.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_emansipatsiya_nesovershennoletnih_v_rossiyskom_zakonodatelstve.docx | 139.59 КБ |
Научно- образовательный форум школьников Республики Мордовия
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Эмансипация несовершеннолетних в российском законодательстве:
теория и практика применения
Секция: Общество. в котором мы живем
Автор работы: Деркаев В. Е.
10 класс МОУ «ЦО «Тавла»- СОШ №17»
Руководитель работы: Кудрявцева С. Ю.
учитель истории МОУ «ЦО «Тавла»- СОШ №17»
Саранск
2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……. 3
Глава 1. Институт эмансипации несовершеннолетних в Гражданском и Гражданском процессуальном кодексах Российской Федерации………………….. 5
Глава 2. Процедура объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) и ее правовые последствия………………………. 11
2.1. Процессуальные требования и процедура рассмотрения дел об эмансипации несовершеннолетнего в судебном порядке……………………………… 11
2.2. Правовые последствия для несовершеннолетнего……………………….14
Глава 3. Практическое применение института эмансипации несовершеннолетних …………………………………………………..………………………. 16
Заключение……………………………………………...……………………….24
Список использованных источников…………………………………...……...27
Приложения ………………………………………………………..………...… 31
Введение
Гражданское законодательство призвано регулировать имущественные отношения, складывающиеся между правоспособными и дееспособными субъектами гражданского оборота. Одним из таких субъектов, появившихся в последнее время, является эмансипированный несовершеннолетний. Институт эмансипации для российского законодательства явление новое. Необходимость его появления была вызвана экономическими реформами, которые проводились в нашей стране в последнее десятилетие. На возникновение института эмансипации так же повлияло и то, что Россия стала активным участником международных конвенций, касающихся данных вопросов. Стремясь войти в международное правовое пространство, она стремится привести внутреннее законодательство в соответствие с международно-правовыми стандартами
Участие детей в гражданских правоотношениях предопределено их возможностью быть участниками гражданского права. В теории до настоящего времени нет единства в понимании основополагающих категорий, характеризующих правосубъектность несовершеннолетних. Отсутствие единого научного подхода к понятию правосубъектности в целом и отдельных ее элементов (в частности, гражданской дееспособности) приводит к тому, что законодателем нередко формулируются противоречивые нормы, что приводит к затруднениям в правоприменительной практике, неоднозначным решениям судов, а значит, и к нарушению прав отдельных категорий граждан.
Вызывает множество споров правовая природа согласия родителей, усыновителей и попечителя на совершение сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также разрешения органа опеки и попечительства на дачу такого согласия. Существуют юридические коллизии в регулировании такого института как эмансипация несовершеннолетних.
Все выше сказанное свидетельствует о значимости и актуальности темы настоящей работы.
В современное российское гражданское законодательство термин «эмансипация» был введен только с принятием в 1994 году части первой Гражданского кодекса. Суть данного института состоит в том, чтобы сделать несовершеннолетнего независимым от его законного представителя при самостоятельном занятии законной предпринимательской деятельностью, совершении крупных сделок или при ином распоряжении собственными денежными доходами. Необходимость в этом действительно существует, поскольку согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет может совершать основную массу крупных сделок лишь с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная без надлежащего письменного разрешения, в соответствии с п. 1 ст. 175 ГК РФ может быть признана судом недействительной. В случае же получения несовершеннолетним лицом эмансипации он начинает самостоятельно отвечать по своим обязательствам, что и подразумевают п. 2 ст. 27 и п. 2 ст. 175 ГК РФ.
Однако знают ли несовершеннолетние о такой возможности, которую предоставляет им ст. 27 ГК РФ? Как применяется институт эмансипации на практике? Много ли в городе Саранске эмансипированных подростков? Ответы на эти вопросы и стали предметом моей исследовательской работы.
Цель работы – изучение теоретических основ института эмансипации, обозначение основных перспектив и проблем, возникающих с введением этого понятия в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- определить материально-правовые основания для объявления несовершеннолетнего гражданина эмансипированным;
- рассмотреть основные вопросы теории и практики, возникающие при применении норм института эмансипации;
- изучить правовые последствия объявления несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным;
- провести анализ практического применения института эмансипации несовершеннолетних в г. Саранске за последние 5 лет;
- провести анкетирование учащихся СОШ №17 и выявить уровень знаний несовершеннолетних об эмансипации.
Объект исследовательской работы - правовые нормы регулирующие институт эмансипации несовершеннолетних
Предмет исследовательской работы – применение института эмансипации несовершеннолетних на практике.
Гипотеза: неурегулированность вопроса эмансипации и малая осведомленность подростков об институте эмансипации несовершеннолетних приводит к его минимальной реализации.
Методы:
- изучение теоретического аспекта эмансипации в различных источниках;
- анкетирование;
- интервьюирование;
- сравнительный анализ;
- математическая обработка исследования.
Полученные в ходе исследовательской деятельности результаты представлены в виде диаграмм анализа данных и соответствующих выводов.
Глава 1. Институт эмансипации несовершеннолетних в Гражданском и Гражданском процессуальном кодексах Российской Федерации
С принятием в 1994 году нового Гражданского кодекса РФ для российского гражданского права появился новый правовой институт - эмансипация. Эмансипация является новым основанием для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Для полной характеристики понятия «эмансипация» необходимо обратиться к содержанию непосредственно связанных с ним понятий: правоспособность и дееспособность.
Согласно ст. 17 ГК РФ гражданская правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, т.е. способность выступать в качестве субъекта гражданских правоотношений [2]. Ст. 18 ГК РФ дает перечень основных наиболее значимых гражданских прав: возможность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской, иной деятельностью, не запрещенной законом; создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права автора.
В соответствии со ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижению восемнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ) [1]. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Обладать дееспособностью - значит иметь способность самостоятельно совершать юридически значимые действия, в том числе, совершать сделки, заключать договоры, выступать в качестве субъектов различных обязательств, а также нести ответственность за причинение вреда другим лицам, неисполнение принятых обязательств и т.д. С наступлением совершеннолетия предусмотренные законом права во всей сфере гражданско-правовой жизнедеятельности гражданина (гражданская правоспособность) могут самостоятельно им осуществляться в имущественных, трудовых, семейных и иных правоотношениях с физическими и юридическими лицами. Однако это не означает, что принадлежащие несовершеннолетнему права остаются лишь его потенциальной возможностью и при необходимости не могут быть приведены в действие в его интересах.
В Гражданском кодексе РФ говорится, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя, либо занимается предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК РФ).
Понятие «эмансипация» (от лат. еmancipate) означает освобождение от какой-либо зависимости, от предрассудков; отмену ограничений, уравнение в правах. Цель эмансипации – освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на совершение сделок.
Надо отметить, что в настоящее время институт эмансипации представляет собой исключение из общего правила и поэтому он не должен рассматриваться как всеобщее руководство к действию. Законодатель ввел этот институт для отдельных граждан, зрелость которых достигла требуемого уровня[30]. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства, с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Особенности рассмотрения судом дел об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) установлены главой 32 Гражданско-процессуального кодекса РФ[5].
Эмансипация есть правовое явление, посредством которого происходит не только преобразование правового, но и социального статуса личности, его места в обществе. Значимость эмансипации для подростка заключается в том, что через борьбу за собственную независимость, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Эмансипация подростков имеет значение и для общества. Признание за ним правового положения, соответствующего его социальной зрелости, способствует более ранней созидательной реализации им своих сил и способностей. Трудовая деятельность подростка, являющаяся необходимым условием эмансипации, отвлекает его от компаний сверстников, ведущих неправильный, порой антисоциальный образ жизни.
Также подростки используют эмансипацию в случаях плохих взаимоотношений с родителями, а устройство на работу лишь та необходимость, которую требует закон. Основная цель, преследуемая детьми, заключается в избавлении от опеки нерадивых родителей. Сегодня эмансипация подростков не носит массового характера. Это объясняется тем, что трудовая и предпринимательская деятельность несовершеннолетних не стала обычным явлением российской действительности.
Правовой основой эмансипации несовершеннолетних является Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы Российской Федерации.
Исходя из определения эмансипации, можно выделить следующие ее способы: в силу закона и по решению уполномоченных органов. В первом случае, при эмансипации в силу закона, речь идет о признании за несовершеннолетним его полной дееспособности при наличии оснований, конкретно указанных в законе. Основанием эмансипации необходимо считать причину, достаточный повод для приобретения несовершеннолетним полной гражданской дееспособности. Под эмансипацией в силу закона ГК РФ предусматривает два основания. Одно из них включает в себя достижение лицом 18-летнего возраста, т.е. «естественную» эмансипацию. Второе основание эмансипации в силу закона включает в себя признание за несовершеннолетним полной дееспособности при досрочном вступлении в брак, т.е. до 18-летнего возраста (п.2 ст. 21 ГК РФ). Такой несовершеннолетний получает полную гражданскую дееспособность в силу закона автоматически после регистрации брака в установленном порядке.
Вторым случаем эмансипации является объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, соответствующими компетентными органами полностью дееспособным. А основанием для объявления является - решение органа опеки и попечительства или суда об эмансипации несовершеннолетнего. Законом предусмотрены конкретные условия для объявления несовершеннолетнего эмансипированным.
Пункт 1 ст. 27 ГК РФ устанавливает следующие условия:
- достижение несовершеннолетним 16-летнего возраста;
- работа по трудовому договору или занятие предпринимательской деятельностью с согласия родителей, усыновителей или попечителя;
- согласие законных представителей на эмансипацию. Но даже при наличии данных условий эмансипация не наступает автоматически, для этого необходимо решение органов опеки и попечительства или решение суда (при отсутствии согласия одного из родителей) [3].
В случае обращения за эмансипацией работающий гражданин должен представить документ, подтверждающий факт работы (копию трудового договора\трудовой книжки, справку от работодателя). Устная договоренность о выполнении гражданином определенной работы правового значения для эмансипации не имеет.
С. В. Букшина отмечает, что с позиции ГК РФ для эмансипации несовершеннолетнего продолжительность трудового стажа значения не имеет. Закон допускает ситуацию, когда, устроившись сегодня на работу, уже завтра несовершеннолетний может подать заявление об эмансипации, которое должно быть принято и рассмотрено. Однако такой подход законодателя представляется неверным. Нельзя ставить в один ряд работающих продолжительное время подростков с теми, кто проработал буквально несколько дней[14]. Поэтому, соглашаясь с позицией С.В. Букшиной, считаю необходимым внести поправки в ст. 27 ГК РФ, указав в ней необходимый для эмансипации трудовой стаж несовершеннолетнего (скажем два месяца). Лицо, желающее обрести полную дееспособность ранее установленного законом возраста, должно убедить суд в том, что его заработок или доходы от предпринимательской деятельности позволяют ему самостоятельно отвечать по обязательствам, причем как из причинения вреда, так и, принимая во внимание практику судов общей юрисдикции, по обязательствам, возникающим из договоров.
В Федеральном Законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23 июня 2003 года законодатель определяет порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В законе говорится и про регистрацию несовершеннолетнего в качестве ИП. Ему необходимо предоставить те же документы, что и лицам, старше 18 лет, при этом приложить: «нотариально заверенное согласие родителей (иных представителей) на осуществление предпринимательской деятельностью, либо копию свидетельства о заключении брака, либо копию решения органа опеки и попечительства или суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным»[13]. Таким образом, в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» законодатель определил, что регистрация предпринимательской деятельности возможна только на основании решения об эмансипации или документов, подтверждающих факт вступления этого лица в брак [31]. Несовершеннолетний, не приобретший дееспособности в полном объеме, фактически не может быть предпринимателем, так как для совершения каждой отдельной сделки ему необходимо получать письменное согласие законного представителя, что противоречит систематичности, как одному из важнейших признаков предпринимательства. Как видим, складывается определенная парадоксальная ситуация: чтобы пройти государственную регистрацию предпринимательства, несовершеннолетний должен приобрести полную дееспособность. А чтобы пройти процедуру эмансипации в силу п. 1 ч. 1 ст. 27 ГК РФ он должен фактически заниматься предпринимательской деятельностью. Таким образом, эта норма противоречива и требует изменения.
Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает минимальный возраст, с которого допускается заключение трудового договор –16 лет (ст. 63 ТК РФ)[8]. В соответствии со ст. 173 КзоТа РФ, несовершеннолетние имеют право работать по трудовому договору по достижении ими возраста 15 лет. Допускается и прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя. Это относится и к работе в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках [29]. Таким образом, наличие трудового договора у несовершеннолетнего является основанием его эмансипации. Однако если 16-летний выполняет работу по договору подряда, поручения, комиссии, то права на эмансипацию у него не возникает, т.к. не возникают при этом трудовые отношения.
Глав 2. Процедура объявления несовершеннолетнего дееспособным и ее правовые последствия.
2.1. Процессуальные требования и процедура рассмотрения дел об эмансипации несовершеннолетнего в судебном порядке.
Законодатель установил два варианта процедуры объявления эмансипированным в зависимости от наличия согласия законных представителей несовершеннолетних. Если согласие имеется, эмансипацию своим решением производит орган опеки и попечительства, а если оно отсутствует, эмансипация производится на основании решения суда.
Если законные представители несовершеннолетнего согласны на объявление его полностью дееспособным, то несовершеннолетним подается заявление в органы опеки и попечительства по месту жительства [24]. К заявлению прилагаются: характеристика с места учебы/работы, документы об образовании, копия трудового договора/контракта или копия трудовой книжки, справки из наркологического и психоневрологического диспансера, сведения об имуществе заявителя; письменно согласие законных представителей несовершеннолетнего на объявление его дееспособным. Если один из родителей умер, лишен родительских прав, утратил дееспособность то достаточно согласия одного из родителей. Заявление рассматривается органом опеки и попечительства в присутствии несовершеннолетнего и его законных представителей, что бы удостовериться, что названные лица понимают все правовые последствия эмансипации. Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным, если получаемые им доходы позволяют ему быть материально независимым, а деятельность, приносящая ему эти доходы, осуществляется им регулярно [17]. Правоприменитель должен убедиться, что психическое развитие ребёнка, уровень жизненного опыта позволяют ему участвовать в гражданских правоотношениях, не прибегая к помощи родителей при совершении сделок; выяснить мотивы эмансипации, определить является ли волеизъявление ребенка свободным, осознанным либо вынужденным. По результатам рассмотрения заявления орган опеки и попечительства выносит решение (постановление) о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным либо об отказе в этом. В случае отказа, ребёнок, настаивающий на эмансипации, может обратиться в суд. Суд должен проверить обоснованность отказа в эмансипации и вынести решение по существу. Рассматривая заявление об эмансипации, по существу, суд должен внимательно изучить тот же круг вопросов, что и орган опеки и попечительства[25].
В заявлении в суд, в котором содержится просьба об объявлении несовершеннолетнего эмансипированным, должны быть указаны:
- основания для эмансипации: трудовой договор, свидетельство индивидуального предпринимателя, документы о налогообложении подростка как индивидуального предпринимателя и др.;
- отказ родителей (других представителей) органа опеки и попечительства от дачи согласия для объявления несовершеннолетнего эмансипированным[16].
Заявление о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным может быть подано и по просьбе одного из его законных представителей, например, одним из родителей, в то время как другой родитель возражает против эмансипации, или органом опеки и попечительства[27].
Законом устанавливаются лица, которые должны присутствовать при рассмотрении дела об эмансипации в суде: заявитель, его законные представители, представитель органа опеки и попечительства, прокурор. Присутствии несовершеннолетнего обязательно. При неявке кого-либо из участников дела судебное разбирательство откладывается. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ неявка прокурора, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела [6]. В процессе рассмотрения дела об эмансипации суд должен исследовать все обстоятельства дела, свидетельствующие о достижении лицом требуемой психической зрелости. В этой связи целесообразно было бы производить психиатрическую\психологическую экспертизу в отношении заявителя, а также выявлять у него наличие необходимого минимума имущества. В то же время суд сам может убедиться в наличии психической зрелости несовершеннолетнего. В любом случае суд должен установить наличие достаточных оснований для объявления данного лица полностью дееспособным. При вынесении решения суд может удовлетворить или отклонить просьбу заявителя. Отклонение просьбы заявителя не может препятствовать повторному обращению в суд с той же просьбой при условии появления новых оснований для объявления гражданина полностью дееспособным [24]. При удовлетворении заявленной просьбы несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации. Эмансипация является бесповоротным актом, и его отмена не представляется возможной. На мой взгляд, это является не совсем правильным, потому как в некоторых случаях решение судом может быть принято на основе оценки формальных условий для приобретения полной дееспособности, а по факту указанное событие может быть преждевременным, что может привести к негативным последствиям для самого подростка.
Так или иначе, с момента вступления в законную силу решения об эмансипации, вынесенного компетентным органом, несовершеннолетний приобретает полную гражданскую дееспособность.
2.2 Правовые последствия эмансипации для несовершеннолетнего
Правовые последствия эмансипации следует разделить на две группы:
1. Последствия, которые сохраняют у эмансипируемого его статуса как несовершеннолетнего;
2. Положения, свидетельствующие об изменении в правовом статусе несовершеннолетнего.
Первая группа последствий связана с сохранением эмансипированным лицом его статуса как несовершеннолетнего [28]. По мнению С.Буткиной, с эмансипацией связаны изменения лишь в отдельных гражданских и семейных правоотношениях. В остальном лицо продолжает оставаться ребенком и обладает всеми связанными с этим правами, в частности не его правовой статус распространяются нормы ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"[32].
Эмансипированный несовершеннолетний не может быть назначен опекуном или попечителем (ст. 35 ГК РФ) [4], он не вправе усыновить ребенка (ст. 127 СК РФ) [37]. Эмансипированный, оставаясь несовершеннолетним, имеет право вселиться в жилое помещение родителей, а отчуждение жилого помещения, где он проживает, должно производиться с согласия органа опеки и попечительства (ст. 292, 679 ГК РФ) [38] [39].
В трудовом правоотношении объявление несовершеннолетнего эмансипированным не влечет изменения его статуса. Эмансипированные несовершеннолетние, не достигшие 18 лет, в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним. Но в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются установленными законом льготами. В сфере социального обеспечения эмансипированное лицо продолжает оставаться нетрудоспособным и не утрачивает права на получение пенсии по случаю потери кормильца [12]. Так же эмансипированный гражданин сохраняет права несовершеннолетнего и в сфере вождения транспортным средством - до 18 лет он не может сесть за руль автомобиля, но с 16 лет вправе управлять мототранспортными средствами (категории «А»)[9]. Эмансипированный гражданин сможет приобрести и использовать оружие только с 18 лет и после получения соответствующей лицензии[11]. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет [10]. Эмансипация не снижает возрастной порог для покупки алкогольной и табачной продукции -18 лет. Эмансипация также не является основанием для вступления в брак. При вступлении в брак до достижения брачного возраста (18 лет) необходимо соблюдение установленного законом порядка (см. ст. 13 СК РФ) [40].
Будучи полностью дееспособным, несовершеннолетний свободен в распоряжении своим имуществом, и этим имуществом отвечает по своим обязательствам перед другими лицами. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного [15]. До процедуры эмансипации ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей (ст. 60 СК РФ) после эмансипации он утрачивает это право, но обязан вносить некоторую часть своего дохода в семейный бюджет, если совместно проживает с родителями.
Российский законодатель установил, что эмансипированный несовершеннолетний не имеет права выступать в качестве представителя в суде общей юрисдикции.
При анализе правовых последствий эмансипации можно сделать вывод, что с эмансипацией связаны лишь изменения в отдельных гражданских и семейных правоотношениях несовершеннолетнего, в остальном он продолжает оставаться ребенком, и обладает всеми связанными с этим правами.
Практика применения норм института эмансипации до сих пор практически отсутствует, и если в европейских странах, она находит широкое применение, то в России такой практики еще практически не сложилось. Прежде всего, это связано с тем, что нормы института эмансипации недостаточно четко определены не только в самом Гражданском кодексе Российской Федерации, но в других законах и законодательных актах. Верховный Суд Российской Федерации не может определить четкую позицию при применении норм института эмансипации в судебной практике. Все это затрудняет практику применения норм эмансипации в настоящее время.
Глава 3. Практическое применение института эмансипации несовершеннолетних.
3.1. Из международной практики
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка совершеннолетними, а значит полностью дееспособными, признаются граждане с 18 лет в РФ, Англии и Франции, а вот в Германии только в день окончания 18-го года жизни, в Швейцарии и Японии в 20-летнем возрасте. В США в разных штатах совершеннолетие наступает в возрасте от 18 лет до 21 года [35] (диаграмма 1).
В Конвенции не употребляется такое понятие как «эмансипация», однако в статье 1 проговаривается возможность получения совершеннолетия до 18 лет. Все вопросы, связанные с дееспособностью несовершеннолетних до 18 лет, рассматривается странами самостоятельно в соответствии с национальными традициями и требованиями экономического развития страны. Так, во Франции несовершеннолетний считается недееспособным до достижения 18 лет. Его имуществом управляют родители или опекуны. Они также совершают сделки от его имени. Однако в определенных случаях несовершеннолетний вправе самостоятельно осуществлять акты гражданско-правового характера, получив предварительное согласие родителя или опекуна. По достижении несовершеннолетним французом 16-ти лет некоторые из совершаемых им сделок признаются действительными и при отсутствии такого согласия (заключение трудового договора, распоряжение своим заработком или вкладом в банке и др.). В Англии до достижения 18 лет физическое лицо считается несовершеннолетним, и его дееспособность ограничена независимо от возраста. Хотя в Англии также как и в США, объем дееспособности несовершеннолетних вообще формально не зависит от их возраста и определяется кругом сделок, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно [35].
3.2. Комментарии юристов об эмансипации несовершеннолетних.
Многие юристы, комментируя положение ГК, ГПК об эмансипации, практически единогласно считают, что этот институт представляет собой лишь исключение из общего правила и не должен рассматриваться как всеобщее руководство к действию [32, 18]. Он предназначен законом для отдельных граждан, зрелость которых достигла определенного уровня, но вот как определять достаточно ли зрелым является человек, желающий эмансипироваться, единого мнения среди юристов нет. Одни юристы, например, С. Буткина предлагают ввести процедуру обязательного обследования у психолога лиц, которые подают заявление об эмансипации [32], а другие, например, И.Г. Прицкер, возражают против такой процедуры, считая, что сформулировать вопросы для такой психологической экспертизы невозможно [34].
Есть юристы, которые появление статей об эмансипации связывают с предпринимательской деятельностью несовершеннолетнего. Так А. И. Пергамент считает, что именно поэтому и объединены в одной статье и норма, которая позволяет лицу в возрасте от 16 до 18 лет заниматься предпринимательством с согласия родителей, и норма, которая позволяет несовершеннолетнему предпринимателю приобрести эмансипацию. Однако Нечаева обратила внимание на то, что несовершеннолетние стали прибегать к эмансипации для защиты своих прав [33].
Нет единого мнения среди специалистов и в отношении вопроса, продолжать ли считать эмансипированного подростка ребенком или нет. Так С. Буткина считает, что с эмансипацией связаны изменения лишь в отдельных гражданских и семейных правоотношениях [32], а в остальном лицо продолжает оставаться ребенком, и обладает всеми связанными с этим правами, в частности на его правовой статус распространяются нормы ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [7]. А вот в соответствии с Конвенцией о правах ребенка эмансипированный подросток перестает быть ребенком, так как в статье 1 говорится о том, что ребенок - это человеческое существо, не достигшее 18 лет, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигнет совершеннолетия ранее, но ведь процесс получения совершеннолетия раньше 18 лет и есть эмансипация.
В основном юристы рассматривают теоретические вопросы, связанные с эмансипацией и очень мало работ, в которых анализируются проблемы практического применения эмансипации. Никакой статистики по количеству эмансипированных подростков в стране не ведется. Никто не исследует причины, которые становятся приоритетными для подростка, желающего получить эмансипацию. Этим я и решил заняться - провел исследование практического применения эмансипации за последние 5 лет в г. Саранске.
3.3 Применение эмансипации несовершеннолетних в г. Саранске
Сделав запросы в органы опеки и попечительства г. Саранска (Пролетарского, Ленинского и Октябрьского районов) я узнал, что за период 2015-2020 гг. ни одного подростка в возрасте от 16 до 18 лет эмансипированно не было (табл. 1), но обращения все же были (табл. 2). В ходе беседы с зам. зав отделом по защите прав детства по Ленинскому району г. Саранска Демкиной Эллой Рафаилевной я выяснил, что за 2015-2020 гг. в этом районе города было три случая обращения несовершеннолетних с целью получения полной дееспособности. В одном случае (17-ти летний юноша учился и работал) по ходу сбора документов и бюрократических проволочек было упущено время, подростку исполнилось 18 лет и он автоматически стал дееспособным. Эмансипированными хотели стать еще два мальчика. Причина – конфликты в семье. Как рассказала Элла Рафаилевна, ребята недопонимали все риски и ответственность с приобретением статуса эмансипированного. Так же на момент обращения они небыли трудоустроены и не занимались предпринимательской деятельностью. Работниками органов опеки и попечительства была проведена разъяснительная работа с юношами, беседы с родителями и представителями школ, дальнейшего хода дела не получили. Элла Рафаилевна заметила, что в Саранске все же были случаи эмансипации. В 2001 году органы опеки и попечительства Ленинского района г. Саранска вынесли утвердительное решение об эмансипации в отношении двух мальчиков. Оба работали (один на заводе, второй в косметической компании прямых продаж «Oriflame»). Еще один случай был зафиксирован в 2011 году, на этот раз независимой захотела стать юная леди. Девочка работала и целиком могла себя обеспечивать именно поэтому она решила официально добиться статуса эмансипированной (табл. 3, диаграмма 2). Органы опеки и попечительства при рассмотрении выше перечисленных прецедентов в случае соблюдения всех правил признания подростков эмансипированными вынесли положительные постановления, поэтому обращений в суд по этому вопросу в г. Саранске не зафиксировано.
Органы опеки и попечительства Пролетарского и Октябрьского районов г. Саранска на мой запрос ответили, что случаи эмансипации несовершеннолетних не имели место быть (табл. 4, табл. 5).
Таким образом, самое большое количество эмансипированных несовершеннолетних оказалось в Ленинском районе и ни одного в Пролетарском и Октябрьском районах (табл.6, диаграмма 3).
Приоритетной причиной эмансипации является трудоустройство. Эмансипированных по причине занятия предпринимательской деятельностью не выявлено (табл. 7, диаграмма 4). Не мало важной становится причина- семейные конфликты.
В ходе бесед я выяснил, что трудности, с которыми сталкиваются специалисты из органов опеки и попечительства, состоят в том, что нет нормативных актов перечисляющих требования, которым должен соответствовать подросток, желающий эмансипироваться и им приходится тщательно подходить к рассмотрению каждого заявления несовершеннолетнего о признании его эмансипированным. Иногда органы опеки и попечительства сами становятся инициаторами эмансипации.
Почему же так мало эмансипированных несовершеннолетних в нашем городе? Потому что выполнить условия эмансипации на практике очень трудно.
Во-первых, трудоустроиться сложно молодым специалистам после окончания ВУЗа, везде нужны специалисты со стажем работы, а уж 16-летним, без образования и профессии, вообще сложно. Не очень-то хотят работодатели брать на работу несовершеннолетних. Ведь согласно ст.134 КЗоТ несовершеннолетние в трудовых отношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и т.д. пользуются установленными законом льготами.
Во-вторых, в условиях современной экономики и взрослым то сложно начать свое дело, а уж детям тем более. Главное, что не хватает детям - уверенности в себе и, конечно же, начального капитала. В приобретении того и другого молодым предпринимателям пока стоит рассчитывать в большей степени на себя или родителей, в меньшей - на программы развития молодежного предпринимательства, действующие во многих регионах России.
Федеральная налоговая служба России не ведет отдельной статистики по несовершеннолетним предпринимателям. Предполагается, что пока их всего несколько тысяч, что в масштабах страны совсем немного. Как считает руководитель Департамента государственной регистрации юридических лиц ФНС России Сергей Дуканов, большая часть из них (более 80%) - выходцы из семей мелких предпринимателей или владельцев крупных фирм. Это легко объяснимо: во-первых, им легче найти (а точнее, выпросить у родителей) первоначальный капитал; во-вторых, они уже более-менее знакомы и с законами рынка, и с юридической стороной бизнеса [36].
Но кроме родителей помощь несовершеннолетним, желающим трудоустроиться или заняться предпринимательской деятельностью, должно оказывать государство и общество, создавая всевозможные программы поддержки. Одна из таких программ работает во многих регионах России. Это программа, проводится международной организацией «Достижения молодых» (Junior Achievement), в которую Россия вошла в 1991г. Основной целью программы является помощь молодежи и школьникам в овладении навыками предпринимательства и экономическими знаниями, новыми информационными технологиями, поддержка начинающих предпринимателей. Кураторы программы считают, что люди, начавшие заниматься бизнесом в подростковом возрасте, в любой сфере добьются большего, чем их сверстники, которые оттягивают этот момент до совершеннолетия или до получения высшего образования. Молодежь способна генерировать оригинальные идеи и находить нестандартные бизнес-решения, которые могут приносить реальный доход Программа включают лекции, практические занятия, деловые и компьютерные игры, моделирование, анализ экономических ситуаций, региональные и межрегиональные соревнования, направленные на выработку навыков предпринимательской деятельности и решения экономических задач.
«Действует ли программа «Достижения молодых» в Мордовии, и какие еще программы помощи несовершеннолетним, желающим трудоустроиться или заняться предпринимательской деятельностью, существуют?» С таким вопросом я обратился в «Мордовский республиканский молодежный центр» Республики Мордовия к начальнику центра инноваций социальной сферы Кидяевой Анастасии Николаевне. Как оказалось, никаких программ в нашей республике нет, а о программе «Достижения молодых» Анастасия Николаевна слышала впервые. Но она отметила, что в республике активно действует эффективная площадка для развития перспективных молодых компаний «Бизнес-инкубатор». Из Интернета я узнал, что бизнес-инкубатор - это общее название для групп и организаций с малым количеством персонала, которые способствуют развитию малого предпринимательства. Целью «Бизнес-инкубатора» является поддержка и развитие малых форм предприятий на начальной стадии развития с помощью создания благоприятных условий для их организации, становления и успешного развития. Все это хорошо, но программы Бизнес-инкубатора не выделяют несовершеннолетних предпринимателей, а следовательно нет гарантий, что они получат помощь в организации своего дела.
3.4 Диагностика учащихся 9-10 классов МОУ «ЦО «Тавла» СОШ№17» знания и степени готовности применения эмансипации несовершеннолетних.
Для того чтобы закон действовал на практике, необходимо чтобы о нем знали. Но что знают об эмансипации сами несовершеннолетние? Для того чтобы узнать, какой информацией обладают несовершеннолетние об эмансипации, я провел анкетирование учащихся 9-11 классов МОУ «ЦО «Тавла» СОШ№17. В анкете я спросил, знают ли они:
А) Что такое дееспособность? Б) Условия, при которых дееспособность можно получить до 18 лет? В) Что такое эмансипация? Г) Возраст, с которого можно получить эмансипацию? Д) Органы, в которые надо обращаться несовершеннолетним, чтобы получить эмансипацию?
Всех опрошенных учащихся я поделил на три группы: ученики 9 кл., ученики профильных (историко-правовых) 10, 11 классов и ученики 10, 11 классов негуманитарного профиля.
Полученные результаты анкетирования представлены в виде таблиц (8,9,10) и диаграмм (5,6,7), из которых мы видим:
1. Опрос показал, что большинство учащихся 9 классов знают, что такое «дееспособность», но это единственное что они знают (табл.8, диаграмма 5).
2. В профильных историко-правовых 10,11 кл. все учащиеся знают, что такое «дееспособность», большинство знает об эмансипации. Единственный вопрос, на который большая часть учащихся ответа отрицательно - в какие органы надо обращаться, чтобы получить эмансипацию (табл.9, диаграмма 6).
3. Большинство учащихся 10-11 классов негуманитарного профиля знают, что такое «дееспособность», на остальные же вопросы, кроме Б, ответили отрицательно. И что интересно, не зная, что такое эмансипация, половина отметила, что знает об условиях, при которых дееспособность можно получить до 18 лет (табл.10, диаграмма 7).
Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся ничего не знает про эмансипацию. Однако результаты опроса учеников профильных 10, 11 классов лучше, чем результаты опроса среди учеников общеобразовательных классов, что неудивительно, так как в профильных классах изучается предмет «Право».
Для объяснения результатов анкетирования, я обратился к школьным учебникам по праву и обществознанию, по которым ведется преподавание в нашей школе. Проанализировав учебники «Обществознание» для 8-11 классов [20], [21], [22], [23], я понял, почему учащиеся так мало знают про эмансипацию. Темы «Дееспособность» и «Эмансипация» освещены мало. В учебнике за 8 класс никакой информации по этим темам нет. В учебнике за 9 класс в §19 есть пункт «Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних», в дополнительном документе к пункту в двух словах дается информация об эмансипации (табл.11). Все ли ученики обратят внимание на этот документ – вопрос. Поэтому не удивительно, что ответы девятиклассников на все вопросы кроме «А» («Что такое дееспособность?») в основном отрицательные (табл. 8, диаграмма 5). В учебнике за 10 класс в §23 дается понятие дееспособности и сообщается, что «если несовершеннолетний достиг 16-летнего возраста и работает по трудовому договору либо занимается предпринимательством, то он может быть объявлен полностью дееспособным» [22]. Как мы видим, дается информация об условиях получения эмансипации, но в самом параграфе понятия «эмансипации» нет (табл.12). Единственное что я нашел по интересующим меня вопросам в учебнике за 11 класс – определение эмансипации в словаре от §17 «Эмансипация – освобождение от какой-либо зависимости, уравнение в правах» [23] (табл. 12). Это объясняет результаты анкетирования в 10, 11 кл. негуманитарного профиля: большинство не знает, что такое эмансипация, но знает условия, по которым ее можно получить (табл. 10, диаграмма 7).
Учебник по «Праву» Никитина А.Ф., Никитиной Т.И. 10-11 класс [19] дает полную информацию об эмансипации только в 11 классе §41 (табл.13) что, на мой взгляд, уже поздно. В 11 кл. учатся 17-летние молодые люди, которые, как правило, уже настроены на поступление в ВУЗ. Эти знания расширят правовую компетенцию современных подростков, но вряд ли будут применены на практике.
Я считаю, что информацию об эмансипации надо расширенно сообщать учащимся в 9 кл., где учатся 15-летние молодые люди, у которых впереди стоит выбор: или идти учиться в техникумы, училища и получать профессию; или работать, обучаясь в вечерней школе; или продолжать обучение в школе, готовясь к поступлению в ВУЗ. Знания об эмансипации в этом возрасте могут кому-то пригодится для применения на практике.
Заключение
Полученные в результате исследования данные позволяют подтвердить мою гипотезу: институт эмансипации сегодня почти не применяется на практике. За последние 5 лет в г. Саранске случаи эмансипации несовершеннолетних не зафиксированы. В практике органов опеки и попечительства г. Саранска значатся всего 6 случаев обращения подростков с целью получения статуса энасипированного. Причинами малого количества эмансипированных подростков является то, что:
· трудовая и предпринимательская деятельность несовершеннолетних не стала обычным явлением в нашей действительности;
· уровень знаний несовершеннолетних об эмансипации очень низкий.
Любое право гражданина становится реальной социальной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении самого права. Из представленного в данной работе материала видно, что нормы института эмансипации законодательно закреплены, но существуют множество вопросов теоретического и практического характера. В частности, отсутствует правовая регламентация процедуры объявления несовершеннолетнего эмансипированным органом опеки и попечительства. Отсутствуют рекомендации относительно тех требований, которым должен соответствовать подросток, желающий стать эмансипированным. Ничего не сказано о социальной зрелости такого подростка и относительно того, кто должен ее определять.
А ведь эмансипация подростков имеет значение и для общества, и для подростка. Институт эмансипации в условиях рыночной экономики призван способствовать развитию деятельности малого предпринимательства, мелкого бизнеса, и тем самым дальнейшему развитию экономики.
До тех пор пока государство не начнет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанных с эмансипацией, этот институт права будет редко применяться на практике. Несовершеннолетний готовый заниматься трудовой или предпринимательской деятельностью нуждается в помощи и поддержки не только со стороны родителей, но и государства, и общества, поэтому необходимы программы по созданию условий для занятия этой деятельностью.
Чтобы подготовить подростков к успешной и эффективной трудовой и предпринимательской деятельности и выработке качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностями необходимо создание системы непрерывного, социально-экономического образования школьников, их предпрофессиональную и раннюю профессиональную подготовку в области экономики и бизнеса. Также необходимо повышать правовую культуру несовершеннолетних, продолжая развивать систему школьного правового образования, вводя предмет «Право» как обязательный во всех 9-11 классах и проводить правовые классные часы, особенно в 9 классах.
Повторюсь, что рассматривая вопросы, связанные с эмансипацией не следует забывать об одном обстоятельстве, которое необходимо учитывать при разработке мер: институт эмансипации представляет собой лишь исключение из общего правила и не должен рассматриваться как всеобщее руководство к действию. Он предназначен законом для отдельных граждан, зрелость которых достигла определенного уровня.
Содержащиеся в исследовании теоретические положения и результаты практических исследований могут быть использованы на уроках, занятиях кружков и факультативах по обществознанию, праву, как материал для проведения классных часов.
Для повышения уровня знаний об эмансипации у учащихся МОУ «ЦО «Тавла»СОШ№17 мною разработаны «Памятка несовершеннолетним, желающим получить эмансипацию» и буклет «Помощник при получении эмансипации несовершеннолетних», которую я отвез в органы опеки и попечительства г. Саранска, в Управление по делам молодежи Республики Мордовия. Я надеюсь, что в будущем будут предприняты меры для решения проблем, связанных с эмансипированными подростками.
Список источников
9. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. №196-ФЗ. Ст.196
10. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. №53-ФЗ. Ст.22.п.4
11. Федеральный закон Российской Федерации «Об оружии» от 13.12.1996 г.. №150-ФЗ. Ст.13
12. Федеральный закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ. Ст.50
13. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 27.10.2008г.№127-ФЗ. Ст.21. п.1
14. Букшина С.В. Эмансипация несовершеннолетних граждан по законодательству Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук/ Букшина Светлана Владимировна.-Томск, 2003.- 24с. – Текст: непосредственный.
15. Букшина С.В. Эмансипация: проблемы и перспективы. – М., 2005. С.38
16. Букшина С.В. Эмансипация: проблемы и перспективы. – М., 2005. С.62
17. Иоффе О.С.. Избранные труды по гражданскому праву. – М.: Хозяйственное право, 2001. С. 378
18. Кравченко А.М. Обществознание. 11 учеб. для общеобразоват. организаций/ А.М. Кравченко, Е.А. Певцов. – М.: Русское слово, 2003.- Текст: непосредственный.
19. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Право. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник/А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина.-М.: Дрофа, 2017.- 447с.- ISBN 978-5-358-17898-4. Текст непосредственный
20. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобраз. организаций/Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая [и др.].- М. :Просвещение, 2019. – 271с. – ISBN 978-5-09-070426-7. Текст: непосредственный.
21. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобраз. организаций/Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая [и др.].- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020. – 224с. – ISBN 978-5-09-074206-1. Текст: непосредственный.
22. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобраз. Организаций/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая [и др.].- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020. – 319с. – ISBN 978-5-09-073926-9. Текст: непосредственный.
23. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобраз. Организаций/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая [и др.].– 4-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2018. – 335с. – ISBN 978-5-09-093302-7. Текст: непосредственный.
24. Сергеев А.П. Гражданское право в 2-х томах: учебник. ТОМ 1/ А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2007. С. 91. Текст: непосредственный.
25. Сергеев А.П. Гражданское право: учебник. Часть 3. / А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М.: Проспект, 2007. С. 247. Текст: непосредственный.
26. Сергеев А.П. Гражданское право: учебник. Часть 3. / А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой– М.: Проспект, 2007. С. 300. Текст: непосредственный.
27. Суханов Е.А. Гражданское право в 2-х томах. ТОМ 1. – М., 2000. С. 218. Текст: непосредственный.
28. Шершневич Г.Ф. учебник торгового права. – М., 2000. С. 109. Текст: непосредственный
29. Шершневич Г.Ф. учебник торгового права. – М., 2000. С. 137. Текст: непосредственный
30. Букшина С.В. Эмансипация: проблемы и перспективы/ С. Букшина. - Текст: непосредственный//Хозяйство и право. – 2005. - №7. – с. 50
31. Букшина С.В. Эмансипация: проблемы и перспективы/ С. Букшина. - Текст: непосредственный//Хозяйство и право. – 2005. - №7. – с. 51-52
32. Буткина С. Эмансипация: проблемы и перспективы/ С. Буткина. – Текст: непосредственный//Хозяйство и право. №27.1999. с.20
33. Нечаева А.М. Защита прав ребенка/ А.М. Нечаева. – Текст непосредственный//Закон.№10. 2005. С.13
34. Прицкер И.Г. Комментарий к статье 27 ГК РФ «Эмансипация»/И.Г. Прицкер. – Текст непосредственный//Вестник башкирского университета. №1. 2000.
37. Статья 127 СК РФ. Лица, имеющие право быть усыновителями:
https://sk-kodeks.ru/st-127-sk-rf. – Текст: электронный.
Приложение 1
Диаграмма 1
Таблица 1
Количество эмансипированных мальчиков и девочек
в г. Саранске за 2015-2020 гг.
Всего: | Мальчики (чел.) | Девочки (чел.) |
0 | 0 | |
0 (чел.) |
Таблица 2
Случаи обращений подростков в органы опеки и попечительства
за эмансипацией в Ленинском районе г. Саранска (за все время)
2001 год | 2011 год | 2015-2020 гг. | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки |
2 | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 |
2 чел. | 1чел. | 3 чел. |
Таблица 3
Случаи эмансипации несовершеннолетних в г. Саранске.
Всего: | 2001 год | 2011 год | ||
Мальчики (чел.) | Девочки (чел.) | Мальчики (чел.) | Девочки (чел.) | |
2 | 0 | 0 | 1 | |
3 (чел.) |
Диаграмма 2
Таблица 4
Количество эмансипированных подростков в Пролетарском и Октябрьском районах
Пролетарский суд | Октябрьский суд | ||
Мальчики (чел.) | Девочки (чел.) | Мальчики (чел.) | Девочки (чел.) |
0 | 0 | 0 | 0 |
г. Саранска
Таблица 5
Количество обращений несовершеннолетних в районные суды г. Саранска
Ленинский суд | Пролетарский суд | Октябрьский суд |
0 | 0 | 0 |
для получения эмансипации за 2015- 2020 гг.
Таблица 6
Количество эмансипированных несовершеннолетних в административных округах
г. Саранска
Ленинский район | Пролетарский район | Октябрьский район | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки |
2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 чел. | 0 чел. | 0 чел. |
Диаграмма 3
Количество эмансипированных несовершеннолетних в административных округах
г. Саранска
Таблица 7
Причины эмансипации | Ленинский район | Пролетарский район | Октябрьский район |
Трудоустройство | 3 | 0 | 0 |
Предпринимательская деятельность | 0 | 0 | 0 |
Причины эмансипации несовершеннолетних в г. Саранске
Диаграмма 4
Таблица 8
Вопрос А | Вопрос Б | Вопрос В | Вопрос Г | Вопрос Д | |
Да | 16 | 2 | 2 | 3 | 4 |
Нет | 12 | 26 | 26 | 25 | 24 |
Результаты анкетирования в 9 классах (приняло участие 28 чел.)
Диаграмма 5
Результаты анкетирования в 9 классах
Таблица 9
Результаты анкетирования в профильных историко-правовых классах (10 «А», 11 «А») (приняло участие 33 чел.)
Вопрос А | Вопрос Б | Вопрос В | Вопрос Г | Вопрос Д | |
Да | 26 | 19 | 20 | 18 | 13 |
Нет | 7 | 14 | 13 | 15 | 20 |
Диаграмма 6
Результаты анкетирования в профильных историко-правовых классах (10 «А», 11 «А»)
Таблица 10
Результаты анкетирования в 10-11 классах негуманитарного профиля
Вопрос А | Вопрос Б | Вопрос В | Вопрос Г | Вопрос Д | |
Да | 25 | 20 | 14 | 12 | 6 |
Нет | 6 | 11 | 19 | 19 | 25 |
(приняло участие 31чел.)
Диаграмма 7
Результаты ответов на вопросы анкеты в 10-11 классах негуманитарного профиля
Таблица 11
Результаты анализа учебника по обществознанию в 8-9 классах
Автор и название учебника | § | Вопрос А | Вопрос Б | Вопрос В | Вопрос Г | Вопрос Д |
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс | - | - | - | - | - | |
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс | 17 | + | - | - | - | - |
19 | - | - | + (не в тексте, а в документе) | + (не в тексте, а в документе) | + (не в тексте, а в документе) |
Таблица 12
Результаты анализа учебников по обществознанию в 10-11 классах
Автор и название учебника | § | Вопрос А | Вопрос Б | Вопрос В | Вопрос Г | Вопрос Д |
Боголюбов Л.Н. Обществознание.10 класс | 23 | + | + | - | - | - |
Боголюбов Л.Н. Обществознание.11 класс | 17 | + (общее определение) | - | - | - | - |
Таблица 13
Автор и название учебника | § | Вопрос А | Вопрос Б | Вопрос В | Вопрос Г | Вопрос Д |
Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Право. 10-11 классы | 41 (весь параграф) | + | + | + | + | + |
Результаты анализа учебников по праву
Разлука
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Фильм "Золушка"
Невидимое письмо