• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Стресс и способы его преодоления»

Опубликовано Свиридова Анастасия Викторовна вкл 27.08.2024 - 21:21
Свиридова Анастасия Викторовна
Автор: 
Петров Арсений Романович

Индивидуальный итоговый проект в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predekzamenatsionnyy_stress_i_sposoby_ego_preodoleniya.docx462.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 33»

Учебно-исследовательский проект

на тему: «Предэкзаменационный стресс

и способы его преодоления»

Автор проекта:

ученик 9 «Е» класса,

Петров Арсений Романович

Руководитель проекта:

учитель биологии и химии,

Свиридова Анастасия Викторовна

Смоленск

2022 год 


Оглавление

Введение3

I. Стресс и его влияние на школьников5

1.1. Понятие стресса. Виды стресса 5

1.2. Симптомы стресса 7

1.3. Причины стресса у учащихся 8

1.4. Влияние стресса на состояние организма 9  

II. Изучение стресса среди школьников11

2.1. Организация исследования 11

2.2. Анализ и интерпретация результатов11

III. Избавление от стресса13

Заключение15

Список литературы16

Приложение 1 17

Приложение 2 18


Введение

Жизнь людей редко протекает спокойно и монотонно. Во многих жизненных ситуациях приходится нервничать, раздражаться, решать проблемы в семье и на работе. Стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека. Состояние стресса, как ни странно, не всегда негативно воздействует на организм. Он заставляет человека концентрироваться в решении трудных вопросов, мобилизовать силы. Важно не допустить, чтобы стрессовая нагрузка стала чрезмерной, и нанесла здоровью серьезный вред. А стресса в жизни современного человека много, причем неблагоприятные обстоятельства могут складываться уже в начальной школе. А что же говорить о выпускниках, над которыми довлеет тяжкий груз выпускных экзаменов.

Я являюсь учеником 9 класса, поэтому тема стресса актуальна для меня и моих одноклассников.

Цель работы – изучение проблемы предэкзаменационного стресса у учащихся 9 классов и методов его контроля.

Задачи исследования:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. сформировать представление о понятии «стресс»;
  3. узнать о причинах экзаменационного стресса;
  4. выявить степень выраженности экзаменационного стресса и подверженности ему среди учащихся 9 классов;
  5. разработать памятку по профилактике стрессовых ситуаций перед экзаменами.

Объект исследования – учащиеся выпускных классов (9 классы).

Предмет исследования – психоэмоциональное состояние выпускников.

Гипотеза – экзамены являются одной из причин повышенной тревожности подростков.


Методы исследования:

  1. анализ и синтез информации;
  2. сравнение;
  3. обобщение;
  4. анкетирование;
  5. статистическая обработка полученных результатов.


I. Стресс и его влияние на школьников

1.1. Понятие стресса. Виды стресса

Почти все люди сталкивались в своей жизни со стрессом. Значительная часть регулярно испытывает соматические симптомы, связанные со стрессом, даже не догадываясь об этом. А что же такое стресс?

Стресс (от англ. stress – давление, нажим, напор; напряжение) – неспецифическое состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на воздействие неблагоприятных факторов (физических и психосоциальных). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический (психологический) и физический стрессы (тепловой, световой, звуковой и др.).

Основоположником понятия «стресс» стал Ганс Селье, канадский эндокринолог. В начале ХХ века он создал целую теорию, посвященную этой реакции организма. Селье обнаружил неспецифическую, не связанную с конкретной причиной универсальную реакцию организма на внешние воздействия. Её-то он и назвал сначала «общим адаптационным синдромом», а уже затем переименовал её в «стресс». Также разделил стресс на «хороший» и «плохой».

Г. Селье обозначил полезный стресс понятием эустресс. Он может быть вызван позитивными эмоциями и является стрессом слабой силы, мобилизующей человека. Эустресс, вызванный позитивными эмоциями, предполагает эмоциональное состояние, при котором человек осознаёт все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат. Эустресс мобилизует человека – это движущая сила в решении каждодневных задач, их планирования, и необходим при полноценной жизни здорового организма.

Однако при низком индивидуальном сопротивлении организма эустресс способен привести к прямо противоположному результату, превратившись в деструктивный стресс – дистресс, превышающий по силе адаптационные возможности организма. Дистресс приводит к срыву защитных механизмов и возникновению физических заболеваний. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. При этом он может также являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма с последующим угасанием. Такое состояние  может приобрести хронический характер [3].

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий стресса:

1. Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

2. Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем. В этот период продолжается усиленная выработка адаптивных гормонов – катехоламинов, глюкокортикоидов, катехоламины усиливают секрецию глюкагона и тормозят продукцию инсулина, в результате чего значительно снижается уровень инсулина в крови.

3. Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. При этом надпочечники перестают продуцировать достаточное количество гормонов (глюкокортикоидов). Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Таким образом, на первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему. На второй стадии происходит адаптация к новым условиям, но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида [1].

1.2. Симптомы стресса

        Ученые, психологи выделяют следующие признаки стресса:

  • учащенное сердцебиение;
  • сухость во рту;
  • неприятные ощущения в животе;
  • холод внутри;
  • напряженность;
  • плохая сосредоточенность;
  • невозможность принять решение;
  • сомнение в правильности своих действий;
  • недовольство собой;
  • чувство беспомощности и безнадежности.

Стресс многолик в своих проявлениях. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.

А теперь рассмотрим типичные симптомы предэкзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп:

  1. Физиологические симптомы (головные боли, тошнота, мышечное напряжение, углубление и учащение дыхания, учащенный пульс, перепады артериального давления);
  2. Эмоциональные симптомы (чувство общего недомогания, растерянность, паника, страх, неуверенность, тревога, мысли  о суициде, подавленность, раздражительность);
  3. Когнитивные симптомы (чрезмерная самокритика, воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене, кошмарные сновидения, ухудшение памяти, снижение способности к концентрации внимания и рассеянность);
  4. Поведенческие симптомы (стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену, избегание любых напоминаний об экзаменах; уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период, вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах, увеличение употребления кофеина, ухудшение сна и аппетита) [4].

1.3. Причины стресса у учащихся

Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:

  1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод);
  2. Нагрузки:
  • физические,
  • физиологические,
  • информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);
  • эмоциональные,
  • учебные (значительные изменения, трудности и конфликты в школе);
  1. Монотония в учебной деятельности;
  2. Повседневные раздражители (отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, или в семье);
  3. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими.
  4. Переломные этапы жизни: начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, смена места учебы, новое место проживания.

Среди причин, вызывающих стресс у выпускника, особенно следует выделить эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения, ситуации конкурса или испытания, то есть ситуацию экзамена [4].

1.4.  Влияние стресса на состояние организма

Эмоциональное перенапряжение может буквально ударить практически по всем органам и системам. Рассмотрим подробнее, как стресс влияет на наш организм.

  • Влияние стресса на мышечную систему. Когда мы находимся в состоянии сильного стресса, наши мышцы напрягаются как физическая реакция на нагрузку. Эта автоматическая реакция – способ защиты тела от боли и травм. Только когда первоначальный стресс проходит, наша опорно-двигательная система начинает расслабляться и снимать накопившееся напряжение.
  • Влияние стресса на центральную нервную систему. Центральная нервная система (ЦНС) отвечает за реакцию организма на опасность ("борьба-бегство"). В головном мозге гипоталамус запускает реакцию, сигнализируя надпочечникам о высвобождении адреналина и кортизола. Эти гормоны стресса ускоряют частоту сердечных сокращений, чтобы направить больше крови к мышцам, сердцу, жизненно важным органам и другим частям тела, которые больше всего в ней нуждаются во время опасности.
  • Влияние стресса на пищеварительную систему. Когда вы находитесь в стрессе, печень увеличивает производство сахара в крови (глюкозы), чтобы дать телу заряд энергии. Но когда дело доходит до хронического стресса, организм не может адаптироваться к частым скачкам сахара в крови. Именно по этой причине хронический стресс способствует развитию диабета второго типа.

Как стресс может вызвать депрессию

Совершенно нормально испытывать ежедневные смены настроения, взлеты и падения. Но в условиях хронического стресса человеческий разум склонен к депрессии. Это происходит, когда побочный продукт гормонов стресса заставляет нас чувствовать усталость или истощение.

Это ощущение упадка энергии может сохраняться и отрицательно влиять на желание и способность выполнять повседневные дела. Это состояние известно как «большая депрессия».

Симптомы большой депрессии:

  • Бессонница и другие проблемы со сном.
  • Длительная утомляемость, ощущение упадка сил.
  • Повышенная раздражительность и возбуждение.
  • Значительные изменения аппетита.
  • Ощущение никчемности.
  • Чувство вины и ненависти к себе.
  • Чувство безнадежности, которое может привести к суицидальным мыслям.

У тех, кто страдает большой депрессией, могут развиться и другие психические расстройства.


II. Изучение стресса среди школьников

2.1. Организация исследования

В ходе работы над практической частью мы поставили цель – выявить степень выраженности экзаменационного стресса среди учащихся выпускных классов. Для этого на базе МБОУ «СШ №33» нами было проведено исследование с участием обучающихся 9 классов, включающее в себя опрос и анализ полученных данных.

Первый опрос был проведен в ноябре 2021 года, задолго до начала экзаменов, а второй – в феврале 2022, перед проведением итогового собеседования по русскому языку.

Учащимся были предложены анкеты с рядом вопросов (приложение 1), на которые требовалось дать ответ «да» или «нет». Далее путём суммирования баллов за каждый утвердительный ответ определялся уровень стресса по шкале: отсутствие стресса, низкий уровень стресса, средний уровень стресса и высокий уровень стресса.

2.2. Анализ и интерпретация результатов

        В ходе опроса были получены результаты, представленные ниже в виде диаграмм.

Рис. 1. Степень выраженности экзаменационного стресса по результатам первого опроса

Рис. 2. Степень выраженности экзаменационного стресса по результатам второго опроса

Сравнивая полученные данные, мы приходим к выводу, что перед экзаменами уровень стресса усиливается: высокий уровень стресса в ходе первого опроса был выявлен только у 15% подростков, а в ходе второго опроса – у 20%, также на 6% увеличилась доля подростков со средним уровнем стресса и уменьшилось количество тех, кто не испытывает состояние стресса. Причиной тому становится волнение, неуверенность в собственных силах и возможностях, высокая нагрузка, обусловленная подготовкой к экзаменам.

Таким образом, экзамены можно считать одним из факторов повышенной тревожности подростков и причиной стрессового состояния у подростков.


III. Избавление от стресса

По данным Американской психологической ассоциации,  существуют разные типы стресса, и не существует единой методики борьбы с ними. Поэтому каждый должен найти свой собственный путь. И, все же, существует несколько общих рекомендаций, которые могут помочь выйти из стресса:

 1. Записывайте всё, что приходит Вам в голову.

Чем это полезно? Когда Вы записываете  свои мысли, различные ситуации, а  возможно даже идеи будущего происходит структуризация мыслей, наведение порядка в голове. Этот творческий процесс очень эффективен, отвлекает Вас от текущих проблем, голова очищается и спадает напряжение. В дальнейшем вы сможете рассмотреть  некоторые ситуации под другим углом.

2. Релаксация и дыхание

На сегодняшний день очень актуальным и эффективным способом борьбы с различными стрессовыми и тревожными состояниями является методы дыхательной гимнастики  и прогрессивной мышечной релаксации, разработанной еще в 1920 году. Принцип прост:  после любого сильного напряжения наступает сильное расслабление.  Поэтому предлагаем Вам воспользоваться  и овладеть простым и очень доступным методом: напрягайте мышцы в течение 10 минут, а затем расслабьте их, стараясь сконцентрироваться на  моменте расслабления.

3. Реагируйте правильно или не реагируйте вообще.

Постарайтесь увидеть позитив в любой стрессовой ситуации, пробуйте изменить свое отношение к ней: «Я не могу изменить ситуацию, но могу изменить свою реакцию на нее». Позитивная реакция на негативное событие помогает не только избежать стресса, но и получить некий опыт, если смотреть на это, как на испытание, и учиться на ошибках.

4. Остановите поток мыслей

Когда вы чувствуете наплыв мыслей, с которым сложно справиться  щелкните пальцами и скажите: «Стоп! Я подумаю об этом позже!».  Можно использовать резинку на запястье или же просто себя ущипнуть. Подобный метод позволяет остановить круговорот мыслей и отложить проблему на потом. Остановив свои мысли,  постарайтесь переключить  внимание на что-то другое – смените вид деятельности.

5. Побалуйте себя

Советуем каждому находить промежуток время, в течение которого Вы можете делать только то, что захотите. Вы можете рисовать, читать, есть вкусные блюда, говорить по телефону с друзьями и близкими, слушать любимую музыку, смотреть кино и т.д.  Это время, когда Вы  честно можете отложить все обязанности, негативные мысли, работу и любые текущие дела и доставить себе удовольствие [2].


Заключение

Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды экзаменов в любом учебном заведении. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и эндокринную.

Проводя исследование, мы выяснили, что многие учащиеся 9 классов школы №33 перед экзаменами подвержены неблагоприятным эмоциональным состояниям: волнению, тревоге, сомнениям в своей успешности при подготовке и сдаче экзаменов. Это позволяет сделать вывод о том, что достаточно высокий процент учащихся подвержен экзаменационному стрессу. Наша гипотеза подтвердилась.

В III главе нашей работы «Избавление от стресса» предложено несколько способов, которые помогут не попасть под воздействие предэкзаменационного стресса: релаксация, дыхательные техники, остановка мыслей и их записи. В приложении представлены памятки, которые помогут школьникам не стессовать и быть более активными. Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех!


Список литературы

  1. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост.– ст. преп.В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.
  2. СПБ ГБУЗ «Психоневрологический диспансер № 1[Электронный ресурс].,7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи.,https://pnd1.ru/articles/7_sposobov_izbavleniya_ot_stressa_kotoryimi_polzuyutsya_sami_psihologi
  3. КЛИНИКА «ПСИХОСФЕРА» [Электронный ресурс]., СТРЕСС: КАК ЕГО РАСПОЗНАТЬ И ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ - HTTPS://PSYCHOSPHERA.RU/STRESS
  4. Нарко-Инфо[Электронный ресурс].,Терехова Анна Владимировна., Стресс: причины, основные признаки и методы., https://narko-info.ru/stress-prichiny-osnovnye-priznaki-i-metody-borby/

Приложение 1

Опросник подверженности экзаменационному стрессу

        Цель: диагностика степени выраженности экзаменационного стресса и подверженности ему.

        Инструкция: внимательно прочитайте предложенные вопросы, примерьте их к себе и укажите степень вашего согласия или несогласия: да или нет.

  1. Я стараюсь как можно больше заниматься, чтобы получить оценку выше средней.
  2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".
  3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку".
  4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
  5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.
  6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
  7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
  8. Мне трудно выступать перед классом.
  9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.
  10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
  11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.
  12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.

Обработка. За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл. Сложите набранные баллы.

0 - 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5 - 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.

9 - 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.

Уровни

0-1: полное отсутствие стресса

2-4: низкий уровень стресса

5-8: средний уровень стресса

9-12: высокий уровень стресса


Приложение 2

        

Паспорт учебно-исследовательского проекта

  1. Название проекта

Предэкзаменационный стресс и способы его преодоления

  1. Исполнитель

Петров Арсений Романович

  1. Руководитель проекта

Свиридова Анастасия Викторовна

  1. Учебный предмет

Биология

  1. Тип проекта (по ведущему виду деятельности: исследовательский, практико-ориентированный, информационный, социальный)

Исследовательский

  1. Аннотация (актуальность, личная значимость, практическое применение)

Жизнь людей редко протекает спокойно и монотонно. Во многих жизненных ситуациях приходится нервничать, раздражаться, решать проблемы в семье и на работе. Стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека. Состояние стресса, как ни странно, не всегда негативно воздействует на организм. Он заставляет человека концентрироваться в решении трудных вопросов, мобилизовать силы. А что же говорить о выпускниках, над которыми довлеет тяжкий груз выпускных экзаменов.

  1. Цель проекта

Изучение проблемы предэкзаменационного стресса у учащихся 9 классов и методов его контроля

  1. Задачи проекта
  1. изучить литературу по данной теме;
  2. сформировать представление о понятии «стресс»;
  3. узнать о причинах экзаменационного стресса;
  4. выявить степень выраженности экзаменационного стресса и подверженности ему среди учащихся 9 классов;
  5. разработать памятку по профилактике стрессовых ситуаций перед экзаменами.
  1. Методы исследования
  1. анализ и синтез информации;
  2. сравнение;
  3. обобщение;
  4. анкетирование;
  5. эксперимент;
  6. статистическая обработка полученных результатов.
  1. Этапы работы над проектом
  1. Подбор и изучение литературы по данной проблеме (сентябрь – ноябрь 2021 г.)
  2. Подготовка и проведение исследования, обработка результатов (ноябрь – февраль 2021-2022 г.)
  3. Оформление работы и подготовка учебно-исследовательского проекта к защите, подготовка презентации (февраль-март 2022 г.)
  4. Представление и защита учебно-исследовательского проекта (апрель 2022г.)
  1. Предполагаемый продукт проекта

Реферат, презентация, буклет на тему «Избавление от стресса»

  1. Оборудование и ресурсы

Инернет-ресурсы, литература по проблеме, компьютер, принтер


Поделиться:

Лист Мёбиуса

Прекрасное далёко

Весенняя сказка

Прощание с летом

Как нарисовать портрет?