Данная работа выполнена мной с целью изучить образы подростка и виртуальной реальности в современной литературе и в жизни.
В ходе работы был проведён опрос с целью выяснить, каково значение виртуального мира и какую роль играет компьютер в жизни школьников.
Эта работа может быть интересна учителям, родителям, учащимся 8-11 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа | 105.67 КБ |
XXXIX РАЙОННЫЙ КОНКУРС
«ЮНЫЙ ТЕХНИК, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОНЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.К. БЛЮХЕРА
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «СОЗВЕЗДИЕ»
Номинация:
исследовательская работа
Подросток и виртуальная реальность в современной литературе
Хрусталёв Дмитрий,
МБОУ «Конзаводская средняя
школа им. В. К. Блюхера»,
8 класс
Руководитель –
Покладок Наталья Анатольевна,
МБОУ «Конзаводская средняя
школа им. В.К.Блюхера»,
учитель русского языка и литературы
Ферма, 2019
Оглавление:
Введение………………………………………………………..........
Заключение……………………………………………..................... Список литературы………………………………………………… | ...….3-4 ...…….5 ...….6-8 ......6-11 ...….6-9 ....10-11 ...…...12 ...…...13 |
Приложение…………………………………………………………. | ....14-15 |
Введение
Подросток и компьютер.
Важную роль в жизни современных людей играют технологии. Интернет и телевидение становятся главными и приоритетными источниками информации. И для подростков тоже. Социальные сети для многих представителей подрастающего поколения являются важными источниками информации и средствами общения со сверстниками.
Компьютер… Всемогущее чудо, созданное человеком. Он вошёл в нашу жизнь, и мы не представляем без компьютера ни писателя, ни банкира, ни экономиста, ни инженера… Можно продолжать этот бесконечный перечень, но если остановиться на школьниках? Какую роль играет компьютер в жизни современного подростка?
Компьютер для подростков прежде всего дал новые возможности для игры.
«Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Играет важную роль в воспитании, развитии и обучении детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям».
Влияние любых игр может быть не только положительным, но и отрицательным.
Почему детям так хочется играть в виртуальные игры? В игре ребенок сталкивается с гораздо более ярким, привлекательным и беспроблемным миром по сравнению с тем, который он видит вокруг. Именно эти качества виртуальной реальности опасны для детей.
В 11-13 лет они еще изучают мир, системы ценностей и мотиваций у них пока только формируются. Трудности, которые испытывает в реальной жизни ребенок такого возраста, помогают этим системам нормально сформироваться. Победа в игре - легкий и безопасный способ получения сильного удовольствия, почти эйфории.
Согласно определению известного российского аддиктолога, психиатра Цезаря Короленко, зависимое поведение выражается «в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых вещей или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций». Неудовлетворяющая реальность – это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как внешняя среда воспринимается, осознается как основная причина дискомфорта внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.
Именно поэтому очень быстро формируется игровая зависимость.
Игровая зависимость — это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется в виде патологического влечения к азартным играм (казино, игровые автоматы, онлайн – игры, букмекерские конторы «ставки на спорт», компьютерные игры).
В мире известны летальные случаи (в основном среди несовершеннолетних) после многочасовых или многосуточных игр. Виртуальный мир настолько сильно захватывает человека, что он уже не хочет общаться с близкими и друзьями, боится вербального общения, ему гораздо легче это делать на расстоянии. Компьютерные игры сильно воздействуют на психику человека. Об этом говорится и в произведениях детской литературы, в которых все чаще поднимается тема зависимости подростка от компьютера.
Это я увидел, когда прочитал повести Т. Крюковой «Гений поневоле» и «Призрак сети». В этих произведениях писательница стремиться обратить внимание читателей на опасное воздействие виртуального мира на психику, сознание подростка. Я увлекаюсь компьютером, поэтому с интересом прочитал эти повести. Проблемы, которые поднимает автор в произведениях, актуальны и для моего поколения: что несет подросткам увлечение виртуальным миром: добро или зло? Обогащает ли это их духовный мир? Влияет ли на самоутверждение личности? Поэтому в своей работе я поставил цель.
1. Теоретическая часть
Цели и задачи:
Цель: изучить особенности современной литературы, отражающей вопросы влияния виртуального мира на жизнь детей и подростков, исследовать значение технологий в жизни школьников в начале ХХI-ого века.
Задачи:
Объект исследования: современная отечественная подростковая проза
Гипотеза: следует предположить, что обращение современных детских писателей к теме виртуального мира происходит в традициях детской гуманистической литературы. Путешествие во времени и пространстве помогает героям пройти путь взросления, преодоления трудностей.
2. Экспериментальная часть
Анализ прочитанных произведений
Влияние технологий на современный мир и современных людей нашло отражение и в книгах современных писателей-фантастов, детских писателей.
Следует отметить, что обращение детских писателей к теме виртуального мира происходит в традициях гуманистической детской литературы. Путешествия во времени и пространстве, работа с техникой помогают подросткам пройти путь взросления, преодоления трудностей. Благодаря испытаниям персонажи становятся добрей, мудрей. Примером является книги Тамары Крюковой «Призрак в Сети», «Ловушка для героя» и «Гений поневоле».
Писательница показывает, как всемирная паутина виртуального мира и общения в Интернете затягивает и вызывает почти наркотическую зависимость у своих пользователей. У людей появляется навязчивое желание войти в Интернет, ну а попав в него, человек не находит в себе силы покинуть веб - странички.
Главный герой «Гений поневоле» Артём Тарасов увлечен компьютером. Он познакомился со Службой виртуальной реальности. Каждый раз, когда Артём начинал играть, он попадал в параллельный мир. Игра была тесно связана с реальностью. Герой стал зависим от виртуального мира: он был нервозным, раздражительным, возникли проблемы с учебой, его ничто не интересовало. Постоянно конфликтовал с родителями. Так читатели предостерегаются от зависимости от компьютерных игр. Но однажды Артем попал в виртуальный мир, после путешествия по нему он обнаруживает, что наделен необычайными способностями к каратэ, английскому, математике и другим наукам. Но это его не радует. Прочитав научную статью о возможности создания биоробота, он понимает, что стал жертвой ужасного эксперимента.
Он решает выяснить, кому нужно было все это затеять, вновь начинает компьютерную игру. Его друзья Денис и Вика в курсе.
В конце выясняется, что все это затеял компьютерный гений, волею судеб прикованный к инвалидной коляске. Он хотел найти умного и шустрого мальчишку, чтобы поменяться с ним телами. Перед Артемом опять встает выбор – жить в теле инвалида, но ни в чем не иметь отказа или убить лучшего друга.
Итак, компьютерная игра постепенно начинает подчинять себе героя. Артём оказывается в ловушке: по правилам, если он не уничтожит Вику в игре (а значит, она погибнет и в реальности), то неминуемо погибнет сам. Подростку предстоит сделать непростой выбор. Пройдя все трудные этапы виртуальной жизни, герой понял, что нужно ценить людей, которые тебя любят.
Чудесные виртуальные приключения помогают персонажам осознать радость реальной, «земной» жизни. Преодоление общих трудностей в компьютерной жизни и в реальности сплотили героев повести.
Они становится ответственней, решительней, готовы к разрешению реальных, а не виртуальных жизненных задач.
Писательница предупреждает юных поклонников электронных игр: незаметно геймер может стать управляемой кем-то марионеткой, потерять свою волю и способность самостоятельно мыслить. Артём оказывается сильным, способным противостоять чужой воле благодаря самостоятельности, умению критически оценить происходящее. Так в повести соблюдаются традиционные сказочные каноны: герой проходит испытания, у него есть помощники, он побеждает и становится мудрее.
Юный герой книги «Призрак сети» Илья Кречетов слыл известным шутником и частенько "отчебучивал" в классе такое, отчего все умирали со смеху. Вот и в этот раз в кабинете биологии Илья вставил скелету бычок от сигареты, за что Анна Сергеевна потащила его к директору. Кончилось всё тем, что отца вызвали в школу и велели забрать документы и переходить в школу по месту жительства.
Илья был очень расстроен, его мутило, что в новой школе ему придется самоутверждаться при помощи кулаков. У него появился друг Серега. Чтобы отвлечься, Илья и его друг включили компьютер и подключились к Интернету.
И вдруг им пришло письмо от Илии Кречета (подростка, который был убит в 1240 году). Тот просит мальчиков доставить послание Александру Невскому. Илья и Сергей соглашаются. Потом герои почувствовали резкую боль и… очутились в ХIII-ом веке! Интересно то, что Илия Кречет, живший в 13 веке, очутился в ХХI-ом веке.
Попав в прошлое, герои встречают Строжича, волхва и целителя. Друг Ильи, Серёга, превращается в пса. Он остаётся рядом с Ильёй, помогая ему добыть потерянную Илиёй грамоту. Интересно, что слабому и безвольному Илье приходится самому принимать решения, совершать поступки. ОН продолжает миссию Илии Кречета, погибшего в ХIII-ом столетии и не доставившего грамоту Александру Невскому, идёт в ополчение, принимает участие в битве со шведами. В то время, пока Илья Кречетов спасал свою родину задолго до своего рождения, Илие Кречету пришлось проявить отвагу спустя много веков после своей смерти: он спас ребёнка из горящего дома. Когда же Илья Кречетов вернулся обратно в своё время, эту заслугу приписали ему, и, между прочим, вполне заслуженно, так как в далёком ХIII-ом веке он тоже спас человека из всепоглощающего чрева огня.
Читая произведение, мы видим, как происходит становление героя. Его личность от пассивной, ленивой, безответственной движется к умению решать реальные проблемы, находить выходы из сложных ситуаций, принимать решения, спасать жизни окружающих, нести ответственность за судьбу страны.
Итак, в своих произведениях Т. Крюкова рассказывает о серьезных вещах, показывается взросление героя, становление ответственной личности, освобождающейся от зависимости от виртуальных игр, происходит самоутверждение героя.
Какие проблемы поднимает Т. Крюкова в своих произведениях?
Прочитав эти произведения, я решил выяснить, каково значение виртуального мира и какую роль играет компьютер в жизни школьников, проведя анкетирование среди обучающихся 8-х классов, результаты которого описаны ниже.
Анкетирование:
Вопросы анкеты:
Анализ анкеты:
Всего были опрощены 60 человек.
Многие опрошенные восьмиклассники сообщили, что выходить из виртуального пространства им трудно.
Из этого следует сделать вывод о том, что роль компьютера, интернета в жизни школьников начала ХХI-ого века велика. Виртуальный мир становится одним из важных источников информации для подростков, способом общения, пространством для отдыха. Компьютер влияет на моих сверстников и положительно, и отрицательно.
Заключение
Произведения современной детской литературы нам показывают опасности виртуального пространства: школьники зачастую проводят время непродуктивно у компьютера, с мобильными телефонами, тратя его на переписку, поиск и чтение несущественной информации. К сожалению, компьютер становится не только средством познания мира, но и целью существования: велика вероятность развития зависимости от виртуального мира у многих школьников.
Подростки не представляют уже свою жизнь без Интернета. Сами того не замечая, они меняют реальную жизнь на виртуальную, тем самым нанося вред самому же себе.
Я сам зарегистрирован в соц. сетях, и я с уверенностью могу сказать, что там «зависают» уже и тысячи детей. Я думаю, это уже можно считать глобальной проблемой, требующей немедленного разрешения. Хотя это относительно. И все зависит лишь от нас самих: как мы решим сами прожить эту жизнь: «реально» или «виртуально» решать нам.
Влияние компьютера на детей может быть как положительным, так и отрицательным. Безусловно, школьникам важно проходить не виртуальные, а реальные пути становления и личностного роста. Возможно, увлечение детей и подростков ХХI-ого столетия возможностями компьютера не повлияют на представления подрастающего поколения о доброте и зле, о традиционных нравственных ценностях.
Виртуальный мир интересен. Он интригует, добавляет азарта. В нем пытаемся убежать от будничности, реальных проблем и, в конце концов, даже от самих себя. Порой важно раскрыться в общении, сказать о том, о чем сложно рассказать близким людям. Но виртуальное общение не может заменить контакта с живыми людьми. Нельзя настолько погружаться в этот мир, чтобы реальная жизнь и люди с их чувствами и проблемами стали неинтересными и ненужными. Виртуальную жизнь создали реальные люди. И она является лишь маленькой частицей реальной…
Список литературы
Приложение
Результаты анкетирования
Компас своими руками
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Огонь фламенко
Извержение вулкана
Галка в чужих перьях