Ученики поставили проблему: какова роль российской науки в мировой истории.
Вложение | Размер |
---|---|
skibo_na_vseros_konkurs.docx | 1.76 МБ |
kalyuzhin_kolenchenko_mulino_na_vserossiyskiy_konkurs.docx | 1.41 МБ |
panova_kolenchenko_na_konkurs_rossiya_v_mire.docx | 950.56 КБ |
МАОУ «Гимназия№1» с.п. Мулино
Всероссийский конкурс «Россия в мире»
Проектная работа
Адмирал скоростного флота
Автор: Панова Ирина Александровна
, ученица 8 класса
МАОУ «Гимназии №1» с.п. Мулино
Володарского района Нижегородской области
Руководитель: Коленченко Елена Миргасимовна
Учитель истории и обществознания
высшей категории МАОУ «Гимназии №1»
Мулино - 2019
Содержание
1.Введение
2.. Алексеев Р.Е. - адмирал скоростного флота
А)Крылатые мгновения жизни нашего земляка
Б)Алексеев Р.Е. – человек двух стихий, первый конструктор крылатых кораблей в мировой практике
3.Заключение
4.Источники
5. Приложение
Введение
Недавно мы с нашим классом отправились на прогулку по Волге. Экскурсовод рассказала нам о том, что скоростные катера были созданы у нас, в Нижнем Новгороде. Так я впервые услышала о замечательном изобретателе, ученом, инженере, конструкторе Р.Е.Алексееве, который прославил не только Нижний Новгород, но и всю Россию, создав новые типы скоростных судов.
Многих ученых и изобретателей можно назвать первооткрывателями в своих областях. Но среди них есть такие, которыми вправе гордиться вся страна, т.к. они обогатили своим творчеством все человечество и получили мировое признание. Таким является наш земляк гениальный конструктор Алексеев Р.Е.
Мы живем в информационном обществе, веке огромных скоростей. Нет такого человека,который не хотел бы быстро перемещаться в пространстве и во времени. Мы знаем, что во всем мире используются скоростные воздушные, морские, речные суда. А знают ли зарубежом о нашем пионере скоростного судостроения?
Цель моего проекта – выяснить, используется ли изобретения нижегородского ученого- конструктора Р.Е. Алексеева в мировой практике.
Задачи:
-Изучить изобретательское творчество Р.Е.Алексеева
-Выяснить, какие его проекты применяются в мировой практике.
Я использовала историческую, публицистическую литературу, источники интернета, энциклопедии, ведь многие понятия темы мне были неизвестны.
2. Алексеев Р.Е. - адмирал скоростного флота
1)Крылатые мгновения жизни нашего земляка
Родился будущий конструктор 18 декабря 1916 года в городе Новозыбков черниговской губернии в самой обыкновенной семье. Его мать была сельской учительницей, а отец – агрономом. В возрасте 16 лет Ростислав с семьей переезжает в город Горький. Здесь он поступил учиться в Горьковский вечерний рабфак, совмещая учебу с подработкой чертежником и художником. В 1935 году Алексеев поступил на кораблестроительный факультет в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (сейчас это НГТУ имени Р.Е. Алексеева).
Однажды Ростислав нашел работу Ш.Даламбера, жившего в 19 веке, который хотел поднять корпус корабля на подводные крылья, но его первые опыты были неудачными, модели кораблей либо выпрыгивали из воды или ныряли в воду. Алексеев загорелся этой идеей. В проекте Даламбера была ошибка, крыло судна было слишком глубоко опущено в воду. Ростислав понял, что его задача оторвать судно от воды. Эта работа становится основой его дипломного проекта.
Тема диплома во время второй мировой войны была очень востребована. «Глиссер на подводных крыльях» представляла собой теоретическую разработку конструкции полупогруженных судов. скорость которого впервые в мире превысила 100 км/ч.
1 октября 1941 года Ростислав защитил свою дипломную работу. По оценкам государственной комиссии работа Алексеева была на уровне кандидатской диссертации. Р.Е.Алексеев получил звание инженера-кораблестроителя. Не смотря на то, что шла Великая Отечественная война, Алексеев Р.Е. как ценный технический специалист был направлен не на фронт, а на завод «Красное Сормово», который выпускал танки для фронта. Но наш земляк не оставлял изобретательство. Ему выделили помещение и ассистентов. Так родилось будущее Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях.
В 1945 году ими был сконструирован катер, который развивал скорость более 68 км/ч. В 1948г. прошло испытание катера 123-бис на Черном море, за что коллектив получил Государственную премию. Так была доказана практическая применимость полупогруженных судов.
Но война закончилась, и военные катера стали никому не нужны. Р.Е. Алексеев, который привык все делать сам, решил привлечь внимание к своему детищу и, сев за штурвал своего скоростного судна, отправился бороздить воды реки Волги. Под днищем появился просвет, его детище уверенно встал на крылья! Инженер добился своей цели: руководство страны поручило ему проектирование торпедного катера на подводных крыльях.
С 1954 г. Ростислав Алексеев начал трудиться над созданием первого судна на подводных крыльях, предназначенного для перевозки гражданских пассажиров. Через три года теплоход под звучным названием «Ракета» был представлен публике на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В числе первых пассажиров были главный ракетчик страны С. Королев и Герой СССР М. Девятаев. В ходе испытаний «Ракета» развивала огромную скорость в 70км в час, а расстояние от Горького да Казани в 420 км было пройдено всего за 6 часов! А когда сам Н. Хрущев прокатился на «Метеоре» по реке Москве, Конструктор получил практически неограниченные возможности изобретательского творчества. «Ракета» вызвала такой восторг, что вскоре один за другим на свет появились теперь известные всем «Метеор», «Комета», «Спутник» и другие суда, оснащенные крыльями. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы. "Ракеты" вышли далеко за пределы Советского Союза: их успешно эксплуатировали в Великобритании, Канаде, Германии, Финляндии и т. д.
Несмотря на колоссальный успех глиссеров, творческая мысль Р.Е. Алексеева работала дальше: нельзя ли заставить корабль оторваться от воды? Ответ дал так называемый эффект экрана – воздушная динамичная подушка под крылом взлетающего самолета. В его гениальной голове родилась фантастическая идея экраноплана – корабля, способного идти над поверхностью за счет нагнетания воздуха под крыло. Отсюда родилась еще более революционная идея экранолета – корабля, способного оторваться от воды и превратиться в самолет! Казалось, что это невероятно! Но уже в 1061г. был создан первый образец – гибрид самолета и корабля!
Конструкторские идеи Ростислава Алексеева опередили время на десятки лет. Можно сказать, что с легкой руки гениального конструктора слово "экраноплан" вошло во все языки во всем мире по-русски.
Что же такое экраноплан? Вот что я выяснила.
Экраноплан — это аппарат, использующий так называемый экранный эффект, который заключается в свойстве крыла, двигающегося вблизи поверхности моря или ровной суши, увеличивать подъемную силу и снижать сопротивление. Эффект тем больше, чем меньше расстояние крыла от поверхности.
Экранопланы имеют авиационные скорости движения, но не требуют аэродромов, обладают большой грузоподъемностью, могут эксплуатироваться над любой относительно ровной поверхностью.
Крыло экраноплана (в отличие от самолета) имеет специальный профиль и форму, максимально приспособленные для эффективного использования набегающего потока, сжимаемого между крылом и поверхностью ("экраном").
Морской экраноплан обладает значительно большей безопасностью в полете, чем самолеты, так как аэродром всегда под ним, и даже одновременный отказ всех двигателей позволяет ему выполнить безопасную посадку на воду. Экраноплан может лететь над мелководьем, что недоступно скоростным судам.
Скорость и управляемость экраноплана, а также возможность быстрого увеличения высоты полета позволяют безопасно расходиться с судами и другими препятствиями.
В 1960 году сбылась мечта Р. А. Алексеева - правительство приняло первую программу по строительству быстроходных судов, а через 2 года группе специалистов во главе с главным конструктором вручили Ленинскую премию - высшую награду СССР!!! Алексееву без защиты было присвоено звание «Доктор технических наук».
В 1962г. Алексеев Р.Е. начал работу над стометровым экранопланом массой 500тонн КМ. На Горьковском водохранилище места стало мало и замаскированный Корабль-макет переправили в обстановки секретности на Каспий. Алексеев Р.Е. лично управлял опытным образцом.Судно вело себя превосходно!
В 1967г. американский спутник, пролетая над Советским Союзом, обнаружил эту огромную машину. В ЦРУ и Пентагоне начался переполох: Каспийский монстр! Специалисьты НАСА в один голос говорили: это блеф русских, создать такое невозможно!Но объект двигался! Появилась новость о создании уникального русского оружия. «Каспийский монстр» стал самым крупным и тяжелым летательным аппаратом в мире!
За годы своей работы Алексееву Р.Е. удалось создать мощное предприятие с развитой проектно – испытательной базой и воспитать сотни талантливых, увлеченных техническим изобретательством людей. Он долго оставался полным сил, творческой энергией и научным любопытством. У него было все: талант, ум, здоровье, опыт, которые он отдал на службу Родине и всему человечеству.
Но случилась трагедия: Алексеев Р.Е. надорвался в результате несчастного случая и умер. Уже после его смерти экранопланы были приняты на вооружение ВМС СССР. Сердце конструктора перестало биться. Но в рокоте двигателей мчатся по рекам и морям разных стран крылатые корабли, в каждый из них вложена частичка сердца замечательного инженера Алексеева Р.Е. А идеи знаменитого конструктора сегодня развивают молодые российские инженеры, в том числе и нижегородцы.
Каким же он был, этот необычный человек? Настоящий инженер с нестандартным мышлением, настоящий спортсмен, одержимый скоростью, которая стала главным делом его яркой жизни.
2)Алексеев Р.Е. – «человек двух стихий», первый конструктор крылатых кораблей в мировой практике
Конструкторские идеи нашего земляка опередили время на десятки лет.
Такие проекты Алексеева Р.Е. как экраноплан помогли России выйти на новый уровень развития и удивить западные страны. Эксплуатация экранопланов, созданных нашим талантливым земляком, возможна во всех климатических зонах. Наиболее выигрышно их использование на юге в таких странах, как Испания, Португалия, Италия и др. Экранопланы обладают особой эффективностью, начиная от 600–800 тонн грузоподъемности,что очень хорошо для развития торговли. В зависимости от постановки задач экраноплан может иметь минимальную численность экипажа. Десантный экраноплан может транспортировать до 50% от взлетной массы. На базе экраноплана «Лунь» было создано единственное в мире судно спасатель.
Дальность полета экраноплана соизмерима с показателями авиационной техники. Для экраноплана, базирующегося на воде, необходим понтонный причал, остальное оборудование требуется такое же, как и для авиационной техники. Для подготовки пилотов накоплена необходимая база. Обучиться управлению экранопланами будет проще пилотам с опытом управления гидросамолетами. Именно под руководством Р.Е. Алексеева корабли для перевозки грузов и пассажиров по рекам и морям сумели достичь фантастических скоростей 200, 300 и даже 500 км/ч. Скоростные суда Алексеева Р.Е.признаны классификационными обществами США, Италии, Франции и других судостроительных держав.
Суда, спроектированные при Алексееве Р.Е, эксплуатировались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт в Италию, Грецию, на Кубу, в Болгарию, ФРГ, Венгрию и другие страны.
По проектам ЦКБ им. Алексеева Р.Е. построены тысячи скоростных судов, которые успешно эксплуатируются в более чем 35 странах мира. Это нижегородское предприятие и сегодня является мировым лидером в проектировании высокоскоростных транспортных средств различного назначения. В 2017г. нижегородское ЦКБ имени Алексеева Р.Е. спустило на воду скоростной высокоманевренный катер широкого применения «Катран», устойчивый при волнении моря до 4 баллов. Новая техника ЦКБ им. Алексеева Р.Е. успешно была представлена в Петербурге на Международном военно-морском салоне в 2017г. Самая популярная продукция и сегодня - суда на воздушной подушке и подводных крыльях, экранопланы и др., существенно обновленные и похорошевшие внешне.
Боевые экранопланы малого водоизмещения находятся на вооружении Ирана и Китая. На основе уникальных разработках российского конструктора они работают над созданием десантного экраноплана., У экранопланов есть будущее и в 21в.!
Заключение
В мировую научную историю прочно вошли Ломоносов, Кулибин, Циолковский, Королев, Алферов, Алексеев и многие другие россияне. «Первый вертолет», «Первый космический корабль», «Первый космонавт», «первый автомат Калашникова», «первый Экраноплан» и далее можно продолжить список.
50 лет жил и работал на нижегородской земле Алексеев Р.Е. – судостроитель, доктор технических наук, заслуженный изобретатель, лауреат Ленинской премии, Государственной премии, конструктор судов на подводных крыльях, мастер спорта СССР, автор экранопланов, человек, первый в мире создавший принципиально новый вид транспорта, научивший летать корабли, покоривший водную и воздушную стихии! До сих пор нет достойных аналогов его «Метеорам» и «Кометам». В течении жизни одного человека произошло почти сорокократное увеличение скорости передвижения по воде! Инженер Алексеев успел сделать за свою стремительную жизнь столько, сколько не смогло сделать человечество за тысячелетия мореплавания и судоходства. Сменят десятки поколений друг друга, но человечество будет помнить имя этого человека.
Портрет Алексеева Р.Е. находится в Зале Славы Конгресса США!
Есть в Нижнем Новгороде площадь Алексеева. На ней на постаменте, как на крутой волне, замер стремительный «Метеор» - одно их детищ алексеевского КЦБ. Совершает рейсы по Волге крылатый 150-местный экспресс «Конструктор Алексеев». Мчатся по голубым водам рек и морей сотни скоростных судов на подводных крыльях. Нижегородский технический университет им. Алексеева Р.Е.готовит новых инженеров. И все это – память о Р.Е. Алексееве, одержимом скоростью человеке, который ускорил жизнь всего человечества!
Работая над этим проектом, я задумалась, как и почему творческая идея, овладевшая человеком, становится делом всей его жизни? Незаурядная личность… А чем она определяется? Прежде всего – делом, трудолюбием, активной жизненной позицией, но, наверное, и фантазией, смелым воображением.
Я хочу пожелать себе такое дело, которое станет смыслом моей деятельности и принесет пользу всему человечеству.
Я буду продолжать работу над проектом, так хочу узнать «секреты» успеха других великих россиян, внесших вклад в развитие всего человечества.
Источники
1.Карпенко В.Ф. Конструктор Алексеев Р.Е.
2.КМ Каспийский монстр. Авиационная энциклопедия. Уголок неба. 2004.Электронный ресурс. Дата обращения 4.05.2019
3.Музей Ростислава Алексеева в Чкаловске. Электронный ресурс. Дата обращения 29.04.2019
4.Матвеев А.А. Служение скорости. Н.Новгород, 2006г.
5.Википедия. Алексеев Р.Е.
Приложение
Алексеев Р.Е. 1916-1980
1)Алексеев Р. Е. 2) Алексеев Ростислав с семьей
Первый в мире экраноплан
2) Теплоход на «крыльях» «Ракета» 3) Теплоход на «крыльях» «Метеор»
4) Теплоход «Буревестник» 5)Морской теплоход «Олимпия»
6)Речной теплоход «Полесье» 7)НГТУ им.Р.Е.Алексеева
Катер «Метеор» на подводных крыльях сегодня
Морской дракон
Экраноплан Лунь – разработка последователей Алексеева Р.Е.
Китайский экраноплан
Иранские экранопланы
«Метеоры» в Болгарии
Лиса и волк
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
А теперь — мультфильм
Флейта и Ветер
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ