• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Построение графиков функций с модулем

Опубликовано Чернышев Эдуард Николаевич вкл 06.01.2020 - 8:29
Чернышев Эдуард Николаевич
Автор: 
Марченко Елисей

Систематизированы способы построения графиков функций с модулем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_funktsiy_s_modulem.docx314.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г.Ростова-на-Дону

Донская Академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

Красносулинский филиал

Секция «Математика»

Подсекция «Общая математика»

«Построение графиков функций с модулем»

Автор работы:

 Марченко Елисей, 8 кл.,

МБОУ СОШ №3

 

Руководитель:

Чернышев Эдуард Николаевич,

учитель математики

МБОУ СОШ №3

г.Красный Сулин

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..

Построение графиков функций, содержащих единственный  модуль.

Построение графиков функций, содержащих два модуля……………

Построение графиков функций, содержащих комбинации модуля с другими функциями либо нелинейные функции……………………..

Заключение………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Построение и «чтение» графиков функций представляет наиболее интересную , познавательную, но сложную часть алгебры. Не секрет, что изучение функции, опирающееся на ее график, становится более наглядным и полным.

Изучение модуля в школе не ограничивается только вычислением значений соответствующих  выражений, решением уравнений и неравенств с модулем. При подготовке к ОГЭ в 8-9 классах мы встречаем задания на построение графиков функций, содержащих один или два модуля; при этом подмодульное выражение может представлять собой линейную или квадратичную функции. А вот в материалах школьных олимпиад уже встречаются задания на построение графиков функций, подмодульное выражение которых содержит иррациональность, степень и др.

В связи с этим мы  определили цель исследования: выяснить  общие подходы к построению графиков функций, содержащих модуль. При этом мы предположили, что методы  построения графиков функций зависят от количества модулей и вида подмодульного выражения в задающих выражениях.

Средством достижения цели является подробный разбор построения графиков функций, содержащих модуль.

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ЕДИНСТВЕННЫЙ МОДУЛЬ

        Построение таких графиков не предполагает «движение» графика  вдоль осей координатной плоскости.

Задание № 1. Построить график функции функции с модулем_форм

В “основе” его лежит график функции функции с модулем_форм

и все мы знаем, как он выглядит:

функции с модулем

Чтобы получить  график  функции  функции с модулем_форм1_3, достаточно всего лишь сдвинуть полученный ранее график на три единицы вправо. Заметим, что, если бы в знаменателе дроби стояло бы выражение х+3, то мы сдвинули бы график влево:

функции с модулем1_2

Теперь необходимо умножить на два все ординаты, чтобы получить график функции

функции с модулем_форм1_4

функции с модулем1_3

Наконец, сдвигаем график вверх на две единицы:

функции с модулем_форм1_5функции с модулем1_4

Далее  отражаем симметрично вверх (относительно оси абсцисс) ту часть графика, ординаты точек которой отрицательны:

функции с модулем1_5

Задание № 2. Построить график функции функции с модулем_форм2_1

Выражение, стоящее под знаком модуля, меняет знак в точке х=. При х< функция выглядит так:   функции с модулем_форм2_2

При х> функция выглядит так:функции с модулем_форм2_3

То есть прямая х= делит  координатную плоскость на две области, в одной из которых (правее) мы строим функцию функции с модулем_форм2_4

а в другой (левее) – график функции функции с модулем_форм2_5

Строим график:

функции с модулем2_1

        Таким  образом, при построении графиков функций, содержащих один модуль, необходимо:   строить   график исходной функции, а далее,- осуществлять его перенос вдоль осей координат;  либо искать «пограничные» прямые (определяемые точками излома) и строить соответствующие графики в каждой части координатной плоскости.

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ДВА МОДУЛЯ

Задание № 3. Следующий график – также ломаная, но имеет две точки излома, так как содержит два выражения под знаками модуля:

функции с модулем_форм3_1

Подмодульные выражения меняют знак в точках излома:

функции с модулем_форм3_2

Расставим знаки для подмодульных выражений на координатной прямой:

функции с модулем_форм3_7

Раскрываем модули на первом интервале:

функции с модулем_форм3_3

На втором интервале:

функции с модулем_форм3_5

На третьем интервале:

функции с модулем_форм3_4

Таким образом, на промежутке (-∞; 1.5] имеем график, записанный первым уравнением, на промежутке [1.5; 2] – график, записанный вторым уравнением, и на промежутке [2;∞) – график по третьему уравнению:

функции с модулем_форм3_6

Строим график функции:

функции с модулем3_1

        Обращаем внимание на то, что допустимо включение точек излома только в один из промежутков. включение

Задание № 4. Построить  график функции  функции с модулем_форм4_6

В основе - график функции  функции с модулем_форм1_2

но, если в знаменателе x стоит под знаком модуля,  функции с модулем_форм4_2  то график имеет вид:

функции с модулем4_2

Теперь произведем сдвиг на три единицы,функции с модулем_форм4_3,при этом сдвинутся обе части: правая – вправо, левая – влево; при этом в полосе от -3 до 3  образуется перевернутая латинская буква U:

функции с модулем4_3

График этой функции, умноженной на два функции с модулем_форм4_4,выглядит так:

функции с модулем4_41

Теперь можно поднять график по оси у:

функции с модулем_форм4_5 и тогда он будет таким:функции с модулем4_4

Наконец, строим окончательный вид графика, отражая все, что ниже оси абсцисс, вверх:функции с модулем_форм4_6

функции с модулем4_5

        Таким образом,  при построении графиков функций с двумя модулями: разбивают плоскость на пограничные участки и строят графики соответственно полученным функциям; либо строят график исходной функции, а затем  преобразуют его в требуемый.

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ  КОМБИНАЦИИ МОДУЛЯ С ДРУГИМИ ФУНКЦИЯМИ  ЛИБО НЕЛИНЕЙНЫЕ ФУНКЦИИ

Задание № 5.Построить график функции функции с модулем_форм5_1

В точках 2 и (-2) знак подмодульного выражения меняется, поэтому график  состоит из трех кусков (точки 2 и (-2) выколоты).

 На  промежутках  (-∞; -2) и (2; ∞) справедливо первое уравнение, а на промежутке (-2;2) – второе:

функции с модулем_форм5_2

функции с модулем5_1

Задание № 6. Две следующие функции отличаются знаком, и графики их выглядят по-разному:

функции с модулем_форм6_1

функции с модулем6_1

функции с модулем_форм13_1

функции с модулем13_1

Задание 7. Еще два похожих графика, вид которых меняется в зависимости от х в показателе степени:

Первый: функции с модулем_форм7_1

функции с модулем7_1

Второй:

 функции с модулем_форм8_1

функции с модулем8_1

Задание № 8.Теперь построим график такой функции:

функции с модулем_форм9_1

Здесь точкой перемены знака подмодульного выражения является х=4. Тогда на промежутке (-∞; 4] функция выглядит так:  функции с модулем_форм9_2

А на промежутке  [4; ∞)  так: функции с модулем_форм9_3

Вершина первой параболы (2;-12), сама парабола  обращена вниз ветвями; вершина второй параболы (6, -20), а ветви параболы обращены вверх. В итоге имеем:

функции с модулем9_1

Задание № 9. Построить график функции

функции с модулем_форм10_1

Многочлен в числителе раскладывается на множители:

функции с модулем_форм10_2

Точки перемен знака подмодульных выражений – 4 и (-2). Точки эти (они выколоты) разбивают числовую прямую на три интервала, на которых данная функция будет выглядеть:

На  интервале (-∞; -2): функции с модулем_форм10_3

На  интервале (-2;4): функции с модулем_форм10_4

На  интервале (4;∞): функции с модулем_форм10_5

Строим график:

функции с модулем10_1

Задние № 10.Внесем небольшие изменения, добавив двойку в знаменатель исходной функции:

функции с модулем_форм11_1

Тогда точки перемены знака остаются те же, но функция выглядит иначе на разных интервалах:

На  интервале (-∞; -2):    функции с модулем_форм11_2

На  интервале (-2;4):       функции с модулем_форм11_3

На  интервале (4;∞):     функции с модулем_форм11_4

График изменится:

функции с модулем11_1

Задание № 11. Построить график функции

функции с модулем_форм12_1

Начнем построение с “базовой” для этого графика функции

функции с модулем_форм12_2

она выглядит так:

функции с модулем12_1

Далее добавим знак модуля под корень:

функции с модулем_форм12_3

функции с модулем12_2

Теперь опустим этот график вниз на 4 единицы по оси у:

функции с модулем_форм12_4

функции с модулем12_3

Заметим, что график пересекает ось абсцисс в точках (-16; 0) и (16;0).

Отразим все, что ниже оси х, вверх,  функции с модулем_форм12_5     и разделим  все ординаты на 2:  функции с модулем_форм12_1

https://easy-physic.ru/wp-content/uploads/2014/02/%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%81-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BC12_4.png

Таким образом,  при построении графиков функций в описанных случаях исходным положением является нахождение точек излома (или нулей подмодульного выражения); далее: разбивают плоскость на пограничные участки и строят графики соответственно полученным функциям; либо строят график исходной функции, а затем  преобразуют его в требуемый посредством переноса вдоль осей или отображение в другую полуплоскость..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материалы  исследования показывают, насколько  многообразно множество функций с модулем: модуль может выступать как отдельная единица  задающего выражения, либо  как базовая модель. При этом  в выражениях разнится количество модулей, вид подмодульного выражения, а также включенность точек излома в график  исходной функции.

Однако, общим для всех процедур построения графиков является следующее:

а) определение пограничных  прямых;

б) определение точек излома (в которых подмодульное выражение меняет знак);

в) возможное построение требуемого графика через  движение базового графика (движение вдоль осей координат либо  осевая симметрия).

        Следование этим общим подходам позволит восьмиклассникам и девятиклассникам, более  осознанно и  безошибочно строить графики функций, содержащих модуль. Это касается не только школьной алгебры, но и  вопросов подготовки к ОГЭ, олимпиадам и конкурсам по математике.

ЛИТЕРАТУРА

  1. https://easy-physic.ru/postroenie-funktsij-soderzhashhih-modul/
  2. https://pandia.ru/text/78/587/51058.php
  3. Абсолютная величина. М.: Просвещение, 1968.
  4. Виленкин Н. Я. « Функции в природе и технике » - М. Просвещение, 1985
  5. Гельфанд И. М. и др. « Функции и графики » - М. Наука, 1973
  6. Математика 8-9 классы. Выпуск 2. Сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2007. Построение графиков некоторых функций. Журнал «Математика в школе», №3-1995г.
  7. Пичурин Л. Ф. « За страницами учебника алгебры » - М. Просвещение, 1999
  8. Программа для построения графиков функций https://www.softsalad.ru/software/znaniya/matematika-i-nauka/graph
  9. Садыкина И. « Построение графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля » - Математика №33, 2004
  10. Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7-9 классов средней школы. И. Л. Никольская – М. Просвещение, 1991
  11. Фальке М. Решение сложных тем курса алгебры в средней школе. М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002.  


Поделиться:

Хитрость Дидоны

Рукавичка

Астрономический календарь. Март, 2019

Каргопольская игрушка

Астрономы получили первое изображение черной дыры