«Твое здоровье в твоих руках!»
Батырмурзаев Амин Якубович
Ставропольский край
Туркменский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10», 8 класс
Аннотация
Исследовательская работа посвящена изучению необходимости и важности мытья рук. Автор изучает бактерии: форму, способы передвижения, размножение, места обитания. Знакомится с последствиями попадания микробов в организм. Узнает и доказывает, как важно мыть руки в течение дня, используя методы: изучение литературы, анкетирование, проведение опытов.
В ходе работы поставленные задачи выполнены, выдвинутая гипотеза, нашла свое подтверждение. Проведенные исследования (опыты) показали, что очень важно в течение дня мыть руки так как:
1. На грязных руках очень много бактерий, которые попадая в организм, вызывают болезнь.
2.Мытье рук только проточной водой не достаточно – всегда нужно использовать мыло.
3.Мытье рук с мылом в течении 20-30 секунд – эффективная гигиеническая процедура, препятствующая распространению возбудителей различных заболеваний.
Работая над данной темой, я узнал, что причиной инфекционных заболеваний являются патогенные бактерии, которые распространяются через руки. Плохо вымытые руки или руки вымытые водой могут спровоцировать болезни. Я уточнил, какие объекты окружающей среды в школе имеют высокую степень микробного обсеменения. Провел анализ бактериальных колоний, сравнил результаты и сделал выводы.
Моя гипотеза подтвердилась: грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека. Повторное анкетирование показало, что отношение ребят к гигиене рук стало более осознанным, потому что они своими глазами увидели тех, кто обитает на наших руках и в местах общего пользования.
Цель исследования достигнута. На основе полученных результатов я и мои одноклассники узнали, что грязные руки и руки, вымытые водой, это рассадник бактерий. А если иммунитет ребенка снижен, то и к хроническим болезням. Мои одноклассники и учащиеся моей школы были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедились в необходимости защиты себя от бактерий.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 107 КБ |
Ставропольский краевой открытый научно-инженерный исследовательский конкурс
Секция: Биология
Название работы: «Твое здоровье в твоих руках!»
Автор работы: Батырмурзаев Амин,8 класс
Место выполнения работы: МКОУ СОШ №10а. Шарахалсун,
Туркменского района,
Ставропольского края
Руководитель: Ягмуралиева ГульстанАллыбаевна,
учитель биологии и химии МКОУ СОШ №10
а. Шарахалсун
2020 г.
Содержание
Введение 3
Подготовительный этап проекта 5
1. "Болезнетворные бактерии - источники болезни " 5
2. Методика бактериологического исследования 5
3. Методы, материалы исследований 5
Основной этап проекта 5
1. Опрос одноклассников "Как правильно мыть руки?» 5
2. «Исследование рук учащихся на микробную загрязненность» 6
- Подготовка питательной среды. 6
- Снятие отпечатков с рук учащихся на питательную среду 6
- Выращивание бактерий методом отпечатков 6
- Рекомендации 7
Заключительный этап проекта 8
- Подведение итогов 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
ЛИТЕРАТУРА 10
Приложение 1 11
Приложение 2 12
Приложение 3 13
Приложение 4 14
Введение
- Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?
- Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит.
Приезжайте же скорее
Добрый доктор Айболит!
(К.И. Чуковский)
Всем, конечно, как и мне знакомы эти строки из сказки Корнея Ивановича Чуковского. Эту сказку К. И. Чуковский написал для своей дочки, которая не любила мыть руки. Бедные детишки, сколько у них болезней! На самом же деле разных болезней ещё больше. Все их знает только доктор.
В школе и дома нам постоянно говорят о необходимости мыть руки. Нас предупреждают, что на грязных руках находится большое количество бактерий. Если они попадут к нам в организм, мы можем заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? И как избежать заражения.
Проблема: в своей работе я попытаюсь разобраться: зачем и как правильно нужно мыть руки, и к каким последствиям может привести человека отсутствие простого гигиенического навыка. Я проведу собственное исследование, чтобы увидеть невидимых микробов и докажу своим одноклассникам, что окружающий нас микромир может быть невидимым, но агрессивным.
Объект исследования: бактерии на руках.
Предмет исследования: чистота рук учащихся нашей школы.
Цель: определение присутствия бактерий на руках учащихся и эффективные способы их устранения.
Гипотеза: я предположил, что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека.
Задачи:
Методы исследования: изучение литературных источников и ресурсов Интернет, опрос, наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ.
Болезнетворные бактерии - источники болезни
Руки – наш главный инструмент, который мы постоянно применяем в быту. Мы беремся за разные предметы, на которых нашли пристанище тысячи болезнетворных бактерий. Прикасаясь к загрязненным вещам, мы переносим часть микробов на руки. Потом мы прикасаемся руками к лицу, берем немытыми руками пищу и тем самым открываем доступ инфекции в организм. Оказавшись в организме, бактерии начинают быстро размножаться и вредить. Они выделяют ядовитые вещества в организм и человек болеет. Все бактерии по отношению к человеку можно разделить на тригруппы: патогенные (опасные), условнопатогенные и непатогенные(полезные).
Методика бактериологического исследования
Для роста бактерий и изучения их свойств нужна благоприятная питательная среда. Для того чтобы бактерии росли и развивались, питательные среды должны содержать компоненты, которые нужны для развития микробов: белки, витамины, углеводы, минеральные вещества. А также иметь стерильность, прозрачность и влажность.
Чтобы изучить живые бактерии, используют очень много сред. Но для своего исследования я взял среду Агар.
Методы, материалы и результаты исследований
Опрос одноклассников
В нашей школьной столовой я заметил, что очень мало учеников моют руки перед едой. Я решил провести опрос среди одноклассников. В опросе участвовали ученики 7 класса в количестве 22 человек. (Приложение 1)
Вывод: наибольшее количество ребят моют руки перед едой и приходя с улицы, но не все. Все ребята знают о «Болезни грязных рук» и о существовании бактерий. Однако, некоторые ребята моют руки только водой, а значит, дают микробам еще больше размножиться.(Приложение 2) Я делаю вывод, что тема моей работы актуальна для одноклассников. Поэтому, я предложил ребятам поучаствовать в моём эксперименте по исследованию микрофлоры рук.
Эксперимент «Исследование рук учащихся на микробную загрязненность»
Подготовка питательной среды
Для эксперимента был выбран мясопептонный агар. Он представляет из себя плотную питательную среду. Готовую питательную среду я залил тонким слоем в стерильные чашки Петри и быстро закрыл, чтобы не допустить попадания бактерий из воздуха.
Взятие посевов с рук учащихся методом отпечатков на питательную среду и их исследование на микробную загрязненность
Я решил проверить, действительно ли на руках много бактерий и верно ли, что после мытья рук с мылом бактерий становится меньше. Для этого я подписал (образцы) и взял посев с рук учащихся методом отпечатков Посев производился в 3 стерильных чашках Петри следующим образом: слегка приоткрывается крышка чашки и подушечкой пальца руки делаются легкие отпечатки на поверхности среды. (14.01.2020)
5. Выращивание бактерий методом отпечатков
Бактерии с рук выращивали методом отпечатков на плотной питательной среде.
Условия выращивания бактерий:
1.Закрытые чашки Петри с отпечатками необходимо перевернуть вверх дном, для того, чтобы в случае появления конденсата он не попал на питательную среду;
2.Образцы с отпечатками я отнес в лабораторию школы. Там лаборант поместила посевы в термостат с температурой 37 °C.
3.Через 48 часов просмотрел образцы. (17.01.2020)
Вывод: через 48 часов с начала эксперимента я просмотрел и сравнил количество колоний. Я узнала, что бактерии растут группами, образуя колонии. Наибольшее количество бактерий содержат образец № 1 «с грязных рук». Причина этого обусловлена благоприятными условиями для их появления: частички кожи, жир, грязь с пальцев, постоянный и тесный контакт с руками человека. В образцах 2,3 – «руки вымыты с мылом» бактерий не много.( Приложение 3)
К сожаленью, не все воспринимают мытье рук серьезно; быстрое намыливание, смывание пены — это неправильно. Процедура должна занимать минимум 30 секунд двукратного мытья. Это важный момент, во время эпидемий гриппа, кишечных инфекции является основным профилактическим методом. На вид чистые руки, могут быть далеко не чистыми и безопасными. По итогам нашего эксперимента мы сформулировали ряд рекомендаций к мытью рук.
✔Их необходимо мыть чаще и тщательно, обязательно перед едой, после посещения туалета.
✔Если вы были на улице, пользовались общественным транспортом, деньгами, выносили мусор—непременно, придя домой, вымойте руки.
✔Перед приготовлением пищи, до и после разделки мясных, рыбных продуктов, чистки овощей, фруктов.
✔До и после обработки ран, ссадин, ожогов
Мыть надо несколько раз, уделяя особое внимание межпальцевым зонам. Следите за чистотой ногтей. Необходимо правильно мыть руки и быть примером для своих младших членов семьи.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что:
1. На грязных руках очень много бактерий, которые попадая в организм, вызывают болезнь.
2.Мытье рук только проточной водой не достаточно – всегда нужно использовать мыло.
3.Мытье рук с мылом в течении 20-30 секунд – эффективная гигиеническая процедура, препятствующая распространению возбудителей различных заболеваний.
Но постоянное использование антибактериального мыла не только не полезно, но и даже вредно. Антибактериальное мыло, оно
отличается от обычного содержанием триклозана, антимикробный компонент, который способен нейтрализовать широкий спектр микроорганизмов. Но такое мыло убивает также и нормальные бактерии, которые живут на коже. Некоторые из «хороших» бактерий оказывают благотворный эффект на кожу, а также борются с болезнетворными микробами, которые могут спровоцировать развитие различных заболеваний. Со временем, если бактерии постоянно подвергать действию антимикробного агента, такого как триклозан, то они становятся более устойчивыми, что затрудняет борьбу с ними.
Поэтому мы с моим учителем сварили натуральное мыло, с использованием органической мыльной основы, почти полностью состоящей из природных компонентов. При изготовлении такого продукта применяют лишь ценные растительные масла и очищенные жиры животного происхождения. С добавлением натуральных эфирных масел.
Натуральное мыло мы поставили в школьной столовой, что вызвало большой интерес школьников. Это позволило привлечь больше учащихся мыть руки. Результаты наблюдений мы обобщили в таблице №2 (Приложение 4)
Рекомендации: руки надо мыть с мылом и вытирать сухим полотенцем. Мыть руки проточной водой без мыла – бесполезно! В этом случае микроорганизмы останутся на руках и будут активнее размножаться во влажной и теплой среде и нанесут вред здоровью человека.
«Руки вымыты с мылом» оказались самые чистые. На них я увидел молочно-белые круглые колонии – дрожжевые грибки и немного желтых колоний. Это бактерии - нормальная микрофлора кожи, которая выполняет защитную функцию, угнетая жизнедеятельность патогенных микробов.
Заключение
Работая над данной темой, я узнал, что причиной инфекционных заболеваний являются патогенные бактерии, которые распространяются через руки. Плохо вымытые руки или руки вымытые водой могут спровоцировать болезни. Я уточнил, какие объекты окружающей среды в школе имеют высокую степень микробного обсеменения. Провел анализ бактериальных колоний, сравнил результаты и сделал выводы.
Моя гипотеза подтвердилась: грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека. Повторное анкетирование показало, что отношение ребят к гигиене рук стало более осознанным, потому что они своими глазами увидели тех, кто обитает на наших руках и в местах общего пользования.
Цель исследования достигнута. На основе полученных результатов я и мои одноклассники узнали, что грязные руки и руки, вымытые водой, это рассадник бактерий. А если иммунитет ребенка снижен, то и к хроническим болезням. Мои одноклассники и учащиеся моей школы были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедились в необходимости защиты себя от бактерий. Мне было интересно познакомиться с миром бактерий, работать с микроскопом, познавать окружающий мир и опытным путем получать ответы. В дальнейшем я хочу провести исследование микрофлоры воздуха в школьных помещениях. Считаю, что моя работа востребована, т.к в настоящее время мы защищаемся от эпидемии новых штаммов гриппа, ОРВИ, в том числе и коронавирус.
Литература
Приложение 1
1. Знаешь ли ты о том, что руки необходимо мыть?
2. Знаешь ли ты когда нужно мыть руки?
3. Знаешь ли ты, к каким последствиям для твоего здоровья, могут привести невымытые руки?
4. Моете ли вы руки перед едой?
Выбери вариант ответа:
Приложение 2


Приложение 3
Таблица №1
№ образца | Характеристика среды | |
1 | «с грязных рук» | вся поверхность питательной среды хаотично заполнена колониями от маленьких точек 2 мм до 1см, так же явно видно два очага плесени и запах при открытии чашечки характерный. |
2 | «руки вымыты мылом» | В центре чашки колони еле видны глазу размером до 1мм |
3 | «руки вымыты антибактериальным мылом» | колонии отсутствуют. |
Приложение 4
Таблица №2
День | Количество учащихся вымывших руки | |
С жидким мылом | С натуральным мылом | |
1 | 0 | 7 |
2 | 1 | 16 |
3 | 0 | 20 |
4 | 2 | 25 |
5 | 0 | 27 |

"Разделите так, как делили работу..."

Знакомимся с плотностью жидкостей

Ночная стрельба

О путнике

Браво, Феликс!