• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательская работа " Практико-ориентированные задания в математике"

Опубликовано Доронина Нина Николаевна вкл 08.01.2024 - 16:07
Доронина Нина Николаевна
Автор: 
Комарова Лиана

В данной работе представлены задания, с использованием своего материала, похожие на задания ОГЭ, ВПР. Работа заняла 1 место

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komarova_7_kl_1_mesto.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Практико-ориентированные

задания в математике»

Введение

«Все вокруг меня происходит математическим путем»

Рене Декарт

Актуальность:

Каждому человеку постоянно приходится выполнять математические расчеты, измерения, извлекать информацию из таблиц, диаграмм, графиков, пользоваться справочной литературой. Решение практико-ориентированных задач является частью заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Умение решать такие задачи направлено на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе, способности  самостоятельно учиться и быть готовыми  к реальным действиям. Это играет важную роль в формировании  умений решать задачи, возникающих в процессе практической деятельности человека. Учащиеся, читая отвлеченные задачи из учебника, часто не понимают, как их решать, а когда условие задачи касается лично их, тогда решают практически все. Именно поэтому разработка заданий, в которых рассматриваются ситуации, связанные с повседневной жизнью, является актуальной.

Гипотеза: Личный опыт учащихся помогает  решать практико-ориентированные задачи в математике.

Цель: Представление через личный опыт задач, связанных с практико-ориентированными заданиями в текстах ВПР и ОГЭ.

Задачи:

1. Составить  практико-ориентированные задачи;

2. Провести анкетирование учащихся 7-8 классов по отношению к практико-ориентированным задачам;

3.Обосновать целесообразность использования практико-ориентированных задач.

Методы исследования:

Изучение  материала о практико-ориентированных задачах;

Сбор данных для составления задач;

Обобщение полученных результатов анкетирования.

Предмет исследования: Практико-ориентированные задачи в курсе математики

Глава I

«Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать, или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения» Д.Пойа

Математические задачи, в содержании которых описаны ситуации из окружающей  действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни - называют практико-ориентированными.

Различают три вида  практико-ориентированных задач:

Задачи, связанные с умением прогнозировать - теоретические;

Задачи, требующие внедрения полученных результатов - экспериментально-теоретические;

Задачи, содержащие реальные проблемы, требующие нестандартных решений - расчетные.

Такие задачи решают в школе учащиеся, начиная уже  с младших классов. Сначала это простые задачи - на вычисление периметра, площади, скорости, расстояния. Эти  задачи способствуют развитию мышления, любознательности.

Через 2 года мне предстоит сдача ОГЭ. Из демоверсии я узнала об изменениях в КИМ. Включен новый блок практико-ориентированных заданий по одному рисунку. Например, такие: расставить номера объектов; рассчитать количество плиток для тротуара; найти площадь дома; найти расстояние от дома до гаража; на расчет экономии от использования газового отопления вместо электрического отопления, чтобы компенсировать разность в стоимости установки.


Глава II

«Можно и нужно для задач брать примеры из окружающей жизни».
                    Крупская Н. К.

Я составила задания, используя данные своей усадьбы, по аналогии с заданием ОГЭ  (Приложение 1)

Задание 1. Усадьба.

На плане изображено домохозяйство, находящееся по адресу: п. Курагино, ул. Петряева, д. 27.

1.Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр.

Объекты

Дом

Гараж

Вольер

Теплица

Беседка

Цифры

2.Какую площадь занимает дом? (в м2)

3.Во сколько раз площадь дома больше площади беседки?

4.Тротуарная плитка продается в упаковках по 6 штук. Сколько упаковок понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку?

( Приложение 2)

Задание 2. Квартира.

На плане изображена схема квартиры (сторона каждой клетки на схеме равна 1 м). Вход и выход осуществляются через единственную дверь. Вход в дом находится в прихожей, из нее налево - кочегарка, направо - веранда. Далее идет коридор, отмеченный цифрой 4.Наибольшую площадь занимает зал, рядом с ним моя комната, которая меньше по площади, чем спальня. Кухня отмечена цифрой 5.

Задание 3.Ремонт.

( Приложение 3)

Расчет стоимости косметического  ремонта  моей  комнаты. Рассчитать стоимость и выбрать более дешевый вариант покупки линолеума.

 Я брала для сравнения магазин « Домовой» и торговый дом «Пирамида». Как оказалось, покупка  линолеума  в торговом доме «Пирамида» обойдется дешевле.

В результате решения этих задач я поняла, что проведение такого исследования будет полезно всем, кто еще не очень любит решать практико-ориентированные задачи.

Среди учащихся 7-8 классов я провела  анкетирование, чтобы выяснить их отношение к практико-ориентированным задачам.

вопросы

Отношение учащихся к задачам

да

не всегда

нет

Нравятся ли вам практико-ориентированные задания на уроках

54

30

16

Приходилось ли вам решать практико-ориентированные задачи в реальной жизни

65

13

22

Как вы считаете, пригодится ли это умение в повседневной жизни

78

16

6

( Приложение 4)

По результатам видно, что большинству  ребят нравится решать практико-ориентированные задания. Из всех опрошенных более 60-ти ответили, что им приходилось решать такие задания в реальной жизни, и более 70-ти  считают, что это умение  пригодится в жизни.

Затем предложила своим одноклассникам решить несколько задач,  связанных с повседневной жизнью.

Задачи находятся в  приложении 5.

Обработав ответы, стало ясно, что легче всего, оказалось, подсчитать стоимость проезда, а труднее - стоимость покупки футболок.

В сборниках по подготовке к ВПР есть задания на вычисление скорости.

Задача. Оля проходит 75м за 1 минуту. С какой скоростью идет Оля? Ответ дайте в километрах в час. Ответ: 4,5 км/ч.

Я решила вычислить свою скорость, чтобы сравнить ее с результатом в задаче.  Для этого я сосчитала количество шагов от дома до перекрестка, измерила длину своего шага, отметила время, за которое прошла это расстояние.

количество шагов

длина  шага

расстояние

время

скорость

620

58 см

35960см=359,6м

5мин=300с

1,199м/с=4,3км/ч

140

55

7560см=75,6м

1мин=60с

1,26м/с=4,5км/ч

Как оказалось, мой результат соответствует ответу в задаче. Предложила своим одноклассникам  подобным образом вычислить свою скорость. В таблице во второй строке – скорость моей подруги.

 Моя гипотеза о том, личный опыт учащихся помогает  решать практико-ориентированные задачи в математике, подтвердилась. И  решение их только тогда эффективно, когда сам встречаешься с описываемой ситуацией в реальной действительности. В дальнейшем ставлю перед собой цель продолжать работу по составлению и использованию практико-ориентированных задач для подготовки к ОГЭ, привлекая одноклассников.

Вывод:

В  повседневной жизни каждому человеку приходится решать практико-ориентированные задачи.

Они  важны и необходимы для разрешения вопросов  в жизненных ситуациях; написания ВПР, сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

В своей работе я провела анкетирование  по отношению к практико-ориентированным задачам;

Составила  практико-ориентированные задачи, используя личный опыт;

Обосновала целесообразность использования практико-ориентированных задач.

И закончить хочется словами Н.И.Лобачевского:

«Математике должно учить с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».


Поделиться:

Всему свой срок

Тигрёнок на подсолнухе

Госпожа Метелица

Груз обид

Машенька - ветреные косы