Автор проектной работы по математике в начальной школе «Герои любимых сказок в мире математики» изучает значение геометрических фигур на примере персонажа сказки "Колобок". Также ученик рассматривает закономерность выбора определённых числительных в детских сказках, знакомится с числительными посредством героев любимых сказок.
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 301.5 КБ |
Проект «Герои любимых сказок в мире математики»
Автор работы: Хасанов Джесур
Руководитель проекта: Лакаева О.В.
Учреждение: МКОУ «Ульяновская СОШ» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Содержание
Введение
1. Использование сказок и сказочных персонажей при изучении математики
1.1. Герои сказок знакомят с числительными
1.2. Персонажи сказок в объяснении и решении геометрических понятий и задач
2. Герои любимых сказок в математических задачах
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Тип проекта: исследовательский, информационный, предметный, групповой,средней продолжительности.
Цель: изучение роли сказочного сюжета и сказочных персонажей в изучении математики.
Задачи:
Гипотеза: выбор чисел в сказках не случаен и сказки помогают лучше понять различные математические свойства и правила для решения задач.
Объект исследования – сказки как способ изучения математики.
Предмет – использование и роль сказочных героев в процессе изучения числительных, геометрических фигур, решении задач.
Метод исследования: описательный и сопоставительный, так как в ходе выполнения работы использовалось наблюдение, обобщение, классификация материала, проводился анализ сказок, анкетирование.
Необходимое оборудование: справочная литература, компьютер, интернет, мультимедийное оборудование.
Практическая и теоретическая ценность работы - можно будет использовать на уроках математики и внеклассных мероприятиях.
Функции учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий исследовательской работой учащихся.
Позиция ученика: активность, наличие интереса к предметам математика и литература.
Предполагаемый продукт проекта:
Актуальность проекта
«Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упустить случая,
сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль
Очень часто слышим о том, что математика скучная и трудная наука. И одна из проблем в начальной школе является - решение задач.
В 3 классе появились новые виды задач, которые не всегда нам удаётся решить без труда.
На подготовительном этапе мы провели анкетирование среди обучающихся 3-х классов и выяснили, что 67% опрошенных легко решают текстовые задачи, 26 % решают с трудом, 7 % вообще не могут решать задачи.
Что необходимо сделать, для того чтобы математические задачи стали понятны и интересны всем без исключения, а решение их стало более весёлым занятием?
Как подружиться с математикой?
Введение
Каждый человек с раннего детства встречается со сказками. В школе мы читаем и слушаем сказки на уроках литературного чтения. Читая эти сказки, у нас возникает желание помочь сказочному герою, который попал в беду или просто разобраться в какой-то сказочной ситуации.
Математика и литература - это вечные науки. Например, как можно связать сказки и задачи. Да очень просто, решать занимательные задачи со сказочными героями. После анкетирования мы выяснили, что математику любят, в основном, те ребята, которые умеют решать задачи.
Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно и уверенно.
В 1 классе нам прочитали рассказ «Витя Малеев в школе и дома». Мы долго разбирали, обсуждали его и запомнили, как главный герой решал задачи, как он рассуждал, и какое удовольствие он получал от своего успеха.
Может даже, благодаря именно этому знакомству с рассказом, мы полюбили текстовые задачи и решаем их с удовольствием. В нашем классе ребята очень любят уроки математики.
Мы очень любим уроки математики и поэтому представляем свои проекты каждый год и они имеют практическую направленность. В 2015-2016 учебном году мы подготовили проект «Секреты таблицы умножения». Издали брошюру «Запоминатор умножения», которая очень помогла при изучении таблицы умножения всем нам. Все ребята нашего класса таблицу умножения знают отлично.
Выбрав тему «Герои любимых сказок в мире математике», выдвинули гипотезу о том, что сказки помогают лучше понимать математические свойства и правила, выбор чисел в сказках не случаен.
Поставили цель: изучение роли сказочного сюжета и сказочных персонажей в математике.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
В ходе проекта работы над проектом возникли некоторые вопросы:
Можно представить как числа, цифры, геометрические фигуры превращаются в удивительные сказочные персонажи.
И вместе с ними мы изучаем первые числа, математические понятия. Мы узнаём первые цифры, из сказки «Белоснежка и семь гномов», «Три поросенка», счёт из сказки – «Рукавичка», сравнение – «Три медведя», «Дюймовочка», геометрические фигуры – сказка «Колобок».
Но можем наблюдать и обратное явление: когда в задачах со сказочными героями в мире математики встречаются сказочные герои, чтобы вспомнить сюжет сказки, мы должны ещё раз её перечитать, поразмыслить над действиями героев. Проанализировав мы вспомнили, что неоднократно решали такие задачи.
Давайте представим себе на миг, что математика настоящее сказочное царство.
Включить 1. Использование сказок и сказочных персонажей при изучении математики
1.1. Герои сказок знакомят с числительными
Математика и сказки. Что же может быть общего между ними? Звучит необычно и как-то странно. Однако, в сказках каждый день мы сталкиваемся с волшебными, магическими цифрами - три богатыря, три сына, три медведя, семеро козлят и т.д.
зПеречитывая сказки, мы ещё раз убедились в том, что в сказках встречаются одни и те же числа. Нас заинтересовал вопрос: «Почему именно эти числа встречаются в сказках?». Считают ли ребята, что числа несут какой - то определённый смысл?
Для выяснения данного вопроса было проведено анкетирование обучающихся третьих классов, в количестве 56 человек.
Изучая результаты опроса можно сделать следующие выводы:
Очень часто в сказках встречается числительное 7. Сказок с этим числом мы можем найти немало. Во время беседы ребята приводят примеры сказки «Волк и семеро козлят».
Сказка «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм знакома всем и каждому.
Одно из сказочных чисел-3. Три медведя, три поросёнка, три сына у крестьянина и т.д.
Таким образом, присутствие чисел в сказках, наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.
1.2. Персонажи сказок в объяснении и решении геометрических понятий и задач
Наши наблюдения привели нас к тому, чтогерои сказок знакомят нас не только с миром цифр, но и огромным количеством геометрических фигур. Так, к примеру, всем известная и любимая сказка Колобок, рассказывает о путешествии веселого круглого персонажа, форма которого становится первым понятным объяснением геометрии.
В форме сказок намного интереснее и легче узнавать о новых геометрических фигурах. Приведем пример такой сказки, которая найдена нами в интернете.
в2. Герои любимых сказок в математических задачах
Многие согласятся с тем, что задачи с участием любимых сказочных персонажей решать намного интереснее. Среди этих задач видное место занимают задачи со сказочными героями, сюжетами и сказочными образами, которые мы находим в интернете.
Сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи со сказочным сюжетом. Тем самым эти задачи оживляются. Мы решили «оживить» задачи с помощью сказочных героев.
Занимательные задачи сказочного характера, придуманные нами самостоятельно, в которых есть необычные увлекательные ситуации, помогают лучше понять текстовые задачи, осмыслить и найти правильное решение. Мы с огромным удовольствием решаем задачи в занимательной форме, которые теперь составляем самостоятельно.
При самостоятельном составлении задач в сказочной форме надо стремиться к тому, чтобы условие задачи соответствовала духу самой действительности сказки: верность дружбы Буратино, сварливость старухи, хитрость лисы и т.д. Мы всегда симпатизируем положительным героям: Золушке, Колобку, Емеле, Маше и т.д. Отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через задачи должны учить нас добру.
В этом году мы решили составить пробный сборник задач с любимыми сказочными героями собственного сочинения. Мы думаем, что этот сборник заинтересует ребят не только нашего класса, но и других.
Задачи, составленные одноклассниками
Задача №1
Жил-был Змей Горыныч, он был добрый и не ел мясо и был вегетарианцем. Первая его голова съедала 2 кг салата, вторая голова - 4 кг, а третья голова-в 2 раза больше, чем первая и вторая вместе. Сколько всего в день съедал салата Змей Горыныч?
Задача №2
Эльза сделала в своей комнате 37 маленьких снежинок и 1 большую, а в комнате Анны на 5 снежинок больше, чем в её комнате и на 7 больше больших снежинок. Сколько снежинок в комнате Анны? Сколько снежинок сделала Эльза в двух комнатах?
Задача №3
Крокодил Гена живёт на третьем этаже, Чебурашка живёт в 5 раз выше крокодила Гены, а старуха Шапокляк живёт на пять этажей ниже Чебурашки. На каких этажах живут Чебурашка и старуха Шапокляк?
Задача №4
Баба Яга решила сварить зелье молодости. Для приготовления ей понадобилось 24 слезинки красавиц, яблочного сока в 2 раза меньше, чем слезинок. А мёда в 2 раза меньше, чем яблочного сока. Сколько мёда понадобилось Бабе Яге?
Задача №5
Красная шапочка, гуляя по лесу, сорвала девять красивых цветов. Она хотела разделить их поровну, подарить двум мамам и двум дочкам в своей семье. Как она их разделила?
Задача № 6
У Винни-Пуха и Пятачка было 2 коробки мёда. В каждой коробке было по 10 банок мёда. Потом пришёл Кролик и взял 11 банок. Сколько банок мёда осталось у Винни-Пуха и Пятачка?
Задача № 7
Три поросёнка решили построить себе дома. Ниф-Нифу понадобилось 10 кг соломы. Нуф-Нуфу понадобилось несколько кг хвороста , но в 2 раза меньше, чем Ниф-Нифу. А Наф-Нафу на 23кг кирпичей больше, чем Нуф-Нуфу. Сколько всего килограммов материала им понадобиться?
Задача № 8
Жили-были дед да баба. Попросил дед бабку испечь Колобка. Пошла она в магазин за продуктами, купила муку за 42 рубля, сахар за 39 рублей и яйца. Всего бабка потратила 140 рублей. Сколько стоят яйца?
Задача № 9
Баба – Яга решила себе на обед сварить грибной суп. В корзине у неё оказалось 3 белых гриба, мухоморов в 2 раза больше, чем белых, а лисичек на 3 гриба меньше, чем мухоморов. Сколько грибов понадобиться для супа?
Задача №10
Почтальон Печкин 28 декабря разнёс 18 поздравительных открыток с Новым 2017 годом, а 30 декабря на 5 меньше, 31 декабря он разнёс в 2 раза больше, чем 28 декабря. Сколько открыток разнёс за 3 дня?
Задача № 11
Белоснежка пошла в лес, а с ней её 7 гномов. 1 гном заблудился, 2 гнома стали собирать грибы и отстали. Сколько гномов вернулось домой вместе с Белоснежкой?
Задача №12
Вылетает чудо-юдо из 12 голов. Все 12 голов огнём дышат, пламенем пышат. Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил сразу 3 головы. Сколько голов осталось у чуда-юда?
Заключение
Мы пришли к выводу, что нашла подтверждение гипотеза, о том, что выбор чисел в сказках не случаен и сказки помогают лучше понять различные математические свойства и правила, помогают решать без труда задачи.
Мы пришли к выводу, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел.
Самым распространенным числительным в сказках является число 3. Число три в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.
Работа над проектом показала, что выражать свои мысли, выстраивая сюжет задачи не так просто, как казалось. Чтобы сочинить одну, даже короткую задачу потребуется много времени.
Сказки в математике позволяют сделать это. Когда мы писали свои задачи-сказки, мы применили свои знания, полученные на уроках математики и литературы. Когда учитель рассказывает какое-то математическое правило, да еще и в рифмованном варианте, оно легче запоминается.
В данной работе приведены примерные задачи по математики с использованием сказочных персонажей, которые могут быть использованы на уроках математики.
Задачи из нашего сборника мы предложили обучающимся 3-х классов. К нашему удивлению эти задачи ребята решали с огромным удовольствием. В перспективе составление сборника задач повышенной трудности.
Список использованной литературы
Приложение
Анкета ( приложение № 1)
Опрошенных- 56 человек
Вопросы | да | нет | не знаю |
Любишь ли ты уроки математики? | 49 | 4 | 3 |
Легко ли тебе даётся решение задач? | 38 | 4 | с трудом-14 |
Какие числа чаще всего встречаются в сказках? | 3- 42человека 7-18 человек 9 -5 человек | 1 человек | |
Случаен ли выбор чисел в сказках? Если можешь, обоснуй свой ответ. | не случаен- 46 человек случаен-12 человек Обосновали всего 8 человек | 8 человек Не смогли обосновать-48 | |
Смог бы ты составить занимательную задачу? | 49 | 2 | 5 |
ук
Смекалка против Змея-Горыныча
Ледяная внучка
Три коробки с орехами
Новый снимок Юпитера
Четыре художника. Осень