• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Влияние компьютерных игр на работоспособность детей 10-12 лет»

Опубликовано Андреева Ольга Николаевна вкл 16.01.2024 - 11:30
Андреева Ольга Николаевна
Автор: 
Валиева Алина

Всемирный прогресс подарил нам много всего нового и интересного. Компьютер, который еще недавно был уникальным чудом техники, теперь присутствует почти в каждом доме. Современному человеку сложно себе представить свой день без этого универсального устройства – оно является нашим верным спутником и в школе, и дома. Нет ничего плохого в том, чтобы посмотреть интересный фильм во «всемирной паутине» или поискать нужные данные. Но ведь это далеко не все, что может нам предложить компьютер…

Наверное, мало осталось на Земле людей, которые не знакомы с компьютерными играми. По утверждению специалистов, история компьютерных игр насчитывает более 50лет. Компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнерами или сама является партнером. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства.

В последние годы производство компьютерных игр стало огромной индустрией. Конечно, спрос рождает предложение, а, значит, все больше и больше людей хотят играть. Естественно, час-два игры раз в неделю никого не убьет. Но так ли все просто с компьютерными играми, как нам хочется верить?

По данным российских психологов 15% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них [1]. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются дети 10-12 лет.Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие много времени за компьютерными играми, перестают фантазировать, становятся безответственными, теряют интерес к учебе, не занимаются в спортивных секциях и творческих кружках. Все свободное время они играют. Эта характеристика подходит лишь для детей на самом деле сильно увлекающихся компьютерными играми. Но, все-таки, психологическая зависимость детей от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество детей, попадающих в эту зависимость,   растет с каждым днем, зависимость от компьютерных игр стала серьезной проблемой.

Проблема:Повышенная увлеченность детей 10-12 лет компьютерными играми в ущерб здоровью, учебе, общению с друзьями и членами семьи.

Гипотеза: Если привлечь внимание детей 10-12 лет к проблемам, связанным с компьютерными играми, то риск развития зависимости от компьютерных игр станет меньше.

Объект исследования – игровая компьютерная зависимость.

Предмет исследования – особенности проявленияигровой компьютерной зависимости у детей 10-12 лет.

Цель:привлечение внимания детей 10-12 летгЛянтор к проблемам, связанным с игровой компьютерной зависимостью.

Задачи:

  • изучить  литературу по проблемеигровой компьютерной зависимости у детей 10-12 лет;
  • выявить существующие виды игровойкомпьютерной зависимости и её причины;
  • определить влияние зависимости от компьютерных игр  на работоспособностьдетей 10-12 лет;
  • дать подросткам гЛянтор достоверную информацию о причинах и последствиях формирования игровой компьютерной зависимости;
  • провести профилактические мероприятия с целью профилактики зависимости от компьютерныхигру детей 10-12 летг.Лянтор.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, практический, эксперимент.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valieva_alina_rabota.docx836.26 КБ

Предварительный просмотр:

Валиева Алина Рустамовна

«Влияние компьютерных игр

на работоспособность детей 10-12 лет»

Научный руководитель:

Андреева Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория

Россия, ХМАО-Югра, Сургутский р-н, город Лянтор

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Лянторский центр дополнительного образования»

Социально – психологическая секция

2017г.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Психологические особенности детей 10-12 лет и игровая компьютерная зависимость……………………………………………………………………………………5

  1. Психологические особенности детей 10-12 лет……………….……………………….5

  1. Игровая компьютерная зависимость как проблема для растущего человека………..6

  2. Стадии развития игровой компьютерной зависимости………………………………...8

Глава II. Методы и материалы исследования ……………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………………………..12

Литература и источники……………………………………………………………………13

Приложения………………………………………………………………………………….15


Введение

Всемирный прогресс подарил нам много всего нового и интересного. Компьютер, который еще недавно был уникальным чудом техники, теперь присутствует почти в каждом доме. Современному человеку сложно себе представить свой день без этого универсального устройства – оно является нашим верным спутником и в школе, и дома. Нет ничего плохого в том, чтобы посмотреть интересный фильм во «всемирной паутине» или поискать нужные данные. Но ведь это далеко не все, что может нам предложить компьютер…

Наверное, мало осталось на Земле людей, которые не знакомы с компьютерными играми. По утверждению специалистов, история компьютерных игр насчитывает более 50лет. Компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнерами или сама является партнером. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства.

В последние годы производство компьютерных игр стало огромной индустрией. Конечно, спрос рождает предложение, а, значит, все больше и больше людей хотят играть. Естественно, час-два игры раз в неделю никого не убьет. Но так ли все просто с компьютерными играми, как нам хочется верить?

По данным российских психологов 15% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них [1]. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются дети 10-12 лет.Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие много времени за компьютерными играми, перестают фантазировать, становятся безответственными, теряют интерес к учебе, не занимаются в спортивных секциях и творческих кружках. Все свободное время они играют. Эта характеристика подходит лишь для детей на самом деле сильно увлекающихся компьютерными играми. Но, все-таки, психологическая зависимость детей от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество детей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, зависимость от компьютерных игр стала серьезной проблемой.

Проблема: Повышенная увлеченность детей 10-12 лет компьютерными играми в ущерб здоровью, учебе, общению с друзьями и членами семьи.

Гипотеза: Если привлечь внимание детей 10-12 лет к проблемам, связанным с компьютерными играми, то риск развития зависимости от компьютерных игр станет меньше.

Объект исследования – игровая компьютерная зависимость.

Предмет исследования – особенности проявления игровой компьютерной зависимости у детей 10-12 лет.

Цель: привлечение внимания детей 10-12 лет гЛянтор к проблемам, связанным с игровой компьютерной зависимостью.

Задачи:

  • изучить литературу по проблеме игровой компьютерной зависимости у детей 10-12 лет;
  • выявить существующие виды игровой компьютерной зависимости и её причины;
  • определить влияние зависимости от компьютерных игр на работоспособность детей 10-12 лет;
  • дать подросткам гЛянтор достоверную информацию о причинах и последствиях формирования игровой компьютерной зависимости;
  • провести профилактические мероприятия с целью профилактики зависимости от компьютерных игр у детей 10-12 лет г.Лянтор.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, практический, эксперимент.

Глава #1055;сихологические особенности детей 10-12 лет

и игровая компьютерная зависимость

Психологические особенности детей 10-12 лет

10-12 лет – это прекрасный и трудный возраст. Четвёртый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребёнка. Четвероклассники – выпускники начальной школы. А пятиклашки – первая ступень к взрослению. Это очень непростой возраст. Психологи выделяют возраст 7-10 лет как младший школьный, а 12-15 лет – как подростковый. Таким образом, возраст 10-12 лет находится как бы в подвешенном состоянии, то есть ребёнок ещё не подросток, но уже и не младший школьник. Это очень влияет на их поведение – проявляется бунтарство, конфликтность. Усиливаются отрицательные проявления в домашнем поведении, например, грубость по отношению к маме, и в то же время вне семьи – благовоспитанность и доброжелательность.

В школе это низкий уровень внимательности, большая отвлекаемость, забывчивость. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная неуравновешенность. Происходит замена учебной деятельности как ведущей (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность - общение. Возрастает зависимость от компании сверстников. Дети легко поддаются чужому влиянию, особенно старших подростков, чтобы и самому казаться взрослым.

Трудность 10-12-летнего возраста усиливается и тем, что у детей начинается новый этап жизни-переход в среднее звено. Несколько учителей вместо одного, и у каждого свой характер, свои требования, свой подход к делу. Возрастает темп работы, изменяются требования к оформлению работ, появляются новые дети, другой учебный кабинет - всё по-новому. У большинства школьников происходит изменение учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам - одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше.

Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усиливается, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.

Несмотря на кажущуюся взрослость, дети нуждаются в ненавязчивом контроле со стороны родителей, так как они ещё далеко не всегда могут сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

  1. Игровая компьютерная зависимость, как проблема для растущего человека

Игровая компьютерная зависимость, или игромания — форма зависимости, которая проявляется через навязчивое увлечение компьютерными играми и видеоиграми. Особенно быстро зависимость формируется в случаях, когда с помощью игры человек пробует решать свои психологические проблемы и задачи. Например, в игре можно почувствовать себя совершенно другим человеком, не таким, как в реальной жизни; можно проявлять чувства, которые не принято испытывать открыто: агрессию, злость; можно отбросить реальную тревогу из настоящего времени и уйти в виртуальный мир. По исследованиям специалистов, наиболее сильную зависимость вызывают сетевые игры. В истории известны случаи фатальных последствий подобных забав – например, в 2005 году китайская девочка, много суток подряд проигравшая в «WorldofWarcraft», умерла от истощения.

На данный момент игровая зависимость не признана заболеванием. Такой недуг не содержится официально в Международном классификаторе болезней. По мнению специалистов, для глубокого изучения влияния игровой зависимости на организм человека необходимы дополнительные тесты.

Но результаты говорят сами за себя. Сетевые игры захватили умы человечества. Количество игроков исчисляется уже миллионами человек. В чем же подвох такого, на первый взгляд, безобидного занятия? А все дело в том, что оно, как и любая другая зависимость, способно затягивать в свои сети. Игрок забывает обо всем на свете: о еде, сне, элементарной гигиене, обязанностях перед семьей, близкими, детьми, не говоря уже о физической активности и прогулках на природе. Не в силах прервать игровой процесс, игроманы могут потерять работу и семью. Реальный мир для них полностью заменяется виртуальным.

Но, естественно, тяжелее всего приходится детям. Переживающие и так один из самых непростых периодов в своей жизни, они уходят в игры «с головой». В результате портятся отношения с семьей, бывшие отличники скатываются на двойки. Кроме того, со временем игры начинают требовать все больше и больше денежных вложений. А где их взять человеку, который еще не зарабатывает самостоятельно? Многие начинают выпрашивать у родителей, а, когда те перестают давать, то и брать без спроса. В таких случаях требуется уже неотложная помощь – ребенок теперь не способен выбраться из этого бесконечного марафона в одиночку…

Как же распознать игровую компьютерную зависимость? Специалисты называют такие симптомы:

  1. Нежелание отвлечься от компьютерной игры;
  2. Раздражение при вынужденном отвлечении от игры;
  3. Неспособность запланировать окончание сеанса игры;
  4. Забывание о домашних обязанностях, учебе, договоренностях, запланированных встречах в ходе игры на компьютере;
  5. Денежные вложения на обеспечение обновления устройств компьютера;
  6. Пренебрежение сном, гигиеной, здоровьем;
  7. Отказ от нормальных приемов пищи, предпочтение нерегулярной, однообразной еды перед компьютером;
  8. Навязчивое желание обсуждать компьютерную игру со всеми.

Кроме того, зависимость от компьютерных игр негативно сказывается здоровье человека. Нередки такие симптомы:

  • Нарушения зрения, сухость в глазах.
  • Головные боли.
  • Изменения режима сна, расстройство сна.
  • Нарушения пищеварения.
  • Частые боли в спине, проблемы с осанкой.
  • Снижение иммунитета.
  • Постоянное чувство усталости.
  • Боли в области запястья.

К основным причинам развития игровой компьютерной зависимости у детей психологи относят:

  • Нехватка реального общения.
  • Отсутствие ярких интересных моментов в жизни.
  • Несформированная психика.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Шанс ухода от реальных проблем.

  1. Стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр

По мнению психологов, наибольшую опасность представляют собой ролевые игры. Сам смысл таких игр предполагает «вхождение» человека в игру, отожествление себя с персонажем, потерю индивидуальности игрока и его интеграцию с компьютером. И, чем сильнее эффект погружения, тем сложнее становится потом оторваться от игры.

Компьютерные игры привлекают многих людей, но игроманами становятся далеко не все. Игроков условно можно разделить на 4 категории:

  1. Ситуационная игра. Такие люди играют тогда, когда есть внешние факторы: свободное время, конкуренция. Если нет воздействия извне, интереса к игре тоже не возникает;
  2. Эпизодическая игра. В таких случаях люди начинают играть в компьютерные игры время от времени, но они в состоянии контролировать себя и ограничивать время, проведенное в игре;
  3. Систематическая игра. Такие игроки увлекаются компьютерными играми, но потраченное впустую время и невыполненные обязанности вызывают у них угрызения совести, вследствие чего они могут перестать играть;
  4. Азартная игра. Для людей из этой группы игра становится смыслом жизни и занимает фактически все время. Когда в данный момент у человека нет возможности играть, он в мыслях все равно планирует ход игры, ожидая момента возвращения к ней. Невыполненные обязательства, незакрытые дела, проигрыши вместо отстранения от игры, наоборот, провоцируют его продолжать дальше и дальше. Это уже - игромания.

Развитие зависимости от компьютерных игр происходит в несколько стадий:

  1. Стадия легкой увлеченности. На данном этапе происходит адаптация к игре;
  2. Стадия увлеченности. Резкое и быстрое формирование зависимости. Возникает усиленное желание играть, игровые сеансы становятся длиннее. Возрастают ставки в игре (если игра ведется «на деньги»). На данном этапе еще нет борьбы между желаниями играть или не играть, и человек еще может отказаться от игры даже при желании сесть за компьютер;
  3. Стадия зависимости. На этом этапе величина зависимости достигает максимального значения. Ярко проявляется борьба мотивов «играть» или «не играть», все сложнее выбрать «не играть». Резко растет время пребывания за компьютером, возрастает азарт, становится очень трудно оторваться от игры. Если игрок получает денежные выигрыши, они сразу же возвращаются в игру;
  4. Стадия привязанности. Сила зависимости на длительный период времени остается устойчивой, потом немного идет на спад и снова фиксируется и остается устойчивой. Теперь игра превращается в центр всей жизни игрока. Деньги становятся только символом игры. На этой стадии человек уже не может самостоятельно преодолеть желание играть. Целью игры становится сам ее процесс, а не выигрыш. Воздерживаться от игры человеку очень сложно, такие промежутки чрезвычайно малы и возникают только принудительно. Игрок все время погружен в свои игровые фантазии.

Какие же последствия влечет за собой игровая компьютерная зависимость? К ним психологи относят:

  • частные и затяжные конфликты дома;
  • утрата друзей и близкого окружения;
  • потеря социального статуса;
  • большие финансовые долги;
  • деградация личности.

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и… Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии.

2. Методы и материалы исследования

В марте2016 года,с целью определения серьезности проблемы зависимости от компьютерных игр был проведен социологический опрос среди обучающихся центра дополнительного образования г. Лянтор. В мониторинге приняло участие 106 человек – учащиеся 5-6 классов в возрасте от 10 до 12 лет.

Детям было предложено ответить на несколько вопросов, касающихся компьютерных игр (приложение 1.). Результаты следующие: 12% детей считают игроманию проблемой, 69 %-нет, 13 % не дали определенный ответ. 58% опрошенных часто играют в компьютерные игры, 42 % - редко, однако 78 % регулярно используют Интернет для развлечения и общения.

Из всех опрошенных была выделена экспериментальная группав количестве 40 человек, из них – 17 девочек и 23 мальчика. Сиспытуемыми было проведено тестирование по методике Красновой С.В. (приложение 2)[12].Для установления уровня зависимости от компьютерных игр детям было предложено ответить на 16 вопросов закрытого типа.Результаты следующие: высокий уровень зависимости от компьютерных игр имеют 47%; средний уровень -32%; низкий уровень -21%.(Приложение 3)

С целью выявления влияния компьютерных игр на работоспособность детей 10-12 лет мы провели исследования по методике Э.Крепелина; «Счет по Крепелину», представляющую собой таблицу, на которой длинными рядами напечатаны пары цифр, подлежащие сложению.[13] (приложение 3).Испытуемым было предложен бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «На бланке напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой. Результат сложения записывайте под ними. Старайтесь работать быстро и не допускать ошибок. Когда я скажу: «Черта!» - поставьте вертикальную черту после той пары цифр, которую вы в тот момент складывали и продолжайте работать. Когда дойдете до конца первого ряда, сразу переходите ко второму».

Время проведения эксперимента 10 минут. Работу дети начинали по команде. Через каждые 30 секунд давалась команда: «Черта!». По окончании эксперимента проверялась правильность выполнения сложения. Затем подсчитывалось количество правильных сложений и количество ошибок за каждые 30 секунд работы и в течение всего эксперимента в целом.

На основании полученных данных строился график работоспособности. На оси абсцисс отмечался порядковый номер временного интервала (продолжительность каждого интервала в 30 секунд), на оси ординат отмечалось количество выполненных сложений. Ошибки отмечались на графике в виде заштрихованных столбиков. Коэффициент работоспособности рассчитывался по формуле: Краб = S2/S1, где:

  • S2 – сумма правильно выполненных сложений в течение второй половины эксперимента;
  • S1 – сумма правильно выполненных сложений в течение первой половины эксперимента.

Если значение коэффициента работоспособности приближается к 1, то это означает, что утомления практически не происходит. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого. Коэффициент работоспособности, стремящийся к нулю, связан со снижением работоспособности.

Исследование проводилось в компьютерном классе двухкратно: до начала работы на компьютере и после 25 минут игры в компьютерную игру «Minecraft».

Результаты следующие: до начала игры высокая работоспособность наблюдалась у 22 человек, низкая работоспособность - у 1; после игры высокая: у 8; низкая -у 16 человек (приложение 5).

Так мы выявили, что компьютерные игры влияют на уровень работоспособности.

Чтобы помочь детям в решении данной проблемы, мы решили рассказать им о вреде игровой компьютерной зависимости и познакомить со способами ее профилактики.

Мы пошли в школы города (4, 5 классы), рассказали с показом видеоролика, что такое игровая компьютерная зависимость и к каким последствиям она может привести (потеря зрения, отсутствие интереса к жизни, чувство неудовлетворенности, отрицательные эмоции, депрессия, головные боли и др).

Для обучающихся были организованы мероприятия: «GAME OVER»(англ. gameover — «Игра окончена»); акции по профилактике игровой компьютерной зависимости.

Мы разработали для детей 10-12 лет режим игры на компьютере [17]. Срок проведения эксперимента-6 месяцев. На наш взгляд, этого времени достаточно, чтобы те, кто слишком увлечен компьютером, могли немного отвыкнуть. Наш эксперимент поддержали родители, взяв на себя контролирующую функцию. С целью информирования детей и родителей мы разработали небольшие буклеты, содержащие рекомендации по профилактике игровой компьютерной зависимости (приложение 6).

В октябре 2017 года с контрольной группой из 40 человек нами повторно были проведено тестирование по методике Красновой С.В. Результаты следующие: высокий уровень игровой компьютерной зависимости остался у 10 % обучающихся; средний уровень –у 35 %; низкий у 55%.(приложение 7)

Далее мы повторно провели исследования влияния компьютерных игр на работоспособность по методике Э.Крепелина. Результаты следующие: до начала игры - высокая работоспособность наблюдалась у 34 человек, низкая –у 7; после игры высокая – у 27; низкая – у 2 (приложение 8).

Заключение

В современном мире компьютерных технологий присутствует довольно много соблазнов, которые доступны без ограничения по возрасту. К этим соблазнам также можно отнести и компьютерные игры. Под влиянием компьютерных игр дети очень сильно меняются в поведении и далеко не в лучшую сторону. Многие исследования показывают что дети, играющие в компьютерные игры, приобретают новый вид зависимости, которая называется компьютерной. Эта пока еще молодая разновидность зависимости уже имеет на своем счету миллионы жертв. И большинство из них это дети с их еще не окрепшей психикой.

В нашем исследовании мы обращаемся к проблеме влияния компьютерных игр на работоспособность детей 10-12 лет. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили проследить, как именно компьютерные игры влияют на работоспособность детей. Это в свою очередь позволило нам дать практические рекомендации родителям и детям для профилактики игровой компьютерной зависимости, а также, способствовать формированию навыка критического отношения к компьютерным играм у детей 10-12 лет г. Лянтор. В результате проведенной коррекционной работы наблюдается положительная динамика уровня работоспособности испытуемых.

Список литературы

  1. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера. // Курсовая работа Научный руководитель: Яницкий М.С. КЕМЕРОВО, 1999, библиотека Кемеровского государственного университета.
  2. Формирование личности старшеклассников. / И.В. Дубровина. - М.: 1989. – с. 145
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеренбург. 1999. – с. 86. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000 г.
  4. Новый вид наркомании [Электронный ресурс]: Режим доступа:- Заглавие с экрана.
  5. Серафимова З. Жанровые компьютерные игры как возможный источник формирования агрессивного поведения у детей и детей 10-12 лет// Журнал Российского открытого конкурса исследовательских работ учащихся "Юность, наука, культура".
  6. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и детей 10-12 лет/ М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, В.М. Синайко, А.В. Яворский и др. // Укр. ШСН. психоневрологи. – 2001. – Т. 9, вып. №#1057;. 109–112.
  7. Д.В. Жмуров. Компьютерные игры и детей 10-12 летая агрессия. [Электронный ресурс]: Режим доступа:- Заглавие с экрана.
  8. Иванов, М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ М. Иванов // Психол. Журнал/ М. Иванов. – 2003. – Т. 24, №2. – С. 10–14.
  9. КристианБютнер. Психология человеческой агрессии. - М., 2004 г
  10. Ускова Л. "Феномен зависимости" // по материалам ІІІ всеукраинской научно-практической конференции, 17-18 мая 2008 г., г. Днепропетровск
  11. Информационный портал[Электронный ресурс]: Режим доступа:- Заглавие с экрана.
  12. С.В. Краснова, Н.Р. Казарян и др., Как справиться с компьютерной зависимостьюЭлектронный ресурс]: Режим доступа:- Заглавие с экрана.
  13. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт. сост. Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 2005 г.
  14. Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л.Н. Юрьева, Т Ю. Больбот. – Дн.: Пороги, 2006. – 196 с.
  15. В. Гаврищук "Можно ли победить зависимость от компьютерных игр"// "Око" №7, 2005
  16. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и детей 10-12 лет/ М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, В.М. Синайко, А.В. Яворский и др. // Укр. ШСН. психоневрологи. – 2001. – Т. 9, вып. №#1057;. 109–112.
  17. Нормы, установленные Министерством Здравоохранения РФ, по использованию компьютера детьми, [Электронный ресурс]: Режим доступа:- Заглавие с экрана
  18. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. — М.: Просвещение, 1993.

Приложения

Приложение 1

Опросник по определению серьезности проблемы компьютерной зависимости

1. Является ли игровая компьютерная зависимость проблемой общества?

2. Часто ли вы играете в компьютерные игры?

7. Как часто вы используете Интернет?

Приложение 2.

Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета

Официальный источник материала: книга "КАК СПРАВИТЬСЯ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ", С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова.

Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.

1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?

2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?

3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?

4. У вас есть боли в запястьях?

5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми?

6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?

7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?

8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?

9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?

10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?

11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?

12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?

13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?

14. В последнее время у вас было сильное желание играть?

15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы?

16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?
Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

Приложение 3.

Сравнительный результат исследования по методике «Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета» (С.В.Краснова и др.)

Приложение 4.

Методика «Счет по Крепелину»

В 1895 году Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой длинными рядами напечатаны пары цифр, подлежащие сложению.

Методику можно использовать для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции), умственной работоспособности и психического темпа.

Оборудование

Один-два бланка методики, ручка, секундомер.

Ход эксперимента

Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «На бланке напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой. Результат сложения записывайте под ними. Старайтесь работать быстро и не допускать ошибок. Когда я скажу: «Черта!» - поставьте вертикальную черту после той пары цифр, которую вы в тот момент складывали и продолжайте работать. Когда дойдете до конца первого ряда, сразу переходите ко второму и т.д. Понятно?» Необходимо ответить на все вопросы испытуемого до начала эксперимента.

Время проведения эксперимента может колебаться от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста и целей исследования). Через каждые 30 секунд экспериментатор дает команду: «Черта!» Допускаются индивидуальная и групповая формы обследования.


Краб = S2/S1, где

S2 – сумма правильно выполненных сложений в течение второй половины эксперимента;

S1 – сумма правильно выполненных сложений в течение первой половины эксперимента.

Если значение коэффициента работоспособности приближается к 1, то это означает, что утомления практически не происходит. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого. Коэффициент работоспособности, стремящийся к нулю, связан с истощаемостью внимания и снижением работоспособности.

E:\Юниор 2017\

Приложение 5

Результаты исследования по методике Э.Крепелинана начальном этапе

.

Приложение 6

Буклет

E:\Юниор 2017\ЛаврентьеваО_Буклет - копия.jpg

E:\Юниор 2017\ЛаврентьеваО_Буклет - копия

Приложение 7

Сравнительный результат исследования по методике «Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета» (С.В.Краснова и др.)

Приложение8.

Результаты исследования по методике Э.Крепелина на заключительном этапе

.


Поделиться:

Пчёлки на разведках

Как Дед Мороз сделал себе помощников

В какой день недели родился Юрий Гагарин?

Медведь и солнце

По морям вокруг Земли