Исследовательская работа посвящена изучению арифметического треугольника Паскаля, исследованию его применения в решении комбинаторных задач. Над данной проблемой я работала 7 месяцев: с сентября по март 2020 г.
Итак, цель моего исследования: выявить математические закономерности в треугольнике Паскаля и возможность его применения в комбинаторике.
Я поставила следующие задачи исследования:
Анализируя результаты своего исследования, я пришла к выводу, что треугольник Паскаля, несмотря на кажущуюся простоту, обладает множеством свойств, знание которых будет полезно при изучении школьного курса математики. Треугольник Паскаля очень прост в построении, записать его сможет даже ученик начальных классов, но с его помощью не зная таблицы умножения можно, например, вычислить значения степеней чисел «2» и «11», не зная формул теории вероятности и комбинаторики решать олимпиадные и логические задачи.
Работа по данной теме оказалась очень полезной и интересной. Материалы данной работы и модель пирамиды могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках математики и спецкурсах по решению нестандартных математических задач.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.39 КБ | |
| 1.18 МБ | |
| 1.97 МБ | |
| 961.96 КБ | |
| 948.09 КБ |
XXII городская научно-практическая конференция учащихся
«Юные исследователи – будущее Братска» в рамках городской
программы «Интеллект и творчество» под эгидой российской
научно-социальной программы для молодёжи «Шаг в будущее»
Арифметический треугольник Паскаля
и его применение в решении комбинаторных задач
Автор: Бабенко Ольга, учащаяся 9 класса МБОУ «Лицей №1» г. Братска Иркутской области | |
Руководитель: Кокурина Любовь Михайловна, учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «Лицей №1» г. Братска Иркутской области |
Братск, Иркутская область
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Арифметический треугольник Паскаля 4
1.2 Построение треугольника Паскаля 4
1.3 Свойства треугольника Паскаля 5
Глава 2. Решение комбинаторных задач с применением треугольника Паскаля 6
Глава 3. Моделирование пирамиды 7
Список используемой литературы 9
Приложение А. Арифметические треугольные таблицы разных авторов I
Приложение Б. Правила построения треугольника Паскаля II
Приложение В. Свойства треугольника Паскаля IV
Приложение Г. Типы задач, решаемые с помощью треугольника Паскаля VI
Приложение Д. Модель пирамиды IX
Приложение Е. Слайды презентации X
В курсе математики 6 класса, на математических олимпиадах и конкурсах встречаются комбинаторные задачи. Основной вопрос таких задач - сколько различных комбинаций можно составить из заданного множества объектов. На мой взгляд, такие задания весьма интересны и развивают логическое мышление.
В поисках решения комбинаторных задач я познакомилась со способом их решения с помощью треугольной арифметической таблицы Паскаля или иначе треугольника Паскаля. Меня поразила быстрота и простота решений этого класса задач данным методом.
Предмет изучения - арифметический треугольник Паскаля.
Объектная область исследования – математика.
Цель исследования - выявить математические закономерности в треугольнике Паскаля и возможность его применения в комбинаторике.
Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Я сформулировала следующую гипотезу - треугольник Паскаля, являясь простой конфигурацией чисел, имеет множество интересных фактов и математических закономерностей.
Методы исследования:
- изучение литературы по данной проблематике;
- анализ и систематизация собранных данных;
- решение комбинаторных задач.
Актуальность темы заключается в приобретении навыков решения комбинаторных задач с применением треугольника Паскаля в рамках изучения школьного курса математики и при решении олимпиадных задач.
Блез Паскаль (годы жизни 1623 - 1662 гг.) - французский математик, физик, философ, один из основателей математического анализа, теории вероятности и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники.
В возрасте 27 лет Блез Паскаль вёл разгульную жизнь и увлекался азартными играми. В самом известном казино Парижа того времени Пале-Рояль он познакомился с шевалье де Мере. Этот человек отличался математическими способностями. Он сообщил Паскалю, что при бросании кости четыре раза подряд вероятность выпадения шестерки составляет более 50 %. Но эта система работала, только если бросать одну кость.
Тогда Паскаль решил рассчитать вероятность выпадения шестерки для двух игральных костей. Он решил эту задачу с помощью арифметического треугольника, который был известен задолго до этих событий, но получил имя Паскаля.
Первое упоминание треугольной последовательности чисел встречается в трудах индийского математика X века Халаюдхи в комментариях к трудам другого математика Пингалы. Треугольник исследуется Омаром Хайямом около 1100 года, поэтому в Иране эту схему называют треугольником Хайяма (см. Приложение А, рис. А.1). В Китае считается, что треугольник изобрел китайский математик Ян Хуэй, поэтому китайцы называют его треугольником Яна Хуэя (см. Приложение А, рис. А.2). И только в 1653 году [1] вышла книга Блеза Паскаля «Трактат об арифметическом треугольнике» (см. Приложение А, рис. А.3).
Треугольник Паскаля - это бесконечная числовая таблица «треугольной формы», в которой на вершине и по боковым сторонам стоят единицы, каждое из остальных чисел равно сумме двух чисел, стоящих над ним слева и справа в предшествующей строке [2] (см. Приложение Б, рис. Б.1). Таблица обладает симметрией относительно оси, проходящей через его вершину.
Первая диагональ треугольника Паскаля - это натуральные числа, идущие по порядку, и номера строк. Нумерация строк в треугольнике Паскаля начинается с нуля [2].
Вторая диагональ - это «треугольные» числа. Они показывают, сколько касающихся шаров можно расположить в виде треугольника [2] (Приложение Б, рис. Б.2).
Третья диагональ треугольника - это «пирамидальные» или тетраэдрические числа. Они показывают, сколько касающихся шаров можно расположить в виде треугольной пирамиды (тетраэдра) [2, 3] (Приложение Б, рис. Б.3).
Четвёртая диагональ треугольника Паскаля - это фигурные числа в четырехмерном измерении, поэтому геометрические фигуры, сложенные из такого количества касающихся шаров, можно представить только в виртуальном мире.
Треугольник Паскаля обладает множеством свойств. При жизни сам Паскаль обнаружил далеко не все свойства арифметической треугольной таблицы, названной его именем. Вот только некоторые из них [3, 4]:
1. Сумма чисел каждого ряда в треугольнике Паскаля равна степени двойки, с показателем степени равной номеру строки (см. Приложение В, рис. В.1).
2. Цифры, расположенные в каждой строке треугольника Паскаля, образуют последовательные значения степени числа 11 (см. Приложение В, рис. В.2).
3. Сумма чисел любой диагонали равна числу, расположенному снизу и слева от последнего слагаемого (см. Приложение В, рис. В.3).
4. В каждой строке треугольника Паскаля сумма чисел на нечётных местах равна сумме чисел на чётных местах (см. Приложение В, рис. В.4).
5. Если чётные числа в треугольнике Паскаля закрасить одним цветом, а нечётные другим, получиться фрактал известный под названием треугольник Серпинского (см. Приложение В, рис. В.5). Фрактал – самоподобное множество.
В своей исследовательской работе я привожу далеко не все свойства треугольника Паскаля. Он обладает свойствами, применимыми в курсе школьной алгебры, но поскольку алгебру я еще не изучаю, пока оставляю эти свойства без внимания.
Комбинаторика – раздел математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчинённых тем или иным условиям, можно составить из заданного набора объектов.
Выбором объектов и расположением их в определенном порядке приходится заниматься во многих областях человеческой деятельности, например конструктору, разрабатывающему новую модель механизма, ученому – агроному, планирующему распределение сельскохозяйственных культур на нескольких полях и т.д. Комбинаторные задачи возникали и в связи с такими играми, как шашки, шахматы, домино, кости.
В Приложении Г приведены различные типы задач, которые можно решить с помощью треугольника Паскаля [5].
Для демонстрации арифметического треугольника Паскаля и некоторых из его свойств я создала макет трёхгранной пирамиды (см. Приложение Д). Пирамида состоит из 120 трёхгранных призм. Это число расположено в третьей диагонали и десятой строке треугольника Паскаля. Напомню, что третья диагональ – это пирамидальные числа, показывающие, сколько шаров, а в моём случае призм, можно сложить в виде пирамиды.
Первая грань макета пирамиды– треугольник Паскаля.
Вторая грань – треугольник Серпинского.
Третья грань – треугольник Лейбница.
Гармонический треугольник Лейбница - бесконечная таблица дробей вида 1/n, где n – натуральное число. Треугольник обладает свойствами, аналогичными свойствам треугольника Паскаля.
Этот треугольник я рассматриваю как возможную тему для моих будущих исследований.
Анализируя результаты своего исследования, я пришла к выводу, что треугольник Паскаля, несмотря на кажущуюся простоту, обладает множеством свойств, знание которых будет полезно при изучении школьного курса математики. Треугольник Паскаля очень прост в построении, записать его сможет даже ученик начальных классов, но с его помощью не зная таблицы умножения можно, например, вычислить значения степеней чисел «2» и «11», не зная формул теории вероятности и комбинаторики решать олимпиадные и логические задачи.
Гипотеза, сформулированная мною в начале исследования, подтверждена.
Работа по данной теме оказалась очень полезной и интересной. Материалы данной работы и модель пирамиды (Приложение Д) могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках математики и спецкурсах по решению нестандартных математических задач.
В следующем году я планирую расширить работу над этой темой, а именно изучить возможность применения треугольника Паскаля для решения задач в области физики, алгебры, геометрии.
1. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав.ред. М.Д. Аксенова; метод. И отв.ред. В. Володин. – М.: Аванта+, 2004. – 688 с.: ил.
2. SiteKid.ru. Большая энциклопедия для детей и взрослых. Треугольник Паскаля. URL: http://sitekid.ru/matematika/treugolnik_paskalya.html.
3. Фоксфорд. Учебник. Свойства треугольника Паскаля.
URL: https://foxford.ru/wiki/matematika/treugolnik-paskalya.
4. ОриентМикс. Вариации на тему «Треугольник Паскаля».
5. Соловьева О. А. Комбинаторные приложения треугольника Паскаля // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 75-79. URL https://moluch.ru/archive/115/30958.
ЗАДАЧА №1 (комбинаторная):
Пусть подбросили 3 монеты. Каковы исходы бросания монет?
РЕШЕНИЕ | |
| ИСХОД БРОСАНИЯ |
РРР | |
РРГ | |
РГГ | |
РГР | |
ГГГ | |
ГГР | |
ГРР | |
ГРГ | |
ОТВЕТ: 3 герба выпадают в 1 случае, 2 герба выпадают в 3-ёх случаях, 1 герб выпадает в 3-ёх случаях, 0 гербов выпадает в 1 случае. Ответ находится в третьей строке треугольника Паскаля | |
ЗАДАЧА №2 (комбинаторная):
Сколькими различными способами можно составить букет из 3-х различных цветов, если имеется 5 наименований цветов?
РЕШЕНИЕ | |
КОМБИНАЦИИ ЦВЕТОВ | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОТВЕТ: Букет можно составить 10-ю различными способами. Ответ находится на пересечении 5-ой строки и 3-ей диагонали треугольника Паскаля. |
ЗАДАЧА №3 (олимпиадная):
В город можно попасть по единственной дороге. На каждом перекрестке дорога расходится на две, как показано на рисунке ниже. В город вошли 128 (27) человек. На каждом перекрестке они делятся пополам. Сколько человек окажется на каждом перекрёстке, когда они уже не смогут разделиться?
РЕШЕНИЕ

ОТВЕТ: на перекрёстках окажется 1; 7; 21; 35; 35; 21; 7; 1 человек.
Ответ находится в седьмой строке треугольника Паскаля.

Рис. Д.1 – Первая грань пирамиды – треугольник Паскаля

Рис. Д.2 – Вторая грань пирамиды – треугольник Серпинского

Рис. Д.1 – Третья грань пирамиды – треугольник Лейбница

Муравьиная кухня

Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт

Сказка "Дятел, заяц и медведь"

Два плуга

Свадьба в Малиновке