2 июля - День дирижабля. В этот день в 1900 году состоялся первый в мире полет дирижабля жесткой конструкции, построенного знаменитым немецким графом Фердинандом фон Цеппелином. В этом году дирижаблю исполнится 125 лет.
Тема исследовательской работы актуальна тем, что через анализ и познание отдельных событий складывается история. А знание мировой истории, истории своей Родины, своего края необходимо каждому человеку.
Цель исследования: сохранение исторической памяти.
Задачи: - проследить этапы развития дирижаблей в начале двадцатого века; - собрать информацию и оформить фотоальбом.
Гипотеза: предполагаем, что развитие дирижаблей имеет огромную роль в развитии как нашей страны, так и других государств, но этапы развития, производства отечественных и зарубежных дирижаблей и их использование в разных сферах малоизвестны современным школьникам.
Объект исследования: научная и историческая литература по теме исследования; результат социологического опроса учащихся 9-х классов МАОУ «Гимназия № 24.
Методика: анализ научной и исторической литературы по теме исследования; социологический опрос учащихся 9-х классов МАОУ «Гимназия № 24», изучение документов и исторических фактов мировой литературы и истории.
Практическая значимость: данное исследование даёт возможность изучить важный этап развития мирового воздухоплавания. Исследование имеет большое воспитательное и патриотическое значение. Его можно использовать на уроках истории, во внеклассной работе для формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.91 КБ |
ДИРИЖАБЛИ И ИХ РОЛЬ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Гилязов Андрей Эдуардович (МАОУ «Гимназия №24», ученик 9 класса Б)
Научный руководитель – Аврамова Инна Николаевна (МАОУ «Гимназия № 24, учитель истории и обществознания)
2 июля - День дирижабля. В этот день в 1900 году состоялся первый в мире полет дирижабля жесткой конструкции, построенного знаменитым немецким графом Фердинандом фон Цеппелином. В этом году дирижаблю исполнится 125 лет.
Тема исследовательской работы актуальна тем, что через анализ и познание отдельных событий складывается история. А знание мировой истории, истории своей Родины, своего края необходимо каждому человеку.
Цель исследования: сохранение исторической памяти.
Задачи: - проследить этапы развития дирижаблей в начале двадцатого века; - собрать информацию и оформить фотоальбом.
Гипотеза: предполагаем, что развитие дирижаблей имеет огромную роль в развитии как нашей страны, так и других государств, но этапы развития, производства отечественных и зарубежных дирижаблей и их использование в разных сферах малоизвестны современным школьникам.
Объект исследования: научная и историческая литература по теме исследования; результат социологического опроса учащихся 9-х классов МАОУ «Гимназия № 24.
Методика: анализ научной и исторической литературы по теме исследования; социологический опрос учащихся 9-х классов МАОУ «Гимназия № 24», изучение документов и исторических фактов мировой литературы и истории.
Практическая значимость: данное исследование даёт возможность изучить важный этап развития мирового воздухоплавания. Исследование имеет большое воспитательное и патриотическое значение. Его можно использовать на уроках истории, во внеклассной работе для формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Первым, кто создал и использовал дирижабль, был французский ученый Анри Жиффар. В 1852 году 24 сентября, разработанный им дирижабль сигарообразной формы, длиной 44 метра и диаметром 12 метров, который мог вмещать 2500 кубических метров газа, совершил свой первый не тренировочный полет из Парижа в Трапп. Идеи развития дирижабля были также актуальны и в других странах, например в Российской Империи.
Знаменитый российский ученый самоучка Константин Эдуардович Циолковский принял активное участие в развитии дирижаблестроения. Он также изобрел свой вариант «управляемого аэростата». Самым интересным его достижением стало проектирование цельнометаллического дирижабля в 80-х годах 19 века, к тому же это был проект первого в мире большого грузового дирижабля.
К сожалению, в субсидии на постройку модели Константину Циолковскому отказали. Впервые попытка воплотить проект металлического дирижабля была предпринята в 1931 году на комбинате «Дирижаблестрой». Дирижабль так и не был построен из-за низкого технологического уровня предприятия. Однако была построена и испытана модель дирижабля Циолковского объемом 1000 кубометров. Инженеры убедились в работоспособности основных теоретических предположений Константина Эдуардовича Циолковского о преимуществах цельнометаллического дирижабля.
В это время в Европе граф Фердинанд Цеппелин становится лучшим разведчиком Прусской армии, во многом благодаря тому, что настоял на использование аэростатов для разведки в армии. Он постоянно экспериментирует, создает проекты, обдумывает узлы крепления, работает с разными материалами и двигателями. Но полностью перейти в научную деятельность он не мог из-за службы в армии. Окончив воинскую службу в звании генерала-лейтенанта уходит на пенсию. Но он решил, что 52 года - отличный возраст, чтобы, наконец-то целиком и полностью отдаться тому, о чем он мечтал целых 27 лет - воздухоплаванию. Цеппелин считал, что дирижабли откроют новую эру, и невозвратно изменят весь мир.
В дальнейшем было большое количество конструкторов, вносящих свой вклад в развитие дирижаблестроения, например Иоганн Шюте (разработал проект, который полностью отличался от дирижаблей Цеппелина, вместе с Карлом Ланцем Шютте основал фирму «Шютте – ЛанцЛюфтшиффбау»); Умберто Нобиле (Итальянский конструктор, который в 1930-ых годах руководил комбинатом «Дирижаблестрой» и совместно с советскими инженерами создал первый советский полужесткий дирижабль «СССР В5»), Циолковский. Но, наибольшую популярность в мире заполучили именно дирижабли типа и конструкции графа фон Цеппелина.
После успеха графа Цеппелина, дирижабли стали востребованы во всем мире. В то время, братьями Райт уже был совершен первый полет на самолете, но так как самолеты были крайне не надежным средством перемещения, дирижабли стали более популярны.
Во-первых, дирижабли использовались для перевозки пассажиров, впервые роскошные каюты появились не только на морских лайнерах, но и на «небесных» лайнерах.
Во-вторых, дирижабли использовали в качестве перевозчиков грузов, почты, припасов потому что они были единственным типом транспорта, который мог перемещать тонны грузов по воздуху, ни один самолет не был тогда на это способен.
В-третьих, они были востребованы в военной сфере, в качестве разведчиков, транспортников и бомбардировщиков.
В-четвертых, дирижабли сыграли огромную роль в исследовании нашего земного шара. С помощью них осуществлялась разведка местности, доставка ученых и другого персонала.
Но, дирижабли помимо всех своих положительных качеств, в общем и целом были не самым надежным средством передвижения.
Проблемами были: невозможность посадки на неподготовленную площадку; гигантские размеры, что вызывало проблемы с хранением и расположением дирижаблей во время их стоянки; ненадежность двигателей той эпохи; восприимчивость к плохим погодным условиям. Ну, и самое главное – дирижабли заполнялись в то время водородом, который был крайне опасен при столкновении с обычным воздухом, что приводило к возгоранию и взрыву всего дирижабля.
В наше время дирижабли только начинают получать второе дыхание, это было обеспечено прогрессом человечества, низкой стоимость перевозки грузов, изобретением безопасных газов и более мощных и надежных силовых установок.
В качестве практической составляющей, с целью более глубокого понимания конструкции и устройства дирижабля тех лет, нами был выполнен чертеж советского дирижабля «СССР В-6» и проведен социологический опрос обучающихся МАОУ «Гимназия № 24».
Проведенный опрос показал, что около половины опрошенных имеет мало представления о том, что такое дирижабль, и тем более не имеют представление об их роли в развитии истории и географии начала двадцатого века.
Список литературы:
1. Ананьевич В.З. Даешь советские дирижабли! М. : Гос. Военное издательство, 1930.
2. Белокрыс А. Девятьсот часов неба, неизвестная история дирижабля СССР В-6. М. : Паулсен, 2022.
3. Титтель Л. Граф Цеппелин – жизнь и деятельность» журнал. М. : Воздухоплаватель, 2000.
4. Стефанович Н. Титаны поднебесья: как начался и закончился недолгий век дирижаблей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1952w.blogspot.com/2023/05/blog-post_22.html (24.02.2025).

Алые паруса

Филимоновская игрушка

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

Эта весёлая планета

Прекрасное далёко