Основная цель проекта - изучение способов вычисления процентов и областей их применения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ N144
ТЕМА ПРОЕКТА:
Проценты в нашей жизни
Автор проекта:
Даянов Михаил
7«А» класс
Учитель:
Сафронович Т.Е.
Екатеринбург
2021
Содержание
Введение 3
в различных областях 9
Заключение 13 Приложение 14
Список литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Проценты широко вошли в нашу жизнь и тесно соприкасаются с различными науками. Они стали уникальным математическим изобретением, которое широко используется в практической деятельности человека. Что же представляют из себя проценты, какие задачи можно решить с использованием процентов, и как на практике они могут быть использованы? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.
Основная цель проекта - изучение способов вычисления процентов и областей их применения.
Объектом исследования будут являться проценты и способы их вычисления, а предметом исследования – практическое применение вычисления процентов.
Задачи проекта:
В процессе работы над проектом мной будут использованы следующие методы исследования:
Для реализации проекта мной будет использована различная литература: в первую очередь, учебные пособия по математике, а также словари, интернет-ресурсы и иные источники информации.
Определение математического термина «процент» универсально, поэтому воспользуемся дословным определением из учебника математики 5 класс Н.Я.Виленкина.
Процент — это одна сотая часть. Обозначается знаком «%». Используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому.
1% | = | 1 | = | 0.01 |
100 |
Проценты в математике тесно связаны с десятичными дробями.
Этимология термина имеет латинские корни. Слово «процент» происходит от латинского слова pro centum, что буквально переводится «за сотню», или «со ста».
Как и многие математические знания, проценты зародились еще в Древнем Вавилоне. Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась именно там. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег.
Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов.
Особенное распространение проценты получили в Древнем Риме. Жители этой цивилизации процентами называли деньги, которые должник платил дополнительно помимо взятой в долг суммы заимодавцу. Римляне брали с должника лихву (т.е деньги сверх того, что было дано в долг). При этом говорили: «на каждые 100 сестерциев долга заплатишь 16 сестерциев лихвы». Так как слова «на сто» звучали по-латыни «процент ум», то сотую часть и стали называть процентом.
От римлян использование процентов перешло и в другие европейские страны. Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на каждые 100 денежных единиц. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась. В настоящее время проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.
Кстати, сам символ «%» происходит от итальянского слова cento, что означает «сто». Предполагают, что это слово при расчетах часто писали сокращенно – cto. Чуть позже и это сокращение сократили, оставив только букву t, которая при быстром письме постепенно превратилась в современный знак процента.
Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из г. Брюгге (Нидерланды). С. Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий, в том числе, особой записью десятичных дробей.
Таким образом, процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми.
В связи с тем, что проценты – универсальное математическое средство для нахождения части от целого, целого по части и т.д., то применение процентов может позволить решить различные виды задач.
Наиболее распространенные виды задач на проценты:
Все соотношения и формулы, полученные для решения задач с процентами, выводятся из пропорции.
Данные задачи на проценты можно записать в виде следующих соотношений:
все - 100%
часть - часть в %
которые можно записать в виде пропорции
все | = | 100% |
часть | часть в % |
Используя эту пропорцию можно получить формулы для решения основных типов задач на проценты.
Если дано число A и необходимо, вычислить число B, составляющее P процентов от A, то
B | = | A · P |
100% |
Например. Найти число B составляющее 5% от числа 20.
B = | 20 · 5% | = 1 |
100% |
Если дано число B, которое составляет P процентов от числа A и необходимо найти значение числа A, то
A | = | B · 100% |
P |
Например. Найти число А , если В равно 138 и составляет 20% от А.
А = | 138 · 100% | = 690 |
20% |
Если дано два числа A и B, и необходимо определить, какой процент составляет число B от числа A, то
P | = | B | · 100% |
A |
Например. Найти сколько процентов составляет число 35 от числа 20.
35 | · 100% = 175% |
20 |
Если дано число A, и необходимо найти число B, которое на P процентов больше числа A, то
B = A (1 + | P | ) |
100% |
Например. Найти число, которое на 10% больше числа 20.
20 (1 + | 10% | ) = 20 · 1,1 = 22 |
100% | ||
Если дано число A, и необходимо найти число B, которое на P процентов меньше числа A, то
B = A (1 - | P | ) |
100% |
Например. Найти число, которое на 15% меньше чем 20.
20(1 - | 15% | ) = 20 · 0,85 = 17 |
100% |
Сложные проценты — эффект часто встречающийся в экономике и финансах, когда проценты прибыли в конце каждого периода прибавляются к основной сумме и полученная величина в дальнейшем становится исходной для начисления новых процентов.
B = A (1 + | P | ) n |
100% |
где B - будущая стоимость;
A - текущая стоимость;
P - процентная ставка за расчетный период (день, месяц, год, ...);
Например. Найти прибыль от 30 000 рублей, положенных на депозит на 3 года под 10% годовых, если в конце каждого года проценты добавлялись к депозитному вкладу.
Решение. Используем формулу для вычисления сложных процентов:
B = 30 000 (1 + | 10% | )3 = 30 000 · 1,13 = 39 930 |
100% |
Прибыль равна 39930 - 30000 = 9930
Ответ: прибыль 9930 рублей.
Таким образом, формулы с использованием процентов помогают решить различные задачи, связанные с нахождением части от целого, целого по части, соотношения частей, изменения (увеличение или уменьшение) параметров и т.д.
Широкий спектр практического применения процентов в деятельности человека обусловлен универсальностью и удобством данной математической категории. Мы ежедневно сталкиваемся с процентами в школьной и обыденной жизни.
Рассмотрим некоторые примеры применения процентов в различных отраслях жизнедеятельности человека.
3.1. Проценты в экономике
Ежегодно экономисты, в том числе и в России, изучают, как изменился рост экономики каждого государства по размеру ВВП (внутреннего валового продукта).
Приложение 1.

Рост экономики России в большой степени зависит от роста цены на нефть, а в последние годы цены на нефть значительно упали, что повлияло на динамику падения экономики в России в период с 2013 по 2015 гг.
3.2. Проценты в географии
Много примеров и в географии. Всем известно, что воздух это смесь газов. Воздух состоит из: 78,1% азота, 20,9% кислорода и 0,9% аргона. На долю данных газов приходится 99,96% массы атмосферы.
Кроме того, влажность, изменение температуры и других природных параметров также измеряются в процентах.
3.3. Проценты в биологии
Многие темы, изучаемые на уроках биологии, содержат процентные величины. Каждый человек имеет индивидуальные параметры, определяющие его физическое развитие: рост, вес, жизненная емкость легких и т. п. Для того, чтобы оценить соотношение физических параметров конкретного человека с нормой также применяют проценты, показывая соотношение фактического и нормативного показателя.
Кроме того, проценты используются при демонстрации содержания воды и других веществ в организме человека.
Приложение 2.

3.4. Проценты в химии
В химии умение рассчитать проценты необходимо, ведь это требуется и при выполнении химических опытов, и при решении задач. Так, при работе с растворами и определении концентрации вещества в растворе применяются формулы с использованием процентов.
Приложение 3

3.5. Проценты в медицине и фармацевтике
Медицинские работники ежедневно сталкиваются с умением рассчитать проценты. Например, при внутримышечных инъекциях, для разбавления препарата, используется 1 % раствор ледокаина. Отечественная промышленность выпускает только 2% раствор ледокаина, соответственно перед тем, как сделать пациенту укол, медсестра разбавляет ледокаин водой для инъекций в нужной пропорции. Если этого не сделать, то пациент получит ожог.
Фармацевты, опытным путем, используя теоретическое знание, составляют растворы лекарственных веществ в таких пропорциях, чтобы оказать помощь организму человека, и в то же время не нанести вред.
Покупая любое лекарство, перед его использованием необходимо изучать инструкцию к нему, в которой подробно перечислен состав препарата с указанием процентного содержания всех входящих в него веществ и порядок применения в зависимости от веса или возраста.
3.6. Проценты в кулинарии
Уксус — одна из самых древних приправ, которая используется в приготовлении множества кулинарных рецептов, а также для консервации продуктов на зиму. Вот только разнообразие блюд требует различного процентного содержания уксуса. В некоторые блюда рецептура требует наличия уксуса 70%, в то время как в другие достаточно добавить 6% или 9% уксус. Так как под рукой не всегда можно найти уксус нужного процентного содержания, приходится самостоятельно производить расчет количества воды, который необходимо добавить в уксусную кислоту, чтобы получить уксус с необходимым процентом кислоты.
Приложение 4

3.7. Проценты в бухгалтерском и налоговом учете
Бухгалтер любого предприятия ежемесячно рассчитывает прибыль, полученную предприятием, начисляет заработную плату всем сотрудникам предприятия, производит отчисления в налоговую инспекцию, пенсионный фонд, в фонд социального страхования и прочие. Все отчисления рассчитываются индивидуально для каждого сотрудника, но при этом бухгалтер пользуется единой для всех процентной ставкой, например, налог на доход физического лица (НДФЛ) в России составляет 13 %. Таким образом, при начислении заработной платы у сотрудника удерживают налог в размере 13%.
3.8. Проценты в банковском деле
Огромное практическое значение проценты получили в банковском деле. С одной стороны, банки принимают вклады и выплачивают по ним проценты вкладчикам, с другой стороны – дают кредиты заемщикам и получают проценты за пользование этими деньгами.
Умение рассчитать проценты важны как вкладчику, так и кредитору. При вычислении процентов могут использоваться как формула простых процентов, так и сложных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, проценты насчитывают многовековую историю. Впервые они появились в Древнем Вавилоне, помогая определить сумму процентных денег. Об этом говорят исторические источники. Основное понятие «процент» появилось в Древнем Риме и дошло до наших дней. Используемый для обозначения процентов знак % появился случайно в средневековой Европе, и в связи с частым употреблением процентных величин используется, и по сей день.
Во-вторых, процент, являясь одной сотой частью, активно применяется при решении различных задач: нахождение части от целого, нахождение целого по его части, выражение одного числа от другого, относительное изменение чисел и т.д. При этом все соотношения и формулы, полученные для решения задач с процентами, выводятся из пропорции.
В-третьих, проценты нашли широкое применение в научной, профессиональной и повседневной жизни человека. Нет сферы деятельности, где бы они, не применялись. В связи с активным практическим применением процентов, необходимо хорошо владеть всеми способами вычисления, связанных с процентами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виленкин Н.Я. Алгебра. Учебник для 7 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2005.
2. Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 6 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2005.
3. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. – Москва: Дрофа, 2003.

Лупленый бочок

Как нарисовать небо акварелью

Проказы старухи-зимы

О путнике

Две лягушки