• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Витамины. Их роль в сохранении и укреплении здоровья младшего школьника/

Опубликовано Дружинина Елена Анатольевна вкл 27.10.2020 - 11:36
Дружинина Елена Анатольевна
Автор: 
Чепурная Олеся

Исследовательская работа ученицы 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vitaminy.docx54.08 КБ
Файл vitaminy.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Региональная научно- исследовательская    конференция  учащихся

«Первые шаги»

Секция здоровье

«Витамины. Их роль в сохранении и укреплении здоровья младшего школьника»

Выполнила: Чепурная Олеся, 2 Г

МБОУ «СОШ № 64»

Руководитель: Дружинина Е.А.,

учитель начальных классов

Новокузнецк, 2019

Содержание

Введение. …………………………………………………………………….с.3

I.Основная часть

1.История открытия витаминов. ……………………………………………с.4

2.Роль витаминов  в сохранении и укреплении здоровья младших школьников…………………………………………………………………...с.4

3. Содержание витаминов в продуктах питания…………...……………… с.5

4.Причины и признаки витаминной недостаточности. …………………....с.6

5.Анкетирование одноклассников…………...………………………………с.8

6. Рекомендации по приёму поливитаминных препаратов………………...с.8

7. Статистические данные аптеки…………………………………………..с.9

II.Заключение. ……………………………………………………………….с.9

III. Список источников………... ……………………………………………с.10

Приложения……………………………………………………………….с.11-13

ВВЕДЕНИЕ

    Наше здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Поэтому каждый  должен думать о своём здоровье, не вредить своему организму. Всем хорошо известно мудрое изречение: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты»”(Ансельм Брийя – Саварен).

    На уроке окружающего мира мы говорили о здоровье и о правильном питании. Выяснили, что в составе пищи, которую мы едим, содержатся различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины.

   Меня заинтересовал вопрос: что же такое витамины?  Для чего они нужны в нашем организме?

    Именно поэтому я решила провести исследовательскую работу на тему: «Витамины. Их роль в сохранении и укреплении здоровья младшего школьника».

Цель работы: выяснить, что такое витамины, какую роль они играют в сохранении и укреплении здоровья человека.

Задачи исследования:

1.Изучить, какую роль играют  витамины для здоровья человека.

3.Составить таблицу содержания витаминов в продуктах питания.

4.Узнать у специалиста о признаках витаминной недостаточности.

5.Выявить с помощью анкетирования  ситуацию с потреблением витаминов у младших школьников.

6.Составить рекомендации по питанию для детей младшего школьного возраста с учётом потребностей в витаминах.

Гипотеза: необходимое количество витаминов мы можем получить из продуктов питания, тогда нам не придётся для поддержания здоровья принимать витаминные комплексы.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

     Сначала  я пошла в библиотеку и выяснила, что о витаминах написано в книгах и энциклопедиях.

     Слово «vita» означает жизнь. Витамины — это вещества, необходимые для поддержания жизни. Они образуются растениями и животными и поступают в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.

  1. История открытия витаминов.

     До конца 19 века странная и опасная болезнь под названием «цинга» часто серьезно поражала команды кораблей во всем мире. Еще в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей болезнь излечивалась. Ученым понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления: оказывается, свежие продукты содержали витамины!

   Из различных источников я узнала:  начало изучения витаминов было положено русским врачом Николаем Ивановичем Луниным, который еще в 1880 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке,  вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели. Он провел эксперимент с мышами, разделив их на 2 группы. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторую только белками, жирами, сахаром, водой и минеральными солями. Вторая группа мышей быстро умерла. Лунин предположил, что для нормальной жизнедеятельности организма необходимы еще какие-то неизвестные вещества. Позднее эти вещества были открыты и названы витаминами.

   Поскольку ученые в то время не знали точную химическую природу витаминов, они не давали им имена, а просто называли по алфавиту А, В, С, D  и так далее.

  1. Роль витаминов в сохранении и укреплении здоровья младших школьников.

Я побеседовала с школьным врачом. Вот выводы, которые можно сделать из нашей беседы:

В возрасте от 7 до 10 лет у детей  происходит активное формирование структур головного мозга, а также развивается нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Кроме того, обучение в школе предполагает довольно серьезные умственные нагрузки. Поэтому детям  особенно необходимы витамины А, Д, С, В1, В2, В6, В12, фолиевая и пантотеновая кислота. Именно в этом возрасте полностью формируется иммунная система детей и приобретает характеристики взрослого человека, в связи с чем они перестают так часто и тяжело болеть.

  1. Содержание витаминов в продуктах питания

 Витамины находятся во многих продуктах питания человека.

  • Витамин А содержится в моркови, салате, петрушке, зелёном луке, чёрной смородине, крыжовнике, персиках, в плодах шиповника, а также в печени, яйцах и в масле.

Витамин А нужен для хорошего зрения. Он оказывает заживляющее действие. В иммунной системе борется с возбудителями заболеваний. Его нужно есть с небольшим добавлением жира, чтобы он мог усваиваться организмом.

Потребность Витамина А для детей 7 -10 лет составляет 2300 МЕ на 100 г веса ребенка.

  • Витамин В1  содержится в зерновых,  бобовых, молоке, печени, орехах, в свинине, телятине.

Витамин В1  воздействует на нервную систему. Его нехватка приводит к нервозности, проблемам с сосредоточенностью у ребенка, усталости, утрате аппетита, нарушению сна. Потребность Витамина В1  для детей 7 -10 лет составляет 1,0 мг на 100 г веса ребенка.

  • Витамин В2  содержится  в сыре, твороге, кефире, в дрожжах, зерновых, овощах (горох, соя), мясе свинины, молоке.

Красный язык, трескающие губы и уголки рта, усталые глаза,  нарушение концентрации, мышечная слабость, чувствительность к свету – это нехватка витамина В2 .Потребность витамина В 2 для детей 7-10  лет составляет 1,2 мг на 100 г веса.

  • Витамин В5  содержится в яйцах, печени, мясе, фруктах, овощах и дрожжах.

Витамин В 5 очень важен для разных процессов в организме. Он тормозит воспалительные процессы,  способствует заживлению ран. Большое количество витамина В 5 содержится в соке алоэ. Он входит в состав мазей, использующих для лечения ожогов и других наружных повреждений у детей. Потребность витамина В 5 для детей 7-10  лет составляет 5 мг в день.

  • Витамин В6  содержится в печени, мясе, в бобовых, картофеле, бананах, грецких орехах.

Ослабленный иммунитет, малокровие, мышечная слабость, плохая сосредоточенность – говорит о нехватке витамина В6 . Потребность витамина В6 детей 7-10  лет  составляет 1,4 мг на 100 г веса ребенка

  • Витамин В12  содержится сыре, твороге, козьем жире, копчёном мясе, рыбе.

Витамин В12 очень важен для детей. Он является защитой для нервов и положительных эмоций. Потребность витамина В 12 для детей 7-10  лет составляет 1,4 мкг на 100 г веса ребенка.

  • Витамин С   содержится в апельсинах, паприке, укропе, петрушке, чёрной смородине, клюкве, малине, землянике.

При недостатке витамина С – снижается иммунитет, частые простудные заболевания, вялость, слабость.  Кровоточивость десен, плохое состояние зубов. Потребность в витамине С для детей 7-10  лет составляет 45 мг в сутки.

  • Витамин D  содержится в жирных сортах рыбы , сельди, сардине, а так же в нежирном молоке.

Витамин D для детей необходим для роста костей и мышц, формирования зубов и ногтей.  Потребность Витамина D для детей 7-10 лет составляет 400 МЕ в сутки.

  • Фолиевая кислота содержится  в спарже, в бобовых, цветной капусте, абрикосах, дыне, в говяжьей печени.

Недостаток фолиевой кислоты приводит к раздражительности, задержке умственного развития, расстройству  желудка, иногда рвота.  Потребность фолиевой кислоты для детей 7-10 лет составляет 100 мкг в сутки.

  1. Причины и признаки  витаминной недостаточности.

      Используя таблицу содержания витаминов в продуктах питания, я подсчитала:  для того, чтобы обеспечить организм суточной нормой витамина В 2, нужно съесть, например, 400 г сыра и 400 г яиц, а чтобы обеспечить свой организм витамином РР, нужно съесть 20 морковок или 7 стаканов риса.

В идеале  организм детей должен обеспечиваться витаминами за счёт продуктов питания.  Но учёные подсчитали, что даже при самом разнообразном и правильном питании, отмечается нехватка витаминов на 20-30 процентов.  Это зависит от многих факторов:

  • После 3-х дней хранения продуктов в холодильнике теряется около 30% витамина С. При комнатной температуре, этот показатель составляет около 50%.
  • При термической обработке продуктов теряется от 25% до 90-100% витаминов.
  • На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно),

 витамин А боится ультрафиолета.

  • Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.

  • Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация так же очень существенно снижают содержание витаминов в исходных продуктах, даже в тех, которые традиционно считаются источниками витаминов.

 А в зимне-весенний  период этот недостаток витаминов чувствуется  ещё больше.  Так, как осенние овощи и фрукты гораздо богаче витаминами по сравнению зимними. Овощи и фрукты, которые долежали до весны, даже при правильном их хранении, содержат небольшую часть полезных веществ, которые не могут удовлетворить потребность организма в витаминах.

Недостаточность витаминов приводит к нарушению обмена веществ. Снижается темп роста, физического и умственного развития, появляется быстрая утомляемость, ухудшается иммунитет
      В зависимости от глубины различают 3 формы витаминной недостаточности.
Наиболее тяжелая форма 
– авитаминоз – полное истощение витаминных ресурсов организма.
Гиповитаминоз – резкое, но не полное снижение витаминных запасов в организме. Для него характерны снижение аппетита и работоспособности, раздражительность.
Дефицит витаминов – не очень заметен внешне, но проявляется на биохимическом уровне и вредит организму.

Признаками нехватки витаминов у ребенка являются следующие:

  • Отсутствие аппетита;
  • Низкая физическая активность;
  • Чрезмерная нервная возбудимость, судороги;
  • Ухудшение зрения или слуха;
  • Утомляемость;
  • Нарушения сна (беспокойный сон, трудности с засыпанием)
  • Анемия;
  • Медленный рост;

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принимать витаминно-минеральные комплексы необходимо.

  1. Анкетирование одноклассников с целью оценки ими своего состояния.

      Изучив признаки нехватки витаминов, и, наблюдая за своими одноклассниками, я подумала, что повышенная утомляемость и плохой аппетит, снижение работоспособности на уроке могут быть вызваны нехваткой витаминов в организме. Тогда я провела анкетирование, чтобы  помочь одноклассникам в сохранении и укреплении ими своего здоровья.

Итоги анкетирования

В анкетировании принимали участие 22 человека. Были получены следующие результаты:  у 24 %  учеников в классе небольшой риск авитаминоза;

   У 64%  учеников в классе незначительный витаминный голод;

   У 12 %   имеются признаки авитаминоза.

Вывод: так как анкетирование проводилось в середине января, то результаты, в целом,  были неплохие. Но мы знаем, что с приближением весны витаминный голод усиливается, поэтому я порекомендовала бы одноклассникам принимать поливитаминные препараты.

 

  1.  Рекомендации одноклассникам по приёму поливитаминных комплексов.

Для успешного лечения витаминной недостаточности требуется длительный прием витаминных препаратов. 

Нам, детям младшего школьного возраста, более всего необходимы витамины группы В (В1, В2, В6, В12), а также А, С, Е и Д. Данные витамины можно принимать ребенку любого возраста, как по отдельности, так и в форме поливитаминного комплекса.

  • Наилучшим временем для приема витаминов является утро, сразу после завтрака.
  • Нельзя принимать  витамины  на голодный желудок, поскольку это может вызвать неприятные ощущения , такие, как тошнота, тяжесть и жжение в животе.
  • В течение всего курса  необходимо обильно пить  – не менее 2 литров в сутки. Причем лучше чистую питьевую воду.
  • Витамины нельзя принимать  постоянно, их следует принимать курсами по 1 – 1,5 месяца.

Минимальный перерыв между курсами приема витаминов составляет 1,5 – 2 месяца.

  1. Статистические данные аптеки по продаже поливитаминных комплексов.

  В аптеке  «Лекарь», находящейся по адресу ул.  Новаторов, 14 я побеседовала с фармацевтом и узнала, что  в период с декабря 2017 г.  по май 2018г.(зимне-весенний период) и с июня 2018г по ноябрь 2018г. ( осенне-летний период) были выявлены следующие результаты, касающиеся продажи витаминов:

  1. В зимне-весеннее время наблюдался большой всплеск продаж витаминно -минеральных комплексов для детей до 10 лет  в количестве 47 штук, это такие как:
  • Вита Мишки  – 59%  (28 шт.)
  • Мульти-табс Юниор – 19% (9шт.)
  • Комливит актив-17% (8шт.)
  • Витрум юниор -5% (2шт.)

2.  А в летне-осеннее время  этот показатель уменьшился вдвое из-за большого количества свежих овощей и фруктов в этот период:

  • Вита Мишки -44% (10шт.)
  • Мульти-табс Юниор – 30% (7шт.)
  • Комливит актив-17% (4шт.)
  • Витрум юниор -9% (2шт.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя гипотеза не подтвердилась. Для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, нам нужно принимать витамины, купленные в аптеке, так как даже при самом разнообразном и правильном питании мы не можем обеспечить наш организм полным объёмом витаминов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1.Доценко В. А. Овощи и плоды в питании. – Л.: Лениздат, 1988.
2. Мартынов С. М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье.- М.   Просвещение ,1993.
3.Энциклопедия для детей. Обо всём на свете от А до Я.- М.: Махаон, 2003. 

4. Энциклопедический словарь юного биолога. /Сост. Э 68 М.Е. Аспиз. – М.:  Педагогика, 1996.

5. Справочник. Все о здоровом образе жизни. – Ридерз Дайджест, 1998.

6. Ресурсы интернет.:  nttp://www. medsport. ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Суточная потребность в витаминах

Возраст

детей

А

В1

В2

В5

В6

В12

С

D

Фолиевая кислота

7-10 лет

2300 МЕ

1,0

 мг

1,2 мг

5,0 мг

1,4 мг

1,4 мкг

45

мг

400

МЕ

100

Мкг

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица содержания витаминов в повседневных продуктах питания

Среднесуточная

Потребность

В витаминах,мг

1,5

75

1,5

2,0

2,0

20

10

0,4

Название продукта

Кол-во

А

С

В1

В2

В6

РР

Пантот.

К-та

Фолиевая

К-та

Абрикос

100г

1,6

10

0,03

0,06

0,7

Ананас

100г

0,04

40

0,06

0,03

0,2

Апельсин

100г

0,05

60

0,04

0,03

0,2

Баклажаны

0,5 шт

0,02

5

0,04

0,05

0,6

Бананы

0,5 шт

0,12

10

0,04

0,05

0,6

Виноград

100г

6

0,05

0,02

0,3

0,18

Грейпфрут

100г

0,02

60

0,04

0,02

0,2

Груши

100г

0,01

5

0,02

0,03

0,1

Зелёный горошек

горсть

0,4

25

0,34

0,19

2,00

15

0,06

Капуста белокоч

100г

0,02

50

0,06

0,05

0,4

Капуста морская

100г

0,15

2

0,04

0,07

0,4

0,02

Лимон

100г

0,01

40

0,04

0,02

0,1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест « Есть ли у меня авитаминоз?»

1. Весной ты обычно простужаешься чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды ты переносишь тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Ты тяжелее засыпаешь и просыпаешься весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственным ли тебе весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной тебе приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Ты предпочитаешь термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у тебя на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Ты много времени проводишь на свежем воздухе?

А – да Б – нет

Проверь себя: За каждый ответ «А» — 1 балл,

за каждый ответ «Б» — 0 баллов

0 баллов. Ты – идеальный человек! На тебя следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон твоей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измени свой образ жизни.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Витамины и их роль в сохранении и укреплении здоровья младшего школьника Выполнил а: Чепурная Олеся, ученица 2 Г класса Руководитель: Дружинина Е.А . учитель начальных классов

Слайд 2

Цель работы : выяснить, что такое витамины, какую роль они играют в сохранении и укреплении здоровья человека.

Слайд 3

Задачи исследования: 1.Изучить, какую роль играют витамины для здоровья человека. 3.Составить таблицу содержания витаминов в продуктах питания. 4.Узнать у специалиста о признаках витаминной недостаточности. 5.Выявить с помощью анкетирования ситуацию с потреблением витаминов у младших школьников. 6.Составить рекомендации по питанию для детей младшего школьного возраста с учётом потребностей в витаминах.

Слайд 4

Гипотеза: необходимое количество витаминов мы можем получить из продуктов питания, тогда нам не придётся для поддержания здоровья принимать витаминные комплексы.

Слайд 5

Витамины Элексиры жизни

Слайд 11

Суточная потребность в витаминах Возраст детей А В1 В2 В5 В6 В12 С D Фолиевая кислота 7-10 лет 2300 МЕ 1,0 мг 1,2 мг 5,0 мг 1,4 мг 1,4 мкг 45 мг 400 МЕ 100 Мкг

Слайд 12

Таблица содержания витаминов в повседневных продуктах питания Среднесуточная Потребность В витаминах,мг 1,5 75 1,5 2,0 2,0 20 10 0,4 Название продукта Кол-во А С В1 В2 В6 РР Пантот. К-та Фолиевая К-та Абрикос 100г 1,6 10 0,03 0,06 0,7 Ананас 100г 0,04 40 0,06 0,03 0,2 Апельсин 100г 0,05 60 0,04 0,03 0,2 Баклажаны 0,5 шт 0,02 5 0,04 0,05 0,6 Бананы 0,5 шт 0,12 10 0,04 0,05 0,6 Виноград 100г 6 0,05 0,02 0,3 0,18 Грейпфрут 100г 0,02 60 0,04 0,02 0,2 Груши 100г 0,01 5 0,02 0,03 0,1 Зелёный горошек горсть 0,4 25 0,34 0,19 2,00 15 0,06 Капуста белокоч 100г 0,02 50 0,06 0,05 0,4 Капуста морская 100г 0,15 2 0,04 0,07 0,4 0,02 Лимон 100г 0,01 40 0,04 0,02 0,1

Слайд 13

Итоги анкетирования

Слайд 14

Витамины

Слайд 15

Зимне-весенний период Летне-осенний период

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Фокус-покус! Раз, два,три!

Земля на ладонях. Фантастический рассказ

Самодельный телефон

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

В поисках капитана Гранта