Пример проекта по обществознанию 2023 г.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 249.23 КБ |
Министерство образования Тульской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Богородицкий политехнический колледж»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
История балета в России
Меркулов О.
11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств
1 курс/ РЭПУ-1А-22
Преподаватель: Гришаева И.С.
г. Богородицк
2023г.
Паспорт проекта
1. Название проекта | История балета в России |
2. Предметная область | История |
3. Тип проекта | Информационный |
4. Цель проекта | Рассмотреть становление балетного театра в России XX века, определить его художественное своеобразие и значимость для поступательного развития российского балетного искусства. |
5. Задачи проекта | - всесторонне рассмотреть балет России XX века; - обнаружить воздействие традиций русского балетного театра; - обобщить опыт постановки российского классического балета; - изучить знаменитых балерин 20 века. |
6. Аннотация | История балета 20 в. характеризуется процессами ассимиляции традиций русского классического балета с европейскими балетными коллективами. Ведущими тенденциями становятся метафоричность, бессюжетность, симфонизм, свободная ритмопластика, танец модерн, элементы фольклорной, бытовой, спортивной, джазовой лексики. Во второй половине 20 в. развивается постмодерн, в арсенал выразительных средств которого вошли использование кино и фотопроекций, эффекты освещения, звука, электронная музыка, хэппенинг (участие зрителей в балете) и т.д. Появился жанр контактной хореографии, когда танцовщик «контактирует» с предметами на сцене и самой сценой. Доминирует одноактный балет-миниатюра (новелла, балет-настроение). Странами наиболее развитой хореографической культуры были Великобритания, США, Франция, СССР. |
7. Продукт проектной деятельности | Фотоальбом знаменитых балерин 20 века |
8. Этапы работы над проектом | Подготовительный этап (февраль-март); Заключительный этап (май) |
9. Сфера применения результатов | Работу можно использовать на уроках истории в разделе «Культура СССР». |
Содержание
Основная часть Ошибка! Закладка не определена.
Глава 1. Теоретическая часть. Балет как искусство 7
1.1. История происхождения балета в мире 7
1.2. Появление балета в России. Первые труппы, выступления, руководители 10
1.3. История балета в России ХХ века 13
1.4. Легенды балетного искусства XX века 15
1.5. Балет России в 21 веке 25
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список используемой литературы 27
Введение.
Балет (от итальянского глагола «ballare», что означает «танцевать») – это музыкально-хореографический спектакль и, более того, вид сценического искусства, в котором мысли и образы раскрываются и воплощаются при помощи музыки и пластики. Хореографическое произведение (балет) имеет различные средства сценического воплощения, первым из которого является танец – главный и основной язык балетного театра. Каким должен быть этот танец – дело хореографа-постановщика. Танец – это одна из форм отражения истории культуры, в нём выражается характер, быт, психология того или иного народа. Многие выдающиеся деятели культуры давали определение понятию «танец» в зависимости от исторической эпохи, в которой они жили, и своего мировоззрения. За идею танца-действия всегда боролись передовые деятели культуры. Так, А.С. Пушкин мечтал о «душой исполненном полёте» русской Терпсихоры. О. де Бальзак говорил, что танец – это один из видов бытия. П.И. Чайковский признавал, что танец, как и песня, всегда был спутником обыденной жизни. Н.В. Гоголь писал о народных плясках, об их пламенном и воздушном языке.
Одной из высших форм хореографии является классический танец, возникший из суммы танцевального творчества всех народов мира, являющийся интернациональным, близким и понятным всем людям планеты. Классический танец, по словам А.Я. Вагановой – это «форма движения человеческих эмоций, это поэзия человеческого движения, как музыка – поэзия звуков».
Такой танец есть выражение духовного мира человека. Именно этим качеством прославился на весь мир русский балет, ставший эталонным для мирового балетного искусства. В России балет достиг совершенства, принял такие формы, к которым стремятся представители этого искусства всех стран мира.
Русский балет – это соцветие имён, разнообразие направлений и тем; это гениальная музыка и сценография; отточенная пластика и высочайшее актёрское мастерство. История русского балета настолько многоаспектна, что её изучение во все времена является актуальным.
Цель исследования – рассмотреть становление балетного искусства в России XX века, определить его художественное своеобразие и значимость для поступательного развития российского балетного искусства.
Основные задачи работы:
- всесторонне рассмотреть балет России XX века;
- обнаружить воздействие традиций русского балетного театра;
- обобщить опыт постановки российского классического балета;
- изучить знаменитых балерин 20 века.
Объектом проектной деятельности выступает балет как вид искусства. Предмет – изучение знаменитых балерин 20 века.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время, в эпоху расцвета массовой культуры, классические сюжеты продолжают пользоваться интересом зрителей и получать новые прочтения, а произведения не утратили своей художественной и эмоциональной ценности. Во многих театрах мира ставятся классические балетные постановки, многие из которых стали со временем атрибутом национальной культуры (как, например, балет «Лебединое озеро» в Московских и Петербургских театрах). Этот неугасающий интерес неслучаен, потому как произведение классического искусства, в данном случае балета, неизменно дарит зрителю чувство причастности возвышенному, сильное эстетическое переживание, которое становится редким в реалиях современной культуры, но по-прежнему необходимо для человека. В то же время, давно известные классические сюжеты продолжают вдохновлять хореографов на создание новых версий и 4 интерпретаций. Современного зрителя привлекает узнавание образа, сюжета, помещенного в другие реалии, в новый контекст, изложенного языком современности. По этой причине классическое искусство в процессе интерпретаций и новых прочтений продолжает существовать в современной культуре.
Балет, как известно, произошёл от танца. Будучи одним из самых старейших видов искусств, он органично вошёл в жизнь человека ещё в древности. Танец является одним из самых древних средств эмоционального выражения человека. В определённый момент танец вышел на совершенно иной уровень, и тогда возник балет. Это произошло в XV – XVI вв., когда в Европе начинает получать широкое распространение придворный танец.
Сам термин «балет» произошёл в Италии в XVI веке, в период Ренессанса. При этом под этим термином подразумевался не целый танцевальный спектакль, а всего лишь эпизод. Балет принадлежит к синтетическим видам искусства, включающий в себя непосредственно танец, музыку, драматургию (либретто), сценографию. Более того, балетный спектакль включает в себя и работу художников – по костюму, по гриму и т.д. Однако основным средством художественной выразительности балета является танец. Хотя представить себе балет без музыки и драматургической основы невозможно.
Аналогичные процессы происходят и в других странах Европы: Англии, Испании, Франции. В Англии танцевальные сценки, в которых присутствовал сюжет, называли масками, в Италии и Испании – мореской (moresca, morescha). Морески изображали противостояние между христианами и мусульманами и являлись неотъемлемой частью карнавальных шествий и комедий дель арте (commedia dell'arte). Этим термином называли театральные представления в народном духе, построенные на импровизации и показываемые на площадях. Танцы играли в комедиях дель арте существенную роль.
В 1581 году в истории балетного искусства произошло знаменательное явление: в Париже при дворе Екатерины Медичи был поставлен первый в истории балетный спектакль, в котором были объединены танец, музыка, пантомима и слово.
В XVI веке балеты ставились в соответствии с доминирующим стилем – барокко, отчего их отличала пышность и роскошь. Начиная с середины XVI века, искусство танца обогащается новым видом, названным балло-фигурато (ballo figurato), поскольку танец этот был организован по принципу построения геометрических фигур. Об активном развитии придворного танцевального искусства свидетельствует и состоявшееся в 1615 году во флорентийском дворце Медичи выступление балета турчанок. Собственно, в XVI веке и возникает понятие «балет» – как раз в период Возрождения в Италии.
Лёгкие и поэтичные балеты той эпохи противостояли начинающейся механизации и индустриализации. Героини балетов выглядели практически как неземные существа; распространёнными персонажами были потусторонние существа. Знаковым балетом романтического периода явился и балет «Жизель» (композитор А. Адан). Этот период отмечен также дальнейшим совершенствованием техники на пуантах.
Во второй половине XIX века в балете господствуют иные направления: импрессионизм, академизм и модерн. Пришедший им на смену реализм привёл европейский балет к упадку. Только лишь русский балет сумел не только сохранить традиции и формы, но и испытать взлёт.
Балет ХХ века в Европе и США характеризуется отказом от прежних норм и канонов. В моду входят спектакли, в которых на первом месте стоит модерновый танец, бессюжетность, симфонизм, метафоричность. В балетную структуру вводятся элементы джазовой и спортивной лексики, фольклорные мотивы.
Вторая половина ХХ века – это тяготение к постмодернистским традициям. В балет проникают элементы других искусств: фотографии, кино, звуковые и световые эффекты, электронная музыка. Возникают и новые жанры: контактный балет, в котором артист взаимодействует со зрителем; всё большее распространение получают балеты-миниатюры, балеты-новеллы. Наиболее развитым балетное искусство было в США, Великобритании и Франции. Огромную роль в развитии мирового балета сыграли русские танцовщики-эмигранты.
1.2. Появление балета в России. Первые труппы, выступления, руководители
В России балет возник в настоящем смысле этого слова около 1735 года, т.е. в XVIII веке. К этому времени в России уже достаточно хорошо была подготовлена танцевальная почва для формирования и развития балета, причём почва эта состояла из двух слоёв: национальной и иностранной. Впоследствии народные пляски входили в балет, комедию, оперу и не только в XVIII веке, но и ранее, в зачаточном состоянии, в конце XVII века.
В 1675 году, при царе Алексее Михайловиче, была осуществлена постановка пьесы под названием «Русалки или Славянские нимфы, баснословная комедия с песнями и танцами. Первое театральное представление состоялось в октябре 1672 года. Известной датой в истории балета становится царствование Петра Великого. Царь поощрял приезды в Россию иностранных трупп. В.О. Михневич утверждает, что Пётр I «обязывал иностранцев-антрепренёров обучать театральному искусству, танцам и музыке с добрым радением и всяким откровением русских учеников, выбранных из приказных подьячих».
В 1757 году в Россию приехал Джованни Локателли – балетмейстер, также много сделавший для русского балета. Его балеты, как и другого хореографа – Сакко, явились крупным шагом вперёд и подготовили почву для следующего важного этапа. Речь идёт о периоде, в который вели свою деятельность Д.М.Г. Анджолини и Ф. Гильфердинг. В эпоху Елизаветы Петровны особое распространение получают т.н. музыкальные комедии с песнями и танцами. Далее в истории балета наступает новая эпоха и связана она с эпохой Екатерины II.
Екатерина II очень много заботилась о процветании театрального дела и сумела великолепно организовать его. Русский балет в царствование Екатерины II становится одной из важнейших европейских арен реформы классического балета. Особенно прославился в этом смысле Анджолино. Его балеты имели огромный успех, современники отзывались о нём, как о «совершенном балетмейстере». Не менее значительной следует признать деятельность Пьера Гранже – главного соперника Анджолини и Гильфердинга. Между тем без них картина хореографического искусства не является полноценной. Однако те из них, что сохранились в истории, имели общую линию развития (речь идёт о 60 – 70-х гг. восемнадцатого столетия). Для этого периода характерна следующая тенденция: засилье иностранных имён. Что же касается техники танца, то здесь наблюдается её совершенствование. Выступления петербургских танцовщиков происходят на уровне парижских.
Стало известно имя Дидло. Важной целью Дидло-педагога было подготовить танцовщиц высокого уровня. Дидло сотрудничал с К.А. Кавосом – видным балетмейстером. Совместно они выдвинули концепцию программности, которая подразумевала единство драматургии – хореографической и музыкальной. Балеты Дидло уже были предвестниками романтизма. В своих постановках Дидло сумел совместить сольный танец и кордебалет, привести их к единому ансамблю.
Итак, в первой трети XIX столетия русский балет подошёл к своей творческой зрелости. Уже можно было говорить об установлении национальной школы, черты которой в дальнейшем стали славой русского балета: виртуозность техники, психологизм и глубина, правдивость и искренность, красота и изящество.
30 – 40-е гг. – период романтизма. Столкновение реальности и мечты, присущее романтическому воззрению, отразилось на эволюции балета, которая разделилась на два направления. Первому было свойственен ярко выраженный драматизм и стремление к критике действительности. Второе направление базировалось на фантастике, ирреальности образов. Следует отметить и другой важный факт. Танец теперь сделался первостепенным элементом балета.
Вскоре на смену романтизму в искусстве и литературе приходит реализм (середина XIX века). Однако его веяния не отражаются на балете, поскольку он оставался придворным искусством, и его главными функциями являлись эстетическая и развлекательная. Начало 60-х гг. отмечено сказочными сюжетами и номерами-дивертисментами. Однако в этот период процесс эволюции балета тормозился на уровне приёмов, композиции и форм. Все эти элементы были строго регламентированы Глазуновым. Благодаря их совместной творческой деятельности на свет рождаются подлинные шедевры, как в музыкальном, так и в балетном отношении: «Спящая красавица», 1890; «Лебединое озеро», 1895 (балеты П.И. Чайковского) и «Раймонда», 1898, «Времена года», 1900» (сочинения А.К. Глазунова). Эти произведения – вершины балетного симфонизма XIX века.
Итак, освобождаясь от европейского влияния, русский балет постепенно принимал свой неповторимый облик, покоривший весь мир.
Начало ХХ века характеризуется лидирующими позициями русского балета в мировом балетном искусстве. Теперь школа русского балета – это самый лучший репертуар и капитальные традиции. В этот период, в связи с социальными переменами, обновляются все виды искусства. Их главным назначением становится критическое отражение жизни. Подобных перемен требовал и балет, который теперь обладает полным потенциалом для обновления в отношении стиля и методов. В этот период активно действуют балетмейстеры-реформаторы: А.А. Горский и М.М. Фокин. Они пропагандировали ряд художественных принципов: пластическую естественность, стилистическую правдивость, единство действия. Эти балетмейстеры способствовали замене старых, уже не актуальных форм балета, утвердив вместо них хореографическую драму, в которой главными соавторами балетмейстера становились сценографы.
Фокин и Горский сотрудничали с выдающимися художниками современности: А.Н. Бенуа, К.А. Коровиным, Л.С. Бакстом, А.Я. Головиным, Н.К. Рерихом. В их оформлении спектакли принимали новое, самобытное звучание
Грандиозным событием не только балета, но и всей культурной жизни сделались организованные выдающимся антрепренёром С.П. Дягилевым гастроли русского балета в Париже, которые получили название «Русские сезоны». Открытием сезона явилась новаторская музыка И.Ф. Стравинского (балеты «Жар-птица», 1910 и «Петрушка», 1911 – оба в хореографии Фокина). В балетах на музыку Стравинского блистал В.Ф. Нижинский. Столь грандиозное зрелище способствовало тому, что в балет, как в равноправный вид искусства, устремились крупные художники, композиторы и музыканты.
К моменту свершения Октябрьской революции (1917) балет уже обрёл славу национального достояния; искусства, содержащего в себе огромную культурную ценность. Из-за свершившегося коренного перелома многие артисты балета эмигрировали, оставшиеся претерпевали идеологическое давление. В то же время, балетный театр стремился сохранить прежние традиции.
Балетмейстеры В.Д. Тихомиров и Л.А. Лащилин работали над многоактными балетами, стремясь к тому, чтобы осовременить и обогатить канонические формы. Яркие тому пример – балет «Красный мак» (1927, композитор Р.М. Глиэр).
Период Великой Отечественной войны ознаменован активной деятельностью ведущих представителей московского и ленинградского балета в эвакуации. В связи с этим, многие провинциальные труппы переживают значительный профессиональный рост. В первые годы после войны в балетном искусстве начинает преобладать патриотическая тема.
О конце 80 – 90-х гг. и их влиянии на русский балет Т.Б. Предеина пишет следующее: «Последний этап советского балета охватывает 1985–1991 гг. и связан с горбачевской перестройкой. В эти годы административное и политическое давление на искусство ослабло, вследствие чего конъюнктурный характер постановок стал отвергаться». Новый этап эволюции русского балета начался лишь в XXI веке.
Анна Павлова.

В 20-х годах XX века во всём мире начался культ великой русской балерины Анны Павловой. Билет на её выступление порой стоил состояние. В мире не было русской балерины, которая сравнилась бы в известности с Павловой.
Анна родилась 31 января 1881 года. Павлова тщательно скрывала информацию о родителях, преподнося историю своего происхождения в ином свете. Настоящим отцом Анны был влиятельный банкир Лазарь Куликов, в доме которого её мать Любовь Фёдоровна работала горничной. На отступные за внебрачного ребёнка мать балерины купила в Санкт-Петербурге двухэтажный каменный дом и открыла прачечную.
В возрасте 7 лет маленькая Аня впервые увидела балет. В Мариинском императорском театре давали «Спящую красавицу». Девочка была поражена грацией балерин и волшебной атмосферой действа. Её профессиональная карьера была предопределена. В театральное училище порядочные и обеспеченные люди дореволюционной России детей не отдавали. Анну решили отдать туда, чтобы девочка как можно скорее стала самостоятельной и не мешала матери в устройстве нового брака.
В 1906 году Анна окончила императорское балетное училище и стала ведущей балериной труппы Мариинского театра. Её упорный труд исполнил мечту детства. Об успехе её карьеры критики заговорили уже после дебюта. Графиня Бенкендорф сказала: «Упорхнёт из России». Это оказалось пророчеством.
Интересно то обстоятельство, что Павлова не спускалась с носочков пуант до конца танца. Секрет её отличия и успеха был не в технике исполнения, а в эмоциональной составляющей. В 1910 Анна собрала собственную балетную труппу. Включила в репертуар балеты П. Чайковского и А.К. Глазунова. Труппа была практически полностью русской.
В США балеты Павловой давали полные сборы, хотя для Америки это нонсенс. Она объездила Индию, Египет, Китай, была в Японии, Бирме, Малайзии, на Филиппинах. Местные жители азиатских стран до этого никогда не видели балета. В 1926 году Павлова гастролировала по Австралии и даже Новой Зеландии. 23 января 1931 в Нидерландах от пневмонии Анна Павлова скоропостижно скончалась.
Майя Михайловна Плисецкая - одна из величайших балерин XX века, которая является обладательницей множества наград. Это сильная и яркая женщина, работавшая хореографом и балетмейстером. Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Ее отец - хозяйственный деятель, а мать - актриса немого кино.

В 1932-1936 годах Майя с семьей проживала на Шпицбергене. Здесь ее отец был руководителем «Арктикугля», а потом - генеральным консулом. В 1937 году Михаила Эммануиловича арестовали, а в следующем году расстреляли. Мать также арестовали и выслали в Казахстан. Майю удочерила родная тетя - Суламифь Мессерер. Она была солисткой Большого театра.
Майе о театре рассказала тетя. Она отвела девочку на спектакль «Красная шапочка». Майе понравилось представление. Девочка возвратилась домой и начала показывать разных персонажей. В семилетнем возрасте тетя записала племянницу в хореографическое училище. Она видела, что у девочки есть талант.
В 1941-1942 годах Плисецкая была в эвакуации в Свердловске. Здесь негде было заниматься любимым балетом. Тетя помогла Майе сделать номер. Поэтому в Свердловске состоялся дебют юной балерины. Она выступила с номером «Умирающий лебедь». Его особенность в том, что балерина вышла на сцену, находясь спиной к зрителям.
В 1943 году Майя окончила Московское хореографическое училище. Ее преподавателями была Елизавета Гердт и Мария Леонтьева. После этого Плисецкую приняли в Большой театр. В скором времени Майя уже исполняла сольные партии и стала прима-балериной.
Плисецкая и балет - единое целое. У артистки был собственный стиль, который отличался изяществом и остротой. Майя Михайловна - обладательница феноменального прыжка, легкого шага и выразительной пластики. Плисецкая выступала в России и ездила в другие страны: Англия, Италия, США. Она исполняла роли в балете «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», «Конек-Горбунок», «Легенда о любви».
В 1967 году Майя Михайловна снялась в фильме «Анна Каренина». Позже она выбрала это произведение для балетмейстерского дебюта. Плисецкая работала с Морисом Бежаром, французским танцовщиком и театральным режиссером. Он поставил балет «Болеро», «Айседора», «Курозука». Также балерина пробовала свои силы в жанре фламенко. Она принимала участие в постановках Хосе Гранеро.
В 1980-ых годах балерина работала за границей. Она была художественным руководителем театра оперы и балета в Риме.
У Плисецкой было два мужа. Это латвийский артист балета Марис Лиепа, с которым балерина развелась через три месяца. В 1958 году мужем Плисецкой стал композитор и пианист Родион Щедрин. Детей у супругов не было.
Майя Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене. Причина смерти - обширный инфаркт миокарда. Балерина составила завещание, согласно которому прах ее и мужа после смерти нужно развеять над Россией.
Ольга Преображенская

В 1879 году поступила в Императорское театральное училище, где занималась у педагогов Николая Легата и Энрико Чекетти. После выпуска была принята в Мариинский театр, где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская. С 1895 года гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала. В 1900 году стала прима-балериной. Оставила сцену в 1920 году.
В 1914 году начала педагогическую деятельность, с 1917 по 1921 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета А. Л. Волынского.
В 1921 году эмигрировала, с 1923 года жила в Париже, где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Также преподавала в Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине. Оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Среди ее учеников были Тамара Туманова, Ирина Баронова, Татьяна Рябушинская, Нина Вырубова, Марго Фонтейн, Игорь Юшкевич, Серж Головин и др.
Ольга Иосифовна умерла в 1962 году и похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (в некоторых источниках ошибочно указывается кладбище Монмартр).
Матильда Кшесинская

Родилась в семье артистов балета Мариинского театра: дочь российского поляка Феликса Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер, муж — Зедделер, Александр Логгинович) и Иосифа Кшесинского (1868—1942) — танцовщика, балетмейстера, постановщика, заслуженного артиста РСФСР (1927).
В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).
В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже. Ученицей Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская.
В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году.
Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
Вера Трефилова

Вера Трефилова родилась в артистической семье. Мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла. Крестной стала выдающаяся драматическая актриса М. Г. Савина.
Помимо того, что источники дают балерине ещё фамилию Иванова, она носила ещё три фамилии по своим мужьям: по 1-му мужу — Бутлер, по 2-му — Соловьева, по 3-му — Светлова.
Трефилова была приверженцем классического балета
В 1894 году закончила Петербургское театральное училище, педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт, и сразу была принята на сцену в императорский Мариинский театр в кордебалет с обещанием, что через несколько лет она займет амплуа солистки — что и произошло в 1906 году после того, как она, уже работая на сцене, продолжала брать уроки, её преподавателями были: Катарина Беретта, Энрико Чеккетти, Мори в Париже, Евгения Соколова, Николай Легат. В 1898 году на премьере «Дочери микадо» балетмейстера Л. И. Иванова она заменила Екатерину Гельцер, но выход прошел неудачно, оставив балерину ещё на несколько лет в кордебалете. Тем не менее в небольших сольных партиях она выступала. А перейдя, наконец, в солистки, уже уверенно чувствовала себя в сложных первых партиях.
Трефилова была приверженцем классического балета, отрицая новаторство. Но зато стала мастером академического балета.
В Мариинском театре В. Трефилова проработала 1894—1910 годы.
После возвращения из Америки последовали переговоры о возвращении в Мариинский театр, которые ни к чему не привели. 6 марта 1912 года актриса дала «Прощальный вечер» на сцене Петербургской консерватории. В 1912—1914 годах актриса гастролировала в Западной Европе. Только в 1914 году она смогла вернуться в Мариинский театр. 9 ноября 1916 года состоялся её прощальный бенефис, на котором она впервые исполнила роль Аспиччии в «Дочери фараона». В возрасте 36 лет, она навсегда покинула сцену.
Агриппина Ваганова
Агриппина Ваганова родилась 14 (26 июня) 1879 года в Санкт-Петербурге, в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец — Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов — перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.
В 1888 году была принята в Императорское театральное училище. Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова, Александр Облаков, Анна Иогансон, Павел Гердт, Владимир Степанов. В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова, назвав это время «двумя годами безделья», затем перешла в класс Екатерины Вазем. Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле «Волшебная флейта», поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.
В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций».
Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.
Ваганова вносила некоторые изменения в хореографические приемы
С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова.
Агриппина Яковлевна умерла в Ленинграде 5 ноября 1951 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.
XXI век подарил российскому балету новые имена. Его возрождение началось в конце двухтысячных годов после периода упадка. Одним из самых крупных балетмейстеров считается А.О. Ратманский. Событиями стали его спектакли «Светлый ручей» (2002) на музыку Д.Д. Шостаковича (2002 г.) для ГАБт и «Золушка» для Мариинского театра. За спектакль «Леа» Ратманский получил в 2003 году премию «Золотая маска».
Кроме государственных театров стали возникать частные труппы и школы, в которых поддерживались другие балетные направления. Среди них выделяются «Театр танца», которым руководит А.Н. Фадеечев; театры танца постмодернистского течения (под управлением Г.М. Абрамова, Е.А. Панфилова, А.Ю. Пепеляева), а также «Имперский балет» Г. Таранды.
Каждый из этих театров представляет собой самобытное явление. Так, труппа Е.А. Панфилова под названием «Эксперимент» или «Пермский театр Е. Панфилова» успешно освоила область джаза, классики, фольклора и модерна. Благодаря синтезу всех этих направлений, труппа Панфилова сумела создать свой собственный неповторимый фильм. Самого Панфилова, рано ушедшего из жизни, часто называли вторым Дягилевым.
Балет XXI века ещё очень молод, однако, многообразие талантливых имён и удачные эксперименты наравне с поддержанием традиций, даёт основание полагать, что это искусство ещё не исчерпано и имеет большие перспективы.
Заключение.
В данной работе рассматривалась история русского балета. Появившийся во второй половине XVII века как придворное развлечение, русский балет уже в XVIII веке вырос в большое и самобытное искусство. В XIX – XX веке он и вовсе превзошёл балеты всех стран мира, стал визитной карточкой страны.
Русский балет имел два источника: национальный танец и иностранное влияние. Последнее сначала преобладало в русском искусстве балета: французские и итальянские хореографа и танцовщицы самоотверженно трудились на русской ниве. В дальнейшем ситуация изменилась коренным образом. Русские хореографы и русские танцовщицы подняли отечественный балет до небывалых высот. Усложнение и усовершенствование балетной техники, актёрского мастерства, продуманная и глубокая драматургия – вот этапы эволюции, по которым восходил русский балет. Из развлекательного искусства он превратился в искусство высшей пробы, покорившее весь мир. Каждый из крупных балетмейстеров и танцовщиков России – это самобытный стиль, высочайшее актёрское мастерство, доведённая до совершенства техника. Русский балет – это феномен культуры, источник нравственного совершенства, который необходимо сохранять и подпитывать. Таким образом, цель и задачи, поставленные в проекте выполнены.
1. Балет. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 2018. – 264 с.
2. Бахрушин Ю.А. История русского балета/Ю.А. Бахрушин. – М.: Советская Россия, 2019. – 227 с.
3. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь/Ю. Булучевский, В. Фомин. – Л.: «Музыка», 2019. – 378 с.
4. Вальберг Е.К. Первый русский балетмейстер/Е.К. Вальберг//Дневные открытые слушания «Института Петербурга», 222. – №1. – 322 с. С. 10 – 16.
5. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия/А.К. Дживилегов. — М.: Издательство АН СССР, 2019. — 298 с.
6. Добровольская Г.Н. Ринальди/Г.Н. Добровольская//Русский балет. Энциклопедия. – М.: Издательство «БЭР», 2020.
7. Карская Т.Я. Французский ярмарочный театр/Т.Я. Карская. — Л.: Искусство, 2019. — 232 с.
8. Красовская В.М. Новое об источниках «Нового Вертера»/В.М. Красовская// Советский балет. 2020. No4. С.57.
9. Лифарь С.М. История русского балета/С.М. Лифарь. – Париж, 2020. – 307 с.
10. Михневич В.О. Избранные статьи/В.О. Михневич. – М.: Наука, 2021. – 415 с.
12. Слонимский Ю. У колыбели русской Терпсихоры//Ю. Слонимский. Избранное. – М.: Искусство, 2019. – 321 с.

Вокруг света за 80 дней

Мост из бумаги для Киры и Вики

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018

Шум и человек

Зимовье зверей