• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Межпоколенные конфликты

Опубликовано Комарова Татьяна Николаевна вкл 19.02.2020 - 21:26
Комарова Татьяна Николаевна
Автор: 
Александров Денис

Часто дети и взрослые имееют конфликты, всегда ли они были, будут ли и каквы причины межпоколенных конфликтов , эти вопросы освещаются в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpokolennye_konflikty_v_xxi_veke.docx511.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 2»

Муниципальный фестиваль исследовательских проектов среди

обучающихся 8-11 классов муниципальных общеобразовательных организаций

Сланцевского муниципального района в 2019-2020 учебном году

Секция: социальные исследования

Исследовательский проект

по теме:

«Коммуникация, межпоколенные конфликты в XXI веке»

Выполнил работу: Александров Денис, ученик 10 класса

Преподаватель: Комарова Татьяна Николаевна, учитель географии

г. Сланцы

2020 год

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        4

1.        Типология поколений  в теориях ученых        4

Адаптация теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува        5

Сравнение поколений по модели “культурных измерений” Герта Хофстеде.        6

Типы отношений между поколениями по теории Маргарет Мид        6

2        Итоговое сравнение поколений        7

(поколение Х – родители, Z- подростки)        7

3. Изучения ценностных приоритетов представителей разных поколений, анализ результатов  тестирования.        8

Возрастная структура участников тестирования        8

Вопросы для тестирования        8

Актуальность проблемы        9

Жизненные ценности родителей и подростков        9

Причины конфликтов        10

Взаимный интерес поколений друг к другу        11

Какие темы подростки  обсуждают с родителями?        12

Время общения разных поколений        13

Конструирование «пространства сопричастности» в межпоколенной коммуникации, Интерактивная карта встреч        14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        15

Список литературных источников        16

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Я часто слышу от своих сверстников, друзей, одноклассников, что они конфликтуют со своими родителями, учителями и вообще с представителями старшего поколения. Почему близкие люди не могут найти общий язык? В чем причина такого  количества  различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?

        Молодому поколению в будущем предстоит создавать свои семьи, и очень хочется, чтобы в них было меньше конфликтов, а больше взаимопонимания.

Проблема: почему существуют разногласия, всегда ли они были и будут ли они в дальнейшем.

Объект исследования - представители разных поколений, а предмет исследования - межпоколенный конфликт.

Гипотеза: в обществе принято считать, что главными причинами конфликтов и разногласий между поколениями являются разные жизненные ценности и ориентиры. Но действительно ли это так?

Цель исследования: Охарактеризовать модели поведения поколений в процессе межпоколенной коммуникации.

Задачи:

Теория:

Изучить работы  ученых-социологов о межпоколенной коммуникации;

Выявить общие и особенные черты поколений

Практика:

Провести опрос старшеклассников и представителей старших поколений с целью изучения их ценностных приоритетов, анализ результатов опроса, Представление данных в формате диаграмм, гистограмм, таблиц.

Составление карты взаимодействия разных поколений

Методы и приемы:

  1. социологический опрос разных поколений;
  2. статистическая обработка собранного материала;
  3. анализ материала;
  4. картографический метод.

Практическая значимость: работа вносит определенный вклад во взаимопонимание между разными поколениями, информация может применяться для родителей на родительских собраниях и учащихся на классных часах.

План исследования 

  1. Изучить работы  ученых-социологов о межпоколенной коммуникации.
  2. Выявить общие и особенные черты поколений.
  3. Провести опрос старшеклассников и представителей старших поколений с целью изучения их ценностных приоритетов, анализ результатов опроса, представление данных в формате диаграмм, гистограмм, таблиц.
  4. Составление карты взаимодействия разных поколений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Типология поколений в теориях ученых

Адаптация теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува

К российской действительности

По их теории  известно, что поколение в  среднем меняется каждые 20 лет, а человек живет 80 лет.

Поколение –  это определенная группа людей, сформировавшая свой характер и модель поведения под влиянием внешних событий.

Цикл поколений -  движение по 4 этапам, у которых есть свои особенные черты.

Подъем – это время, когда институты сильны, процветает коллективизм.

Пробуждение – это период,  когда людей начинает утомлять дисциплина, институты подвергаются нападкам.

Спад – это этап, когда институты слабы, а индивидуализм процветает

Кризис – это время, когда институты разрушены, но воссоздаются для сохранения нации.

Цикл повторяется на новом витке истории, проявляя новые качества поколений.

Классификация и характеристика поколений

1.Поколение Бэби-бумеров – это поколение, главные ценности которого работа, общественная самореализация, главное слово – “должен”(53-76 лет, Подъем)

2. Странники, Поколение X – люди, которые готовы отстаивать свои права, часто бунтуют и сопротивляются закону, а также индивидуалисты.(32-53 лет, Пробуждение)

Сэндвичи, так как сжаты с двух сторон поколениями, которых они должны содержать.( дети и родители)

3.Поколение Миллениум – главное слово этого поколения “хочу”,  а ценности – впечатления, друзья и интересная работа. (16-32 лет, Спад)

4. Поколение Зумеров – люди, а точнее дети, родившиеся с гаджетами и привыкшие находиться дома. Предпочитают искать информацию в интернете и быть в сети, нежели в реальной жизни. Для них важен собственный внутренний мир и ближний круг.( до 16-17 лет, Кризис)

Сравнение поколений по модели “культурных измерений” Герта Хофстеде.

1.Дистанцированность власти – необходимость человека в руководстве и контроле свыше.

2.Индивидуализм/коллективизм – предпочтение человека работать в команде или в одиночку.

3.Избегание неопределенности – необходимость человека в выстраивании своих целей, желаний и планов.

Группа ценностей

X

Y

Z

Дистанцированность власти

значительная

средняя

малая

Индивидуализм/коллективизм

Инд.

Колл.

Инд.

Избегание неопределенности

низкая

средняя

малая

Типы отношений между поколениями по теории Маргарет Мид

1.Постфигуративные культуры – культуры, в которых дети учатся у предков, становясь их копиями, повторяя качества своих родителей. Прогресс будет медленным, так как происходит копирование качеств.

2.Кофигуративные культуры – культуры, в которых дети и взрослые преимущественно учатся у своих сверстников, постигая что-то новое. Прогресс становится умеренным.

3. Префигуративные культуры – культуры, в которых взрослые, не успевая за техническим прогрессом, учатся у своих детей, прогресс достигает высоких значений.

Название типа

Тип отношений

Прогресс

Постфигуративная культура

Дети учатся у предков

Медленный темп

Кофигуративные культуры

Дети и взрослые учатся у сверстников

Умеренный темп

Префигуративные культуры

Взрослые учатся у детей

Ускоренный темп

  1. Итоговое сравнение поколений

(поколение Х – родители, Z- подростки)


3. Изучения ценностных приоритетов представителей разных поколений, анализ результатов  тестирования.

Я  провел исследование  среди учащихся (возраст  15-18 лет) и представителей старшего поколения (возраст 35-50 лет) с целью определения актуальности проблемы,  ценностных приоритетов разных поколений и причин межпоколенных конфликтов.

Возрастная структура участников тестирования

В исследовании приняло участие 103 человека, из них 62  - обучающиеся МОУ «Сланцевская СОШ №2» (9, 10 ,11 классы) и 41 человек - это представители старшего поколения (родители, учителя) от 35 до 50 лет.

Вопросы для тестирования

  1. Считаете ли вы проблему отцов и детей актуальной?

  1. Какие причины, по Вашему мнению, чаще всего вызывают конфликты между старшим и младшим поколениями?

  1. Чем для Вас привлекательны представители старшего поколения?

  1. Чем для Вас привлекательны представители младшего поколения?

  1. Как Вы считаете, чему можно научиться у старшего поколения?

  1. Как Вы считаете, чему можно научиться у младшего поколения?

  1. Хотели бы вы жить в другой стране?

  1. Для современной молодежи свойственно равнодушие, цинизм?

  1. Сколько по времени вы общаетесь с родителями?

  1. Какие темы вы обсуждаете с родителями?

  1. Сколько по времени вы общаетесь с родителями?

Результаты исследования следующие:

Актуальность проблемы

Проблема оказалась очень актуальна(74% актуальна, 26% неактуальна)

Жизненные ценности родителей и подростков

Я исследовал жизненные ценности родителей и подростков и сравнил их, сделал вывод.

Жизненные ценности подростков и родителей, вопреки моей гипотезе сохраняются и совпадают!

Также в ходе исследования было выявлено то, что подростки признают присутствие в себе цинизма и равнодушия.

Причины конфликтов

Самыми основными причинами межпоколенных конфликтов являются конфликт интересов, отсутствие взаимоуважения, вторжение в личную жизнь и разное мировосприятие.

Конфликт интересов – конфликт, под которым подразумеваются разные интересы разных поколений, то есть поколению Миллениум интересен интернет, сетевая жизнь и брендовая одежда, современная музыка, а представителям старшего поколения интересен телевизор и реальная жизнь, они устойчивы к современным тенденциям.

Разное мировосприятие, отсутствие взаимоуважения являются последствиями  конфликта интересов, а вторжение в личную жизнь – это желание родителей знать все про своих детей, соответственно контролировать их как можно сильнее, что является плохим явлением.

Взаимный интерес поколений друг к другу

Кроме конфликтов и разногласий между поколениями существует и взаимный интерес. Подросткам очень привлекателен жизненный опыт своих родителей. Родителям же нравится, что их дети легко адаптируются к быстрому современному ритму жизни и используют новые технология и знания.

Какие темы подростки  обсуждают с родителями?

        Самой частой темой обсуждения стал быт и покупки. Как ни странно, родителям оказалась более интересна  тема взаимоотношений с друзьями, нежели учеба.

Время общения разных поколений

Время общения поколений стала основополагающей проблемой межпоколенных конфликтов. Большинство подростков общаются с родителями меньше 15-20 минут в день. За это время люди могут успеть только нагрубить друг другу, но никак не найти решение, которое  будет компромиссным.

Теперь давайте сравним, как по-разному воспринимают информацию разные поколения.

Возьмем как пример, исторический факт: убийство Иваном Грозным сына.

Для родителей, учителей и вообще представителей старшего поколения это воспринималось как факт, который никогда не подвергался критике. Но с появлением Интернета и огромных информационных потоков людям стало сложней искать информацию. В интернете можно найти информацию, что Иван Грозный не убивал своего сына, что сын жив, что сына убил третий человек.

Подросткам  трудно избирать информацию, понимать где ложь, а где истина, живя в пространстве информационного хаоса.

Конструирование «пространства сопричастности» в межпоколенной коммуникации,  Интерактивная карта встреч

Одним из путей для решения проблемы межпоколенного конфликта является увеличение времени для общения разных поколений. Для этого я создал карту встреч поколений, пространство, где пересекаются интересы разных поколений.

C:\Users\komarovatn\AppData\Local\Temp\80b3a2a9-615b-48d3-a4ed-7d4bbf0d88dd.png

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведена большая социологическая работа среди учащихся (возраст  15-18 лет) и представителей старшего поколения (возраст 35-50 лет)

Выявлены: актуальность проблемы межпоколенных конфликтов,  ценностные приоритеты разных поколений,  причины  межпоколенных конфликтов.

Я выяснил: межпоколенные конфликты были, есть и будут, это является даже необходимым для развития общества, но нельзя, чтобы они перешли в социальную напряженность в обществе.

Я выяснил, что ценностные приоритеты поколений родителей и подростков совпадают, причинами конфликтов являются конфликт интересов, отсутствие взаимоуважения, вторжение в личную жизнь и разное мировосприятие.

Но главной причиной межпоколенных конфликтов, я считаю,  является  время общения поколений. Большинство подростков общаются с родителями меньше 15-20 минут в день, это очень мало.

Чтобы решить эту проблему, я определил, что сферы  и темы общения должны быть шире, это может быть решено при использовании  пространств в городе, где пересекаются интересы разных поколений. К этим объектам относятся: Кинотеатр( совместный просмотр и обсуждение фильмов), Городской Дом культуры( концерты, спектакли и др), Парк культуры и отдыха( участие в совместных семейных мероприятиях) стадионы( активный отдых), библиотека, коворкинг-центр(место для живого общения, обучения и активного досуга, развития общественных объединений, совместного решения социальных проблем.

А также, я считаю, для бесконфликтных отношений необходимы доброжелательность, открытость к диалогу, оптимистичный взгляд на жизнь, терпимость и принятие людей с разными характерами, а также спрос с себя, а не только с другого

Список литературных источников

Бочаров В.В.  Антропология возраста. СПб., 2001.

Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье. Социологические исследования. 2005. 1. С. 102-104

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.

Глотов М. Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42-48

Зубец О.П. Возраст: особенности нравственной жизни. М., 1987.

Кон. И.С. Социология личности. М., 1967.

Крюкова Т. Л. Молодёжь о старшем поколении: психология межпоколенного конфликта // Психологические исследования. 2008, №2


Поделиться:

И тут появился изобретатель

Мост Леонардо

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

Астрономический календарь. Март, 2019

Загадочная система из шести экзопланет