet.

  1. Выпуск информационного стенда с рекомендациями по организации режима дня студента.
  2. Оформление буклета о правилах здорового питания.
  3. Выступление на классном часе перед сокурсниками с использованием электронной презентации, созданной в результате обобщения полученного материала.

Исследование состояния здоровья у группы студентов

Для исследования была выбрана группа студентов из 1С9 (10 человек)

При проведении функционального обследования и оценке физического развития исследуемого применяют следующие антропометрические индексы.

  • Размер окружности грудной клетки в сантиметрах в норме = рост/2 + (2-4см)

  • ИМТ (индекс массы тела) вычисляют делением веса в килограммах на квадрат роста, выраженный в метрах, его норма 19-25 (ИМТ= m/ рост2)

Кроме антропометрических индексов при обследовании функционального состояния используются следующие расчетные показатели.

  • Тип телосложения = Окружность грудной клетки в % /рост. Если результат 50-55% - нормостеник, ниже 50% - астеник, выше 55% -гиперстеник. (Астеническое телосложение подразумевает природную худобу и тонкость кости. Люди с этим типом телосложения практически не поправляются, но и мышечную массу им нелегко набрать. У астеников ускорен обмен веществ, что также затрудняет процесс набора веса. Если такой человек захочет поправиться, ему необходимо есть очень часто и помногу. Нормостеник обладает пропорциональной мышечной фигурой, причем мышечная ткань развита от природы. Этим людям легко достичь спортивной фигуры. Обмен веществ у них также быстрый, но при сидячем образе жизни жир будет откладываться. Им нужно есть больше белковой пищи, чем жировой и углеводной. В таком случае они не поправятся. Гиперстеники обладают округлыми формами, у них широкий скелет. Преобладает жировая масса над мышечной. Конечности обычно короткие, метаболизм замедлен. Они легко набирают лишние килограммы и с трудом наращивают мышечную массу. Эти люди, как правило, сторонятся спорта, но он им необходим. Без физической активности их фигура будет неумолимо расплываться со временем. Гиперстеникам необходимо тщательнее других следить за своим здоровьем).

  • Жизненный индекс = ЖЕЛ (мл)/ масса тела (кг) Норма составляет 55-60 мл/кг (Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания).

  • Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе: сидя, после глубокого вдоха и выдоха, снова вдох, рот и нос при этом закрывают, норма составляет не менее 40-55с.

  • Проба Генчи – задержка дыхания на выдохе: в норме не менее 25-30 с.

  • Соотношение ЧСС и АД (ЧСС и АД измеряются в покое). ЧСС* АД (сист)/100., норма составляет 85-110.

  • Проба Мартине: после измерения пульса в покое (за 10с) исследуемый делает 20 глубоких приседаний (ноги на ширине плеч, руки вперед) за 30 с. По окончании подсчитывается пульс за первые 10 с. В норме пульс восстанавливается через 2-3 мин.

  У каждого студента измеряла рост, вес, окружность талии, окружность бедер, окружность грудной клетки, частоту дыхания, проба Штанге, проба Генчи, артериальное давление, пульс в состоянии покоя и после физической нагрузки, время восстановления после приседаний. Результаты обследования каждого студента заносила в таблицу:


№ п/п

Ф.И.

Вес

(кг)

Рост

(см)

Окружность грудной клетки (вдох)

Окружность талии

Окружность бедер

ИМТ

Норма 19-25

ЧД

Норма 12-14 мин

Проба Штанге

Норма 40-55с

Проба Генчи

Норма 25-30с

Пульс в покое

до

64 -отл

Пульс после приседаний

Норма

До 25% -отл

Время восстанов

Норма

1-3 мин

АД

Норма

70-120

Норма рост/2 +(2-4см)

Рез

изм

Норма

Рост -100см

Рез

изм

Норма рост – 100 +30см

Рез

изм

1

Бабаян Кристина

51.5

158,5

80-84

87

59

69

89

90

20,5

11

27

12

68

75 (11%)

2 мин

60-120

2

Деветова

 Заира

60

159

80-84

95

59

74

89

97

24

13

26

15

104

115 (11%)

3 мин

60-120

3

Лежнева Елизавета

60

170,5

90-94

94

71

65

101

93

19,4

12

33

18

51

81 (58%)

2 мин

80-120

4

Макиенко Софья

49

165

83-87

87

65

63

95

85

18

12

41

27

79

97 (23%)

2 мин

90-110

5

Нагоева

 Элина

51

165,5

83-87

85

66

62

96

85

18,5

15

45

17

70

135 (92%)

3 мин

60-120

6

Салихова Амина

57

156,5

79-83

86

57

67

87

82

23,2

11

16

19

74

133 (78%)

2 мин

60-120

7

Султанова Кишинев

50

162

81-84

86

62

65

92

88

19,2

13

29

21

65

105 (62%)

2 мин

60-120

8

Ханапова Марьям

65

164

82-85

94

64

74

94

92

24,2

10

47

21

98

117 (19%)

3 мин

60-120

9

Цициура Анастасия

47

161

81-84

84

61

69

91

77

18,1

12

47

30

65

90 (38%)

3 мин

57-117

10

Юсупова Мавлуда

56

166,5

84-87

90

67

69

97

97

20,7

12

50

32

90

122 (36%)

3 мин

60-120

        Оценка уровня физического здоровья

        


        Существует множество методик оценки уровня физического здоровья человека. В последнее время преимущественно пользуется методика Апанасенко Геннадия Алексеевича.  Ученый предложил оценивать уровень здоровья по пяти категориям, что позволяет определять так называемый профиль здоровья. Уровень здоровья оценивается по 5-балльной шкале. В нижеприведенных таблицах используются следующие сокращения:N -величина показателя; М-масса тела,F -динамометрия сильнейшей руки, кг; ЖЕЛ – жизненная емкость легких, мл; ЧСС-частота сердечных сокращений, уд/мин; АД – артериальное давление, мм рт. ст.

Оценка отдельных параметров (в баллах) покажет слабые стороны развития и поможет их ликвидировать: нормализовать вес, увеличить силу, жизненную емкость легких и т.п.

Кроме того, если даже раз в месяц в течение года проводить подобную оценку своего состояния, то можно будет выявить и свои «зоны риска» - зоны снижения функциональных возможностей организма. Для мужчин и женщин показатели варьируют.

Показатели

Уровень здоровья мужчин

I

II

III

IV

V

низкий

Ниже среднего

средний

Выше среднего

высокий

Масс в(г)/

Рост(см)

N балл

501

500-451

450

-

-

-2

-1

0

ЖЕЛ (мл)/

Масса (кг)

N балл

<50

51 - 55

56 -60

61 – 66

>66

0

1

2

4

5

F(кг)/ масса (кг)*100%

N балл

60

61 - 65

66 -70

71 - 80

>81

0

1

2

3

4

ЧСС*(АД/100)

сис

N балл

>111

110 - 95

94 - 85

84 -70

<67

-2

0

2

3

4

Время восстановления после приседаний

N балл

>3

3 -2

2 -1,5

1,5 - 1

<1

-2

1

3

5

7

Уровень здоровья по сумме баллов

N балл

4

5-9

10 - 13

14 - 16

17 - 24

 

Показатели

Уровень здоровья женщин

I

II

III

IV

V

низкий

Ниже среднего

средний

Выше среднего

высокий

Масс в(г)/

Рост(см)

N балл

>451

450 - 351

350

-

-

-2

-1

0

ЖЕЛ (мл)/

Масса (кг)

N балл

<40

41 - 45

46 - 50

51 - 56

>56

0

1

2

3

5

F(кг)/ масса (кг)*100%

N балл

<40

41 - 45

51 - 55

56 - 60

>61

0

1

2

3

4

ЧСС*(АД/100)

сис

N балл

>111

110 - 95

94 - 85

84 -70

<69

-2

0

2

3

4

Время восстановления после приседаний

N балл

>3

3 -2

2 -1,5

1,5 - 1

<1

-2

1

3

5

7

Уровень здоровья по сумме баллов

N балл

4

5 - 9

10 - 13

14 - 16

17 - 24

Полученные результаты записали в итоговою таблицу (в баллах)

№ п/п

Фамилия, имя

Итог-сумма баллов

Уровни (группы) здоровья

1

Бабаян Кристина

14

IV Выше среднего

2

Деветова Заира

7

II Ниже среднего

3

Лежнева Елизавета

15

IV Выше среднего

4

Макиенко Софья

13

III Средний

5

Нагоева Элина

10

III Средний

6

Салихова Амина

10

III Средний

7

Султанова Кишинев

14

IV Выше среднего

8

Ханапова Марьям

8

II Ниже среднего

9

Цициура Анастасия

12

III Средний

10

Юсупова Мавлуда

10

III Средний

          Мы все прекрасно понимаем, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности. Как сказано в словаре Ожегова С. И - «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма».
      И мы, молодые, должны это хорошо помнить, ибо здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

        В своей работе я хотела показать, как можно использовать, имеющиеся у студента математические знания, для самостоятельной диагностики уровня своего здоровья Выполняя работу, я поняла, что математика и математический стиль мышления совершают сейчас триумфальный марш как в науке, так и в ее применениях. Необходимо всем почувствовать это и относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для любого рода деятельности и для поддержания своего здоровья, так и для жизни всего человеческого общества.

Использованные источники:

  1. М.Г.Гилярова математика для медицинских колледжей
  2. Леонов В.П., Ижевский П.В.Математика и медицина.// Международный журнал медицинской практики. 2005. - № 4, 7-13с
  3. www.geotar.ru
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki


Поделиться:

Есть ли лёд на других планетах?

Шум и человек

Рисуем тыкву

Два морехода

5 зимних аудиосказок