• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по теме "Осязание - путь к познанию"

Опубликовано Умарова Алтынгуль Елтавна вкл 05.04.2021 - 17:53
Автор: 
Дроздов Марк

Исследвательская работа "Осязание-путь к познанию", выполнил ученик 4 "БК класса Дроздов Марк. Руководитель:Умарова Алтынгуль Елтаевна. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_osyazanie-put_k_poznaniyu.doc_2.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72 города Тюмени

Исследовательская работа

 Осязание – путь к познанию

секция: начальная школа, окружающий мир

автор: ученик 4 «Б» класса Дроздов Марк

руководитель: Умарова Алтынгуль Елтаевна

апрель, 2021

Аннотация к исследовательской работе

Тема работы: Осязание-путь к познанию

Учащийся: Дроздов Марк, 4 «Б» класс

Руководитель: Умарова А.Е., учитель начальных классов

Актуальность. Осязание позволяет нам получать и запоминать важную информацию всякий раз, когда мы трогаем предметы, вещества, людей и животных. У меня возникли вопросы, а все ли тело обладает способностью к осязанию? Может ли осязание заменить зрение? Ведь проблема слепоты является одной из наиболее актуальных в медицине. В мире каждую минуту рождается слепой ребенок. По данным ВОЗ, в настоящее время около 1,5 млн. детей лишены зрения. В России слепота остается самой высокой в мире.

Гипотеза: способностью к осязанию обладает все наше тело -  значит,  осязание может заменить зрение.

Цель работы: выявление способности к осязанию всем телом.

Задачи:

  1. выполнить теоретический анализ современных данных об осязании человека;
  2. провести эксперименты по изучению особенностей осязания;
  3. интерпретировать результаты.

Объект исследования: осязание

Предмет исследования: кожа человека

Методы исследования:

- сбор и анализ информации по данной теме;

- эксперимент;

- наблюдение.

Сроки исследования: январь - апрель2021

Этапы исследования:

  1. предварительный этап (январь 2021 – февраль 2021):  
  • выбор темы исследование;
  • постановка цели и задач исследования;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • разработка гипотезы;
  • составление плана исследования;
  1. основной исследовательский этап (март 2021):  
  • выбор методов исследования;
  • обзор литературы по теме исследования;
  • сбор материала исследования;
  1. заключительный (апрель 2021):  
  • формирование замысла работы;
  • группировка и систематизация материалов;
  • написание текста исследовательской работы;
  • формулирование выводов исследования;

     В работе делается вывод: исходная гипотеза подтвердилась -  осязание может заменить зрение.   В ходе проведенных опытов выяснили, что осязательные рецепторы расположены по всему телу, но распределены неравномерно. Одни части тела более чувствительны других. Повышенная чувствительность подушечек пальцев помогает осязанию победить по времени зрение. Взгляд анализирует, сравнивает множество данных, чтобы найти выход, на это уходит дополнительное время. Следовательно, осязание может передавать в мозг информацию, которая заменяет информацию, полученную зрением.

        

        Содержание

Введение……………………………………………………………………….......5

Теоретическая часть

1. Понятие об осязании…………………………………………………………...6

2. Роль осязания в жизни человека………………………………………………7

3. Сходство зрения и осязания…………………………………………………...8

Практическая часть

1. Что мы узнаем с помощью осязания?..........................................................10

2. Только ли руки  чувствуют то, к чему мы прикасаемся?...........................11

3. Всегда ли осязание передает точную информацию?.................................11

4. Везде ли чувство осязания у нас одинаково?............................................12

5. Можно ли видеть на ощупь?......................................................................12

Заключение ……………………………………………………………………...14

Литература……………………………………………………………………….15

Введение

                                           В других чувствах человек уступает многим животным,

 а что касается осязания, то он далеко превосходит

их в тонкости этого чувства. Именно поэтому человек

 самое разумное из всех живых существ.

                                                           Аристотель

Чем больше будут говорить при помощи кожи,

одежды чувства, тем больше будут приобретать мудрости.
                                                Леонардо да Винчи

Самое глубокое в человеке — это его кожа.
                                                              Поль Валери

Актуальность

     Вы знаете, почему наши руки осторожно берут яйцо? Почему наши пальцы ведут себя по-разному, когда берут листок или камень? Почему на ощупь определяют хрупкость и толщину предмета? Это потому, что благодаря нашему опыту мы научились по-разному прикасаться к разным вещам. Осязание позволяет нам получать и запоминать важную информацию всякий раз, когда мы трогаем предметы, вещества, людей и животных. У меня возникли вопросы, а все ли тело обладает способностью к осязанию? Может ли осязание заменить зрение? Ведь проблема слепоты является одной из наиболее актуальных в медицине. В мире каждую минуту рождается слепой ребенок. По данным ВОЗ, в настоящее время около 1,5 млн. детей лишены зрения. В России слепота остается самой высокой в мире.

Гипотеза: способностью к осязанию обладает все наше тело -  значит, осязание может заменить зрение.

Цель работы: выявление способности к осязанию всем телом.

Задачи:

  1. выполнить теоретический анализ современных данных об осязании человека;
  2. провести эксперименты по изучению особенностей осязания;
  3. интерпретировать результаты.

Объект исследования: осязание

Предмет исследования: кожа человека

Методы исследования:

- сбор и анализ информации по данной теме;

- эксперимент;

- наблюдение;

Теоретическая часть

  1. Понятие об осязании

Что такое осязание?

      Вместе с такими органами чувств, как обоняние, зрение, слух и вкус для изучения окружающего мира человек использует осязание. Именно осязание помогает человеку узнавать больше информации о различных предметах и предупредить о возможной опасности.

      Наверное, мало кто не знает, что осязание - это чувство, которое мы ощущаем при прикосновении той или иной части тела к поверхности. Благодаря этому чувству, мы можем с закрытыми глазами сказать, что мы держим в руках, бархат или хлопок, дерево или железо. Но не все знают, какие виды осязания существуют, когда и как нужно его развивать.

     Разберемся в природе данного чувства. Осязание - это не что иное, как ощущение, получаемое нами вследствие контакта с тем или иным предметом. Рецепторы, которые находятся на поверхности кожи, реагируют и передают информацию мозгу. Проанализировав все варианты, мозг выдает нам результат, и мы понимаем, что прикоснулось к нашей коже. Конечно, для того чтобы выдать результат, нам нужна предварительная информация о разного рода материалах и структурах. Так, никогда не пробовав на ощупь пластилин, вы никогда не поймете, что же вы взяли в руку. Но это все касается только чувства осязания, которое является не единственным у человека.

    Первое, что мы обсудим, это органы осязания у человека. Как и чем он воспринимает нужную информацию? Конечно, первое, что приходит на ум, это руки. Естественно для каждого пытаться коснуться руками того или иного предмета, чтобы понять из чего он сделан или каким свойством обладает. Раздражая кожу, предмет передает не только информацию о материале, из которого он сделан, но и такие свойства, как температура, плотность, гибкость и т. д. Считается, что именно данное ощущения появилось ранее всех, когда человек изучал мир методом прикосновения.

Развитие осязания

         Следует отметить, что для каждого человека полезно развивать чувство осязания. Лучше делать это еще в раннем возрасте, когда восприимчивость находится в своей начальной стадии. Для этой цели нужно уделять ребенку хотя бы час в день для развития данного ощущения. Как это лучше сделать? Используйте разные материалы и поверхности, чтобы малыш мог на своем опыте понять, каково отличие одной структуры от другой. Например, мягкая игрушка имеет одну поверхность, а деревянный меч - другую. Трогая постоянно разные вещи, ребенок учится на ощупь узнавать тот или иной материал. Чем раньше человек познакомится с разными поверхностями, тем быстрей и лучше он научится пользоваться своим чувством осязания. Для чего нам нужно данное чувство? Прежде всего, чтобы правильно реагировать на то или иное свойство. Например, почувствовав большую температуру, мозг выдает сигнал опасности, и мы понимаем, что нельзя трогать данный предмет. Или же просто потрогав шерсть или хлопок, мы выбираем то, что нам необходимо.

            Несмотря на то, что рецепторы восприятия запаха развиваются только после рождения, чувства обоняния и осязания играют очень важную роль в нормальной жизнедеятельности человека.

Виды осязания

     Неверно считать, что только руки способны передавать информацию в мозговой центр. Есть несколько видов осязания, когда мы действуем другими способами.

  1. «Активный». Это процесс, когда мы действуем с помощью рук, ощупывая предмет и пытаясь понять все его свойства. Конечно, не только руки могут быть помощниками в данном способе. Мы можем трогать что-то ногой или головой. В любом случае этот способ считается активным
  2. «Пассивный». Вы уже, наверное, поняли, что если в первом случае мы сами что-то трогали, то теперь это что-то трогает нас. То есть наше тело в данном варианте находится без движения, в то время как предмет касается того или иного органа, а мы получаем всю нужную нам информацию и делаем вывод.
  3.  «Инструментальный». Этот способ назван так, потому что мы используем разные предметы, для того чтобы потрогать нужный нам объект. Это может быть палка, вилка, труба и т. д. Слепые люди часто используют данный способ на прогулке, когда тросточкой выбирают себе безопасный путь. Как видите, не все так просто с чувством осязания, и вы многого еще не знаете.
  1. Роль осязания в жизни человека

       Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности. Осязание в известной мере заменяет другие органы чувств (зрение, слух) в случае их повреждения. Пользуясь осязанием, слепые могут читать, выполнять различные тонкие ручные работы, ориентироваться в пространстве и т.д. У людей, лишённых как зрения, так и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире и может быть развито исключительно высоко. 

     Особенно большое значение осязание имеет для больных слепоглухонемотой, лишенных возможности контактировать с внешним миром с помощью зрения, слуха и речи. Осязание у таких больных хорошо развито и обеспечивает ориентацию в пространстве, компенсируя недостаток информации, получаемой здоровыми людьми с помощью других анализаторных систем. У людей, лишённых зрения, осязание – одно из важнейших средств ориентирования и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут ловко чистить картофель, вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем.

     Чувство осязания играет очень важную роль в жизни человека. За каждый тип осязания отвечают определенные рецепторы, например, температуры или боли. Дабы человеческий мозг смог точно определить, что испытывает тело при прикосновении к тому или иному предмету, все типы рецепторов должны нормально работать. Если хотя бы один из них по какой-либо причине перестанет нормально функционировать, то и восприятие нарушится. 

       Стоит отметить, что рецепторы осязания располагаются на теле человека неравномерно и наибольшее их количество сконцентрировано на том месте, где происходит частое соприкосновение с внешней средой. Наиболее чувствительными местами считаются кончики пальцев и область рта. Пальцы необходимы для того, чтобы определять холод, влажность, шершавость и тепло, а благодаря рту определяется вкус употребляемой еды.

       Далеко не каждый знает, что основная роль в осязании принадлежит коже человека, которая представляет собой своеобразный экран. Далеко не вся поверхность кожных покровов может испытывать одинаковое воздействие тепла и холода, а лишь отдельные точки. Рассмотрим более подробно 4 вида чувствительности кожи:

  • Тактильная чувствительность. Определенно точно можно сказать, что у человека имеется около полумиллиона тактильных точек, которые неравномерно распределены по всей поверхности тела. Наибольшая концентрация таких точек выявлена на ладонях, кончиках пальцев, кончике языка. Естественно, что все указанные места обладают большей остротой тактильной чувствительности, нежели остальные;
  • Точки тепла, холода. Согласно научным данным на теле человека имеется около двухсот пятидесяти тысяч точек холода и всего тридцать тысяч точек тепла. Как и все остальные точки, они имеют неоднородную структуру распределения по телу, что объясняет различное восприятие холода и тепла. Кроме того, ощущения тепла и холода, которые испытывает человек, играют очень важную роль в процессе терморегуляции. Именно они подают сигнал в центральную нервную систему о каких-либо изменениях температуры.
  • Важно отметить, что кожные покровы людей особенно чувствительны к болевым ощущениям, которые являются опасными для жизни организма. Так, например, на одном квадратном сантиметре кожи имеется около ста нервных окончаний, которые воспринимают боль, в общей сложности таких точек у человека больше миллиона. Чувствительность к болевым ощущениям возникла у человека еще в период эволюционного развития и представляла собой форму защитной реакции к факторам окружающей среды. Такая реакция, как правило, направлена на устранение подобных раздражителей или же удаление от них. В итоге получается, что болевые ощущения, которые может испытывать человек, предупреждает его об опасности. 

        При нарушении чувствительности наблюдается неправильное восприятие как внешних раздражителей, так собственных тканей и органов. Нарушение правильного восприятия может возникать при повреждении центральной и периферической нервной системы. Основная причина, по которой происходит такое отклонение, являются опухоли, травмы и недостаточное кровоснабжение.

  1. Сходство зрения и осязания

     Зрение и осязание оказались гораздо более близкими чувствами, чем это представлялось ранее. Как установили исследователи, чья работа опубликована в журнале PLOS Biology, при оценке скорости и направления движущегося объекта, вне зависимости от того, воспринимаем мы его зрительно или с помощью прикосновения, головной мозг использует одни и те же механизмы.

    И в случае зрения, и в случае осязания мозг воспринимает движущиеся объекты с помощью сенсорных рецепторов, которые расположены, соответственно, в сетчатке или на коже. В обеих ситуациях — и когда мы следим за перемещающимся объектом, и когда проводим кончиком пальца по поверхности — возбуждение рецепторов происходит последовательно.

        

Практическая часть

    Без чувства осязания мы были бы достаточно беспомощными. Помимо того, что мы не смогли бы себя почувствовать, каждая неровность на земле была бы камнем преткновения. Для незрячих людей осязание вообще жизненно важно. Без него они не смогли восполнить недостаточную работу своего зрения. Незрячие люди полагаются на осязание и чувства, чтобы ориентироваться в окружающем мире.

      На примере опытов рассмотрим, что чувствует человек с помощью осязания.

  1. Боль и давление
  2. Прикосновения
  3. Ощущения
  4. Нечувствительные пальцы
  5. Холод и тепло
  6. Чувствительность подушечек пальцев
  7. Чувствительность кожи
  8. Познание

  1. Что мы узнаем с помощью осязания?

Боль и давление (тяжесть)

Материалы: чтобы проверить на себе эти чувства осязание нам понадобятся: два кусочка картона, тонкая и широкая резинка, ножницы.

Ход опыта

  1. На одном кусочке картона сделаем два отверстия на расстоянии 2см. Продернем через оба отверстия тонкую резинку, сделаем на концах узелки, с обратной стороны получится небольшая петля.
  2. С другим картоном и широкой резинкой сделаем то же самое, только резинка должна плотно прилегать к картону.
  3. Просунем палец под первую резинку, другой рукой оттянем ее и отпустим. В результате мы почувствуем боль.
  4. Просунув палец под широкую резинку, мы почувствуем, как резинка давит на палец.

Результат: в  первом случае мы испытали боль, а во втором тяжесть и давление, так как резинка плотно прилегала к пальцу. 

Из этого можно сделать вывод: тактильные рецепторы не все одинаковы: одни из них чувствуют изменение давления, другие ощущают вес, гладкую или шероховатую поверхность предмета. Третьи воспринимают боль и таким образом предупреждают мозг о грозящей опасности.

Холод и тепло.

Материалы: для испытания этих ощущений нам понадобится стеклянный стакан.

Ход опыта

  1. Возьмем в руку стакан.
  2. Подышим на ладонь другой руки.

Результат: в итоге мы ощутили одной ладонью холод от стакана, а другой ладонью тепло от нашего дыхания.

Можно сделать вывод: некоторые рецепторы чувствительны к изменениям температуры, с помощью них мы можем ощущать горячее и холодное.

  1. Только ли руки  чувствуют то, к чему мы прикасаемся?

Прикосновения.

Материалы: для того чтобы ощутить прикосновения нам понадобятся ватный диск и чайная ложка.

Ход опыта

  1. Прикоснёмся ватным диском сначала к наружной стороне кисти, а потом к ладони.
  2. Нужно коснуться диском разных частей тела: лица, головы, руки, ноги, живота, спины.
  3. Коснуться чайной ложкой языка, десен, внутренней части щек.

Результат: все части тела способны ощущать прикосновение того или иного предмета.

Из этого опыта можно сделать вывод: тактильные (осязательные) рецепторы расположены по всей коже. Они способны воспринимать прикосновения и передавать этот сигнал в мозг.

  1. Всегда ли осязание передает точную информацию?

Ощущения.

Материалы: чтобы испытать разные ощущения нам понадобится стакан с холодной, горячей и теплой водой.

Ход опыта

  1. Опустим палец в стакан с горячей водой.
  2. Сразу после этого опустим палец в стакан с теплой водой
  3. После того как пальцы остынут, опустим палец в стакан с холодной водой, а затем с теплой.

Результат: после того, как палец после горячей воды опустили в теплую воду, мы почувствовали, что теплая вода после горячей кажется холодной. После того, как палец опустили в теплую воду после холодной, она ощущается как горячая.

      Можно сделать вывод: наши пальцы ощущают разность температур. При переходе от горячей к теплой и от холодной к теплой воде наши рецепторы могут дать ошибочную информацию из-за перепада температуры. Выйдя из бани на улицу в мороз, мы ощутим холод еще сильнее, так как наше тело очень разогрето.

Нечувствительные пальцы.

Материалы: чтобы испытать на себе онемение нам понадобится: миска, несколько кубиков льда, несколько иголок, вода и полотенце.

Ход опыта

  1. Положим лед в миску и зальем его холодной водой.
  2. Опустим руку в миску на 20 секунд.
  3. Вынем руку и быстро вытрем полотенцем.
  4. Возьмем в руку по одной несколько иголок.

Результат: после холодной воды и льда пальцы с трудом захватывают иголки.

Можно сделать вывод: холод значительно снижает осязание, поэтому пальцы рук не чувствуют игл. Руки при холоде значительно замедляют свои действия, чем при комфортной для человека температуре.

  1. Везде ли чувство осязания у нас одинаково?

Чувствительность кожи.

Материалы: для опыта возьмем: два остро заточенных карандаша и скотч.

Ход опыта

  1. Соединим два карандаша так, чтобы заточенные грифели были на одном уровне.
  2. Закроем глаза и проведем карандашами по своей руке.
  3. Проведем карандашами по ноге, ступне, по пальцам, по губам, по локтю, по голове и по спине.

Результат:  не всегда можно дать правильный ответ. Разными частями тела можно почувствовать разные касания. Где-то одного, а где-то двух карандашей.

Проведя опыт можно сделать вывод: одни части тела более чувствительны других. На губах, на руках на ступнях отчетливо ощущается касание двух кончиков карандашей, так как там гуще сконцентрированы нервные окончания. На спине меньше нервных окончаний, поэтому и чувствительность там меньше.

 

  1. Можно ли видеть на ощупь?

Чувствительность пальцев.

Материалы: чтобы понять,  насколько чувствительны подушечки наших пальцев возьмем: листок картона, толстую иглу, карандаш, фломастеры, кусок ткани, часы с секундной стрелкой, скотч.

Ход опыта

  1. Нарисуем на ватмане лабиринт и раскрасим его.
  2. Определим взглядом маршрут и найдем выход из лабиринта, время засекаем на секундомере.
  3. Прислоним лист к окну и на обратно стороне начертим выход из лабиринта.
  4. Положим лист на кусок ткани и наколем иголкой весь путь из лабиринта.
  5. Снова повернем лист на лицевую сторону и пройдем путь с закрытыми глазами,  касаясь пальцами наколотой нами линией. Время засекаем на секундомере.

Результат: определяя взглядом выход из лабиринта,  нам потребовалось 50 секунд. А когда проходили путь,  касаясь пальцем по наколотой нами линии,  нам потребовалось 30 секунд.

Можно сделать вывод:  пальцы находят выход с помощью своей чувствительности быстрее, чем глаза. Повышенная чувствительность подушечек пальцев помогает осязанию победить по времени зрение. Взгляд анализирует, сравнивает множество данных, чтобы найти выход, на это уходит дополнительное время.

Познание.

Материалы: для того чтобы познать какой-то предмет с помощью осязания нам понадобится: картонная коробка с крышкой, ножницы, яблоко.

Ход опыта

  1. В торцах коробки нужно вырезать два отверстия.
  2. Закрытую коробку поставим на стол, положив туда какой-нибудь предмет (яблоко).
  3. Засунем руку в коробку через отверстие и на ощупь отгадаем,  что там лежит.

Результат: с помощью осязания я угадал, что в коробке находится яблоко. Наши руки на ощупь могут угадать предмет.

Вывод: наш мозг почти с первых месяцев нашей жизни ежедневно запоминает информацию, передаваемую ему органами чувств. Поэтому мы в состоянии даже без помощи зрения подушечками пальцев распознать характеристики предметов, людей: их размер, поверхность, форму. Мозг сопоставляет информацию с уже имеющейся у него и опознает предмет.

Заключение

      Проанализировав теоретические данные и проведя опыты, выяснили, что осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве. Роль осязания часто недооценивают, на самом деле оно является одним из самых любимых способов познания ребенком окружающего мира. 

   В ходе проведенных опытов выяснили, что осязательные рецепторы расположены по всему телу, но распределены неравномерно.  Благодаря разным типам рецепторов мы ощущаем чувство боли, тяжести, жары или холода. Осязание может передавать в мозг информацию, которая заменяет информацию, полученную зрением. Когда чувствительность рецепторов нарушена, они могут дать нам необъективную информацию.

    Из выше изложенного, гипотеза, выдвинутая нами в работе, подтверждается, но только в случае, если рецепторы не  повреждены.  Действительно, осязание может заменить зрение в случае его потери. В настоящее время есть специально разработанная система чтения (по Брайлю), которая помогает слепым читать, пользуясь осязанием. Буквы алфавита рельефно наколоты на странице на таком расстоянии друг о друга, что читающий различает их раздельно. Существуют монеты и кнопки лифта с рельефными знаками. Таким образом, незрячий человек может самостоятельно пользоваться лифтом и делать покупки.

Список литературы

  1. Статья «Основы анатомии и физиологии человека. Профессиональные заболевания: органы чувств», автор Степанова С.В., Центр дистанционных образовательных технологий  Казанского национального исследовательского технологического университета  ,, https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=25035&chapterid=5979 
  2.  Гранит Р., Электрофизиологическое исследование рецепции, пер. с англ., М., 1957; Есаков А. И., Дмитриева Т. М., Нейрофизиологические основы тактильного восприятия, М., 1971; Физиология сенсорных систем, ч. 2, Л., 1972 (Руководство по физиологии); Милнер П., Физиологическая психология, пер. с англ., М., 1973, гл. 8, 10.
  3. Статья «Осязание - это что такое»  на сайте FB.ru: https://fb.ru/article/374238/osyazanie---eto-chto-takoe 
  4. Статья «Роль и виды ощущений у человека», сайт ForPsy — Информационный психологический ресурс, https://forpsy.ru/works/referat/rol-i-vidyi-oschuscheniy-u-cheloveka/
  5. Статья «Сходство зрения и осязания»  в журнале «Дом Солнца», https://www.sunhome.ru/journal/140641
  6. Статья «Роль осязания в жизни человека» на сайте «Студопедия. Нет» https://studopedia.net/8_37598_rol-osyazaniya-v-zhizni-cheloveka.html
  7. Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. сит. Э.И. Мотылевой. – М.: ЗАО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.-260 с.


Поделиться:

Флейта и Ветер

За еду птицы готовы собирать мусор

Новый снимок Юпитера

Твёрдое - мягкое

Привередница