Зима – трудный период в жизни птиц. Особенно в наших суровых краях зимы холодные и голодные.
Птицам необходима помощь. Снежные метели и обильные снегопады, гололед, а так же часто меняющаяся погода и продолжительные сильные морозы всегда вызывают массовую гибель мелких птиц из-за недостатка пищи.
А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
В зимний короткий день, собирая естественный корм, который очень трудно найти, птицы часто не успевают насытиться настолько, чтобы пережить ночь до утра. Если птицы изо дня в день не будут получать пищи, то они ослабеют и погибнут от истощения. Подкормившись на кормушке, они начинают усиленно разыскивать корм на деревьях в районе расположения кормушек. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.
Цель проекта: Наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц.
Задачи проекта:
1.Изучить видовой состав птиц, посещающих кормушки.
2.Провести наблюдения за посещаемостью кормушек во второй половине дня в школе и дома.
3.Понаблюдать за повадками птиц, научиться любить и любоваться ими.
4.Сделать выводы по наблюдениям
5.Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период.
Сроки работы: ноябрь, декабрь.
Методы исследования:
3. Ведение дневника наблюдений за погодными условиями
4. Творческая работа.
Объект исследования: птицы, посещающие кормушки
План работы над проектом:
Довести до участников проекта важность данной проблемы;
Создание творческих групп;
Совместное составление плана работы над проектом.
Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
Развешивание кормушек для птиц на территории школы.
Участники проекта: учащиеся 3 «В» класса и учитель начальных классов Постникова О.И
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
Актуальность проекта
Зима – трудный период в жизни птиц. Особенно в наших суровых краях зимы холодные и голодные.
Птицам необходима помощь. Снежные метели и обильные снегопады, гололед, а так же часто меняющаяся погода и продолжительные сильные морозы всегда вызывают массовую гибель мелких птиц из-за недостатка пищи.
А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
В зимний короткий день, собирая естественный корм, который очень трудно найти, птицы часто не успевают насытиться настолько, чтобы пережить ночь до утра. Если птицы изо дня в день не будут получать пищи, то они ослабеют и погибнут от истощения. Подкормившись на кормушке, они начинают усиленно разыскивать корм на деревьях в районе расположения кормушек. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.
Цель проекта: Наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц.
Задачи проекта:
1.Изучить видовой состав птиц, посещающих кормушки.
2.Провести наблюдения за посещаемостью кормушек во второй половине дня в школе и дома.
3.Понаблюдать за повадками птиц, научиться любить и любоваться ими.
4.Сделать выводы по наблюдениям
5.Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период.
Сроки работы: ноябрь, декабрь.
Методы исследования:
3. Ведение дневника наблюдений за погодными условиями
4. Творческая работа.
Объект исследования: птицы, посещающие кормушки
План работы над проектом:
Довести до участников проекта важность данной проблемы;
Создание творческих групп;
Совместное составление плана работы над проектом.
Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
Развешивание кормушек для птиц на территории школы.
Участники проекта: учащиеся 3 «В» класса и учитель начальных классов Постникова О.И
Описание проекта.
1. Теоретический этап. (Ноябрь)
Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки).
2. Практический этап (Декабрь).
Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.
Результат проекта. Кормушки для птиц.
Мы хотим поделиться своими наблюдениями за птицами в зимний период времени и описать устройство кормушек и различных приспособлений для подкормки пернатых друзей.
Все наши наблюдения сопровождаются увлекательными рассказами, материалами, зарисовками.
В ноябре, нам объявили, что будет проводиться проект «Покормите птиц зимой». Нам очень хотелось помочь нашим маленьким друзьям пережить зиму.
Нами были поставлены следующие задачи:
- в течение проекта ежедневное кормление птиц;
- наблюдение за их поведением;
- использование разных кормов;
- учет количества птиц и их видов;
- заполнение дневника наблюдений.
Мы завели дневник наблюдений, где фиксировались даты, погодные условия, месторасположение кормушек, состав корма.
Прежде чем проводить наблюдение за птицами, мы изучили соответствующий материал, как правильно привлечь птиц к себе на кормушки. Кормушки мы развесили на территории нашей школы, около окон своего кабинета, на ветках деревьев, чтобы их не боялись птицы, и собаки не могли их достать. Напротив окон, для того чтобы удобней было наблюдать за птицами не только на улице, когда мы приезжаем или приходим в школу, но и из окон нашего класса.
Поначалу, особого интереса у нас это не вызвало. Есть такая поговорка: «Аппетит приходит во время еды», и у нас интерес к наблюдениям пришел тогда, когда мы стали фотографировать. Самое интересное было, когда с детьми выжидали момент, чтобы сфотографировать. Оказалось что это не так просто, птички никак не хотели попадать в камеру. Первыми посетителями кормушки были воробьи и синички. Это самые шумные птички, всегда подвижные, суетливые и голосистые. Они прилетели один за другим, но в тот, же миг улетали. Они оказались очень юркими, быстрыми и ловкими. Как только они успевали хватать еду? Несмотря на это, мы сделали очень много фотографий.
Фотографировали птиц, которые прилетали к нам домой. При подкормке птиц мы использовали корма с учетом видов прилетающих птиц; семечки подсолнечника, пшено, овес, рис, гречку, сало.
Мы наблюдали за птицами в классе из окон и благодаря тому, что почти все кормушки находятся напротив окон, заботимся о том, чтобы у пернатых всегда была еда. А перед уроками и на большой перемене мы ходили и сыпали корм в наши кормушки.
Птицы не всегда кормятся спокойно, хотя еды предостаточно для всех. Синицы часто прогоняют воробьев, они вытягивают голову, прогибают тело, шипят, как змеи и бросаются в драку.
Как и чем нужно кормить птиц?
Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому - то так важны кормушки!
Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь.
Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника.
Воробьи – просо, овёс, пшено.
Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.
А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей
Наши наблюдения за птицами в школе.
Дата | Какие птицы прилетали | Корм |
25.11.2019 | Воробьи | Рис |
26.11.2019 | Воробьи | Хлебные крошки, |
27.11.2019 | Воробьи, синицы | Пшено, овес |
28.11.2019 | Воробьи | Семена подсолнечника |
29.11.2019 | Воробьи | Гречка, пшено |
02.12.2019 | Воробьи, синицы | Сало (несолёное), хлебные крошки |
03.12.2019 | Сильный мороз, не учились | |
04.12.2019 | Сильный мороз, не учились | |
05.12.2019 | Воробьи, 2 синицы | Крошки белого хлеба, пшено |
06.12.2019 | Воробьи | Хлебные крошки, пшено |
09.12.2019 | Воробьи | Семена подсолнечника, рис |
10.12.2019 | Синица, воробьи | Сало, овес, хлеб |
11.12.2019 | Воробьи | Овсяные хлопья |
12.12.2019 | Синица, воробьи | Рис, гречка |
13.12.2019 | Воробьи | Овсяные хлопья, пшено |
16.12.2019 | Воробьи | Овес, пшено |
17.12.2019 | Синица, воробьи | Сало, рис |
18.12.2019 | Воробьи | Овсяные хлопья, крошки белого хлеба |
19.12.2019 | Синица, воробьи | Пшено, сало |
20.12.2019 | Воробьи | Рис, гречка |
Все цели, которые мы ставили перед собой в период наблюдений, были достигнуты. И сделаны следующие выводы:
1.Кормушка должна быть устроена не позднее ноября с тем, чтобы птицы привыкли к ее местонахождению.
2.Видовой состав птиц, прилетавших к кормушке: воробьи, синицы, голуби, вороны.
3.Поведение видов птиц на кормушке: воробьи лидируют на кормушках. Если стайка большая могут атаковать кормушку, синиц возле кормушки увидеть можно было редко.
4.Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее.
5.Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы – сало. Пшено едят дольше всего.
6.Кормушки в школе посетили 2 вида птиц: воробьи, синицы, а дома голуби, свиристели и дятел.
7.За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Проведённая работа оставила массу впечатлений, пополнила и обогатила наш запас знаний о наших маленьких пернатых друзьях. В общем, мы решили не останавливаться на этом и продолжать свою деятельность в этом направлении и дальше, принося хоть какую-то пользу природе нашей малой Родины.
Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им, ведь это так увлекательно и интересно. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!
Памятка «Как подкармливать птиц»
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
*Итак, кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели, лиственницы.
*Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Так им легче прокормиться в холодное время года.
*Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники.
*Самая простая кормушка для синиц — из молочного пакета.
Если начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона, так как птицы привыкают к кормушкам и ждут от нас помощи.
*Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.
*Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Но важно помнить несколько основных правил:
*У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
*Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их —
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
А. Яшин
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Почему Уран и Нептун разного цвета
Кто самый сильный?
Щелкунчик
Домик зимней ночью