Исследвательская работа "Осязание-путь к познанию", выполнил ученик 4 "БК класса Дроздов Марк. Руководитель:Умарова Алтынгуль Елтаевна.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_osyazanie-put_k_poznaniyu.doc_2.doc | 122 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 72 города Тюмени
Исследовательская работа
Осязание – путь к познанию
секция: начальная школа, окружающий мир
автор: ученик 4 «Б» класса Дроздов Марк
руководитель: Умарова Алтынгуль Елтаевна
апрель, 2021
Аннотация к исследовательской работе
Тема работы: Осязание-путь к познанию
Учащийся: Дроздов Марк, 4 «Б» класс
Руководитель: Умарова А.Е., учитель начальных классов
Актуальность. Осязание позволяет нам получать и запоминать важную информацию всякий раз, когда мы трогаем предметы, вещества, людей и животных. У меня возникли вопросы, а все ли тело обладает способностью к осязанию? Может ли осязание заменить зрение? Ведь проблема слепоты является одной из наиболее актуальных в медицине. В мире каждую минуту рождается слепой ребенок. По данным ВОЗ, в настоящее время около 1,5 млн. детей лишены зрения. В России слепота остается самой высокой в мире.
Гипотеза: способностью к осязанию обладает все наше тело - значит, осязание может заменить зрение.
Цель работы: выявление способности к осязанию всем телом.
Задачи:
Объект исследования: осязание
Предмет исследования: кожа человека
Методы исследования:
- сбор и анализ информации по данной теме;
- эксперимент;
- наблюдение.
Сроки исследования: январь - апрель2021
Этапы исследования:
В работе делается вывод: исходная гипотеза подтвердилась - осязание может заменить зрение. В ходе проведенных опытов выяснили, что осязательные рецепторы расположены по всему телу, но распределены неравномерно. Одни части тела более чувствительны других. Повышенная чувствительность подушечек пальцев помогает осязанию победить по времени зрение. Взгляд анализирует, сравнивает множество данных, чтобы найти выход, на это уходит дополнительное время. Следовательно, осязание может передавать в мозг информацию, которая заменяет информацию, полученную зрением.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......5
Теоретическая часть
1. Понятие об осязании…………………………………………………………...6
2. Роль осязания в жизни человека………………………………………………7
3. Сходство зрения и осязания…………………………………………………...8
Практическая часть
1. Что мы узнаем с помощью осязания?..........................................................10
2. Только ли руки чувствуют то, к чему мы прикасаемся?...........................11
3. Всегда ли осязание передает точную информацию?.................................11
4. Везде ли чувство осязания у нас одинаково?............................................12
5. Можно ли видеть на ощупь?......................................................................12
Заключение ……………………………………………………………………...14
Литература……………………………………………………………………….15
Введение
В других чувствах человек уступает многим животным,
а что касается осязания, то он далеко превосходит
их в тонкости этого чувства. Именно поэтому человек
самое разумное из всех живых существ.
Аристотель
Чем больше будут говорить при помощи кожи,
одежды чувства, тем больше будут приобретать мудрости.
Леонардо да Винчи
Самое глубокое в человеке — это его кожа.
Поль Валери
Актуальность
Вы знаете, почему наши руки осторожно берут яйцо? Почему наши пальцы ведут себя по-разному, когда берут листок или камень? Почему на ощупь определяют хрупкость и толщину предмета? Это потому, что благодаря нашему опыту мы научились по-разному прикасаться к разным вещам. Осязание позволяет нам получать и запоминать важную информацию всякий раз, когда мы трогаем предметы, вещества, людей и животных. У меня возникли вопросы, а все ли тело обладает способностью к осязанию? Может ли осязание заменить зрение? Ведь проблема слепоты является одной из наиболее актуальных в медицине. В мире каждую минуту рождается слепой ребенок. По данным ВОЗ, в настоящее время около 1,5 млн. детей лишены зрения. В России слепота остается самой высокой в мире.
Гипотеза: способностью к осязанию обладает все наше тело - значит, осязание может заменить зрение.
Цель работы: выявление способности к осязанию всем телом.
Задачи:
Объект исследования: осязание
Предмет исследования: кожа человека
Методы исследования:
- сбор и анализ информации по данной теме;
- эксперимент;
- наблюдение;
Теоретическая часть
Что такое осязание?
Вместе с такими органами чувств, как обоняние, зрение, слух и вкус для изучения окружающего мира человек использует осязание. Именно осязание помогает человеку узнавать больше информации о различных предметах и предупредить о возможной опасности.
Наверное, мало кто не знает, что осязание - это чувство, которое мы ощущаем при прикосновении той или иной части тела к поверхности. Благодаря этому чувству, мы можем с закрытыми глазами сказать, что мы держим в руках, бархат или хлопок, дерево или железо. Но не все знают, какие виды осязания существуют, когда и как нужно его развивать.
Разберемся в природе данного чувства. Осязание - это не что иное, как ощущение, получаемое нами вследствие контакта с тем или иным предметом. Рецепторы, которые находятся на поверхности кожи, реагируют и передают информацию мозгу. Проанализировав все варианты, мозг выдает нам результат, и мы понимаем, что прикоснулось к нашей коже. Конечно, для того чтобы выдать результат, нам нужна предварительная информация о разного рода материалах и структурах. Так, никогда не пробовав на ощупь пластилин, вы никогда не поймете, что же вы взяли в руку. Но это все касается только чувства осязания, которое является не единственным у человека.
Первое, что мы обсудим, это органы осязания у человека. Как и чем он воспринимает нужную информацию? Конечно, первое, что приходит на ум, это руки. Естественно для каждого пытаться коснуться руками того или иного предмета, чтобы понять из чего он сделан или каким свойством обладает. Раздражая кожу, предмет передает не только информацию о материале, из которого он сделан, но и такие свойства, как температура, плотность, гибкость и т. д. Считается, что именно данное ощущения появилось ранее всех, когда человек изучал мир методом прикосновения.
Развитие осязания
Следует отметить, что для каждого человека полезно развивать чувство осязания. Лучше делать это еще в раннем возрасте, когда восприимчивость находится в своей начальной стадии. Для этой цели нужно уделять ребенку хотя бы час в день для развития данного ощущения. Как это лучше сделать? Используйте разные материалы и поверхности, чтобы малыш мог на своем опыте понять, каково отличие одной структуры от другой. Например, мягкая игрушка имеет одну поверхность, а деревянный меч - другую. Трогая постоянно разные вещи, ребенок учится на ощупь узнавать тот или иной материал. Чем раньше человек познакомится с разными поверхностями, тем быстрей и лучше он научится пользоваться своим чувством осязания. Для чего нам нужно данное чувство? Прежде всего, чтобы правильно реагировать на то или иное свойство. Например, почувствовав большую температуру, мозг выдает сигнал опасности, и мы понимаем, что нельзя трогать данный предмет. Или же просто потрогав шерсть или хлопок, мы выбираем то, что нам необходимо.
Несмотря на то, что рецепторы восприятия запаха развиваются только после рождения, чувства обоняния и осязания играют очень важную роль в нормальной жизнедеятельности человека.
Виды осязания
Неверно считать, что только руки способны передавать информацию в мозговой центр. Есть несколько видов осязания, когда мы действуем другими способами.
Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности. Осязание в известной мере заменяет другие органы чувств (зрение, слух) в случае их повреждения. Пользуясь осязанием, слепые могут читать, выполнять различные тонкие ручные работы, ориентироваться в пространстве и т.д. У людей, лишённых как зрения, так и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире и может быть развито исключительно высоко.
Особенно большое значение осязание имеет для больных слепоглухонемотой, лишенных возможности контактировать с внешним миром с помощью зрения, слуха и речи. Осязание у таких больных хорошо развито и обеспечивает ориентацию в пространстве, компенсируя недостаток информации, получаемой здоровыми людьми с помощью других анализаторных систем. У людей, лишённых зрения, осязание – одно из важнейших средств ориентирования и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут ловко чистить картофель, вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем.
Чувство осязания играет очень важную роль в жизни человека. За каждый тип осязания отвечают определенные рецепторы, например, температуры или боли. Дабы человеческий мозг смог точно определить, что испытывает тело при прикосновении к тому или иному предмету, все типы рецепторов должны нормально работать. Если хотя бы один из них по какой-либо причине перестанет нормально функционировать, то и восприятие нарушится.
Стоит отметить, что рецепторы осязания располагаются на теле человека неравномерно и наибольшее их количество сконцентрировано на том месте, где происходит частое соприкосновение с внешней средой. Наиболее чувствительными местами считаются кончики пальцев и область рта. Пальцы необходимы для того, чтобы определять холод, влажность, шершавость и тепло, а благодаря рту определяется вкус употребляемой еды.
Далеко не каждый знает, что основная роль в осязании принадлежит коже человека, которая представляет собой своеобразный экран. Далеко не вся поверхность кожных покровов может испытывать одинаковое воздействие тепла и холода, а лишь отдельные точки. Рассмотрим более подробно 4 вида чувствительности кожи:
При нарушении чувствительности наблюдается неправильное восприятие как внешних раздражителей, так собственных тканей и органов. Нарушение правильного восприятия может возникать при повреждении центральной и периферической нервной системы. Основная причина, по которой происходит такое отклонение, являются опухоли, травмы и недостаточное кровоснабжение.
Зрение и осязание оказались гораздо более близкими чувствами, чем это представлялось ранее. Как установили исследователи, чья работа опубликована в журнале PLOS Biology, при оценке скорости и направления движущегося объекта, вне зависимости от того, воспринимаем мы его зрительно или с помощью прикосновения, головной мозг использует одни и те же механизмы.
И в случае зрения, и в случае осязания мозг воспринимает движущиеся объекты с помощью сенсорных рецепторов, которые расположены, соответственно, в сетчатке или на коже. В обеих ситуациях — и когда мы следим за перемещающимся объектом, и когда проводим кончиком пальца по поверхности — возбуждение рецепторов происходит последовательно.
Практическая часть
Без чувства осязания мы были бы достаточно беспомощными. Помимо того, что мы не смогли бы себя почувствовать, каждая неровность на земле была бы камнем преткновения. Для незрячих людей осязание вообще жизненно важно. Без него они не смогли восполнить недостаточную работу своего зрения. Незрячие люди полагаются на осязание и чувства, чтобы ориентироваться в окружающем мире.
На примере опытов рассмотрим, что чувствует человек с помощью осязания.
Боль и давление (тяжесть)
Материалы: чтобы проверить на себе эти чувства осязание нам понадобятся: два кусочка картона, тонкая и широкая резинка, ножницы.
Ход опыта
Результат: в первом случае мы испытали боль, а во втором тяжесть и давление, так как резинка плотно прилегала к пальцу.
Из этого можно сделать вывод: тактильные рецепторы не все одинаковы: одни из них чувствуют изменение давления, другие ощущают вес, гладкую или шероховатую поверхность предмета. Третьи воспринимают боль и таким образом предупреждают мозг о грозящей опасности.
Холод и тепло.
Материалы: для испытания этих ощущений нам понадобится стеклянный стакан.
Ход опыта
Результат: в итоге мы ощутили одной ладонью холод от стакана, а другой ладонью тепло от нашего дыхания.
Можно сделать вывод: некоторые рецепторы чувствительны к изменениям температуры, с помощью них мы можем ощущать горячее и холодное.
Прикосновения.
Материалы: для того чтобы ощутить прикосновения нам понадобятся ватный диск и чайная ложка.
Ход опыта
Результат: все части тела способны ощущать прикосновение того или иного предмета.
Из этого опыта можно сделать вывод: тактильные (осязательные) рецепторы расположены по всей коже. Они способны воспринимать прикосновения и передавать этот сигнал в мозг.
Ощущения.
Материалы: чтобы испытать разные ощущения нам понадобится стакан с холодной, горячей и теплой водой.
Ход опыта
Результат: после того, как палец после горячей воды опустили в теплую воду, мы почувствовали, что теплая вода после горячей кажется холодной. После того, как палец опустили в теплую воду после холодной, она ощущается как горячая.
Можно сделать вывод: наши пальцы ощущают разность температур. При переходе от горячей к теплой и от холодной к теплой воде наши рецепторы могут дать ошибочную информацию из-за перепада температуры. Выйдя из бани на улицу в мороз, мы ощутим холод еще сильнее, так как наше тело очень разогрето.
Нечувствительные пальцы.
Материалы: чтобы испытать на себе онемение нам понадобится: миска, несколько кубиков льда, несколько иголок, вода и полотенце.
Ход опыта
Результат: после холодной воды и льда пальцы с трудом захватывают иголки.
Можно сделать вывод: холод значительно снижает осязание, поэтому пальцы рук не чувствуют игл. Руки при холоде значительно замедляют свои действия, чем при комфортной для человека температуре.
Чувствительность кожи.
Материалы: для опыта возьмем: два остро заточенных карандаша и скотч.
Ход опыта
Результат: не всегда можно дать правильный ответ. Разными частями тела можно почувствовать разные касания. Где-то одного, а где-то двух карандашей.
Проведя опыт можно сделать вывод: одни части тела более чувствительны других. На губах, на руках на ступнях отчетливо ощущается касание двух кончиков карандашей, так как там гуще сконцентрированы нервные окончания. На спине меньше нервных окончаний, поэтому и чувствительность там меньше.
Чувствительность пальцев.
Материалы: чтобы понять, насколько чувствительны подушечки наших пальцев возьмем: листок картона, толстую иглу, карандаш, фломастеры, кусок ткани, часы с секундной стрелкой, скотч.
Ход опыта
Результат: определяя взглядом выход из лабиринта, нам потребовалось 50 секунд. А когда проходили путь, касаясь пальцем по наколотой нами линии, нам потребовалось 30 секунд.
Можно сделать вывод: пальцы находят выход с помощью своей чувствительности быстрее, чем глаза. Повышенная чувствительность подушечек пальцев помогает осязанию победить по времени зрение. Взгляд анализирует, сравнивает множество данных, чтобы найти выход, на это уходит дополнительное время.
Познание.
Материалы: для того чтобы познать какой-то предмет с помощью осязания нам понадобится: картонная коробка с крышкой, ножницы, яблоко.
Ход опыта
Результат: с помощью осязания я угадал, что в коробке находится яблоко. Наши руки на ощупь могут угадать предмет.
Вывод: наш мозг почти с первых месяцев нашей жизни ежедневно запоминает информацию, передаваемую ему органами чувств. Поэтому мы в состоянии даже без помощи зрения подушечками пальцев распознать характеристики предметов, людей: их размер, поверхность, форму. Мозг сопоставляет информацию с уже имеющейся у него и опознает предмет.
Заключение
Проанализировав теоретические данные и проведя опыты, выяснили, что осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве. Роль осязания часто недооценивают, на самом деле оно является одним из самых любимых способов познания ребенком окружающего мира.
В ходе проведенных опытов выяснили, что осязательные рецепторы расположены по всему телу, но распределены неравномерно. Благодаря разным типам рецепторов мы ощущаем чувство боли, тяжести, жары или холода. Осязание может передавать в мозг информацию, которая заменяет информацию, полученную зрением. Когда чувствительность рецепторов нарушена, они могут дать нам необъективную информацию.
Из выше изложенного, гипотеза, выдвинутая нами в работе, подтверждается, но только в случае, если рецепторы не повреждены. Действительно, осязание может заменить зрение в случае его потери. В настоящее время есть специально разработанная система чтения (по Брайлю), которая помогает слепым читать, пользуясь осязанием. Буквы алфавита рельефно наколоты на странице на таком расстоянии друг о друга, что читающий различает их раздельно. Существуют монеты и кнопки лифта с рельефными знаками. Таким образом, незрячий человек может самостоятельно пользоваться лифтом и делать покупки.
Список литературы
Флейта и Ветер
За еду птицы готовы собирать мусор
Новый снимок Юпитера
Твёрдое - мягкое
Привередница