Всемирный прогресс подарил нам много всего нового и интересного. Компьютер, который еще недавно был уникальным чудом техники, теперь присутствует почти в каждом доме. Современному человеку сложно себе представить свой день без этого универсального устройства – оно является нашим верным спутником и в школе, и дома. Нет ничего плохого в том, чтобы посмотреть интересный фильм во «всемирной паутине» или поискать нужные данные. Но ведь это далеко не все, что может нам предложить компьютер…
Наверное, мало осталось на Земле людей, которые не знакомы с компьютерными играми. По утверждению специалистов, история компьютерных игр насчитывает более 50лет. Компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнерами или сама является партнером. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства.
В последние годы производство компьютерных игр стало огромной индустрией. Конечно, спрос рождает предложение, а, значит, все больше и больше людей хотят играть. Естественно, час-два игры раз в неделю никого не убьет. Но так ли все просто с компьютерными играми, как нам хочется верить?
По данным российских психологов 15% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них [1]. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются дети 10-12 лет.Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие много времени за компьютерными играми, перестают фантазировать, становятся безответственными, теряют интерес к учебе, не занимаются в спортивных секциях и творческих кружках. Все свободное время они играют. Эта характеристика подходит лишь для детей на самом деле сильно увлекающихся компьютерными играми. Но, все-таки, психологическая зависимость детей от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество детей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, зависимость от компьютерных игр стала серьезной проблемой.
Проблема:Повышенная увлеченность детей 10-12 лет компьютерными играми в ущерб здоровью, учебе, общению с друзьями и членами семьи.
Гипотеза: Если привлечь внимание детей 10-12 лет к проблемам, связанным с компьютерными играми, то риск развития зависимости от компьютерных игр станет меньше.
Объект исследования – игровая компьютерная зависимость.
Предмет исследования – особенности проявленияигровой компьютерной зависимости у детей 10-12 лет.
Цель:привлечение внимания детей 10-12 летгЛянтор к проблемам, связанным с игровой компьютерной зависимостью.
Задачи:
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, практический, эксперимент.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 836.26 КБ |
Валиева Алина Рустамовна
«Влияние компьютерных игр
на работоспособность детей 10-12 лет»
Научный руководитель:
Андреева Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Россия, ХМАО-Югра, Сургутский р-н, город Лянтор
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Лянторский центр дополнительного образования»
Социально – психологическая секция
2017г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………3
Введение
Всемирный прогресс подарил нам много всего нового и интересного. Компьютер, который еще недавно был уникальным чудом техники, теперь присутствует почти в каждом доме. Современному человеку сложно себе представить свой день без этого универсального устройства – оно является нашим верным спутником и в школе, и дома. Нет ничего плохого в том, чтобы посмотреть интересный фильм во «всемирной паутине» или поискать нужные данные. Но ведь это далеко не все, что может нам предложить компьютер…
Наверное, мало осталось на Земле людей, которые не знакомы с компьютерными играми. По утверждению специалистов, история компьютерных игр насчитывает более 50лет. Компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнерами или сама является партнером. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства.
В последние годы производство компьютерных игр стало огромной индустрией. Конечно, спрос рождает предложение, а, значит, все больше и больше людей хотят играть. Естественно, час-два игры раз в неделю никого не убьет. Но так ли все просто с компьютерными играми, как нам хочется верить?
По данным российских психологов 15% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них [1]. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются дети 10-12 лет.Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие много времени за компьютерными играми, перестают фантазировать, становятся безответственными, теряют интерес к учебе, не занимаются в спортивных секциях и творческих кружках. Все свободное время они играют. Эта характеристика подходит лишь для детей на самом деле сильно увлекающихся компьютерными играми. Но, все-таки, психологическая зависимость детей от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество детей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, зависимость от компьютерных игр стала серьезной проблемой.
Проблема: Повышенная увлеченность детей 10-12 лет компьютерными играми в ущерб здоровью, учебе, общению с друзьями и членами семьи.
Гипотеза: Если привлечь внимание детей 10-12 лет к проблемам, связанным с компьютерными играми, то риск развития зависимости от компьютерных игр станет меньше.
Объект исследования – игровая компьютерная зависимость.
Предмет исследования – особенности проявления игровой компьютерной зависимости у детей 10-12 лет.
Цель: привлечение внимания детей 10-12 лет гЛянтор к проблемам, связанным с игровой компьютерной зависимостью.
Задачи:
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, практический, эксперимент.
Кроме того, зависимость от компьютерных игр негативно сказывается здоровье человека. Нередки такие симптомы:
К основным причинам развития игровой компьютерной зависимости у детей психологи относят:
По мнению психологов, наибольшую опасность представляют собой ролевые игры. Сам смысл таких игр предполагает «вхождение» человека в игру, отожествление себя с персонажем, потерю индивидуальности игрока и его интеграцию с компьютером. И, чем сильнее эффект погружения, тем сложнее становится потом оторваться от игры.
Компьютерные игры привлекают многих людей, но игроманами становятся далеко не все. Игроков условно можно разделить на 4 категории:
Развитие зависимости от компьютерных игр происходит в несколько стадий:
Какие же последствия влечет за собой игровая компьютерная зависимость? К ним психологи относят:
Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и… Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии.
2. Методы и материалы исследования
В марте2016 года,с целью определения серьезности проблемы зависимости от компьютерных игр был проведен социологический опрос среди обучающихся центра дополнительного образования г. Лянтор. В мониторинге приняло участие 106 человек – учащиеся 5-6 классов в возрасте от 10 до 12 лет.
Детям было предложено ответить на несколько вопросов, касающихся компьютерных игр (приложение 1.). Результаты следующие: 12% детей считают игроманию проблемой, 69 %-нет, 13 % не дали определенный ответ. 58% опрошенных часто играют в компьютерные игры, 42 % - редко, однако 78 % регулярно используют Интернет для развлечения и общения.
Из всех опрошенных была выделена экспериментальная группав количестве 40 человек, из них – 17 девочек и 23 мальчика. Сиспытуемыми было проведено тестирование по методике Красновой С.В. (приложение 2)[12].Для установления уровня зависимости от компьютерных игр детям было предложено ответить на 16 вопросов закрытого типа.Результаты следующие: высокий уровень зависимости от компьютерных игр имеют 47%; средний уровень -32%; низкий уровень -21%.(Приложение 3)
С целью выявления влияния компьютерных игр на работоспособность детей 10-12 лет мы провели исследования по методике Э.Крепелина; «Счет по Крепелину», представляющую собой таблицу, на которой длинными рядами напечатаны пары цифр, подлежащие сложению.[13] (приложение 3).Испытуемым было предложен бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «На бланке напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой. Результат сложения записывайте под ними. Старайтесь работать быстро и не допускать ошибок. Когда я скажу: «Черта!» - поставьте вертикальную черту после той пары цифр, которую вы в тот момент складывали и продолжайте работать. Когда дойдете до конца первого ряда, сразу переходите ко второму».
Время проведения эксперимента 10 минут. Работу дети начинали по команде. Через каждые 30 секунд давалась команда: «Черта!». По окончании эксперимента проверялась правильность выполнения сложения. Затем подсчитывалось количество правильных сложений и количество ошибок за каждые 30 секунд работы и в течение всего эксперимента в целом.
На основании полученных данных строился график работоспособности. На оси абсцисс отмечался порядковый номер временного интервала (продолжительность каждого интервала в 30 секунд), на оси ординат отмечалось количество выполненных сложений. Ошибки отмечались на графике в виде заштрихованных столбиков. Коэффициент работоспособности рассчитывался по формуле: Краб = S2/S1, где:
Если значение коэффициента работоспособности приближается к 1, то это означает, что утомления практически не происходит. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого. Коэффициент работоспособности, стремящийся к нулю, связан со снижением работоспособности.
Исследование проводилось в компьютерном классе двухкратно: до начала работы на компьютере и после 25 минут игры в компьютерную игру «Minecraft».
Результаты следующие: до начала игры высокая работоспособность наблюдалась у 22 человек, низкая работоспособность - у 1; после игры высокая: у 8; низкая -у 16 человек (приложение 5).
Так мы выявили, что компьютерные игры влияют на уровень работоспособности.
Чтобы помочь детям в решении данной проблемы, мы решили рассказать им о вреде игровой компьютерной зависимости и познакомить со способами ее профилактики.
Мы пошли в школы города (4, 5 классы), рассказали с показом видеоролика, что такое игровая компьютерная зависимость и к каким последствиям она может привести (потеря зрения, отсутствие интереса к жизни, чувство неудовлетворенности, отрицательные эмоции, депрессия, головные боли и др).
Для обучающихся были организованы мероприятия: «GAME OVER»(англ. gameover — «Игра окончена»); акции по профилактике игровой компьютерной зависимости.
Мы разработали для детей 10-12 лет режим игры на компьютере [17]. Срок проведения эксперимента-6 месяцев. На наш взгляд, этого времени достаточно, чтобы те, кто слишком увлечен компьютером, могли немного отвыкнуть. Наш эксперимент поддержали родители, взяв на себя контролирующую функцию. С целью информирования детей и родителей мы разработали небольшие буклеты, содержащие рекомендации по профилактике игровой компьютерной зависимости (приложение 6).
В октябре 2017 года с контрольной группой из 40 человек нами повторно были проведено тестирование по методике Красновой С.В. Результаты следующие: высокий уровень игровой компьютерной зависимости остался у 10 % обучающихся; средний уровень –у 35 %; низкий у 55%.(приложение 7)
Далее мы повторно провели исследования влияния компьютерных игр на работоспособность по методике Э.Крепелина. Результаты следующие: до начала игры - высокая работоспособность наблюдалась у 34 человек, низкая –у 7; после игры высокая – у 27; низкая – у 2 (приложение 8).
Заключение
В современном мире компьютерных технологий присутствует довольно много соблазнов, которые доступны без ограничения по возрасту. К этим соблазнам также можно отнести и компьютерные игры. Под влиянием компьютерных игр дети очень сильно меняются в поведении и далеко не в лучшую сторону. Многие исследования показывают что дети, играющие в компьютерные игры, приобретают новый вид зависимости, которая называется компьютерной. Эта пока еще молодая разновидность зависимости уже имеет на своем счету миллионы жертв. И большинство из них это дети с их еще не окрепшей психикой.
В нашем исследовании мы обращаемся к проблеме влияния компьютерных игр на работоспособность детей 10-12 лет. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили проследить, как именно компьютерные игры влияют на работоспособность детей. Это в свою очередь позволило нам дать практические рекомендации родителям и детям для профилактики игровой компьютерной зависимости, а также, способствовать формированию навыка критического отношения к компьютерным играм у детей 10-12 лет г. Лянтор. В результате проведенной коррекционной работы наблюдается положительная динамика уровня работоспособности испытуемых.
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Опросник по определению серьезности проблемы компьютерной зависимости
1. Является ли игровая компьютерная зависимость проблемой общества?
2. Часто ли вы играете в компьютерные игры?
7. Как часто вы используете Интернет?
Приложение 2.
Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета
Официальный источник материала: книга "КАК СПРАВИТЬСЯ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ", С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова.
Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.
1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?
2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
4. У вас есть боли в запястьях?
5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми?
6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?
10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?
13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
14. В последнее время у вас было сильное желание играть?
15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы?
16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?
Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.
Сравнительный результат исследования по методике «Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета» (С.В.Краснова и др.)
Методика «Счет по Крепелину»
В 1895 году Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой длинными рядами напечатаны пары цифр, подлежащие сложению.
Методику можно использовать для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции), умственной работоспособности и психического темпа.
Оборудование
Один-два бланка методики, ручка, секундомер.
Ход эксперимента
Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «На бланке напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой. Результат сложения записывайте под ними. Старайтесь работать быстро и не допускать ошибок. Когда я скажу: «Черта!» - поставьте вертикальную черту после той пары цифр, которую вы в тот момент складывали и продолжайте работать. Когда дойдете до конца первого ряда, сразу переходите ко второму и т.д. Понятно?» Необходимо ответить на все вопросы испытуемого до начала эксперимента.
Время проведения эксперимента может колебаться от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста и целей исследования). Через каждые 30 секунд экспериментатор дает команду: «Черта!» Допускаются индивидуальная и групповая формы обследования.
Краб = S2/S1, где
S2 – сумма правильно выполненных сложений в течение второй половины эксперимента;
S1 – сумма правильно выполненных сложений в течение первой половины эксперимента.
Если значение коэффициента работоспособности приближается к 1, то это означает, что утомления практически не происходит. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого. Коэффициент работоспособности, стремящийся к нулю, связан с истощаемостью внимания и снижением работоспособности.
Результаты исследования по методике Э.Крепелинана начальном этапе
Приложение 6
Буклет
Приложение 7
Сравнительный результат исследования по методике «Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета» (С.В.Краснова и др.)
Приложение8.
Результаты исследования по методике Э.Крепелина на заключительном этапе

Пчёлки на разведках

Как Дед Мороз сделал себе помощников

В какой день недели родился Юрий Гагарин?

Медведь и солнце

По морям вокруг Земли