• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему: «Влияние социальных сетей на подростков»

Опубликовано Рамалданова Александра Владимировна вкл 21.05.2025 - 11:05
Рамалданова Александра Владимировна
Автор: 
Глухова Ангелина Николаевна

Оглавление. 2

Введение. 3

Глава 1. История возникновения социальных сетей. 6

1.1. Из истории появления социальных сетей. 6

1.2. Виды социальных сетей. 7

1.3. Первые социальные сети. 8

Глава 2. Социальные сети в жизни современного подростка. 10

2.1. Отрицательное воздействие социальных сетей на современных подростков. 10

2.2. Положительное влияние социальных сетей на современных подростков. 13

2.3 Зависимость от социальных сетей. 16

Глава 3. Роль социальных сетей в жизни современного школьника МБОУ СОШ №24 им. С.А. Красовского ГОЩ... 20

3.1. Результаты анкетирования. 20

3.2. Эксперимент «День без социальных сетей». 25

Заключение. 28

Список литературы и интернет-источников: 29

Приложение 1. 30

Приложение 2. 31

Приложение 3. 33

Приложение 4. 34

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_gluhova_angelina_kopiya.docx66.61 КБ
Файл sotsialnye_seti_i_podrostki.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 имени С.А.Красовского
городского округа Щёлково

Исследовательская работа

Тема: «Влияние социальных сетей на подростков»

Работу выполнила: Глухова А.Н.

Ученица 10 «А»класса.

Руководитель исследования: Рамалданова А.В

Учитель информатики.

Монино

2025

Оглавление

Оглавление        2

Введение        3

Глава 1. История возникновения социальных сетей        6

1.1. Из истории появления социальных сетей        6

1.2. Виды социальных сетей        7

1.3. Первые социальные сети.        8

Глава 2. Социальные сети в жизни современного подростка        10

2.1. Отрицательное воздействие социальных сетей на современных подростков        10

2.2. Положительное влияние социальных сетей на современных подростков        13

2.3 Зависимость от социальных сетей        16

Глава 3. Роль социальных сетей в жизни современного школьника МБОУ СОШ №24 им. С.А. Красовского ГОЩ        20

3.1. Результаты анкетирования        20

3.2. Эксперимент «День без социальных сетей»        25

Заключение        28

Список литературы и интернет-источников:        29

Приложение 1        30

Приложение 2        31

Приложение 3        33

Приложение 4        34

Введение

Интернет прочно вошёл в нашу жизнь. Теперь многим из нас трудно представить свое существование без посещения страничек в социальных сетях как минимум несколько раз в сутки. Вниманию ученых подвержено влияние социальных сетей на человека.

Современные дети получают навыки работы с гаджетами задолго до того, как поступают в школу. Сначала дети осваивают игры, но, как только у них появляются навыки чтения и письма, ничего не может им помешать завести свою страничку в любой социальной сети. Получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, ребёнок получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны. Проблема сохранения нравственности в настоящее время стоит крайне остро, особенно в связи с быстрым развитием информационных технологий, повсеместным распространением средств массовой информации и коммуникации.

Актуальность исследования заключается в том, что компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Подрастающее поколение проводит все больше времени в социальных сетях. Социальные сети предоставляют возможность общаться на расстоянии с друзьями, которые живут в других городах, помогают, находить новых друзей, обсуждать новости и события. Они позволяют получать в достаточно быстрые сроки большой объем нужной информации. Социальные сети являются неплохим человеческим изобретением, однако пользоваться ими нужно, руководствуясь здравым смыслом.

В большинстве случаев с зависимостью от социальных сетей сталкиваются подростки. Несмотря на различные причины возникновения интереса к социальным сетям влияние ее на формирование личности и, следовательно, поведение подростка совсем неоднозначно. Споры о пользе и вреде сетей ведутся на всех социальных уровнях. Ученые, изучая эту проблему приходят к неоднозначным выводам. Поэтому необходимо раскрыть позитивные и негативные стороны влияния социальных сетей на подрастающее поколение и постараться ответить на вопрос: стоит ли подростку проводить время в социальных сетях?

Проблема исследования: необходимость выявления уровня отрицательного или положительного влияния социальных сетей на подростков.

Цель исследования: рассмотреть, как влияют различные социальные сети на подрастающее поколение.

Задачи исследования:

  1. Выявить особенности становления личности под влиянием социальных сетей;
  2. Определить недостатки и преимущества социальных сетей;
  3. Выполнить анализ исследовательской статьи по проблемам оценки безопасности влияния социальных сетей на здоровье подростков;
  4. Провести исследование среди подростков касающееся использования социальных сетей;
  5. Провести анкетирование среди 10 классов школы, разместив опросный лист на личной странице В Контакте, с целью выяснить какую роль играют социальные сети в их жизни.
  6. Обработать полученные данные, построить диаграммы.
  7. Сформулировать рекомендации, направленные на оптимизацию общения подростка в социальных сетях.

Методы исследования:

- теоретический, анализ литературы и Интернет-источников;

- анкетирование, опрос;

- эксперимент «День без социальных сетей».

Объект исследования: изменение сознания и ценностных ориентаций подростков под влиянием социальных сетей.

Предмет исследования: зависимость подростков от социальных сетей.

Гипотеза исследования: при грамотном использовании социальные сети способствуют приобретению новых друзей, расширяют кругозор, а также способствуют развитию человека как личность, но постоянное и бесконтрольное увлечение социальными сетями приводит к зависимости, кроме того, перенесению жизненных ситуаций в виртуальный мир, уход от действительности.

Практическая значимость проекта заключается в том, чтобы помочь подросткам научиться воспринимать виртуальный мир как дополнительный, а не основной и в разработке памятки для подростков с информацией о том, как можно интересно и с пользой провести свое время в социальных сетях.

Глава 1. История возникновения социальных сетей

1.1. Из истории появления социальных сетей

Когда появились социальные сети, такие как «ВКонтакте» и «Одноклассники», наш мир разделился на онлайн и офлайн. С их помощью мы можем общаться друг с другом, находясь даже на разных континентах, слушать музыку, читать книги, разглядывать фотографии и многое другое. Социальные сети значительно упростили нам жизнь и плотно привязали к себе.

Термин «социальная сеть» появился задолго до появления Интернета – в 1954 году понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс, подразумевая под ним разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми. Понятие сети как системы человеческих взаимоотношений быстро набрало популярность, и во второй половине ХХ века активно использовалось для обозначения любых отношений («партнерские сети», «сеть знакомств»).

Современная теория социальных сетей берет начало с 1951 году от Анатолия Рапопорта и Рэя Соломоноффа. В 1959–1968 гг. венгерские математики Альфред Реньи и Пол Эрдос написали восемь статей, где описали принципы формирования социальных сетей. Вместе с тем, социальные сети стали основной причиной, по которой на сегодняшний день продолжает расти количество времени, проводимого в интернете. Главное отличие социальных сетей от традиционных СМИ в том, что социальные медиа в отношениях со своими пользователями апеллируют к другой категории чувств — в основном, к чувству принадлежности к определенному сообществу. Один из факторов популярности сетей во всем мире — это анонимность или частичная анонимность участников социальных сетей. Участник сообщает о себе только ту часть сведений, которую он считает нужными или возможным сообщить и это дает возможность изменить представление о себе в глазах других пользователей.

1.2. Виды социальных сетей

Кроме социальных сетей, которые большинством пользователей используются для налаживания личных и деловых контактов, а также для поиска реальных оффлайн-знакомых, существует еще несколько типов схожих ресурсов социальной направленности, которые работают в формате Web 2.0:

1. Социальные каталоги – сайты, позволяющие пользоваться базами данных научных статей и цитат. Позволяют «делиться» своими находками с другими пользователями и ориентированы главным образом на использование в образовательной и академической сфере. В качестве примера можно привести каталоги CiteULike, Connotea, Academic Search Premier, Academic University.

2. Социальные закладки – сайты, с помощью которых можно составить список закладок или популярных ресурсов, и предоставить его в распоряжение других пользователей, объединяя, таким образом, пользователей со схожими интересами. Примером социальных закладок может служить ресурс Delicious.

3. Социальные библиотеки – специальные приложения, которые позволяют пользователям предоставлять ссылки ни личные библиотеки, коллекции аудио- или видеозаписей. В библиотеках существует возможность оставлять рекомендации, оценивать ссылки и некоторые другие. Примером такой социальной библиотеки может служить discogs.com.

4. Социальные сети веб-мастеров – узкоспециализированные социальные сети, которые используются для распространения полезных материалов и ссылок. Предусматривают возможность оставлять голоса на наиболее интересные посты, оценивать полезные анонсы.

5. Игровые социальные сети – игры, имитирующие различные миры, предназначенные для большого количества пользователей. Имеют все классические характеристики онлайн-игр (подсчет очков, прохождение уровней и т.д.), при этом позволяют общаться реальным игрокам. Одна из наиболее популярных многопользовательских игр – это Word of Warcraft.

6. Многоязычные сети – сервисы для общения людей, говорящих на различных языках. Для общения используются различные программы которые позволяют переводить слова, предложения и фразы в режиме реального времени.

7. Профессиональные социальные сети – объединения людей по профессиональному принципу для общения на специализированные темы, обмена опытом и предоставления профессиональной информации.

8. Гендерные и возрастные сети – ресурсы, созданные для общения пользователей определенного возраста или пола. Например, детские социальные сети, сети для девушек.

1.3. Первые социальные сети.

Примерно в середине 90-х годов появились первые социальные сети, они предоставляли пользователям начальные возможности для общения, подобно ICQ, eGroups/OneList, Evite. Такие сетевые сервисы, как правило, не рассматриваются в качестве социальных сетей, но, тем не менее, они стали тем самым фундаментом, на котором в дальнейшем развивались онлайн-услуги для общения и взаимодействия пользователей. В последнее время социальные сети преобразовываются наиболее серьезным образом — они движутся к новой категории сетей. В общем же, влияние индустрии социальных сетей на современную жизнь неоспоримо. На территории стран СНГ социальные сети начали появляться с 2006 года. Первыми крупными социальными сетями были «Одноклассники» и «Вконтакте». «Одноклассники» аналог проекта Classmates. «Вконтакте» можно назвать точной копией Facebook, хотя ее создатели это отрицают. 

Проект «Одноклассники» был запущен 4 марта 2006 года Альбертом Попковым. Главной задачей социальной сети было поиск одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, друзей, знакомых, а также родственников, с которыми была потеряна связь. 

Самая известная и популярная социальная сеть в СНГ «Вконтакте» была запущена 10 октября 2006 года и позиционировала себя как социальная сеть для выпускников ВУЗов. На сегодняшний день ежедневная посещаемость сайта более 42 млн. пользователей и является самым популярным и самым посещаемым ресурсом на рынке СНГ. В 2012 году «Вконтакте» перешел на новый домен «VK.com». На сегодняшний день «Вконтакте» самый большой видео и аудио-хостинг в Рунете. К 2023 году в сети было зарегистрировано свыше 85 млн. пользователей.

Глава 2. Социальные сети в жизни современного подростка

2.1. Отрицательное воздействие социальных сетей на современных подростков

До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или опекунов, но проблема в том, что взрослые иногда имеют меньше опыта виртуальной жизни и не могут как следует контролировать эту сторону развития их ребенка. Установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес детей в нужное русло, а иногда и дает нежелательный эффект: сладость запретного плода только подстегивает любопытство и заставляет искать пути обхода запретов. Тем более что социальные сети, хотя формально и должны выполнять предусмотренные законом запреты на распространение порнографической, экстремистской и националистической информации, на деле не всегда могут контролировать поступающий от пользователей контент. Кроме этого, при высокой частоте взломов профилей социальных сетей, такая информация может оказаться в фокусе внимания детей в любое время.

Поэтому смело можно сделать вывод, что социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование подрастающего поколения. Например, речи. Конечно, выучить и узнать значения нехороших слов дети могут и в реальной жизни, и, возможно, это не самая большая беда. Но свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями социальных сетей могут сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.

Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются. 3 проблемы социализации, неумение устанавливать межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребенка.

Подростки слишком много время тратят на бессмысленное времяпрепровождение в социальных сетях. Дети заводят свою страничку на просторах Интернета в среднем в возрасте 10 лет. 30% из них уверены, что родители были бы недовольны, если бы узнали, чем они там занимаются. Мягко говоря, статистика неутешительная. Такое проведение досуга негативно сказывается на нашем здоровье. Медикам часто задают вопросы: «Как проснуться в хорошем настроении?», «Как побороть усталость и сохранить хорошее самочувствие в течение всего дня?». Отвечая на них, врачи единогласны: «Не стоит проводить в социальных сетях слишком много времени. Не сидите за компьютером перед сном – обилие информации раздражает нашу психику, и сон становится более беспокойным, а на утро появляется ощущение, что мы недостаточно хорошо отдохнули».

Ещё одна удручающая тенденция заключается в том, что современный подросток вытесняет реальное общение виртуальным, утрачивая способность поддерживать разговор при общении с глазу на глаз. Сегодня у психологов возникает сомнение в том, умеем ли мы общаться? Общение в виртуальном режиме подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, замену эмоций смайликами – все это негативно отражается на реальном общении.

Небольшая часть подростков тратят деньги в соц. сетях на игры, платные услуги. В среднем реальные деньги в играх в российских социальных сетях платит около 10% активных игроков.

Активные подростки социальных сетей в реальности имеют заниженную самооценку. У подростков и молодежи, которые тратят много времени на общение в социальных сетях, просто физически не хватает времени на общение с реальными друзьями, учебу и хобби. Портятся отношения с родителями и учителями, а, следовательно, успехи в учебе и личной жизни оставляют желать лучшего. Итог – заниженная самооценка, исправить ситуацию достаточно просто, нужно просто больше времени посвящать реальным друзьям, учебе и увлечениям, не связанным с Интернетом и социальными сетями.

Кроме того, подросток словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самопрезентации в реальном мире. Так, в сети Интернет любой подросток, может выдавать себя за героя, уверенного в себе человека, а в действительности являться закомплексованным ребёнком. Имея такой образ в социальных сетях, ему будет сложно общаться и знакомиться с людьми в режиме настоящей жизни, переживать процесс социализации в современном обществе. Словом, влияние социальных сетей на человека сегодня становится все более явным. Главное – не тратить понапрасну своё время, а использовать возможности, предоставленные нам Интернетом, в благих целях.

Заработок. Вы можете стать популярным блогером с помощью создания разного рода контента в соцсетях. Многие молодые люди сейчас зарабатывают немалые суммы только благодаря своим постам, фотографиям и видеороликам.

Продвижение бизнеса. Если вы продаете какие-то товары или услуги, то проще всего начать их рекламировать с помощью таких площадок как Телеграмм или ВКонтакте. Многие пользователи ищут интересующие их продукты именно в соцсетях, чтобы почитать отзывы и посмотреть реальные фото. 

Информация. Сейчас практически не осталось средств массовой информации, которые бы не освоили соцсети. У каждого издания или телеканала есть свой канал на Ютубе или аккаунт в Телеграмм Большинство важных новостей дублируются в соцсетях, такой короткий наглядный формат удобнее воспринимать современному человеку

Навыки. Если вы хотите чему-то научиться, то вы всегда можете ввести соответствующий запрос и найти полезные материалы по данной теме. Также многие блогеры делятся мастер-классами и полезными советами по тематике своего блога. Если вы, например, не знаете,чем себя занять, то вы всегда можете вдохновиться идеями из Пинтерест.

В этой социальной сети всегда много воодушевленных своей деятельностью людей, готовых поделиться своим опытом

Выходит, что полезные свойства социальных сетей зачастую очень недооценены. Однако и о вреде действительно иногда стоит задуматься, чтобы избежать негативных последствий.

2.2. Положительное влияние социальных сетей на современных подростков

Социальные сети могут быть помощником для подростков в налаживании социального взаимодействия и получении поддержки. 

Многие ребята ищут себе друзей из других городов, так как им не интересно общаться со своими сверстниками, и они находят себя друга или подругу для общения в социальной сети. Найдя себе друга, они начинают общаться и делиться своими переживаниями, проблемами, неудачами. Это очень безопасно, дабы твой виртуальный друг не пойдет и не расскажет своим друзьям о том, что у тебя на душе. Поэтому большинство подростков предпочитают виртуальных друзей.

Большинство ребят заходят в социальные сети лишь для того, чтобы послушать интересующую их музыку, фильм или видео. В группах по интересам подростки могут образовать группы, и в них обсуждать наиболее важные для них вопросы, обмениваться опытом, делиться жизненными переживаниями. Возможность общаться, находить друзей, оставаться на связи с семьёй и знакомыми, состоять в сообществах по интересам благоприятно влияет на психическое состояние школьников. 

 Возможности социальных сетей как помощника для подростков:

  • Самовыражение и самореализация. Молодые люди могут выкладывать результаты своего творчества, делиться интересами, увлечениями, фотографиями и видео. 
  • Поиск совета и помощи. В соцсетях можно найти ответы на вопросы об отношениях с родственниками и сверстниками, о здоровье и учёбе. 
  • Поиск необходимой информации. 
  • В социальных сетях есть большая база данных видео и музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры. 

Чтобы социальные сети приносили подросткам максимум пользы и минимум вреда, родители и педагоги должны обучать детей медиаграмотности и знакомить с основными правилами цифровой безопасности. 

Социальные сети дают нам безграничные возможности саморазвития: здесь мы можем посмотреть любой заинтересовавший нас фильм, послушать музыку, почитать научные статьи, книги, афоризмы известнейших мыслителей всех времен, скачать аудиокниги в машину. Мы можем использовать социальные сети, чтобы научиться плести макраме, выучить иностранные языки, заняться йогой или освоить арабские танцы – на просторах сети Интернет можно найти огромное количество обучающих видео. Кроме того, социальные сети оказывают нам незаменимую помощь в учебе. Во-первых, они служат глобальным коммуникационным каналом – мы можем обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с одноклассниками. Во-вторых, вы можем вступить в сообщество, посвященное какой-либо тематике и досконально изучить вопросы истории России XVII-XVIII веках или основы развития менеджмента в странах запад. Для этого здесь есть ссылки на актуальную литературу, видео- и фотоматериалы, существует возможность обсудить проблемные вопросы с единомышленниками. Влияние социальных сетей на человека сегодня переоценить невозможно – мы имеем возможность использовать огромное количество информации, развивать своё мышление и самосовершенствоваться – главное не упустить эту возможности.

Общение. Вы можете переписываться со своими родными, друзьями, знакомыми. Вы легко можете найти человека, которому вам нужно что-то сказать или о чем-то договориться

Деловые контакты. Нетворкинг – получение новых знакомств для дальнейшей выгоды, совместных проектов, взаимопомощи и т.д. И проще всего этого добиться с помощью соцсетей

Многообразие контента. Вы всегда можете найти то, что вас заинтересует. Кроме того, просмотр ленты, например, с видеороликами о животных - это тоже польза соцсетей, потому что так можно расслабиться, отдохнуть после тяжелого дня и поднять настроение

Решение рабочих вопросов. С помощью чатов намного проще решать возникшие профессиональные задачи, обсуждать рабочие вопросы, передавать важную информацию и т.д.

Негативное влияние социальных сетей.

Трата времени. Многие люди готовы часами сидеть, листая ленту ВКонтакте. Так не может быть и речи ни о какой продуктивности и выполнении задач. Соцсети часто называют «пожирателями времени», потому что в течение дня мы часто отвлекаемся на сообщения, видеоролики и т.д. Так эти пару минут, проведенные в приложении, могут в конечном итоге вылиться в пару часов

Отсутствие безопасности. Мошенникам становится проще завладеть данными, благодаря указываемой в профилях информации. Достаточно несколько раз отметить свою геолокацию и вот уже кому-то станет известен номер вашего дома. Кроме того, несмотря на отсутствие цензуры, в соцсетях также могут быть правонарушения из-за того или иного контента. 

Неуверенность в себе. Если сейчас постепенно популяризируется здоровое восприятие внешнего мира, правильное отношение к себе и окружающим, то совсем недавно все было иначе. Между прочим, многие люди все еще не могут опубликовать свое фото без «инстаграмных» масок или фотошопа. Учитывая, что знаменитости в соцсетях часто ретушируют свои снимки и показывают лишь благополучную часть своей жизни, многие люди из их аудитории могут чувствовать себя некомфортно. Это своего рода искажение реальной жизни, своего внешнего вида и т.д.

Стресс. Социальные сети – это своего рода неофициальные средства массовой информации, поскольку в них всегда есть знаменитости, лидеры мнений и т.д. И, порой, просмотр новостной ленты может сильно утомлять, вызывать тревогу. Особенно это заметно в моменты бедствий или во время резонансных ситуаций, которые способны вызвать бурные отрицательные эмоции у миллионов людей.

Информационный мусор. Многообразие контента – это плюс лишь с одной стороны. С другой – алгоритмы не всегда хорошо работают. Также и сами авторы контента, порой, создают некачественные материалы. Из-за этого социальные сети могут утомлять и даже разочаровывать низкосортной информацией. 

2.3 Зависимость от социальных сетей

Зависимость от социальных сетей возникает, когда человек начинает уделять чрезмерное количество времени и внимания онлайн-платформам, что приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности.

 Основные признаки зависимости включают:

  1. Постоянное желание проверить обновления.
  2. Потеря интереса к реальной жизни.
  3. Эмоциональная зависимость.
  4. Тревога и депрессия.

Некоторые стратегии для успешного лавирования включают:

  1. Установление временных границ.
  2. Активное участие в реальной жизни.
  3. Развитие осознанности.
  4. Использование технологий для улучшения жизни.

Рекомендации для снижения зависимости и улучшения баланса:

  1. Регулярные перерыв.
  2. Физическая активность.
  3. Разговор с близкими.
  4. Психологическая помощь.

Зависимость от социальных сетей и лавирование между реальным и виртуальным мирами — это вызовы, с которыми сталкиваются многие современные люди. Важно осознавать эти процессы и принимать меры для сохранения здорового баланса. Установление границ, активное участие в реальной жизни и развитие осознанности могут помочь минимизировать негативное воздействие социальных сетей и улучшить качество жизни.

Избавление от интернет-зависимости — это сложный, но важный процесс, который требует осознанного подхода и усилий. Вот несколько шагов, которые могут помочь вам справиться с этой проблемой:

1. Признание проблемы.

Первый шаг к решению любой зависимости — это признание существования проблемы. Осознайте, что вы проводите слишком много времени в интернете и это негативно влияет на вашу жизнь. Постарайтесь понять, какие аспекты вашей жизни страдают из-за этого: учеба, работа, общение с близкими, физическая активность и т.д.

2. Постановка целей.

Определите, каким вы видите идеальное соотношение времени, проведенного в реальном мире и в интернете. Поставьте себе конкретные цели, например, сократить время пребывания в соцсетях до одного часа в день или полностью отказаться от использования интернета вечером.

3. Создание расписания.

Составьте расписание, в котором четко обозначено, когда и сколько времени вы можете провести в интернете. Включите в него также время для отдыха, занятий спортом, чтения книг и общения с друзьями и семьей.

4. Использование приложений для контроля времени.

Существует множество приложений и программ, которые помогают контролировать время, проведенное в интернете. Они могут блокировать доступ к определенным сайтам или ограничивать время, проведенное в соцсетях.

5. Физическая активность.

Занимайтесь спортом или просто гуляйте на свежем воздухе. Физическая активность помогает снизить уровень стресса и улучшает общее самочувствие, что может уменьшить потребность в постоянном пребывании в интернете.

6. Общение с близкими.

Проводите больше времени с друзьями и семьей. Личное общение и поддержка окружающих могут помочь вам отвлечься от интернета и почувствовать себя счастливее.

 7. Развитие новых увлечений.

Найдите новые увлечения и хобби, которые не связаны с использованием интернета. Это может быть чтение книг, рисование, игра на музыкальном инструменте или занятие рукоделием.

8. Психологическая помощь.

Если зависимость становится серьезной проблемой, обратитесь к психологу или психотерапевту. Специалист поможет вам разобраться в причинах зависимости и предложит эффективные методы лечения.

9. Постепенные изменения.

Не пытайтесь изменить все сразу. Начните с небольших изменений и постепенно увеличивайте их интенсивность. Маленькие шаги ведут к большим результатам.

Избавление от интернет-зависимости требует терпения и настойчивости. Важно помнить, что это процесс, который займет время. Но главное иметь желание изменить свою жизнь в лучшую сторону и тогда всё получится.

В дальнейшем мы проведем исследование, где узнаем какой процент подростков готов отказаться от социальных сетей на целый день, а кто не справится с заданием и возьмет телефон в руки. Так же мы проведем опрос о том, сколько времени подростки проводят в социальных сетях и хотят ли они избавиться от данной зависимости, если она у них выявлена в ходе эксперимента.

Глава 3. Роль социальных сетей в жизни современного школьника МБОУ СОШ №24 им. С.А. Красовского ГОЩ

3.1. Результаты анкетирования

В процессе исследования были опрошены 27 человек. Это обучающиеся 10АК класса. Все 27 человек зарегистрированы в социальных сетях.

В качестве опросного метода мы выбрали анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации. Ученикам было предложено ответит на вопросы двух анкет.

Анкета «Отношение подростков к социальным сетям»

1. С помощью анкеты я изучала особенности межличностных взаимоотношений в социальных сетях.

1)Ваш возраст:

До 12 лет

12 — 14 лет

14 — 18 лет

Больше 18 лет

0

0

25

0

Вывод: Наши респонденты относятся к категориям младшие и старшие подростки.

2)Укажите Ваш пол:

Мужской

Женский

15

10

Вывод: Анализ данного вопроса показывает, что социальными сетями пользуются в большей степени девушки.

3) С какой целью (чаще всего) вы пользуетесь социальными сетями?

Общаюсь с друзьями, родными

7

Узнаю новости моих друзей/знакомых

4

Читаю интересные статьи, заметки, комментарии

1

Рассматриваю картинки, демотиваторы

2

Слушаю музыку

5

Смотрю видеоролики, фильмы

6

Обучаюсь

0

Играю в игры

2

Вывод: Проанализировав результаты ответов респондентов на вопрос 3, можно сделать вывод о том, что основными целями посещения сети Интернет являются: знакомство и общение с людьми и развлечение.

4)Какое место занимают социальные сети в вашей жизни?

Значительное, это такой же способ общения, как и все остальные

7

Значительное, это мой основной источник информации

16

Незначительное, я предпочитаю электронную почту

0

Незначительное, я предпочитаю телефон или прямое общение

0

Я могу легко обойтись без социальных сетей

1

Предпочитаю не пользоваться/пользоваться редко

3

Вывод: Для большинства пользователей, соц. сети это основной источник информации.

5) Помогают ли Вам социальные сети в решении проблем?

Да, в интернете проще решать проблемы

21

Нет, это лишь развлекательный ресурс.

6

Вывод: Из таблицы видно, что большинство подростков считает, что проблемы проще решать в социальных сетях.

6) Ощущаете ли Вы, что общаться с людьми в социальных сетях Вам легче, нежели в реальной жизни?

Да

Нет

Не задумывался

12

6

9

Вывод: Анкетирование показало, что примерно 44% подростков нашей школы легче общаться в социальных сетях, нежели в реальной жизни.

  1. Анкета «Интернет-зависимость у подростков от интернета»

   Чтобы исследовать степень Интернет-зависимости у обучающихся нашей школы, а также влияние компьютера на их физическое здоровье мы предложили своим респондентам ответить на вопросы анкеты №2 (Приложение 2). Анализ анкеты начинаю с вопроса №4, так как данные вопросов №1, №2 были получены с помощью анкеты №1.

1) В каких социальных сетях вы зарегистрированы?

VK

27

Одноклассники

1

Facebook

0

Telegramm

27

Вывод: Анализ ответов на вопрос №3 показал, что 100 процентов наших респондентов зарегистрированы в сети ВК и используют telegramm.

2)Как часто вы пользуетесь социальными сетями:

Ежедневно

100%

Несколько раз в неделю

0%

1 раз в неделю

0%

Несколько раз в месяц

0%

Не пользуюсь вообще

0%

Очень редко

0%

Вывод: Анализ ответов на вопрос №4 показал, что 100 процента наших респондентов пользуются социальными сетями ежедневно.

3) Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

Не более часа

1-2 часа

Несколько часов

Могу сидеть целый день

0

10

13

4

Вывод: Из таблицы видно, что 37% наших респондентов в социальных сетях проводит от 1 до 2 часов, 48% - несколько часов. Есть группа учащихся, которая в социальных сетях может пребывать целый день.

4)Бывает ли, что Вы проводите в сети больше времени, чем планировали?

Часто

Редко

Никогда

18

9

0

Вывод: Больше половины наших респондентов проводят время в сетях не регламентировано. Вероятно, у этих подростков низкий уровень саморегуляциии. Эти подростки с трудом самоорганизются, им трудно соблюдать режим дня, сокращается время на выполнение домашних заданий, на посещение спортивных секций, кружков и живое общение со сверстниками и взрослыми.

5) Как часто Вам трудно заставить себя выйти из сети?

Часто

Редко

Никогда

7

7

13

Вывод: Проанализировав ответы на данный вопрос, можно сделать вывод о том, что большинству респондентов не составляет сложности заставить себя выйти из сети. Таким образом, только 25% опрошенных часто трудно это сделать. Следовательно, у 25% подростков уже сформировалась или формируется Интернет-зависимость.

6)Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?

Часто

Редко

Никогда

3

10

14

Вывод: Как показывает данная таблица, 11% респондентов часто пренебрегают сном, предпочитая время провождения в Интернете, 37% респондентов редко предпочитают Интернет сну. Подавляющее же большинство никогда так не делают 52%. Наши респонденты — это подростки, поведение которых контролируется родителями и вероятно именно родители обеспечивают соблюдение режима сна подростков.

7)Внезапное исчезновение доступа к социальным сетям вызывает у Вас тревогу и беспокойство?

Вызывает

Не вызывает

9

18

Вывод: Возникновение тревоги при внезапном исчезновении доступа к Интернету – это один из аспектов, по которому можно определить наличие зависимости от Интернета у людей. По данным результатов анкетирования видно, что некоторые подростки испытывают волнение при исчезновении доступа в Интернет. Таким образом, 33% респондентов испытывают чувство тревоги при внезапном исчезновении доступа к социальным сетям и 67% равнодушны.

8)Как часто Вы отказываетесь от еды или принимаете пищу за компьютером, чтобы не выходить из сети?

Часто

Редко

Никогда

2

9

16

Вывод: Отказ от еды или прием пищи за компьютером – это один из главных показателей наличия зависимости у человека от Интернета, так как инстинктивно человек удовлетворяет сначала физиологические потребности, а лишь затем все остальные. Это значит, что Интернет - сильный отвлекающий фактор, влияющий на человека. Из таблицы видно, что наименьшую долю (7 %) среди опрошенных имеют респонденты, которые часто пренебрегают приёмом пищи, засиживаясь в Интернете. Большинство респондентов всё же редко или никогда так не делают –33% и 60% соответственно.

9)Считаете ли Вы, что у Вас уже зависимость от Интернета?

Да

Нет

Затрудняюсь с ответом

6

19

2

Вывод: Большинство опрашиваемых считают, что у них нет зависимости.

Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что всё нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом. Но, тем не менее, я считаю, что социальные сети уже стали болезнью. Трудно найти подростка, который не был, бы зарегистрирован в какой-либо социальной сети. И что самое плохое, так это то, что почти все они зависимы от этих самых сетей. Хотя общение в сети отнимает кучу реального времени, за которое человек мог бы успеть сделать и повидать много всего интересного.

Подростки уже не представляют свою жизнь без Интернета. Сами того не замечая, они меняют реальную жизнь на виртуальную, тем самым нанося вред самому же себе.

  Я сама зарегистрирована в социальных сетях, и с уверенностью могу сказать, что там «зависают» уже не только взрослые и подростки, но и тысячи детей. Я думаю, это уже можно считать глобальной проблемой, требующей немедленного разрешения. Маленьких детей нужно настраивать на то, что Интернет и социальную сеть нужно использовать по необходимости. В умелых руках они превращаются в помощника – через Интернет можно найти информацию на любую тему, в социальной сети – найти единомышленников, задать вопрос, обратиться с просьбой. Социальные сети помогают нам общаться с родными и близкими людьми на далёком расстоянии. Эти положительные стороны нужно только развивать. Помните, что активное общение через социальные сети является всего лишь дополнением к нашей жизни. И всё зависит лишь от нас самих: как мы сами хотим прожить эту жизнь: «реально» или «виртуально» решать нам.

3.2. Эксперимент «День без социальных сетей»

Участниками данного эксперимента стали обучающиеся 10А класса МБОУ СОШ 24 Им.С.А.Красовского. 

Время начала эксперимента «День без социальных сетей» 8:00

Время окончания эксперимента 14:05

Количество участников 27 человек.

Количество отказавшихся до начала эксперимента 5 человек.

Количество отказавшихся во время эксперимента 6 человек.

Количество прошедших эксперимент 16 человек.

Наблюдая за одноклассниками на перемене меня заинтересовало, сколько времени они проводят со своими гаджетами в руках, скроля социальные сети. И может ли эта их привязанность перерасти в зависимость.

Ребятам объявили о том, что мы решили провести эксперимент и узнать, смогут ли школьники обходиться на переменах без гаджетов и социальных сетей и организовать свою деятельность. Мы выдвинули правила. Написали информацию о правилах на доске.

Участвовать в эксперименте согласились не все учащиеся моего класса, но большинство отнеслись к этому с воодушевлением с желанием испытать свои возможности и силу воли. Но были и такие среди моих одноклассников, которым трудно отказаться от использования гаджетов. Они меня ругали, кричали и возмущались. Но все же после согласились, но только на один день.

Эксперимент длился учебный день. Мы не должны были пользоваться современной техникой на переменах. Мой класс в количестве 27 детей в конце дня делились на бумаге своими впечатлениями о времени, проведенным без телефона, описании своих ощущений, самочувствии, чего не хватало и чем они смогли занять освободившееся время. Результаты оказались следующими:

Смогли провести учебный день без использования гаджетов и социальных сетей 25 человек, при этом сразу отказались от проведения эксперимента 5 учеников.

В свободное время, те кто решился принять участие в эксперименте читали книги, общались друзьями, разукрашивали, играли в подвижные и настольные игры.

 Многие из одноклассников пришли к выводу, что жизнь без гаджетов и социальных сетей намного проще и удобнее, и что они отнимают много времени, которое можно потратить с пользой.

Достаточно трудно дался отказ от использования гаджетов 6 учащимся. Они подтвердили, что приходилось перебарывать себя, чтобы не использовать гаджеты хотя бы для просмотра новых сообщений и звонков. Эго говорит о том, что они зависимы, но могут при должном старании и усердии побороть свою зависимость. К сожалению, до конца учебного дня эти ученики потребовали забрать свои смартфоны и отказались от продолжения экспонента.

Все учащиеся после окончания эксперимента однозначно сказали, что их самочувствие улучшилось, у многих перестала болеть голова от постоянного напряжения глаз и снизился уровень тревожности за новые непрочитанные смс и пропущенные звонки. Совместное времяпрепровождение на переменах и разговоры по душам способствовали улучшению настроения, многие ученики узнали интересные факт о своих одноклассниках, сблизились и стали лучше понимать друг друга.

Время

Количество участников

Количество отказов

8:00

22

5

8:43

21

6 (+1)

9:45

19

7 (+3)

12:30

17

9 (+5)

13:40

16

10 (+6)

14:05

16

10

Подводя итог эксперимента, можно однозначно сказать, что он оказался успешным, что подтверждает итоговый опрос, который определяет количество времени, затрачиваемого на использование социальных сетей

В завершении своей работы я подготовила памятку для подростков о поведении в социальных сетях (Приложение 3) и рекомендации по работе с социальными сетями (Приложение 4).


Заключение

Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что всё нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом. Но, тем не менее, я считаю, что социальные сети уже стали болезнью. Трудно найти подростка, который не был, бы зарегистрирован в какой-либо социальной сети. И что самое плохое, так это то, что почти все они зависимы от этих самых сетей. Хотя общение в сети отнимает кучу реального времени, за которое человек мог бы успеть сделать и повидать много всего интересного.

Подростки уже не представляют свою жизнь без Интернета. Сами того не замечая, они меняют реальную жизнь на виртуальную, тем самым нанося вред самому же себе.

Наш эксперимент «день без социальных сетей» прошел не зря. Многие учащиеся осознали, что частое использование гаджетов может привести к зависимости. Анкета «Отношение подростков к социальным сетям» показывает, что нашим одноклассникам стоит обратить внимание на количество, времени которое они тратят в социальных сетях и то, какое влияние социальные сети оказывают на них. Наша гипотеза в ходе нашего исследования подтвердилась. Действительно при грамотном использовании социальные сети способствуют приобретению новых друзей, расширяют кругозор, а также способствуют развитию человека как личность, но постоянное и бесконтрольное увлечение социальными сетями приводит к зависимости, кроме того, перенесению жизненных ситуаций в виртуальный мир, уход от действительности.  Таким образом мы создали памятки о правилах поведения в социальных сетях и собрали рекомендации по работе с ними.

Список литературы и интернет-источников:

1. Исследовательская работа «Влияние социальных сетей на подростков»

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/uchiebnyi-proiekt-vliianiie-sotsial-nykh-sietiei-na-podrostkov

2. Исследовательская работа «Исследование влияния социальных сетей на воспитание детей и подростков».

https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota_issledovanie_vliyaniya_sotsialnyh_setej_na_vospitanie_detej_i_podrostkov_na_primere_sotsialnoj_seti_v_kontakte-66636/80148

3. Доклад «Влияние социальных сетей на развитие личности школьников-подростков»

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/06/07/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-sotsialnyh-setey-na-razvitie

4.Виды социальных сетей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://studfiles.net/preview/5773553/page:3/

5. Рекомендации для подростков при работе с социальными сетями. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

 https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/03/20/podrostok-i-sotsialnye-seti


Приложение 1

Анкета «Отношение подростков к социальным сетям»

1)Ваш возраст:

До 12 лет

12 — 14 лет

14 — 18 лет

Больше 18 лет

2)Укажите Ваш пол:

Мужской

Женский

3) С какой целью (чаще всего) вы пользуетесь социальными сетями?

Общаюсь с друзьями, родными

Узнаю новости моих друзей/знакомых

Читаю интересные статьи, заметки, комментарии

Рассматриваю картинки, демотиваторы

Слушаю музыку

Смотрю видеоролики, фильмы

Обучаюсь

Играю в игры

4)Какое место занимают социальные сети в вашей жизни?

Значительное, это такой же способ общения, как и все остальные

Значительное, это мой основной источник информации

Незначительное, я предпочитаю электронную почту

Незначительное, я предпочитаю телефон или прямое общение

Я могу легко обойтись без социальных сетей

Предпочитаю не пользоваться/пользоваться редко

5) Помогают ли Вам социальные сети в решении проблем?

Да, в интернете проще решать проблемы

Нет, это лишь развлекательный ресурс.

6) Ощущаете ли Вы, что общаться с людьми в социальных сетях Вам легче, нежели в реальной жизни?

Да

Нет

Не задумывался

Приложение 2

  Анкета «Интернет-зависимость у подростков от интернета»

1) В каких социальных сетях вы зарегистрированы?

VK

Одноклассники

Facebook

Telegramm

2)Как часто вы пользуетесь социальными сетями:

Ежедневно

Несколько раз в неделю

1 раз в неделю

Несколько раз в месяц

Не пользуюсь вообще

Очень редко

3) Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

Не более часа

1-2 часа

Несколько часов

Могу сидеть целый день

4)Бывает ли, что Вы проводите в сети больше времени, чем планировали?

Часто

Редко

Никогда

5) Как часто Вам трудно заставить себя выйти из сети?

Часто

Редко

Никогда

6)Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?

Часто

Редко

Никогда

7)Внезапное исчезновение доступа к социальным сетям вызывает у Вас тревогу и беспокойство?

Вызывает

Не вызывает

8)Как часто Вы отказываетесь от еды или принимаете пищу за компьютером, чтобы не выходить из сети?

Часто

Редко

Никогда

всё же редко или никогда так не делают –34% и 57 % соответственно.

9)Считаете ли Вы, что у Вас уже зависимость от Интернета?

Да

Нет

Затрудняюсь с ответом


Приложение 3

«Памятка поведения в социальных сетях для подростков»

Не хвастайтесь незаконной деятельностью.

Не высказывайте агрессии.

Не высказывайте оценки деятельности преподавателя.

Публикации с компьютеров в вашей школе? – Нет, не стоит.

Не разглашайте конфиденциальную информацию.

Нельзя лгать, жульничать и заниматься плагиатом.

Нельзя угрожать расправой.

Нельзя публиковать свидетельства своего непрофессионализма.

Нельзя полностью полагаться на настройки конфиденциальности.

Не выкладывайте информацию в состоянии эмоционального возбуждения (Остановитесь на мгновение, глубоко вздохните, подумайте и перезагрузитесь).


Приложение 4

Рекомендации при работе в социальных сетях

В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:

  • ограничение времени пребывания в сети;
  • поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);
  • оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);
  • увеличение времени пребывания в компании друзей.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа Тема: «Влияние социальных сетей на подростков» Разбор воздействия социальных сетей на развитие подростков. Анализ тенденций и вызовы цифровой эпохи Работу выполнила : Глухова А.Н. Ученица 10 « А»класса . Руководитель исследования : Рамалданова А.В Учитель информатики.

Слайд 2

Актуальность исследования заключается в том, что необходимо раскрыть позитивные и негативные стороны влияния социальных сетей на подрастающее поколение. Проблема исследования : необходимость выявления уровня отрицательного или положительного влияния социальных сетей на подростков. Цель исследования : рассмотреть, как влияют различные социальные сети на подрастающее поколение. Объект исследования : изменение сознания и ценностных ориентаций подростков под влиянием социальных сетей. Предмет исследования : зависимость подростков от социальных сетей. Гипотеза исследования : при грамотном использовании социальные сети способствуют приобретению новых друзей, расширяют кругозор, а также способствуют развитию человека как личность, но постоянное и бесконтрольное увлечение социальными сетями приводит к зависимости, кроме того, перенесению жизненных ситуаций в виртуальный мир, уход от действительности.

Слайд 3

Глава 1. История возникновения социальных сетей Термин «социальная сеть» появился задолго до появления Интернета – в 1954 году понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс , подразумевая под ним разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми. Социальные сети значительно упростили нам жизнь и плотно привязали к себе. Один из факторов популярности сетей во всем мире — это анонимность или частичная анонимность участников социальных сетей.

Слайд 4

Глава 2. Социальные сети в жизни современного подростка Полезные свойства социальных сетей зачастую очень недооценены. Однако и о вреде действительно иногда стоит задуматься, чтобы избежать негативных последствий. Зависимость от социальных сетей возникает, когда человек начинает уделять чрезмерное количество времени и внимания онлайн-платформам, что приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности. Основные признаки зависимости включают: постоянное желание проверить обновления. потеря интереса к реальной жизни. эмоциональная зависимость. тревога и депрессия.

Слайд 5

Глава 3. Роль социальных сетей в жизни современного школьника МБОУ СОШ №24 им. С.А. Красовского ГОЩ

Слайд 6

Глава 3. Роль социальных сетей в жизни современного школьника МБОУ СОШ №24 им. С.А. Красовского ГОЩ Анкетирование показало, что примерно 44% подростков нашей школы легче общаться в социальных сетях, нежели в реальной жизни.

Слайд 7

Глава 3. Роль социальных сетей в жизни современного школьника МБОУ СОШ №24 им. С.А. Красовского ГОЩ

Слайд 8

Глава 3. Роль социальных сетей в жизни современного школьника МБОУ СОШ №24 им. С.А. Красовского ГОЩ

Слайд 9

Эксперимент «День без социальных сетей»

Слайд 10

Эксперимент «День без социальных сетей» Время Количество участников Количество отказов 8:00 22 5 8:43 21 6 (+1) 9:45 19 7 (+3) 12:30 17 9 (+5) 13:40 16 10 (+6) 14:05 16 10

Слайд 11

Эксперимент «День без социальных сетей» Наш эксперимент «день без социальных сетей» прошел не зря. Многие учащиеся осознали, что частое использование гаджетов может привести к зависимости. Анкета «Отношение подростков к социальным сетям» показывает, что нашим одноклассникам стоит обратить внимание на количество, времени которое они тратят в социальных сетях и то, какое влияние социальные сети оказывают на них. Наша гипотеза в ходе нашего исследования подтвердилась.

Слайд 12

Благодарим за внимание!

Поделиться:

Муравьиная кухня

Петушок из русских сказок

Астрономический календарь. Февраль, 2019

По морям вокруг Земли

На берегу Байкала