Как – то раз я прочитала: «Быть умным вдвойне, посчитаем все в уме!», и задумалась о том, что стало совсем мало людей, умеющих считать в уме. Почему? Ну, конечно же, мы стали чаще использовать калькуляторы, считаем только на уроках математики, и порой забываем навыки счета на других уроках.
Сейчас не каждый из нас знает, какую профессию он выберет в будущем, но мы понимаем, что математика необходима для решения многих жизненных задаx, а для этого необходимо осваивать математику и нужно научиться считать.
Я считаю, что основные проблемы при изучении математики в школе связаны с вычислительными навыками и поэтому целью моей работы является изучить математические трюки быстрого счета. В своей работе я хочу показать, как можно считать быстро и правильно, не прибегая к использованию калькулятора.
В данной презентации рассмотрены все методы быстрого счета. Эту презентацию я приготовила для защиты своей исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_tryuki_bystrogo_scheta.pptx | 2.32 МБ |
Слайд 1
Математические трюки б ыстрого счёта Работу выполнила ученица 5 класса МБОУ ТСОШ №1 имени А.А.Мезенцева Махина Кристина Руководитель: Спицына Т.Д., учитель математикиСлайд 2
«Быть умным вдвойне, посчитаем все в уме !» У́стный счёт — математические вычисления , осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счеты и т. п.) и часто без приспособлений (ручка, карандаш, бумага и т. п.).
Слайд 3
Гипотеза: В старину говорили : «Умножение – мое мученье». Значит, раньше было сложно и трудно умножать. Просты ли наши современные способы различных вычислений, а не только умножения? Овладение приёмами устного счёта позволит повысить качество и скорость вычислений моих одноклассников.
Слайд 4
Задачи : 1. Изучить историю возникновения вычислений 2. Рассмотреть правила вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас. 3. Освоить правила быстрого счета. 4. Показать математические трюки своим одноклассникам и старшеклассникам. Объект исследования : приемы быстрого счета. Предмет исследования : процесс вычислений. Ц ель: найти и рассмотреть нестандартные приёмы устного быстрого счёта, которые не рассматриваются в школьном курсе математики.
Слайд 5
Актуальность Устный счет на уроках математики на современном этапе повышает скорость вычислительной работы, что ценно, а главное - развивает мышление Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений Серьёзный шаг в жизни каждого выпускника – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) , развитые вычислительные умения и наличие навыков устного счета -залог успешной его сдачи
Слайд 6
Зачем нужно уметь считать?
Слайд 7
Перечисли, при изучении каких школьных предметов тебе понадобится правильно считать?
Слайд 8
Знаешь ли ты приемы быстрого счета?
Слайд 9
Применяешь ли ты при вычислениях приемы быстрого счета?
Слайд 10
Хотели бы вы узнать приемы быстрого счета, чтобы быстро считать?
Слайд 11
Отметка 5 класс До знакомства с приемами быстрого счета После знакомства с приемами быстрого счета 5 2 2 4 2 8 3 8 2 2 2 2 Отметка 8а класс До знакомства с приемами быстрого счета После знакомства с приемами быстрого счета 5 4 7 4 4 8 3 6 1 2 3 1 Отметка 10 класс До знакомства с приемами быстрого счета После знакомства с приемами быстрого счета 5 6 9 4 9 11 3 8 6 2 5 0 Результаты математического диктанта в 5, 8 и 10 классах:
Слайд 12
УМНОЖЕНИЕ НА ПАЛЬЦАХ Мастер – класс в 3А классе
Слайд 13
Кто быстрее Мастер – класс в 8А классе
Слайд 14
Кто быстрее Мастер – класс в 10 классе
Слайд 15
Крестьянский метод 47 35 23 70 11 140 5 280 2 560 1 1120 35 + 70 + 140 + 280 + 1120 = 1645
Слайд 16
Метод решетки (или «решетка Джелозия » - оконные жалюзи) 2 5 1 2 3 0 6 0 6 1 5 3 5 7 5 Значит, 25*63=1575
Слайд 17
. М етод Ферроля ( у множение на 11) 4 5 ∙ 11 = 4 9 5 4 ( 4 + 5 ) 5 2 3 4 ∙ 11 = 2 57 4 2 ( 2 +3 )(3+ 4 ) 4 Так же выполняем умножение: 8324*11=91564 11278*11=124058 9874122*11=108615342 « Краешки сложи, в серединку положи »
Слайд 18
. М етод Ферроля умножение на 111 4 5 ∙ 111 = 4 99 5 4 ( 4 + 5 ) ( 4 + 5 ) 5 При умножении двузначного числа, сумма цифр которого меньше 10, на 111, надо в середину между цифрами вставить два раза сумму цифр
Слайд 19
Умножение на 22,33, 44,55,66,77,88,99 Чтобы двузначное число умножить на 22,33, …,99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа на 11. Выполнить умножение сначала на однозначное число, а потом на 11: 15 *33= 15*3 *11= 45* 11=495. 24*44= 24*4 *11= 96* 11=1056 76*22= 76*2 *11= 152* 11=1672 24*99= 24*9 *11= 216* 11=2376
Слайд 20
Умножение на 101, 1001, 10001 и т.д. Для того, чтобы число умножить на 101, нужно приписать данное число к самому себе. Например: 34·101 = 3434. 87·101 = 8787 43·101 = 4343 Аналогично производят умножение на 1001, 10001. Например: 34·1001 = 34034. 34·10001 = 340034.
Слайд 21
При умножении числа на 111111 первую и последнюю цифры надо раздвинуть на n шагов. Эти вычисления можно легко произвести в уме. Если единиц 6, то шагов будет на 1 меньше, то есть 5. Если единиц 7, то шагов будет 6 и т.д. Например, 42 * 111111 = 4 (4+2)(4+2)(4+2)(4+2)(4+2) 2 = 4666662. ( количество шагов – 5 ) 36*11111=3(3+6)(3+6)(3+6)( 3+6)6=399996 (количество шагов 5-1=4 ) 81*11111111=8(8+1)…..()(8+1)1=899999991 ( количество шагов 8-1=7 ) Умножение на 1111, 11111, 1111111 и т.д.
Слайд 22
Умножение на 99, 999,99999 и т.д. Для того чтобы найти произведение числа написанного одними девятками на число имеющее с ним одинаковое количество цифр, надо от множителя отнять единицу и к получившемуся числу приписать другое число все цифры которого дополняют цифры указанного получившегося числа до 9, а последнюю до 10. Например: 8 * 9= 72 46 * 99= 4554 137 * 999= 136 863 3562 * 9999= 35616438 564*999=563436 81245*99999=8124418755 Записал, и считать не нужно!!! Хотите, проверьте!
Слайд 23
1 8 6 7 2 3 1 4 ∙ 1 2 = 16 8 21 ∙ 13 = 273 Умножая числа таким способом вовсе не обязательно знать таблицу умножения. Надо всего лишь правильно начертить линии, сосчитать количество пересечений и вывести результат . Просто как всё гениальное. Умножение двузначных чисел, близких к 100
Слайд 24
Умножение двузначных чисел, близких к 100 95 ∙ 87 = 8265 - 5 - 13 98 ∙ 76 = 7448 - 2 - 24 Умножение двузначных чисел, близких к 10 1 4 ∙ 1 2 = 16 8 1 ∙ 2 + 4 ∙ 1 = 6 21 ∙ 13 = 273 2 ∙ 3 + 1 ∙ 1 = 7
Слайд 25
Возведение в степень чисел, оканчивающихся на 5 6 5 ∙ 6 5 = 42 25 6 ∙ 7 10 5 ∙ 10 5 = 110 25 10 ∙ 11 8 5 ∙ 8 5 = 72 25 8 ∙ 9 30 5 ∙ 30 5 = 930 25 30 ∙ 31
Слайд 26
Вывод «Не мыслям учим, а учим мыслить» Э. Кант В наш век высоких технологий и повсеместного использования компьютера умение быстро и правильно производить в уме достаточно сложные вычисления ни в коем случае не утратило своей актуальности. Используя различные приемы устного счета, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении всех школьных предметов Такие навыки помогут школьникам в учебе, в быту, в профессиональной деятельности. Кроме того, быстрый счет - настоящая гимнастика для ума, приучающая в самых сложных жизненных ситуациях находить в кратчайшее время хорошие и нестандартные решения.
Слайд 27
Спасибо з а внимание
Проказы старухи-зимы
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Осенняя паутина
Сказки пластилинового ослика