• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Радуга своими руками"

Опубликовано Трушникова Алла Геннадьевна вкл 16.02.2023 - 6:40
Трушникова Алла Геннадьевна
Автор: 
Гусев Саша

Презентация исследовательского проекта "Радуга своими руками", подготовленного при совместном участии родителей, ребёнка и педагога позволяет ребёнку с нарушением речи справиться с психологическим страхом публичных выступлений и направлено на развитие словесно-логического мышления и познавательной сферы, связной речи, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Радуга своими руками"22.62 КБ

Предварительный просмотр:

https://cloud.mail.ru/public/qBWZ/vxNWYi9UC

Исследовательский проект «Радуга своими руками!»

Подготовил: Гусев Саша, воспитанник 11группы МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» Исилькульского муниципального района Омской области.

Руководитель: Трушникова Алла Геннадьевна, логопед МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» Исилькульского муниципального района Омской области.

Цель проекта: Изучить  природное явление «радуга» и  воспроизвести его в домашних условиях.

Задачи:

1. В ходе опытно-экспериментальной  деятельности сформировать  экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника.

2. Попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

3. Сформировать представления о радуге как  явлении природы.

4. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

5. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

6. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством.

                                       

                                                     ПРОЕКТ

Здравствуйте, ребята. Отгадайте мою загадку.

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

         Правильно - это радуга. А что такое радуга?

Радуга – удивительное природное явление, которое вызывает восхищение. Но ее не всегда можно наблюдать. Как образуется радуга? Что же это за разноцветное  чудо природы? А можно ли наблюдать  эту красоту дома? Какие еще существуют радуги?

Эти вопросы заинтересовали меня.

Актуальность.  

Наверное, нет человека, который не любовался бы радугой.  С радугой мы сталкиваемся  очень часто.  Когда-то давным-давно люди стали задумываться, почему же на небе появляется радуга. В те времена об оптике даже и не слышали. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд.

            Древние греки думали, что радуга - это улыбка богини Ириды. По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём.

            Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачным во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому ещё не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к её основанию.

            А пытался ли кто-нибудь в истории человечества познать природу радуги? Я нашел ответ на этот вопрос и хочу  вам об этом рассказать.

           Радуга представляет собой цветную дугу. Давайте посмотрим.

Радугу мы можем наблюдать в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, но солнце не должно закрываться облаками. Чаще всего, такое явление мы можем наблюдать летом, во время так называемых «грибных» дождей. 
          - А где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы детей.
-Правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или водопада.
-Ещё радугу мы можем назвать цветовым спектром. Что такое спектр, как вы думаете?
- Спектр - это разноцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму. Призма- это предмет, способный разложить луч света на составляющие, т.е. на цвета.

- А кто из вас может назвать, какие цвета у радуги?
Ответы детей.

-Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразы, с помощью которых вы сможете в любое время нарисовать радугу.
* Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

- Существует несколько видов радуг:

- дневная;

-двойная;

-тройная;

-туманная белая радуга

-ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная, как летняя.

-огненнная.

- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы и создать и посмотреть , как можно в домашних условиях создать свою радугу!

Опытно-исследовательская деятельность:

                          «Создадим радугу сами!»

Цель: обратить внимание детей на интересные явления, продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение концентрироваться и анализировать.

Задачи:
- формировать интерес к явлениям природы,
- воспитывать положительное отношение к самостоятельным действиям, поддерживать познавательную активность;
- расширять представления о естественно научных связях между природными явлениями;
-способствовать развитию аккуратности, взаимопомощи.
Словарная работа: спектр, призма.

Вам понадобятся: зеркало, вода, лучи солнца (можно заменить фонариком), компакт диск, мыльные пузыри.


Эксперимент.  «Создадим радугу сами!»

Нужны: Ёмкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Дети садятся вокруг ёмкости, ребёнок  показывает ход эксперимента.


Опыт  первый. 

В ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появится радуга. При возможности дети могут попробовать сами поймать радугу. Педагог им в этом помогает.
Объяснение опыта: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги. Для проверки своих предположений я провел несколько опытов.

Опыт второй.

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт –диска.

Оборудование: компакт – диск, источник света – солнечный луч.

Дождавшись солнечного дня, я взяла компакт-диск и поймав им солнечный луч, направила его на потолок. Получилась вот такая радуга.

  

- Ну, что вам понравился эксперимент?

Итоги.

Все выдвинутые гипотезы подтвердились.

Теперь я знаю, что радугу можно увидеть не только днём в летнее время, но и зимой, и даже ночью. Я могу получить радугу в домашних условиях и могу научить этому других. 

 Из истории изучения радуги я выяснил, что многие пытались объяснить природу этого явления, но полно это явление раскрыл Исаак Ньютон. Опытным путём я доказал, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.

Цель  - узнать о природе атмосферного оптического явления – радуга, была мною достигнута, выдвинутые мною гипотезы подтвердились.

-А теперь возьмите листочки с изображением карандашей и раскрасьте их в цвета радуги (работа на столах парами или группой). Проводится игра «Собери Радугу»

Список литературы

  1. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для детей. – М.: «Педагогика – пресс», 1998.
  2. Белкин И. К. Что такое радуга? – «Квант»1984г.
  3. Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1994 г.
  4. Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М.: «NOTABENE», 1999. 
  5. Дошкольное воспитание. Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва , 8/2002
  6. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», №2 , 2006.
  7. Детская энциклопедия «Все обо всем» под ред. А. Ликум.- изд.-во «АСТ» - 1997.
  8. Долгова Т.Л., Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Издательство , Сфера 2014г.
  9. Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 2008г.
  10. Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г.
  11. Необычные и грозные явления в атмосфере, Энциклопедия для детей, т.3 «География». - Москва: изд-во «Аванта+» - 1999 .
  12. Орлова Л. И. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе.  Журнал «Начальная школа», №3, 2007г.
  13. Рабиза Р.В. Простые опыты. Забавная физика для детей.- Москва: изд.-во «Детская литература» - 2000.
  14. «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.
  15. Я познаю мир: Дет. Энцикл./М.: ООО «Издательство АСТ»,2002г.
  16. Использованные Интернет-ресурсы: http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody/zagadki-pro-radugu.html


Поделиться:

Заповеди детства и юности

Лепесток и цветок

И тут появился изобретатель

Нарисуем попугая цветными карандашами

Рисуем домики зимой