Проект на тему "Фразеологизмы в речи подростков"
Вложение | Размер |
---|---|
liza.docx | 41.32 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 25 города Благовещенска»
Проект:
«Фразеологизмы в речи подростков»
Выполнила работу:
Гамза Елизавета Константиновна, обучающаяся 9-А класса
Руководитель работы:
Бессонова Мария Сергеевна, учитель русского языка и литературы
г. Благовещенск, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ..................................5
КЛАССИФИКАЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ…………........……........8
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.....................................................................9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....14
ВВЕДЕНИЕ
Всем известно, что только язык делает человека человеком. Мы постоянно разговариваем с кем-либо, пишем, читаем, думаем, поём, мечтаем... и во всех этих случаях используем родной язык. Наш язык очень богат пословицами, поговорками, меткими и яркими выражениями. К ним относятся и фразеологизмы.
Современные педагоги и родители часто говорят, что речь их детей бедна и скудна (https://multiurok.ru/files/pochiemu-my-tak-ghovorim-priemudrosti-russkogho-ia.html). Одни считают, что решить эту проблему можно, обогащая речь школьников фразеологизмами, другие же считают, что фразеологизмы ушли в прошлое и их употребление сейчас невозможно.
Я считаю, что нужно найти равновесие между этими мнениями и на примере фразеологизмов показать, что современный русский язык развивается, постоянно пополняется новыми единицами.
На уроках бывают задания, связанные с фразеологизмами, но дети часто не понимают, о чем идет речь. Это говорит о том, что фразеологизмы - сложный вопрос, требующий изучения. Разбираться в них, чтобы не выглядеть смешно, необходимо. Этим и обусловлен выбор темы моего проекта - «Фразеологизмы в речи подротков»
Новизна моей работы в том, что я изучила особенности употребления фразеологизмов в речи школьников. Мой проект имеет и практическую значимость, работая над данной темой, я не только изучала русский язык, но читала об истории русского народа. Актуальность темы обусловлена тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие люди даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знают их значений. (Бабкин A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники)
Цель работы: выяснить, какие фразеологизмы употребляют современные подростки, и как часто.
Объект исследования: фразеологизмы в различных источниках, в речи подростков.
Предмет исследования: использование фразеологизмов моими сверстниками.
В процессе работы мною были поставлены следующие задачи:
Тип проекта: информационный
Методы исследования: сбор информации, наблюдение, анкетирование, опрос, анализ информации.
Проектный продукт: анализ данных социологического опроса, статья в Интернете
Источники информации: словари, учебники, ресурсы Интернета.
Этапы подготовки и реализации исследовательской работы: разработка анкет, поиск необходимой информации, обработка и мониторинг полученных результатов.
Проблемные вопросы:
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «phrasis» - «выражение» и «loqos» - «учение, слово». В русском языке фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов. Но в отличие от обычных словосочетаний это не свободные, а связанные сочетания. Они не придумываются человеком в процессе общения, а воспроизводятся: если человеку надо употребить фразеологизм, то он просто вспоминает его, а не строит его заново. Фразеологизмы - это украшение речи. Образность, которая легко воспринимается в родной речи, становится камнем преткновения в чужом, иностранном языке.
Фразеологизм является устойчивым словосочетанием, которое в большинстве случаев имеет свой смысл в предложении только в устоявшейся, общепринятой форме, и никак более. К примеру, «убегать, сверкая пятками», нельзя произносить как, «искря пятками убегать» либо же говорить «беречь как зрачок глаза», вместо «беречь как зеницу ока». Но есть и исключения, когда изменение порядка слов в некоторых типах фразеологизмов зачастую считается нормальным явлением. То есть, ряд словосочетаний не меняет своего смысла при перестановке слов. Таким образом, «бить баклуши» и «баклуши бить» либо «носить воду в решете» и «в решете воду носить» - фразеологизмы, не изменяющиеся за счёт перестановки слов в них.
История фразеологизмов
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки) . Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы» , «идеоматизмы» , «речения» , то есть обороты, выражения.
Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян. К ним относятся, следовательно,
1)суеверные представления наших предков, например: вбить осиновый кол в могилу (окончательно избавляться от кого-либо или от чего-либо, расправляться с кем-либо или с чем-либо) - от суеверного обычая вбивать осиновый кол в могилу колдуна, чтобы он не мог вредить после своей смерти; черная кошка дорогу перебежала (произошла ссора, размолвка между кем-либо); ни пуха ни пера (пожелание кому-либо удачи, успеха в каком-либо деле) – первоначально: пожелание удачи охотнику, отправляющемуся на охоту, высказанное в отрицательной форме, чтобы не «сглазить», если пожелать прямо удачи;
2) игры и развлечения, например: жив, курилка (кто-либо существует, действует, проявляет себя) – от старинной народной игры, в которой с возгласом: « Жив, жив, курилка!» передают друг другу горящую лучину, пока она не погаснет; играть в бирюльки (заниматься пустяками, даром, попусту тратить время); от названия старинной игры, заключавшейся в том, что из беспорядочно разбросанных бирюлек (крошечных веснушек ) нужно было вытащить маленьким крючком одну за другой бирюльки. но так, чтобы не задеть остальных; заткнуть за пояс ( превзойти в чем-либо); ни в зуб ногой ( совершенно ничего не знать, не понимать );
3) древние обычаи наказания преступников, например: укоротить язык ( заставить кого-либо поменьше болтать, разговаривать, быть менее дерзким ); на лбу написано ( достаточно заметно ); детали русского быта, например: выносить сор из избы ( разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими ); легок на помине ( появляется в тот момент, когда о нем думают или говорят)
4) исторические события в жизни русского народа, например: кричать во всю Ивановскую ( очень громко ); долгий ящик ( на неопределенно длительное время ); как Мамай прошел ( полнейший беспорядок, разгром ) – от исторического события – опустошительного нашествия на Русь ( в 14 в.) татар под предводительством хана Мамая.
Собственно русские фразеологизмы связаны с историей и культурой России,
обычаями и традициями русского народа, например: топорная работа, прописать ижицу, небо показалось с овчинку. Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей; художественных произведений: тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Обычно в научной литературе фразеологизмы делятся на 2 группы: собственно русские и заимствованные. Мной были изучены материалы о происхождении фразеологизмов. Оказывается, в зависимости от источника происхождения их можно разделить на 9 групп:
1. Источник - жизнь наших предков: быть под каблуком; держать камень за пазухой заговаривать зубы; идти в гору и др.
2. Источник - мифология: авгиевы конюшни; ахиллесова пята; сизифов труд; голая правда и др.
3. Источник - Всемирная история: как Мамай прошёл; кричать во всю Ивановскую; вольный казак; потёмкинские деревни; жена декабристаи др.
4. Источник - Библия и Евангелие: вавилонское столпотворение; глас вопиющего в пустыне; камень преткновения и др.
5. Источник - литературные произведения: а Васька слушает да ест; а ларчик просто открывался; ворона в павлиньих перьях; мартышкин труд и др. 6. Источник - профессии: закидывать удочку; заткнуть за пояс; попасть впросак; тянуть канитель; убить двух зайцев и др.
7. Источник - окружающая действительность: белая ворона; белены объесться; быть начеку; вертеться как белка в колесе; как с гуся вода; показать, где раки зимуют и др.
8. Источник - высказывания великих людей: быть на седьмом небе; деньги не пахнут; золотой век и др.
9. Источник - приметы: перейти дорогу, типун тебе на язык! чёрная кошка пробежала и др.
Фразеологизмы - это образные выражения, и воспринимать их надо не в прямом, а переносном смысле. Маленьким детям и иностранцам, конечно, трудно понимать речь с фразеологизмами. Но, оказывается, многие из нас не знают значения фразеологизмов, и это может привести к смешной или даже неприятной ситуации: ты не поймешь говорящего или, наоборот, обидишь его.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работая над темой проекта, я провела социологический опрос, анкетирование учеников шестого, восьмого, девятого классов и проанализировала полученные результаты.
Школьникам были заданы такие вопросы:
1. Знаете ли Вы, что такое фразеологизм?
2. Если «да», где встречали?
3. Как часто вы используете фразеологизмы в своей речи?
4. Какие фразеологизмы вы употребляете?
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. 81% опрошенных школьников знают, что такое фразеологизмы.
2. У многих ребят вызывает трудность привести примеры фразеологизмов
3. В современной речи школьников чаще всего используются следующие фразеологизмы: «зуб даю», «вешать лапшу на уши», «повесить нос», «бежать сломя голову», «не суй нос не в свои дела», «волосы дыбом встали», «водить за нос», «льет, как из ведра».
4. Современные школьники редко используют фразеологизмы в своей речи(больше половины опрошенных)
5. Большинство опрошенных, не знающих фразеологизмы в 6 классе.
6. Чаще всего фразеологизмы употребляют ученики шестого класса.
7. В 8 классе ученики смогли привести больше всего примеров фразеологизмов.
8. Необходимо продолжать работу по изучению фразеологизмов среди учащихся.
АНКЕТИРОВАНИЕ ДЕВЯТОГО КЛАССА
В ходе исследования было проведено анкетирование в девятом классе, в количестве 25 человек.
Учащимся были предложены вопросы:
Я выяснила, что 22 человека из опрошенных (88%), знают, что такое фразеологизмы, 3 (12%), - не знают
На уроках русского языка отметили 15 учеников(60%), от родителей-7 (40%)
Самый распространённый ответ- редко, подчеркнули 14 человек (56%), часто- 6 (24%),никогда- 5 (20%)
Чаще всего ученики девятого класса используют в своей речи фразеологизм: «зуб даю»
Так же среди ответов, часто встречались:
«вешать лапшу на уши», «золотые руки», «повесить нос», «как белая ворона», «мастер на все руки» «язык проглотил» «не по зубам»
АНКЕТИРОВАНИЕ ВОСЬМОГО КЛАССА
В ходе исследования было проведено анкетирование в девятом классе, в количестве 24 человека.
Учащимся были предложены вопросы:
1.Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы?
Я выяснила, что 20 человек из опрошенных (83%), знают, что такое фразеологизмы, 4 (17%), - не знают
2.Если «да», где их встречали?
На уроках русского языка отметили 13 учеников(65%), от родителей-7 (35%)
3.Как часто Вы используете фразеологизмы?
Самый распространённый ответ- редко, подчеркнули 12 человек (50%), часто- 7 (29%),никогда- 5 (21%)
4.Какие фразеологизмы Вы употребляете?
Чаще всего ученики восьмого класса используют в своей речи фразеологизм: «льет, как из ведра»
Так же среди ответов, часто встречались:
«строить глазки», «играть на нервах», «семь пятниц на неделе», «медвежья услуга» «пишет, как курица лапой », «Филькина грамота», «по горячим следам», «работать до семи потов», «газетная ворона», «бить в баклуши» .
АНКЕТИРОВАНИЕ ШЕСТОГО КЛАССА
В ходе исследования было проведено анкетирование в шестом классе, в количестве 23 человек.
Учащимся были предложены вопросы:
1. Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы?
Я выяснила, что 15 человека из опрошенных (65%), знают, что такое фразеологизмы, 8 (35%), - не знают
2. Если «да», где их встречали?
На уроках русского языка отметили 12 учеников(80%), от родителей -3(20%)
3. Как часто вы используете фразеологизмы?
Самый распространённый ответ - редко, подчеркнули 11 человек (47%), часто- 8 (35%),никогда- 4 (18%)
4. Какие фразеологизмы вы употребляете?
Чаще всего ученики шестого класса используют в своей речи фразеологизм: «бежать сломя голову»
Так же среди ответов, часто встречались:
«вешать лапшу на уши», «не суй нос не в свои дела», «волосы дыбом встали», «водить за нос» «бежать, роняя тапки»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над темой, я проанализировала речь современных школьников, в частности учащихся 6,8,9 классов своей школы. Изучила разные статьи о фразеологизмах, провела анкетирование. Также, я получила более полное представление о фразеологизмах, научилась находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Изучая эту тему, я узнала много интересного о нашем прошлом, об истории и традициях русского народа. Научилась работать со словарями, использовать информацию из интернета.
Незнание фразеологизмов, неправильное их употребление и непонимание обедняет речь человека, мешает свободно общаться с людьми, делает его речь серой, неяркой. И, наоборот, речь, в которой есть фразеологизмы, обязательно привлечет к себе внимание, запомнится. А потому не должна вызывать сомнений, что фразеологизмы должны жить в нашей речи вместе с иноязычными словами нового века. Я пришла к выводу, что знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи, они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/frazeologizmy-v-russkom-yazyke-i-ih-znachenie-v-rechi.html
3.Кохтев Н.Н. Русская фразеология / Н.Н. Кохтев, Д.Э. Розенталь. - М.: Русский язык, 1990
4.Жуков В.П.,Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка» - М., Просвещение, 1989.
5.Бабкин A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники.
6.https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-proishozhdenie-frazeologizmov-v-sovremennom-russkom-yazike-1642425.html
7. https://works.doklad.ru/view/y-l4ebw2SXU.html
8. http://lingvotech.com/proiskhozhdeniefrazeolog
9.http://wiki.uspi.ru/index.php
Пчёлки на разведках
Композитор Алексей Рыбников
Астрономический календарь. Май, 2019
Сверчок
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Комментарии
Фразеологизмы необходимы, они
Фразеологизмы необходимы, они делают речь живой, интересной для восприятия. Человек, использующий фразеологизмы, вызывает расположение у аудитории.