Проект: Роль мансийской загадки в языковой картине мира.
На занятиях мансийского языка нам загадывают мансийские загадки, некоторые мы отгадываем достаточно легко, но иногда попадаются такие загадки, которые никто не может отгадать. Мне стало интересно, а есть ли похожие загадки в русском языке. Так появилась цель моего исследования.
Цель: сравнить мансийские загадки с русскими загадками.
Это определяет задачи исследования:
1. Изучить литературу о загадках.
2. Выявить эквиваленты мансийских загадок в русском фольклоре.
3. Выявить уникальные мансийские загадки, не имеющие аналогов (одинаковые) в русском языке.
4. Найти подтверждения в литературе.
Гипотеза: мансийские загадки являются уникальными и не имеют аналогов (сходства) в других языках.
Актуальность: исследование дает возможность узнать, как русский язык повлияли на развитие мансийских загадок, познакомиться с особенностями мансийских загадок.
Проблема сохранения культурного наследия малочисленных народов Севера является одной их основных для нашего округа.
Объектом исследования выступают мансийские и русские загадки, а предметом анализа являются средства языка загадок.
Материалом исследования послужили 20 мансийских загадок и их эквиваленты в русском языке.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- сравнительный анализ;
- социологический опрос;
- издание методического пособия с загадками на двух языках.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 450 КБ |
![]() | 2.07 МБ |
![]() | 2.14 МБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кондинская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс исследовательских работ
обучающихся младших классов «Юный исследователь»
Исследовательская работа
«Роль мансийской и русской загадки в языковой картине мира»
Автор: ученица 3 класса Еременко Дарья Руководитель: учитель начальных классов: Ирина Владимировна Коркина |
2023г.
Оглавление
Введение
На уроке мансийского языка нам загадывают мансийские загадки, некоторые мы отгадываем достаточно легко, но иногда попадаются такие загадки, которые никто не может отгадать. Мне стало интересно, а есть ли похожие загадки в других языках. Так появилась цель моего исследования.
Цель: сравнить мансийские загадки с загадками других народов.
Гипотеза: мансийские загадки являются уникальными и не имеют аналогов (сходств) в других языках.
Это определяет задачи исследования:
Актуальность исследования: исследование дает возможность узнать, как другие языки повлияли на развитие мансийских загадок, познакомиться с особенностями народных мансийских загадок.
Проблема сохранения культурного наследия малых этносов, традиционно проживающих на территории Российской Федерации, является одной их основных для нашего округа.
Объектом исследования выступают мансийские и русские загадки, а предметом анализа являются синтаксические, семантические, морфологические средства языка загадок.
Материалом исследования послужили 20 мансийских, русских загадок.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- исследование;
- сравнительный анализ;
- социологический опрос;
- издание книги с загадками на двух языках.
Основная часть
Чтобы узнать, что такое «загадка» я обратилась к словарям. В Большом Толковом Словаре русских существительных я нашла такое определение: «загадка- это знак в виде текста или графического изображения, указывающий иносказательно на признаки явления и нуждающийся в разгадке». В Русском Толковом Словаре дается другое определение: «загадка – это то, что нуждается в разгадке». А известный фольклорист В. И. Чичеров писал, что «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».
Другой фольклорист В. П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, посланный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного, описания какого-либо предмета или явления».
Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его главных черт.
Загадка – краткое иносказательное изображение предмета, требующее отгадки.
Как же возникла загадка? Зачем понадобилось людям сочинять эти маленькие иносказания? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к глубокой древности.
Отправляясь в лес, первобытный охотник старался скрыть свои намерения. Он называл зверей и птиц другими, подставными названиями. Потом эта привычка вошла в норму. И даже там, где звери не могли слышать, о них из осторожности говорили иносказательно.
Сначала человек скрывал свои планы только от животных. Но позднее люди стали думать, что у лесов, полей и рек есть свои невидимые хозяева – духи. Но раз эти духи со всех сторон окружают человека, то и скрывать приходилось многое.
Тайная речь позволяла людям скрывать свои намерения не только от природы, но и врагов. Поэтому тайная речь использовалась также среди воинов.
В древности отгадывание загадок воспринималось как очень важное умение.
Таким образом, изначально люди придумывали загадки не только для того чтобы развивать смекалку, но и чтобы скрывать свои планы от животных и духов, то есть имело для людей практическую значимость.
Существует множество форм загадок, строящихся на различных явлениях языка, поэтому мы сочли возможным классифицировать загадки по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.
Фольклорные | Литературные | Лингвистические | Логические |
#1053;ародные загадки | #1041;иблейские загадки | #1040;награммы | #1047;агадки – вопросы |
#1069;пические загадки | #1040;вторские загадки - литературные произведения | #1052;етаграммы | #1056;ебусы |
#1053;ародные сказки- загадки | #1064;арады | #1047;агадки - шутки | |
#1047;агадки - прятки | #1047;агадки-обманки | ||
#1056;ифмованные загадки | |||
#1047;агадки - подсказки |
Нас интересуют только народные загадки, которые, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются такие фольклорные эпитеты, как «сырая земля», «чистое поле», «тёмный лес», « зелёный сад», «добрый молодец», «красная девица», «родная мать» и т. д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т. п.
Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику. Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведем примеры метафорических (загадочных) эпитетов: «голубое поле» (небо), «водяной мост» (лёд), «золотой пень» (напёрсток), «кленовые ноги» (у саней), «кожаная квашня» (о сапогах). Иногда вся загадка строится на метафорических эпитетах. Например : «Конь стальной, хвост льняной» (игла с ниткой), «Печь мясная, приступы железные» (подковы), «Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник).
Следующим пунктом моего исследования стало изучение особенностей мансийских загадок. В библиотеке я не нашла теоретического материала по нужному мне вопросу, поэтому мне пришлось обратиться к ресурсам сети Интернет.
Изучив имеющуюся литературу, я узнала, что мансийская загадка имеет несколько отличительных особенностей, а именно:
Русская народная загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Русские загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например, «Что краше свету белого?» (солнце), «Что у нас чаще леса?» (звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и не имеет метафорически-описательный характер. Например: «По синему морю тарелка плывёт» (месяц), «Жили три брата: один любит зиму, другой- лето, а третьему всё равно» ( сани, телега, мужик).
На основе этих данных можно сделать вывод, что мансийская народная загадка имеет оригинальную композицию, по которой можно легко отличить мансийскую загадку от загадок других народов, языки которых мы изучаем в школе.
Для рассмотрения я взяла двадцать мансийских загадок и провела сравнительный анализ с их аналогами из русского языка. (Приложение 3). Так, очень интересны представления манси о небе. Небо по загадкам народа манси всегда представляется шкурой животного или дорогой тканью, покрывающей весь мир. Образ ткани присущ и русским загадкам. Эти представления о небе нашли свое отражение в произведениях мансийской литературы, мансийские писатели употребляют эти поэтические народные сравнения в своем творчестве.
Например, в «Сказках бабушки Анне» Анны Митрофановны Коньковой в сказке, рассказывающей, откуда взялся медведь на земле, младший сын бога Торума катается как на горке по небесному своду, который представляется туго натянутым полотном. А у Ювана Шесталова в повести «Синий ветер каслания», есть такая строка «к вечеру, когда небо стало как разорванная шкура медведя, наш караван остановился…»
Есть загадки, которые явно заимствованы из фольклора других народов. Например, из русского.
На крыше дома целый каравай хлеба лежит. Полная луна. (Русская загадка – на крыше избушки лежит хлеба краюшка). И по аналогии с ней: на крыше дома полкаравая хлеба лежит. Полумесяц. Почему я решила, что эти загадки заимствованные? Дело в том, что манси – лесной народ, и о хлебе они узнали от кочевников ненцев, а те, в свою очередь, от русских. Даже мансийское слово нянь – хлеб, заимствованно из ненецкого языка. Если в русской традиции есть много различных названий хлебобулочной продукции, то в мансийском языке для всего многообразия есть одно слово – нянь, что доказывает отнюдь не первую роль хлеба в рационе манси.
Молнии и гром – результат божественной воли. Молния сравнивается с упавшим пером орлана-белохвоста, священной птицы, посвященной Торуму, а гром с небесной музыкой.
Когда загадывают загадки о лесе, о животных, то часто применяется присказка – в неведомом темном лесу, в тихом углу, в таежной глухомани, в укромном местечке. Так создается особая загадочная реальность, в которой морошка – это женщины в желтых платках, пни в снегу – это женщины, накрытые платком, дерево, покрытое лишаем – седая борода.
Животных в загадках сравнивают с неодушевленными предметами или с людьми. Так,
заяц – это травинка, покрытая инеем. Лабаз на высоких сваях – лось. Серебряный стул – медведь. Серебряная чаша, качающаяся посередине озера, – бобер. Мужик в рыжей суконной малице, за один утренник пробегающий верховья семи рек,– лось. Господин в красной малице, гуляющий на семи саженях под водой, – таймень.
Загадки о корове, как о животном, о котором узнали от русских или в некоторых местах от ненцев, содержат указание на эти национальности. Четыре ненки или четверо русских в одну дыру плюют – загадка о дойке коровы.
Человек в загадках сравнивается с елью, но не с красивой, а с кривой. На Обском берегу кривая ель стоит (Человек).
Но есть у манси и такие загадки, которые не имеют аналогов в других языках, так как описывают явления, которые есть только в жизни народа манси. Например, Один мужчина гору обнимает (Лямка на олене). Внутри большого амбара на ножках размещается маленький амбар (Беременная олениха). За корягой позолоченный кончик посоха мелькает (Голова глухаря).
Из всего вышесказанного следует, что вместе с заимствованными из других языков загадками, у народа манси есть свои оригинальные загадки, которые отражают своеобразие мира этого народа и вносят свой вклад в языковую картину мира. Какой еще народ на Земле может сравнить бобра с серебряной чашей, качающейся посреди озера? Своеобразие представлений народа манси об окружающем мире имеет место и в произведениях мансийских писателей.
Учащимся 1-4 классов были заданы следующие вопросы (Приложение 2):
Опрос (Приложение 3) показал, что 82 % опрошенных считают родным русский язык, 18 % - мансийский.
Диаграмма 1. Какой язык вы считаете родным?
Все гордятся своим языком. Все респонденты знакомы с русскими загадками и привели следующие примеры: 1) Висит груша, нельзя скушать (лампочка); 2) Зимой и летом одним цветом (елка); 3) Висит клин – возьмешь блин (зонтик) 4) Четыре сестрицы под одной крышей (стол). Мансийские загадки знают 18% опрошенных.
Диаграмма 2. Какие вы знаете загадки?
Учащиеся начальных классов знают мансийские загадки: 1) Щих ворх (дверь), 2) Скрип-скрип туда, Скрип-скрип – обратно (дверь), Четыре женщины под одним платком сидят. В процессе интервью учащиеся выявили похожие в русском я мансийском языках загадки про стол и предположили, что эта загадка заимствована из русского языка. Также они отметили, что в мансийских загадках все живое, и медведь и ворона являются священными животными.
Также я загадывала 10 мансийских загадок учащимся 1-4 классов. Из них 4 загадки было угадано без подсказок, потом с моей помощью угадали и учащиеся и две загадки (про дерево, покрытое лишаем и про солнечного зайчика на полу) не смог угадать никто.
Таким образом, можно сделать вывод, что незнание мансийского фольклора современными детьми является проблемой, особенно актуальной для нас, ведь мы проживаем на территории исконно принадлежавшей народам ханты и манси.
Социологический опрос выявил необходимость этнокультурного воспитания в нашей школе. Для того чтобы познакомить учащихся моей школы со своеобразием мансийских загадок сначала я составила сравнительную таблицу, в которой представлены 20 мансийских загадок с их аналогами в русском фольклоре (приложение 3). На основе этой таблицы мы решили выпустить методическое пособие с иллюстрациями, в котором будут представлены эти загадки (приложение 4). Эту книгу можно будет использовать на уроках и мансийского и русского языках.
Заключение
Работая над своим исследованием, я узнала много нового об истории развития загадок. Так, изначально люди придумывали загадки не только для того чтобы развивать смекалку, но и чтобы скрывать свои планы от животных и духов, то есть загадки имели для людей практическую значимость.
В ходе работы я выяснила, что мансийская народная загадка имеет оригинальную композицию, по которой можно легко отличить мансийскую загадку от загадок других народов, языки которых мы изучаем в школе.
В мансийском языке есть загадки, которые явно заимствованы из фольклора других народов, в частности русские загадки. Но наряду с заимствованными из других языков загадками, у народа манси есть свои оригинальные загадки. Своеобразие представлений народа манси об окружающем мире имеет место и в произведениях мансийских писателей.
Вывод: наша гипотеза была верна - мансийские загадки действительно являются уникальным явлением и отражают своеобразие мира этого народа и вносят свой вклад в языковую картину мира.
Список используемых информационных источников
Приложение 1
Приложение 2
Социологический опрос «Мансийские и не только загадки»
Слайд 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кондинская средняя общеобразовательная школа » Автор: ученица 3 класса Еременко Дарья Руководитель : учитель начальных классов: Коркина Ирина Владимировна Конкурс исследовательских и творческих работ Исследовательская работа «Роль мансийской загадки в языковой картине мира» 2023Слайд 2
Цель: сравнить мансийские загадки с русскими загадками. Задачи исследования: Изучить литературу о загадках. Выявить эквиваленты мансийских загадок в русском фольклоре . Выявить уникальные мансийские загадки, не имеющие аналогов в русском языке. Найти подтверждения в литературе. Гипотеза: мансийские загадки являются уникальными и не имеют аналогов в других языках. Актуальность исследования: исследование дает возможность узнать, как русский язык повлиял на развитие мансийских загадок, познакомиться с особенностями народных мансийских загадок. Проблема сохранения культурного наследия малых этносов является одной их основных для нашего округа. Объектом исследования выступают мансийские и русские загадки, а предметом анализа являются средства языка загадок. Материалом исследования послужили 18 мансийских загадок и их эквиваленты в русском языке. Методы исследования: - анализ научной литературы; - сравнительный анализ; - социологический опрос; - издание методического пособия.
Слайд 3
Что такое загадка? Загадка - это знак в виде текста или графического изображения, указывающий иносказательно на признаки явления и нуждающийся в разгадке. Загадка – это то, что нуждается в разгадке. Загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Само название жанра «загадка» происходит от слова « гадати » - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого.
Слайд 4
Как же возникла загадка? Отправляясь в лес, первобытный охотник старался скрыть свои намерения. Сначала он называл зверей и птиц другими, подставными названиями . Сначала человек скрывал свои планы только от животных. Но позднее люди стали думать, что у лесов, полей и рек есть свои невидимые хозяева – духи. Но раз эти духи со всех сторон окружают человека, то и скрывать приходилось многое.
Слайд 5
Классификация загадок Фольклорные Литературные Лингвистические Логические 1.Народные загадки 1.Библейские загадки 1.Анаграммы 1.Загадки – вопросы 2.Эпические загадки 2.Авторские загадки - литературные произведения 2.Метаграммы 2.Ребусы 3.Народные сказки- загадки 3.Шарады 3.Загадки - шутки 4.Загадки - прятки 4.Загадки-обманки 5.Рифмованные загадки 6.Загадки - подсказки
Слайд 6
Примеры образов из загадок в мансийский литературе «Сказки бабушки Аннэ » А.М. Конькова Младший сын бога Торума катается как на горке по небесному своду, который представляется туго натянутым полотном. Повесть «Синий ветер каслания » Юван Шесталов «К вечеру, когда небо стало как разорванная шкура медведя, наш караван остановился…»
Слайд 7
Семантическое своеобразие мансийских загадок Заимствованные загадки На крыше дома целый каравай хлеба лежит . Полная луна . (Русская загадка – на крыше избушки лежит хлеба краюшка.) Загадки, не похожие на загадки из других языков Морошка – это женщины в желтых платках , пни в снегу – это женщины, накрытые платком , дерево, покрытое лишаем– седая борода . Заяц – это травинка, покрытая инеем . Лабаз на высоких сваях – лось . Серебряный стул – медведь . На Обском берегу кривая ель стоит - человек. Загадки, не имеющие аналогов в других языках Один мужчина гору обнимает ( Лямка на олене). За корягой позолоченный кончик посоха мелькает (Голова глухаря).
Слайд 8
Социологический опрос Диаграмма 1. Какой язык вы считаете родным? 82% -русский 18%-мансийский
Слайд 9
Социологический опрос Диаграмма 2. Какие вы знаете загадки? Мансийские загадки Русские загадки 1) Скрип-скрип туда, Скрип-скрип – обратно (дверь ) 2) Четыре женщины под одним платком сидят (стол) . 3) Под водой сто глаз. (сеть) Висит груша, нельзя скушать (лампочка) ; Зимой и летом одним цветом (елка); Висит клин – возьмешь блин (зонтик) Четыре сестрицы под одной крышей (стол).
Слайд 10
Сопоставительный анализ мансийских и русских загадок Объект, явление Мансийская загадка Русская загадка Примечания День и ночь Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. Пришёл белый телёнок, Прогнал чёрного. Белый баран ушёл, Чёрный остался. Пришел волк - Весь народ умолк. Ясен сокол прилетел – Весь народ повеселел. Русская загадка отражает древние представления славян о священном животном – корове, манси в загадке делятся своими представлениями о небесном устройстве – растянутая ткань. Полная луна На крыше дома лежит целая буханка. На крыше дома каравай хлеба лежит. Шел я мимо, Видел чудо — Висит в небе Круглое блюдо. Загадка заимствована из русского языка. Во всех загадках луна сравнивается с чем-то съедобным. Месяц В темном доме на полу белый кусок движется. На вершине дерева кусок заплесневелого хлеба. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Хлеба краюшка висит над избушкой Собаки лают, достать не могут. Без головы, а с рогами. С вечера сивый жеребец в подворотню глядит, В полночь жеребец через кровлю бежит. Загадка про дом является исконно мансийской, а другая заимствована из русского языка.
Слайд 11
1. Яңк тор п ā лыг - т ā рымлы , сэмыл тор сюңкырлы . Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. Пришёл белый телёнок, Прогнал чёрного. Белый баран ушел, Черный остался. 2. Ам āмщум-ōв ! Кол алат няньпал хуйи . Внимание, эй! Моя загадка: на крыше дома лежит половина хлеба. Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. Без головы, а с рогами. Создание методического пособия Природные явления 3. Тōрум йӣв сōтыр тāг ёт . Небесное дерево с тысячей ветвей. Красная девушка по небу ходит. Золотой бубен по воде плавает.
Слайд 12
Заключение Изначально люди придумывали загадки не только для того чтобы развивать смекалку, но и чтобы скрывать свои планы от животных и духов, то есть загадки имели для людей практическую значимость. Мансийская народная загадка имеет оригинальную композицию , по которой можно легко отличить мансийскую загадку от русской загадки, языки которых мы изучаем в школе. В мансийском языке есть загадки, которые явно заимствованы из фольклора других народов, в частности русские загадки. Но наряду с заимствованными из других языков загадками, у народа манси есть свои оригинальные загадки . Своеобразие представлений народа манси об окружающем мире имеет место и в произведениях мансийских писателей. Вывод: наша гипотеза была верна - мансийские загадки действительно являются уникальным явлением и отражают своеобразие мира этого народа и вносят свой вклад в языковую картину мира.
Слайд 13
Спасибо за внимание
Слайд 1
1. Яңк тор п ā лыг - т ā рымлы , сэмыл тор сюңкырлы . Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. Пришёл белый телёнок, Прогнал чёрного. Белый баран ушел, Черный остался. 2. Ам āмщум-ōв ! Кол алат няньпал хуйи . Внимание, эй! Моя загадка: на крыше дома лежит половина хлеба. Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. Без головы, а с рогами. Природные явления 3. Тōрум йӣв сōтыр тāг ёт . Небесное дерево с тысячей ветвей. Красная девушка по небу ходит. Золотой бубен по воде плавает.Слайд 2
4. Тōрумпыгсāңквылты, лымс-лымысйӣкви. Сын бога на санквылтапе играет, а женщина лыме-лыме танцует. Рук и ног у него нет А всех трясёт и качает. 6. Иснас ёлы-палт сорни ханы. Под окном серебряная монета висит. Что вниз вершиной растет? Белая морковка зимой растет. Растет она вниз головою Не летом растет, а зимой Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет. 5. Вӣтын пинылын ат сяквын паты, найн пинылын ат тэг. Положишь в воду - не тонет, в огонь положишь - не горит. В воде не тонет и в огне не горит.
Слайд 3
7.Āращ вāта хищра нёл . У костра стоит курносый. В брюхе – баня, В носу – решето, На голове – пупок, Всего одна рука И та на спине . 8.Щирхых - в ō рхых тувле , Щирхых - в ō рхых ювле . Скрип-скрип туда, Скрип-скрип обратно. Ходит, ходит, а в избу не входит. Стоит поперек входа. Одна рука в избе, Другая на улице. 9.Вит ёлыпал вāт сам.Под водой тридцать отверстий . Идет свинья из болота, вся она испорота. Предметы быта
Слайд 4
10.Яныг сат хотна маснитыл масын , мот яныг сат хотпа хот-āхвсалым олы . Сто человек в одежде, другие сто раздетые. Все паны поскидали кафтаны, А один пан не снял кафтан. В шубе летом, А зимой раздетый. 11. Йӣв талих хуриң паюп.На вершине дерева красивый узорчатый кузов. На сосне она висит, Очень далеко глядит! Ну а если упадет, То получит кто-то в лоб. Растительный мир 12. Сāт туманың тōтап тӣвырт ōтыр ялты . За семью замками богатырь растет. В железном доме женщина сидит. В маленьком горшочке каша сладка. Это зелёный домишко, Откроешь зелёную дверь — Увидишь бурый домишко; Откроешь бурую дверь — Увидишь жёлтый домишко; Откроешь жёлтую дверь — Увидишь белый домишко; Откроешь белую дверь — А там сердечко, проверь!
Слайд 5
. Посреди болота женщина в кpacном платке сидит. Росло-росло, повыросло , Из кустов повылезло, На кончике отлупилось, Красной девице пригодилось. 14. Сэрыг вōрыг сāмт выгыр нуйың хум люли. В глухом краю леса стоит мужчина в малице из красного сукна. На полянке девчонки В белых рубашонках. Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. 13.Яңкылмā котильт выгыр тōр масым нэ унлы .
Слайд 6
. 15.Сэрыг в ō рыг с ā мт солим пумтаракв ē г люл ē г . В глухом углу леса две травинки торчат, покрытые инеем. Летом серый, зимой белый. 16. Сэрыг в ō рыг с ā мт ō йка ō лн ловиньтым унлы . В глухом углу леса мужчина сидит и деньги считает. Летом гуляет , зимой отдыхает . 17. Ам ā мщум -ō в ! Ë л - хуйи - к ā лась , н ō х - люли - улас . Ляжет – калач, Встанет – скамейка С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. 18 Кāттāл уй , лāгылтāл уй нявлым ат ёхтаве , коим ат ёхтаве . Нет ни рук, ни ног, но ее не догонишь, не выследишь. У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спинке.
Слайд 7
1.День и ночь 16.Медведь 2. Месяц 17.Собака 3. Солнце 18.Рыба 4. Ветер 5.Лед 6.Сосулька 7.Чайник 8.Дверь 9.Невод 10.Дерево 11.Шишка 12.Орех 13.Морошка 14.Береза 15.Заяц. ответы
Слайд 8
Маньси амсит Сборник загадок составила: Еременко Дарья ученица 2 класса Руководитель: И.В.Коркина учитель начальных классов Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Кондинская средняя общеобразовательная школа »
Воздух - музыкант
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Ледяная внучка
Смекалка против Змея-Горыныча
Мастер-класс "Корзиночка"