МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Администрация Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
МБОУ СОШ Селихинского сельского поселения
Проект на тему:
«Моделирование в
программе «КОМПАС 3D»»
Выполнили: ученики 9 класса
Никифоров Артём Денисович,
Нарушевич Данил Андреевич
Педагог- наставник:
Новикова Екатерина Александровна
Селихино 2025год
Оглавление
Теоретическая часть
Введение . Моделирование как метод познания. 2-4
Методы, используемые в проекте. 5-6
Практическая часть
Моделирование в программе "Компас 3D". 7-14
Введение
Мы решили выбрать тему "3D-моделирование" для своего проекта по причине того, что будущая профессия будет напрямую связана с 3D-моделингом, она актуальна и востребована в современном мире, особенно в сфере науки и техники.
Этот проект является результатом совместной работы с моим одноклассником Никифоровым Артёмом и Нарушевичем Данилом и нашим учителем - наставником Новиковой Екатериной Александровной.
КОМПАС-3D — это мощная система автоматизированного проектирования, используемая инженерами и дизайнерами для создания чертежей и 3D-моделей.
Компьютерное моделирование в программе «Компас», это познавательный приём знаний. Моделирование помогает глубже понять явления и закономерности, а также разрабатывать эффективные решения для практических задач. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели. Компьютерное моделирование в настоящее время приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науке о человеке и обществе.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном обществе решаются всё больше задач в абсолютно различных сферах жизни: в науке, искусстве, образовании, ювелирной промышленности и во многих других отраслях с использованием 3D моделей.
Цель творческого проекта: знакомство с программой «Компас3D», с построением чертежей в программе.
Задачи:
- знакомство с программой «Компас 3D»
- рассмотрение достоинств и недостатков при создании компьютерных моделей;
- практическая часть в программе Компас 3D. Моделирования детали.
Современное компьютерное моделирование выступает как средство общения людей обмен информационными, компьютерными моделями и программами),
Одной из разновидностей моделей являются геометрические модели. Они передают внешние признаки объекта: размеры, форму, цвет.
Геометрические модели представляют собой некоторые объекты, геометрически подобные своему прототипу (оригиналу). Они служат, в основном, для учебных и демонстрационных целей, используются при проектировании сооружений, конструировании различных устройств и изделий. Простейшие модели такого типа окружают нас с раннего детства – это игрушки. С возрастом мы сталкиваемся с все более сложными геометрическими моделями.
Изучая биологию, мы пользуемся макетами животных, скелетом человека с шарнирами вместо суставов для демонстрации движения рук и ног. Макет здания, корабля, скульптура, рисунок – все это геометрические модели. Приступая к созданию таких моделей, следует выделить объект, определить цели моделирования, сформировать информационную модель объекта в соответствии с поставленной целью и выбрать инструмент моделирования. Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Методы, используемые в проекте на тему "Моделирование в программе «КОМПАС 3D»", включают следующие шаги:
Заключить его в формальные рамки очень трудно. В наиболее общем виде его можно представить поэтапно в следующем виде.
I этап. Постановка задачи
Каждый раз при решении конкретной задачи такая схема может подвергаться некоторым изменениям: какой-то блок может быть убран или усовершенствован. Все этапы определяются поставленной задачей и целями моделирования.
Под задачей понимается некая проблема, которую надо решить. Главное — определить объект моделирования и понять, что собой должен представлять результат.
Цели моделирования определяются расчетными параметрами модели. Чаще всего это поиск ответа на вопрос, поставленный в формулировке задачи.
II этап. Разработка модели
По результатам анализа объекта составляется информационная модель. В ней детально описываются все свойства объекта, их параметры, действия и взаимосвязи.
III этап. Компьютерный эксперимент
Чтобы дать жизнь новым конструкторским разработкам, внедрить новые технические решения в производство или проверить новые идеи, нужен эксперимент.
IV этап. Анализ результатов моделирования
Заключительный этап моделирования — анализ модели. По полученным расчетным данным проверяется, насколько расчеты отвечают нашему представлению и целям моделирования. На этом этапе определяются рекомендации по совершенствованию принятой модели и, если возможно, объекта или процесса.
Моделирование в Компас 3D(практическая)
Программа КОМПАС 3D располагает весьма широкими возможностями
создания трехмерных моделей самых сложных конструкций, или отдельных
Деталей, сборку нескольких деталей в сборочную единицу,
сложный разрез.

Рисунок 1
Основные элементы среды:
1) Строка меню – в ней расположены все основные меню системы, в каждом
меню храниться связанные с ним команды;
2) Панель управления (стандартная) – в ней собраны команды, которые
часто употребляются при работе с программой;
3) Панель вид – на панели вид расположены кнопки, которые позволяют
управлять изображением: изменять масштаб, перемещать и вращать изображение, изменять форму представления модели.
4) Панель переключения (левая часть экрана) – производит переключения
между панелями инструментов.
5) Панель инструментов – состоит из нескольких отдельных страниц
(панелей): редактирования модели, пространственные кривые, поверхности,
вспомогательная геометрия, измерения (3D), фильтры, элементы оформления.
6) Строка состояния объекта – указывает параметры объекта.
7) Дерево модели – это графическое представление набора объектов,
составляющих деталь. Корневой объект Дерева – сама деталь. Пиктограммы
объектов автоматически возникают в Дереве модели сразу после фиксации этих
объектов в детали.
8) Контекстная панель отображается на экране при выделении объектов
документа и содержит кнопки вызова наиболее часто используемых команд
редактирования. Набор команд на панели зависит от типа выделенного объекта и типа документа.
9) Контекстное меню – меню, состав команд в котором зависит от
совершаемого пользователем действия. В нем находятся те команды, выполнение которых возможно в данный момент. Вызов контекстного меню осуществляется щелчком правой кнопки мыши на поле документа, элементе модели или интерфейса системы в любой момент работы.
Основные термины модели:
Объемные элементы, из которых состоит трехмерная модель, образуют в ней
грани, ребра и вершины. Грань – гладкая (необязательно плоская) часть
поверхности детали. Гладкая поверхность детали может состоять из нескольких
граней. Ребро – прямая или кривая, разделяющая две смежные грани. Вершина–
точка на конце ребра. Кроме того, в модели могут присутствовать
дополнительные элементы: символ начала координат, плоскости, оси и т.д.
Общие принципы моделирования:
Построение трехмерной твердотельной модели заключается в последовательном выполнении операций объединения, вычитания и пересечения над простыми объемными элементами (призмами, цилиндрами, пирамидами, конусами и т.д.). Многократно выполняя эти простые операции над различными объемными элементами, можно построить самую сложную модель.
Для создания объемных элементов используется перемещение плоских фигур
в пространстве. Плоская фигура, в результате перемещения которой образуется
объемное тело, называется эскизом, а само перемещение — операцией.
Эскиз может располагаться на одной из стандартных плоскостей проекций,
на плоской грани созданного ранее элемента или на вспомогательной плоскости. Эскизы создаются средствами модуля плоского черчения и состоят из одного или нескольких контуров.
Система КОМПАС-3D LT располагает разнообразными операциями для
построения объемных элементов, четыре из которых считаются базовыми.
Операция выдавливания – выдавливание эскиза перпендикулярно его плоскости.
Операция вращения – вращение эскиза вокруг оси, лежащей в его плоскости.
Кинематическая операция – перемещение эскиза вдоль направляющей.
Операция по сечениям – построение объемного элемента по нескольким эскизам (сечениям). Для четырех базовых операций, добавляющих материал к модели, существуют аналогичные операции, вычитающие материал. Операция может иметь дополнительные возможности (опции), которые позволяют изменять или уточнять правила построения объемного элемента. Например, если в операции выдавливания прямоугольника дополнительно задать величину и направление уклона, то вместо призмы будет построена усеченная пирамида. Процесс создания трехмерной модели заключается в многократном добавлении или вычитании дополнительных объемов.
Практическая работа №1 «Построение составной пирамиды»
1.Запустить программу Компас 3DLT.
2. Выбрать создание детали (ФайлСоздатьДеталь).
3. Выбрать в дереве модели плоскость x-y.
4. Включить режим эскиз (кнопка панели управления ).
5. На геометрической панели построения выбрать ввод окружность.
6. Ввести параметры: координаты центра - 0,0; диаметр окружности – 100 мм.
7. Закончить редактирование эскиза (повторно нажать на кнопку «эскиз»).
8. На панели редактирования детали выбрать Операция выдавливания.
9. В окне Параметры на вкладке Операция выдавливания установить
параметры: прямое направление; расстояние 20 мм (высота цилиндра)и нажать
кнопку Создать.
10. На экране должно появиться изображение цилиндра.
11. Выбрать верхнюю грань цилиндра и создать смещенную плоскость 1 на
расстоянии 0 мм.
12. Выбрать в дереве модели Смещенную плоскость 1 и включить режим
эскиз.
13. На геометрической панели построения выбрать ввод окружность.
14. Ввести параметры: координаты центра - 0,0; диаметр окружности -80 мм.
15. Закончить редактирование эскиза (повторно нажать на кнопку «эскиз»).
16. В дереве модели выбрать Эскиз 2. На панели редактирования детали
выбрать Операция выдавливания.
17. В окне Параметры на вкладке Операция выдавливания установить
параметры: прямое направление; расстояние 20 мм и нажать кнопку Создать.
18 .На экране должно появиться изображение детали состоящей из двух
наложенных друг на друга цилиндров.
18. Аналогичным образом (повторяя операции добавить смещенную
плоскость и создать цилиндр) построить цилиндры с параметрами: высота 20 мм; диаметр 60мм, 40мм, 20 мм.

Рисунок 2
Практическая работа №2 «Построение колеса»
1. Запустить программу Компас 3DLT.
2. Выбрать создание детали (ФайлСоздатьДеталь).
3. Выбрать в дереве модели плоскость x-y.
4. Включить режим эскиз (кнопка панели управления).
5. На геометрической панели построения выбрать ввод окружности.
6. Ввести параметры окружности: координаты центра – 25, 0; диаметр
окружности – 16 мм.
7. Начертить отрезок с параметрами: координаты начала – 0,-8; координаты
конца – 0, 8; стиль линии – осевая.
8. Закончить редактирование эскиза (повторно нажать на кнопку «эскиз»).
9. На панели редактирования детали выбрать Операция вращения.
10. Задать следующие параметры: вращение прямое; угол прямого
направления - 360 и нажать кнопку Создать.
11. На экране программы должно появиться изображение колеса.

Рисунок 3
Практическая работа №3 «Построение конуса»
1. Запустить программу Компас 3DLT.
2. Выбрать создание детали (ФайлСоздатьДеталь).
3. Выбрать в дереве модели плоскость x-y.
4. Включить режим эскиз (кнопка панели управления).
5. На геометрической панели построения выбрать ввод отрезков.
6. Ввести параметры 1 отрезка: координаты начала - 0,0; координаты конца -
20,0; стиль линии - основная.
7. Ввести параметры 2 отрезка: координата начала – 0,0; координата конца –
0, 30; стиль линии – осевая.
8. Соединить окончания отрезков 1 и2 отрезком 3 с параметрами: координата
начала – 0,30; координата конца – 20,0; стиль линии – основная.20
9. Закончить редактирование эскиза (повторно нажать на кнопку «эскиз»).
10. На панели редактирования детали выбрать Операция вращения.
11. Задать следующие параметры: вращение прямое; угол прямого
направления - 360 и нажать кнопку Создать.12. На экране программы должно появиться изображение конуса.

Рисунок 4
Заключение
В настоящее время моделированию уделяется большое внимание в науке, так как прежде чем создать новые устройства и явления, необходимо их изучить. Для чего и используются модели этих устройств и явлений.
В процессе написания работы было изучено, что такое моделирование, классификация моделей, инструменты моделирования, а также основные этапы моделирования.
Работа может быть использована на уроках информатики и будет интересна не только для пользователей компьютера, но и для всех кто интересуется окружающим миром.
Список литературы
1. Макарова Н.В. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Учебник. –СПб.: Питер, 2001. -288с.: ил.
2. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию. – СПб. Питер, 2001. – 176 с.: ил.
3. Семакин И.Г, Залогова Л.А, Русаков С.В, Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс. 7–9 классы– 2-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 390 с.: ил.
4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.: ил.
5. Чертёжно-графический редактор КОМПАС-3D: практ. руководство.
- СПб.: АСКОН, 2001. - 474 с.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 378.07 КБ |


Плавает ли канцелярская скрепка?

Мастер-класс "Корзиночка"

Ласточка

Смекалка против Змея-Горыныча

Бенгальские огни