• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Интеграция» и «дифференциация» в формировании мышления на уроках алгебры и русского языка

Опубликовано Голубева Татьяна Алексеевна вкл 27.08.2019 - 12:58
Голубева Татьяна Алексеевна
Автор: 
Мацаева Алина (8 класс), Оленев Матвей (8 класс)

Наша работа направлена на поиск возможностей увеличения объёма знаний, причём разноплановых, с помощью особых моделей, схем. Она строится на стыке двух предметов: математики и русского языка. В этом новизна подхода. Он обеспечивает продуктивность и качество познавательной деятельности. С точки зрения анатомии глаза любая информация – всего-навсего оптическое явление, то есть оптический учебный материал. Мы предлагаем рассмотреть обобщённые модели постановки знаков препинания в контексте математического понятия тождества. Определение семантического поля, которое соответствует необходимости постановки тире – ключевой момент в схеме. Ассоциативная связь обеспечивает лучшее запоминание и усвоение материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_proekta.doc238 КБ
Office presentation icon dlya_proekta_tozhdestva.ppt977.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы:
Мацаева Алина, 8 класс

Оленев Матвей, 8 класс

руководители:

Щелконогова Л. А., учитель русского языка и литературы,

 Голубева Т.А., учитель математики,

МОУ «Средняя школа № 32 «Эврика-развитие»,

 г. Волжский

«Интеграция»  и «дифференциация» в формировании мышления

на уроках алгебры и русского языка

Цель: использование понятия «тождество» в решении учебных задач в алгебре и русском языке.

Задачи:

  • рассмотрение примеров тождественных преобразований в алгебре;
  • рассмотрение примеров ситуаций тождества в русском языке;
  • сопоставление и нахождение общих точек соприкосновения;
  • применение данного подхода в практической деятельности.

Американский философ и математик Норберт Винер утверждал, что «высшее назначение математики как раз состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в том хаосе, который нас окружает». В этом контексте мы попробуем представить свой проект.

Всё познаётся в сравнении. В этой житейской мудрости будет развёрнуто наше исследование. Данный подход не является чем-то новым, неожиданным. С пятого класса наши разработки в данной логике. И как показал опыт, становление ассоциативных связей – задача интересная и полезная. Она развивает не только познание, но и формирует память, воображение, культуру мышления.

Мы сегодня обсудим использование знака «=» в алгебре и русском языке.

Для этого обратимся к решению уравнения и делению дробей .

Решение данного уравнения выстраивается следующим образом:

Сначала раскрываем первые скобки по правилу «салюта», а во вторых скобках возводим в квадрат сумму:  ;

раскрываем скобки, перед которыми стоит знак «минус»: ;

переносим неизвестные слагаемые в левую сторону уравнения, известные – в правую: ;

приводим в каждой части подобные слагаемые; подобные слагаемые с противоположными коэффициентами уничтожаются: ;

делим обе части уравнения на одно и то же число 48: .

А теперь ситуация с дробями.

По правилу деления дробей первую дробь умножаем на дробь, обратную второй, то есть, в первой дроби ничего не меняем, во второй – меняем числитель и знаменатель местами и выполняем уже умножение двух дробей: .

Сначала умножаем числители и произведение числителей записываем в числителе, умножаем знаменатели и их произведение записываем в знаменателе: .

Проанализируем, можно ли выполнить разложение на множители в числителе и знаменателе, чтобы потом сократить дробь:

 раскладываем вынесением общего множителя  за скобки; получаем: ;

аналогично поступаем с выражением в знаменателе : выносим за скобки общий множитель , получаем: ;

так как в множителе  , то ; поэтому разложим это выражение на множители как разность квадратов: .

Рассмотрим трёхчлен . В нём ; ; . Мы имеем алгебраическую сумму квадратов двух выражений и их удвоенного произведения. Она преобразовывается в квадрат суммы или разности двух выражений. Так как перед удвоенным произведением стоит знак «минус», то это будет квадрат разности и :

.

С учётом всех преобразований наша задача трансформировалась в следующую: сократите дробь:  .

Множитель  – общий для числителя и знаменателя, поэтому на него дробь и сокращаем; получаем: .

Выражения  и являются противоположными, так как перед  в первом выражении подразумевается знак «плюс», а во втором – стоит знак «минус», перед  в первом выражении стоит знак «минус», а во втором – подразумевается знак «плюс», но при возведении в квадрат противоположных выражений всегда выходим на равные значения. Поэтому – . Произведём данную замену в нашей дроби: .

Заметим, что ; имеем  следующее: . Теперь можно сократить дробь на одинаковый множитель : . В заключении решения поставим в знаменателе множитель-одночлен  на первое место и знак умножения между множителями опустим: .

Теперь запишем все преобразования вместе:

.

Что такое тождество? Это равенство, верное при всех допустимых значениях переменной. Какой знак говорит о тождестве? Это знак «=».

В двух приведённых выше примерах мы использовали следующие математические тождества:

  1.  – распределительное свойство умножения относительно сложения;
  2.  – раскрытие скобок, перед которыми стоит знак «минус»;
  3.  – возведение в квадрат суммы двух выражений (формула сокращённого выражения);
  4. при   – правило деления двух дробей;
  5.  при  – правило умножения двух дробей;
  6.  – разность квадратов двух выражений;
  7.  – возведение в квадрат разности двух выражений (формула сокращённого выражения);
  8.  при  – сокращение дробей;
  9.  – возведение в квадрат противоположных выражений;
  10.   – переместительное свойство умножения.

А теперь хотелось бы процитировать слова известного российского учёного, доктора биологических наук Татьяну Владимировну Черниговскую. Говоря о своеобразии мыслительной деятельности Альберта Эйнштейна, она утверждала: «Он мог переключать мозг на другой регистр». Сделаем тоже.  

Переходим к рассмотрению ситуации тождества в русском языке. Рассматриваем, описываем и визуализируем подобные ситуации в русском языке.

Смысловая конструкция выстраивается в анализе семантического поля двух блоков. Если они находятся в ситуации тождества – ставится тире. 

Аналогичная ситуация существует в языке в трёх номинациях.

 

Блоками могут быть слова как члены предложения, уточняющие конструкции (обороты), части сложного предложения.

Блоки в ситуации тождества могут быть следующие.

Это конструкции: существительное – существительное, начальная форма глагола – начальная форма глагола, числительное – числительное, а также по-другому (в виде половинок круга) представлены уточняющие конструкции (обороты) и части сложного предложения (такими скобами в алгебре обозначаются отрезки на числовой прямой).

Рассмотрим примеры из русского синтаксиса.

Первый случай: тождество между словами.

  • Сущ. Им. П. – Сущ. Им. П. (Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом!).
  • Инфинитив – Сущ. Им. П. ( сказуемое) (Жизнь прожить — не поле перейти).
  • Перед словами: "это", "это есть", "вот", "значит", "это значит» (Судьба изобретателя — это судьба его изобретений).
  • между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже (Семью восемь — пятьдесят шесть).
  • Для внесения ясности в смысл предложения (Отец — мой учитель; Отец мой — учитель).

Второй случай: ситуация тождества при приложении.

  • Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения (Яблоки, груши, сливы – витамины.)
  • Приложения, носящие пояснительный характер: (На улице мальчик — продавец газет — что-то выкрикивал.)
  • При прямой речи : («            », —            .) («Купи хлеба», – сказала  мама.)

Третий случай: тире между простыми предложениями в составе сложного.

  • Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например: (Хвалы приманчивы – как их не пожелать?)
  • Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: (Назвался груздем – полезай в кузов.)
  • Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: (Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?)

Выводы:

В данном проекте мы рассмотрели примеры тождественных преобразований в алгебре и в русском языке и обнаружили аналогичные соответствия. Это привело к созданию визуализационных моделей, позволяющих выстроить интегративную модель в решении учебных задач в обеих предметных сферах.

Рефлексия:

В основе любого знания лежит природа познания, а она одна. Понять её – это наша задача. Если мы её поймём, для нас откроется перспектива доступности материала, а значит мы достигнем результата в своей деятельности – в усвоении, в запоминании информации. «Единственное, чего мозг не умеет – не умеет не учиться», – утверждает  Татьяна Владимировна Черниговская.

Источники информации:

  1. Лёве Г. “Учимся всю жизнь” изд. Прогресс, Москва, 1983
  2. Журнал “Высшее образование в России” Издательство “Прогресс”, 1997 г., стр. 14.
  3. П. Г. Щедровицкий. Очерки по философии образования: статьи и лекции. –М., Эксперимент, 1993.
  4. Ю. В. Громыко. Метапредмет «Знак». –М.: Пушкинский дом АО «Московские учебники», 2001.
  5. Н. Я. Винер. Математика. М., 1967, с. 27.
  6. “Перемены. Педагогический журнал Москва “Эврика” В.Т. Кудрявцев. “Развитие воображения – волшебный ключ к дверям культуры?”
  7. Т. В. Черниговская. Чешырская улыбка кота Шрёдингера. «Языки славянских культур», Москва, 2018.

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ИНТЕГРАЦИЯ» И «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА Мацаева Алина, 8 класс Оленев Матвей, 8 класс МОУ СШ №32 «Эврика-развитие» Волжский 2019

Слайд 2

РУКОВОДИТЕЛИ: Щелконогова Любовь Анатольевна – учитель русского языка и литературы МОУ СШ №32 Голубева Татьяна Алексеевна – учитель математики МОУ СШ №32

Слайд 3

ЦЕЛЬ: использование тождества в решении учебных задач в алгебре и русском языке.

Слайд 4

ЗАДАЧИ: рассмотрение примеров тождественных преобразований в алгебре; рассмотрение примеров ситуаций тождества в русском языке; сопоставление и нахождение общих точек соприкосновения; применение данного подхода в практической деятельности.

Слайд 5

ПРЕДИСЛОВИЕ Американский философ и математик Норберт Винер утверждал, что «высшее назначение математики как раз состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в том хаосе, который нас окружает». В этом контексте мы попробуем представить свой проект. Всё познаётся в сравнении. В этой житейской мудрости будет развёрнуто наше исследование. Данный подход не является чем-то новым, неожиданным. С пятого класса наши разработки в данной логике. И как показал опыт, становление ассоциативных связей – задача интересная и полезная. Она развивает не только познание, но и формирует память, воображение, культуру мышления. Мы сегодня обсудим использование знака «=» в алгебре и русском языке.

Слайд 6

ТОЖДЕСТВА В МАТЕМАТИКЕ НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (1 ПРИМЕР) Решить уравнение: Решение: Ответ:

Слайд 7

ТОЖДЕСТВА В МАТЕМАТИКЕ НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (2 ПРИМЕР) Выполните деление дробей: Решение:

Слайд 8

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТОЖДЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕШЕНИИ ПРИВЕДЁННЫХ ПРИМЕРОВ распределительное свойство умножения относительно сложения; раскрытие скобок, перед которыми стоит знак «минус»; возведение в квадрат суммы двух выражений (формула сокращённого умножения); правило деления двух дробей; правило умножения двух дробей; при при

Слайд 9

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТОЖДЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕШЕНИИ ПРИВЕДЁННЫХ ПРИМЕРОВ разность квадратов двух выражений; возведение в квадрат противоположных выражений; сокращение дробей; возведение в квадрат разности двух выражений (формула сокращённого умножения); переместительное свойство умножения. (a−b) 2 =a 2 −2ab+b 2 при

Слайд 10

блок 1 блок 2 СИТУАЦИЯ ТОЖДЕСТВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (БЛОКИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ)

Слайд 11

Слова как члены предложения Части в предложении (обороты) Простые предложения (в составе сложного) ВИДЫ БЛОКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ блок

Слайд 12

сущ. сущ. нфг нфг числ. числ. семантика тождества семантика тождества семантика тождества Между словами Между частями в предложениями Между двумя предложениями в составе одного сложного ТОЖДЕСТВЕННАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ БЛОКАМИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Слайд 13

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ ТОЖДЕСТВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА УРОВНЕ СЛОВА) Сущ. Им. П. – Сущ. Им. П. ( Великая радость — работа , в полях, за станком, за столом! ) Инфинитив – инфинитив. ( Жизнь прожить — не поле перейти ). Перед словами: "это", "это есть", "вот", "значит", "это значит» ( Судьба изобретателя — это судьба его изобретений). Между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже ( Семью восемь — пятьдесят шесть ). Для внесения ясности в смысл предложения ( Отец — мой учитель ; Отец мой — учитель ).

Слайд 14

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ ТОЖДЕСТВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ) Обобщающее слово стоит после ( Яблоки, груши, сливы – витамины.) Приложения, носящие пояснительный характер: ( На улице мальчик — продавец газет — что-то выкрикивал .) При прямой речи : (« », — .) («Купи хлеба», – сказала мама. )

Слайд 15

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ ТОЖДЕСТВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (МЕЖДУ ДВУМЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ) Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например: (Хвалы приманчивы – как их не пожелать?) Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: (Назвался груздем – полезай в кузов.) Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: (Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?)

Слайд 16

ВЫВОДЫ В данном проекте мы рассмотрели тождественные моменты в алгебре и русском языке; сопоставили их и нашли общие точки соприкосновения; привели примеры применения данного подхода в синтаксисе.

Слайд 17

РЕФЛЕКСИЯ В основе любого знания лежит природа познания, а она одна. Понять её – это наша задача. Если мы её поймём, для нас откроется перспектива доступности материала, а значит мы достигнем результата в своей деятельности – в усвоении, в запоминании информации. «Единственное, чего мозг не умеет – не умеет не учиться», – утверждает российский учёный, доктор биологических наук Татьяна Владимировна Черниговская.

Слайд 18

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Лёве Г. “Учимся всю жизнь” изд. Прогресс, Москва, 1983. Журнал “Высшее образование в России” Издательство “Прогресс”, 1997 г., стр. 14. П. Г. Щедровицкий. Очерки по философии образования: статьи и лекции. –М., Эксперимент, 1993. Ю. В. Громыко. Метапредмет «Знак». –М.: Пушкинский дом АО «Московские учебники», 2001. Н. Я. Винер. Математика. –М., 1967, с. 27. “ Перемены. Педагогический журнал Москва “Эврика” В.Т. Кудрявцев. “Развитие воображения – волшебный ключ к дверям культуры?” Т. В. Черниговская. Чешырская улыбка кота Шрёдингера. «Языки славянских культур», – М., 2018.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Пока бьют часы

Без сердца что поймём?

"Не жалею, не зову, не плачу…"

Медведь и солнце

Можно от Солнца уйти...