В проекте исследуется число, виды, состояние православных храмов г. Троицка и Троицкого района Челябинской области, история их возникновения и связь с историческими событиями отдельных людей, региона и страны .
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 93.97 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шантаринская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный проект
«Храмы и монастыри г.Троицка
и Троицкого района»
Тип проекта - исследовательский
Выполнила -
Голубева Валерия
7 класс
Руководитель –
Борисенко О.Г.
учитель биологии
п.Шантарино 2025г.
Содержание
Введение
Церкви древние одноглавые —
Неба родинки на земле.
Их седины покрыты славою,
Купола — свет в духовной мгле.
Церкви Божьими чудо-стражами,
Чьё оружие — лишь кресты,
Возвышаются над пейзажами
Вдохновляющей красоты.
Церкви скромные — Православия
Исповедницы сквозь века.
Нет в них роскоши и тщеславия,
И судьбина их нелегка.
Ограждали Русь от лукавого,
На окраине и в Кремле
Церкви древние одноглавые —
Неба родинки на земле.
Я – Валерия Голубева, ученица МБОУ «Шантаринская СОШ», живу в чистом, живописном поселке Шантарино, люблю все красивое: музыку, одежду, картины, здания и многое другое. В поездках и путешествиях я обязательно обращаю внимание на красивые современные и старинные здания, искренне восхищаюсь ими. О городе Троицке, который является центром Троицкого муниципального района, знаю немало, Это старинный город с уникальной историей и архитектурой. Одними из красивейших зданий являются храмы и монастыри. Величественные, они сразу притягивают взор, даже внешним видом внушают трепет, воспринимаются как нечто незыблемое, вечное. В связи с этим у меня возник вопрос: «Ведь у каждого храма есть своя история, события, которые меняли жизнь этих зданий через судьбы людей, народов, государств».
Мне захотелось узнать сколько храмов и монастырей находится на территории г.Троицка и Троицкого района, все ли они действующие, когда и кем они построены?
А еще я решила выяснить, как история храмов и монастырей связана с историей нашего города, района. Это и стало гипотезой моего исследования:
возникновение и история храмов и монастырей г.Троицка и Троицкого района непосредственно связаны в важными историческими событиями на Урале и в России в целом.
Актуальность работы по изучению православных храмов. Изучение истории России, культуры нашей страны неразрывно связано с изучением православных святынь, храмов и икон. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. Во все времена православные заповеди учили добру, взаимопомощи и пониманию.
Объект данного исследования - православные храмы г.Троицка и Троицкого района Челябинской области.
Предметом исследования является изучение исторической судьбы церквей, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.
Цель исследования - изучение исторического прошлого, особенностей архитектуры храмов г.Троицка и Троицкого района и осознание исторической значимости церкви в жизни людей;
Задачи:
Для достижения цели исследования нами были использованы следующие формы и методы исследовательской работы:
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большое значение: мы станем лучше понимать историю своей страны, историю своей малой родины.
Глава I. Что есть храм?
Храм - это не просто здание, это живой организм.
Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упокоение.
Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая церковь. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение.
Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана.
Храм всегда был не только местом служения, но и больницей, где излечивались духовные и телесные недуги, и школой, учившей наших прапрадедов не только читать и писать, но и молиться, верить, любить Бога и ближнего.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.
В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.
Храмы на Руси начали строить в Х веке. Их строили из дерева. Дерево - особый материал - «живой». Русские люди с древних времен любили и умели обрабатывать древесину. В свой труд они вкладывали душевное тепло и любовь. Существовала особая методика обработки древесины - «ТЁС»: доски с силой расщепляли на волокна, в результате чего древесина приобретала блеск.
В XII веке стали возводиться первые белокаменные храмы, которые имели своеобразную белокаменную архитектуру и оформление, несмотря на то, что они возводились под руководством греческих, итальянских и немецких строителей. Архитектура русских каменных храмов, колоколен и звонниц бывает нескольких стилей: древнее зодчество[1], русское барокко, классицизм и другие.
Глава II. Пять самых необычных православных храмов России
Работая над проектом, я нашла много необычных храмов и хотела бы, чтобы и вы увидели их необычность.
Глава III. Храмы г.Троицка и Троицкого района.
1. Информационно-статистические данные о православных объектах
г.Троицка и Троицкого района.
В г.Троицке Челябинской области находится 18 православных объектов.
Церкви – 10 (1 не действует), монастырь – 1, собор – 1, часовни – 4, утраченные объекты – 2.
1.1. Храмы г.Троицка
Кирпичная церковь, построенная в 1873 как кладбищенская. Четверик, завершённый низким восьмериком, несущим пятиглавие, с пониженными боковыми приделами, сооружёнными в нач. ХХ в., трапезной и колокольней, пристроенной в 1889. Приделы Стефана Архидиакона и Княгини Ольги. Закрыта в 1930. В 1947 возвращена верующим, более не закрывалась.
Домовая церковь. Действует.
Престолы: Иоанна Кронштадтского
Год постройки:2015. Оборудована в здании советской постройки.
Адрес:Россия, Челябинская область, г. Троицк, пос. ГРЭС, ул. Монтажников, 1
Женская община в Троицке возникла в сер. XIX в., официально открыта в 1852, размещена при часовне на городском кладбище. Статус монастыря получила в 1865. В нач. ХХ в. многолюдная обитель с обширным хозяйством. После революции постройки заняты военной частью, окончательно ликвидирован в 1927. Восстановлен в 1996.
Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм, близкий к образцовым проектам русско-византийского стиля. В барабанах малых куполов помещены колокола. Сооружён в 1863-1870 игум. Магдалиной (Нестеровой) как летний храм монастыря. Закрыт в 1927. В 1996 возвращён верующим, отремонтирован.
Кирпичная кубическая шатровая часовня с богатым декором построена на добровольные пожертвования на участке, подаренном Казанскому монастырю Е. Озерецковской. Освящена 1 окт. 1911. После закрытия в 1927 монастырских храмов получила статус церкви-часовни. Закрыта в 1930, использовалась под объекты торговли. Возвращена монастырю в 2013, отремонтирована.
Утраченные объекты
1. Александра Невского, часовня
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:1889.
Год утраты:Не установлен.
Адрес: Россия, Челябинская область, г. Троицк, ул. Гагарина между улицами Климова и Бр. Малышевых
2. Михаила Архангела, церковь Архитектурные тили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1868 и 1876.
Год утраты:1967 (взорван)
Адрес: Россия, Челябинская область, г. Троицк, ул. Ленина, район дома №69
1.2. Храмы Троицкого района
В Троицком муниципальном районе насчитывается 18 православных объектов: часовни – 4. Церкви - 12 (не действующие – 3, строящиеся/восстанавливающиеся – 3), монастыри – 1, молельный дом - 1
"Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери, часовня Действует.
Освящена в честь: "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Год постройки:не позже 2015.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Белозёры, кладбище
Моисея Уфимского (временная), церковь Действует.
Престолы:Моисея Уфимского
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Бобровка, ул. Культуры, 2а
Николаевский мужской монастырь Действует
Год основания:не ранее 2003.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, д. Кадымцево
Николаевский мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца Действует.
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 2004 и 2005.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, д. Кадымцево
Воздвижения Креста Господня (строящаяся), церковь Не действует.
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:приблизительно не ранее 2012.
Адрес:Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Карсы, у а/д Челябинск - Троицк
Неизвестная кладбищенская часовня Действует.
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Карсы, кладбище
Илии Пророка, церковь Не действует.
Престолы:Илии Пророка
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:не ранее 1879.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Ключевка
Неизвестная кладбищенская часовня Действует.
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Клястицкое, кладбище
Рождества Христова, церковь Действует.
Престолы: Рождества Христова, Александра Свирского
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:1865.
Архитектор:Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5)
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Клястицкое
Георгия Победоносца, часовня – памятник казакам станицы Кособродская Действует.
Освящена в честь: Георгия Победоносца
Год постройки:приблизительно 1991 - 2000.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Кособродка, ул. Красногвардейская
Троицы Живоначальной, церковь Не действует. (восстанавливается)
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:1832.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Кособродка
Николая Чудотворца, церковь Действует.
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1901 и 1906.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Нижняя Санарка
Илии Пророка, церковь Действует. Престолы:Илии Пророка
Год постройки:Между 1836 и 1837.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, пос. Осиповка, ул. Почтовая
Петра и Павла, церковь Утрачена. Престолы:Петра и Павла
Год постройки:приблизительно 1876 - 1897.
Год утраты:2004 (сгорела)
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, с. Подгорное, сохранился фундамент в северной части села
Марии Египетской, молитвенный дом Действует.
Освящена в честь: Марии Египетской
Год постройки:2018. Оборудована в здании советской постройки.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, пос. Целинный, пер. Советский
Николая Чудотворца, церковь Не действует. Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:не позже 1916.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, пос. Черноречье
"Одигитрия" иконы Божией Матери (строящаяся), церковь
Церковь.
Престолы:"Одигитрия" иконы Божией Матери
Год постройки:не ранее 2020.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, пос. Ясные Поляны, ул. Первомайская, на месте утраченной Ильинской церкви
Илии Пророка, церковь Деревянная церковь. Утрачена. Престолы:Илии Пророка
Год постройки:1886.
Год утраты:Не установлен.
Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий район, пос. Ясные Поляны, ул. Первомайская
Глава IV. История православных храмов и монастырей г.Троицка
Троицк дал миру великого русского баснописца И.А.Крылова, знаменитого российского адвоката Ф.Н.Плевако, таких выдающихся художников, писателей, поэтов, как Павел Соколов – Скаля, Борис Ручьев, Габдулла Тукай, Игнатий Вандышев, Мажит Гафури. В своё время в центральных региональных газетах и журналах Троицк называли музеем под открытым небом, например, в столичном еженедельнике «Неделя» есть такие строки «Троицк - уникальный город, город - сокровище. Здесь представлены все эпохи русской архитектуры и, надо сказать, лучше образцы каждой из эпох, возникшие на гребне исторических событий у истоков истории Российского государства, он был построен как город-образец.
Кроме замечательной планировки (Троицк послужил первым российским городом, по которому был составлен типовой проект постройки городов), деревянной архитектуры, каменной, деревянной резьбы, решёток, здесь замечательная классика, прекрасный модерн, стиль XIX века, причём, не провинциальные, а профессиональные, с местными особенностями в лучших традициях выполнены готика, барокко… Искусству, с которым построены эти здания, приходится только удивляться. Всё это вместе представляет уникальный архитектурный ансамбль старинного города.
В начале лета 1743 года на высоком левобережье реки Уй, в переводе на русский язык, означающий Дума- река, остановился лагерем экспедиционный отряд драгун под командованием бригадного генерала И.И.Неплюева. По душе пришлась округа стоянки отряда наместнику царя в Оренбургском крае И.И. Неплюеву, занятому на то время устройством крепостей и редутов на Уйской укреплённой линии. Да могло ли быть иначе, когда во все стороны, куда не кинь взор, от развилки до самого горизонта простирались в весенней голубизне «… земли к пахоте приспособленные, сенные покосы, рыбные озёра и леса, что к довольству и жительству людскому, на всегдашнее время потребно». Не только благодать природная этого места не только предполагаемое изобилие провианта, фуража и дров послужили поводом к тому, что И.И. Неплюев примет решение именно здесь заложить «крепость познатнее». Решение это созрело потому, что испокон веков в междуречье Уя и Увельки пересекались пути и тропы, проложенные торговыми караванами купцов Средней Азии, Востока и Севера.
И.И. Неплюев - талантливейший российский дипломат, будучи резидентом в Константинополе, членом иностранной коллегия иностранных дел, являлся убеждённым сторонником реформ Петра I. Создавая укреплённые линии в нашем крае и более 70 крепостей, он руководствовался и опирался не на воинскую силу, а на мирные торговые связями с киргизами Средней Орды. Именно благодаря такому решению и дальновидной политике И.И. Неплюева, в дальнейшем было обеспечено процветание меновой и ярмарочной торговли в Троицке.
Что касается самой Ново-Троицкой крепости (таково её было первоначальное название), то она была построена по всем тогдашним правилам фортификации долговременных оборонительных сооружений. По описанию одного из самых первых исследователей нашего края, выдающегося путешественника, географа, зоолога, ботаника, этнографа, геолога П.С. Палласа, посетившего крепость летом 1770 года, она была «довольно пространна… четырехугольная, укреплена деревянной стеною, по углам имеет раскаты и развалины (то есть бастионы, равелины), а по флангам четыре башни. Сверх же того снабжена довольно артиллериею, рвом и рогатками».
Судя по дошедшим до наших дней архивным материалам и воспоминаниям очевидцев, при крепости первыми её строениями были: канцелярская палата, провиантский двор, цейхгауз, артиллерийский двор, гауптвахта, пороховой погреб, гарнизонные казармы, дом главнокомандующего - коменданта крепости и несколько изрядных офицерских домов. Кроме того, уже в то время жилые дома были построены по чёткому плану с прямыми улицами, у которых названия были начерчены на чёрных досках в конце улицы. По описанию П.С.Палласа, шведа Иоганна Фалька и других исследований, и, в частности, сочинениях первого историка и географа Оренбургского края П.И.Рычкова, главное место среди достопримечательностей крепости отводилось Свято-Троицкому собору.
Свято-Троицкий собор или как, его ещё называли в просторечье, Уйский или Старый собор, если принять во внимание первоначальное деревянное здание этого храма, то он является ровесником города, одним из немногих оставшихся свидетелей его зарождения. Примечателен в этом отношении и тот факт, что как основателем Троицка, так и Свято-Троицкого собора был один и тот же человек - И.И.Неплюев, это он в день большого праздника, посвящённого Сошествию Святого духа на апостолов в 50 день после Пасхи, в так называемый Троицин день, нарек в 1743 году наш город в честь Святой Живоначальной Троицы. А спустя 11 лет, уже будучи оренбургским губернатором, тайный советник И.И. Неплюев по заверениям одного из современников, очевидцев пугачёвского восстания А.Е.Поспелова, объезжая в январе 1754 года вновь построенные его стараниями крепости, посетит Троицк, где учредит городскую канцелярию и примет участие в «заложении великолепной каменной церкви». В том, что в закладке этого храма участвовал лично И.И. Неплюев, кроется богатый смысл. Этим актом, он как бы утверждал, что идея Петра I открыть «врата в полуденную Азию» им осуществлена, так как Троицкая крепость поистине стала «ключом к вратам азиатским».
Глубоко символично и то, что в основу сооружения этого храма был положен проект прославленного, всемирно известного архитектора Доминико Трезини. Это его гению принадлежат такие чудеса архитектуры в Петербурге, как здания «12 Коллегии» (ныне университет), Александро- Невской лавры и так далее. Это он, будучи с 1713 по 1734 год главным архитектором Петербурга, создаст одно из лучших зданий Петровской эпохи - собор Петропавловской крепости. Собор Петропавловской крепости олицетворял победу дерзновенной мысли Петра I, победу его смелой задумки прорубить окно в Европу. И вот как бы в знак осуществления другой мечты Петра I об открытии врат в полуденную Азию явилось сооружение в порубежном Троицке Свято - Троицкого собора, увенчанного сравнительно высокой колокольней и устремлённым высь шпилем. Этот шпиль и завершающий его позолоченный крест, долгие годы были не только доминантой города, но и своеобразным маяком в безбрежной степи, видимым за многие десятки вёрст, долгожданным завершающим ориентиром для караван – башей, ведущих на Меновой двор Троицка караваны из Индии, Китая, из ханств и эмиратов Средней Азии.
Свято-Троицкий собор проектировался на основе идеи прославленного зодчего Доминико Трезини, но все-таки в последствии, он часто достраивался, видоизменялся, но при этом оставался первоглавенствующим соборным храмом, самым популярным у троичан среди других одиннадцати православных храмов, которые имелись в дореволюционные годы в Троицке. Свято-Троицкий собор поражал своим великолепием не только троичан, но и гостей города. Вот как, к примеру, расскажет в одном из августовских номеров 1876 года «Оренбургских губернских ведомостей» священник Николай Штомин: « В соборе все настолько прекрасно, изящно и драгоценно, что он не только равняется некоторым кафедральным соборам России, но и далеко превосходит оба собора вместе взятых своего губернского города… Своды и стены собора украшены масляной краской, внутри четыре массивные колонны под мрамор лёгкого оттенка. Посередине возвышается посеребрянная люстра, по колоннам и стенам размещены богатые киоты с иконами, по большой части в серебряных вызолщеных ризах…» Каждому, кто входил внутрь этого храма, по воспоминаниям старожилов, бросался в глаза пятиярусный, как бы облитый золотом иконостас в алтаре с иконами талантливых богомазов. Огромную ценность собора представляли имеющиеся в нём украшенные драгоценными камнями чаши для причащения, дарохранительницы, кадила, кресты, ризы с икон, украшения обложек священных книг, содержащие золото и серебро. Эти драгоценности Свято - Троицкого собора, как и других троицких церквей, в голодном 1921 году были изъяты, и обращены в фонд приобретения продовольствия и семенного зерна для посевов в 1922 году. Безусловной достопримечательностью Свято-Троицкого собора был его главный колокол, весящий более 260 пудов. А что касается самого собора, как ровесник, как ровесника города, как свидетеля событий «веков и лет минувших» то на его памяти, если можно, так сказать, масса ярких и радостных картин былого времени и пожалуй, не меньше эпизодов трагических и горьких отметин. Словом все, что происходило в Троицке, что заполняло жизнь троичан многих поколений, не миновало этого свидетеля истории города, этого хранителя памяти старины глубокой. Буквально у стен собора пролегал караванный путь, а несколько поодаль виднелись знаменитые меновые торжища. Река Уй, в воды которой смотрится собор, была в своё время рубежом государства российского.
Не простым созерцателем, а самым на что есть прямым участником Крестьянской войны оказался собор в мае 1774 года. Ядра пугачевских пушек оставили тогда на нём свой след. Серьёзные многолетние исследования столичных историков дают основания верить в то, что в этом соборе был крещён Иван Крылов сын Андреев, ставший затем великим русским баснописцем. Жизнь есть жизнь, её суровые повороты, за минувшие два с половиной века не обошли стороной и Свято -Троицкий собор. К примеру, на его долю выпали пожары в 1842 и в 1947 годах. В 1829 году случилось попадание в здание этого храма шаровой молнии, но, пожалуй, больше всего тяжёлых испытаний перенёс собор Святой Троицы в последние десятилетия, а причины их варварское отношение к нему тех, на чём попечении собор находился. И всё же, не смотря не на что, собор - ровесник города, объявленный Всероссийским памятником истории, израненный, поруганный возвышается, как и сотни лет тому назад, на левобережье реки Уй, дожив, наконец-то, до долгожданной поры своего возрождения.
Одна из самых знаменательных и трагических страниц летописи нашего города связана с Пугачевским восстанием, с блистательной победой и крупным поражением войск Емельяна Пугачева у стен Троицкой крепости. Во время этой войны к войскам Емельяна Пугачева примыкало огромное количество народа, но армия Пугачева, который объявил себя новым императором, терпела очень большие поражения. И в 1774 году пугачёвская армия, отступая под натиском правительственных войск под командованием князя Румянцева, не смогла взять Магнитную крепость. Раненый в руку Пугачев решил двигаться на штурм головного укрепления Нижне-Уйской дистанции - Троицкой крепости. 19 мая войска Пугачева по линейной дороге подошли к Троицкой крепости с юго-западной стороны и рассредоточились там, где сейчас располагается посёлок Южный, дизельный завод. Головной отряд наступающих, в котором находился сам Пугачев, занял исходные рубежи на возвышенном правобережье реки Уй при слиянии её с рекой Увелькой. Здесь, на взгорке, впоследствии названном Пугачёвской горой, обосновался сам Емельян Иванович. Поскольку он страдал от незажившей раны, то командование штурма Троицкой крепости возлагалась на главного походного атамана И.Н.Белобородова.
В те минуты, когда многотысячная армия Пугачева сгруппировалась возле фортификационных укреплений крепости, гарнизонное начальство усиленно молилось в Свято- Троицком соборе, прося бога, об «избавлении от супостата и злодея Емельки». Зная о молебне от побывавших крепости лазутчиков, пугачевцы первым делом ударили из-за всех своих пушек, мортир и инфузий по святому храму. Короткая артподготовка была как бы сигналом к решительному штурму. И вот уже в распахнутые настежь крепостные ворота хлынула неудержимая лавина атакующих. Крепость в руках повстанцев. По мнению одного из современников пугачёвского восстания А. Поспелова, «лёгкое взятие этой крепости самозванцем, очевидно, объясняется тем, что Троицкая крепость имела слишком обширные укрепления, сравнительно с численностью стоявшего в ней гарнизона, которым нельзя было занять всю линию укреплений».
Так это или нет, но факт остаётся фактом. Крепость пала, повстанцы хозяйничают в ней. Одни наполняют свои запасы трофейным порохом, ядрами, ружьями. Другие ведут суд скорый над захваченными офицерами. В числе первых на виселице оказался комендант крепости де Фейервар, его подручные, его семейство. Не миновала, это же участь и некоторых из троицких дворян. Не обошли стороной пугачевцы и Свято-Троицкий собор. Они не ограничились и лишь его обстрелом, а грубо надругались над храмом. Об этом свидетельствует сообщение Тобольскому епископу, в котором говорилось, что повстанцы «…простреливали в алтаре оконце и двери, и ядра летели со всех сторон по алтарю через престол». И то, что ворвались они в собор с «обнажёнными и уже окровавленными саблями и копьями, и прочим огненным оружием, и сами, будучи все окровавленные, вошли царскими вратами в алтарь, изгнав него от престола протопопа и священников… Оный храм совсем разграбили, священные сосуды, евангелие, серебряные и позолоченные кресты, дорогие ризы и прочие все священнические одежды утащили. Вино церковное выпито и пролито, елей со святой водой разлиты по полу».
Троицкую крепость Емельян Пугачев взял, но именно здесь 11 мая его армия была почти полностью разгромлена. Именно в Троицкой крепости 4000 его храбрых воинов навсегда нашли покой на нашей земле, именно здесь он лишился своей артиллерии и, как пишут одни из историков, «толпа его раздробилась на малые партии и разными дорогами обратилась в бега. Сам же Емельян Пугачев с малыми силами пошёл по Челябинской дороге на Нижне - Увельскую слободу.
Среди исторических достопримечательностей бывшего уездного Троицка, некогда считавшегося в России образцом градостроительной планировки, имеющим строго прямолинейную сетку улицы переулков, особое место, отводилось Михайловской площади (ныне Центральная). Примечателен тот факт, что месторасположение этой площади было запроектировано в те годы, когда все имеющиеся постройки Троицкой крепости ещё не выходили за пределы оборонительных рва и вала. Или точнее сказать, когда будущий город компактно вписывался в квадрат улиц Набережной, Базарной, Бакакинского и Васильевского переулка (ныне улица Красногвардейская, имени Ленина, Пионерская и Климова). Долгие годы, даже десятилетия будущая, заглавная площадь города оставалось ничем иным, как пустырём, лишь изредка используемым для построения и парадов войск крепостного гарнизона. Даже в канун приближающего столетия города Троицка, судя по фотокопии, инструментально снятого в 1835 году «Плана окрестностей. Города Троицка» когда уже начали прорисовываться первые жилые кварталы Форштадта и Слободки, площадь оставалась в первозданном виде и безымянной. Так продолжалось до 60 годов прошлого столетия, то есть до той поры, пока на Слободском участке не началось строительство нового православного храма. По давно сложившейся традиции все церкви в Троицке, за исключением Соборной во имя Пресвятой Троицы, закладывались по осени. объяснялось это тем, что осенью, когда собраны хлеба, отшумели ярмарочно - торговые страсти наступала самое благоприятное время для всевозможных торжеств и престольных праздников.
Закладку новой Соборной церкви на плац-парадной площади первоначально намечали в Михайлов день (8 ноября по старому стилю), но известие о том, что в первых числах июня 1868 года Троицк посетит Великий князь Владимир (сын российского императора Александра II), заставило духовные и светские власти города пересмотреть ранее намеченное и ускорить срок закладки храма, приурочив это торжество к дням пребывания великого князя в Троицке. Однако название Соборного храма решили оставить таким, каким это было задумано ранее во имя архангела Михаила и объяснялось это тем, что архангел Михаил почитался православной церковью, как Архистратиг, то есть верховный полководец святого воинства, покровитель военного люда и ратных дел.
Для Троицка, где первоначальный период основным населением были служивые люди гарнизона и их семьи, это имело большой смысл. Что касается самой идеи строительства нового храма, то она диктовалась тем, что Свято-Троицкий или как его звали в просторечье Уйский старый собор стал тесным для все увеличивающегося числа прихожан. Да и центру растущего, входящего в зенит ярмарочной славы Троицка требовалось самое величественное сооружение, которое бы стало доминантой и удачно вписывалось в ансамбль окружающих площадь зданий.
Без преувеличения точно образно называли в своё время троичане Михайло - Архангельский собор жемчужиной в ожерелье других храмов и зданий города. Троичане старшего поколения помнят, как величественно он украшал центр города, как гармонировал собор с тем, что его окружало. Наши предки по грошам и копейкам собирали средства на постройку первозаглавного храма, безвестные мастера воздвигали это рукотворное чудо архитектуры, не жалели денег на его строительство купцы и так называемые отцы города. Но в 1967 году храм был взорван. После окончания строительства и освещения соборного храма во имя Архангела и Архистратига Михаила раннее безымянная площадь, на которой поднялся собор, получила название Михайловской. Являясь сердцевиной городских кварталов центральной площадью, она отличалась от других площадей Троицка тем, что находилась в окружении солидных внешне привлекательных административных и финансово-коммерческих зданий и жилых особняков. На Михайловскую площадь всеми своими окнами смотрело здание городской управы, ее украшали здание Сибирского. торгового банка, Окружного казачьего суда, покои настоятеля собора, жилой особняк и торговый дом купца Сенокосова. Протянувшись во весь квартал от главной Оренбургской улицы и выбросив свои крылья на прилегающей к Михайловской площади Васильевского и Николаевского переулков, как бы уступая красное место величественному белокаменному храму, замыкал площадь с южной стороны Гостиный двор или иначе называемый Торговыми рядами. Если Михаило - Архангельский собор считался главным духовным храмом города, то Гостиный двор по праву был торговым храмом Троицка.
Рос город, раздвигались его границы, и соответственно росла численность проживающих в нём. Счёт душ уже шёл не на десятки и сотни, а на тысячи. Причём, как и в годы основания Троицка, преобладающая часть населения - русские, разве не об этом свидетельствует тот факт, что к столетнему юбилею города в нем уже действовали 10 православных церквей? При этом каждая из церквей воздвигалась, как правило, на вновь обживаемом месте городской селитебной земли, то есть, как бы мы теперь сказали, во вновь строящемся микрорайоне. Православные храмы не только в предместьях и слободах города, но и в его центре выполняли главенствующую роль на строго определённой территории - приходе. К примеру, церковь во имя Александра Невского, в просторечий называемая Амурской церковью, обслуживала прихожан предместий Амур, Кирсараи и других заречных слобод. В этом, как и в других храмах, не только проводились богослужения, но и совершались акты гражданского состояния, в частности, велись метрические записи на вновь рождённых. Некоторые из церквей имели специфическую направленность и вели службу в основном с определённым составом верующих. Взять, допустим, церковь, действующую при мужской гимназии. Или гарнизонную церковь, здание которой сохранилась и поныне. Расположена она на Майской площади. Для большинства троичан эта церковь известна как казачья или тюремная. В чём дело, откуда такая разноречивость? В том, что первоначально церковь воздвигнутая на плац-парадной площади, была рассчитана на проведение молебнов, для расквартированного в соседних казармах казачьего полка. В годы гражданской войны в чёрную годину бело-чешского мятежа и карательных экспедиции колчаковцев, казачья церковь превратилась в тюремную. А ныне действующая церковь во имя Дмитрия Солунского в свое время считалось как кладбищенская. На особом счету были два монастырских храма. Известный русский географ П.П.Семёнов Тянь-Шанский, организатор первой в России переписи населения в 1897 году в многотомном труде «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», рассказывая о Троицке, в числе основных достопримечательностей нашего города, назвал Казанский женский монастырь (наречённый так в честь Казанской иконы Божьей Матери). В этом монастыре по данным П.П. Семёнова Тянь-Шанского проживали 31 монахиня и 112 послушниц. Монастырь был основан в 1851 году и располагался рядом с православным кладбищем. Сейчас на территории монастыря размещается авиационно-техническое училище.
На фоторепродукции старинной почтовой открытки (Прил.1 фото) изображено два монастырских храма. Слева вы видите церковь во имя Преображения Господня (построена эта церковь в конце прошлого столетия), справа от неё не сохранившееся здание церкви «Во имя живоначального источника Пресвятой Богородицы». Этот храм был воздвигнут в 1878 году. Оба эти храма сооружались на пожертвование прихожан, на благотворительные средства купцов И.Васильева, В.Пупышева, П.Татаринова, К.Сыромятникова и других. При Казанском женском монастыре действовала женская школа «для девочек со стороны». При некоторых других городских церквях работали приходские школы, в которых мальчики и девочки изучали азы грамоты. Все без исключения православные церкви города, как бы выполняли роль идеологических центров. С их амвонов звучали не одни молитвы, но и проповеди. призывающие, призывающие верующих не только «возлюбить ближнего своего», но и «не держать зла к иноверцам», делать все, чтобы сила покаяния прощения всегда превосходила силу мстительности и греха.
Судя по переписям населения дореволюционных лет, огромное количество наций и народностей было среди троичан: это выходцы из Малой России: валахи, персы, перцы, армяне, мордва, турки, поляки, черемисы, ногайцы, калмыки и другие. Неоднородным был и состав горожан по принадлежности к сословиям. Так, по сведениям 1870 года, среди троичан преобладали мещане, казаки и крестьяне. В городе проживало 437 дворян и самым малочисленным было сословие купцов. Их число едва переваливало за полсотни. Эта разносословность не была почвой для противостояния. Пёстрой была и принадлежность троичан вероисповеданию. Помимо двух основных групп населения православных и мусульман, в городе проживало много католиков, иудеев, протестантов, всевозможных раскольников. Но все они жили по - добрососедски. Всегда находили мирный деловой язык, налаживали общечеловеческие связи.
Ярким примером взаимопонимания двух ещё вчера враждебных религий служит тот факт, что буквально бок о бок с заглавным православным храмом – Свято-Троицким собором отводится место под строительство первой в Троицке мусульманской мечети. Надо заметить, что эта мечеть была истинным архитектурным чудом, бесценным творением искуснейших мастеров древнего Востока. Очень жаль, что этот памятник был стёрт с лица земли совсем недавно, в конце 50 годов. Эта мечеть удачно вписывалась в прибрежную панораму и устремлялась минаретом и шпилем с полумесяцем ввысь, прекрасно дополняла величественный вид многоглавого Уйского собора. Двуединый ансамбль собора и мечети был не только доминантой для града Троицка, но и манящим маяком для бесчисленных торговых караванов, идущий с юга.
В конце XIX столетия в Троицке сначала постепенно, затем ускоренным темпом формируется новая община приверженцев иудаизма. В первом десятилетии XX века эта община по числу исповедующих иудаизм выходит на третье место после православной и мусульманской, строит собственное культовое здание - синагогу в Колбинском переулке (улица Селиановой, 33), испрашивает у городских властей участок земли под еврейское кладбище. Позднее зарождение еврейской общины в Троицке объясняется тем, что по закону царского правительства евреям было запрещено прибывать «ни проездом, ни жительством» в наших уральских краях, а тем более в торгово-ярмарочном Троицке. Здесь градоправители и купцы хорошо помнили слова императрицы Елизаветы Петровны, которая под предлогом защиты православия, а фактически с целью охраны российского капитала от еврейской конкуренции заявляла: «от врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Эту же цель преследовала и другая императрица Екатерина II.
V. Заключение
Сохранение веры и подкрепление ее добрыми делами было для наших предков делом чести. Наши предки хорошо понимали, что без духовной жизни будущего нет. Только в храме совершенствуется человеческая душа и получает возможность очиститься, стать лучше. Без православного храма жизнь человека была просто немыслима. Испокон веков храм был сердцем каждой деревушки, поселка, города, в котором он был расположен! Именно вокруг храмов происходила жизнь наших предков!
Эти храмы нужны нам, людям XXI века! Храмы - это наши корни, наша память, наше прошлое. А без прошлого, как известно, нет будущего.
В старину люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по- прежнему актуальны. Мы согласны с тем, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест.
Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.
Работая над проектом, я узнала для себя много нового и полезного о храмах нашей родины, об истории создания некоторых храмов города Троицка. Я узнала о прекрасном творении человеческих рук, от вида которого замирает сердце.
Для себя я поняла, что храм — это место особенное, специально предназначенное:
Лучшие русские храмы стали славой России. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
В последнее время возрождаются исчезнувшие в революционное время храмы. В нашем районе строятся и реставрируются храмы. Но сколько еще их, к сожалению, остались в глубине веков и в памяти уходящего поколения. Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду...
Потенциал развития исследования.
Не все страницы истории церквей нашего края ещё изучены. Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.
VI. Список использованной литературы
Интернет - ресурсы

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Тупое - острое

Волшебная фортепианная музыка

Три орешка для Золушки

Ласточка