На Нижегородской земле родилось много прославленных людей, которые вписали славные страницы в историю нашей Родин: Иван Кулибин, Кузьма Минин, Валерий Чкалов, Максим Горький и Надежда Ламанова. Жизненный путь и судьбу этой знаменитой женщины мне было очень интересно исследовать и узнать, какую удивительную жизнь прожила первая русская женщина - модельер, законодательница стиля «А-ля рюс», талантливая нижегородка. Я заинтересовалась судьбой и творческим наследием этого модельера, и хочу рассказать о ее трудном жизненном и творческом пути.
Прославленная дочь земли нижегородской - Надежда Петровна Ламанова-
художник, модельер, гражданин своей Родины.
На Нижегородской земле родилось много прославленных людей, которые вписали славные страницы в историю нашей Родин: Иван Кулибин, Кузьма Минин, Валерий Чкалов, Максим Горький и Надежда Ламанова. Жизненный путь и судьбу этой знаменитой женщины мне было очень интересно исследовать и узнать, какую удивительную жизнь прожила первая русская женщина - модельер, законодательница стиля «А-ля рюс», талантливая нижегородка. Я заинтересовалась судьбой и творческим наследием этого модельера, и хочу рассказать о ее трудном жизненном и творческом пути.
Родилась Надежда 14 декабря 1861 года в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец — Петр Михайлович Ламанов был обедневший потомственный дворянин, избравший военную карьеру. Мать — Надежда Александровна была дочерью генерала-майора. Надежда Петровна была старшей из пяти дочерей в семье. Отучившись обязательные семь лет в гимназии при Мариинском женском училище в Нижнем Новгороде, Надя закончила по желанию восьмой класс, и получила свидетельство о праве преподавания географии в крестьянских школах. После окончания гимназии Надежда уехала из родительского дома в Москву и поступила в школу кройки и шитья О. А. Суворовой. Проучившись два года, Надежда Ламанова в 1879 году начала самостоятельно зарабатывать на жизнь в мастерской Войткевичей, работая ведущей закройщицей. В это время у нее умер её отец и Надя взяла на себя заботу о младших сестрах. Уже в 1885 году Ламанова основывает своё дело, а в 1888 году открывает мастерскую, продолжая учиться в Париже, развивая свой особый талант у самых известных модельеров европейской моды. Во Франции Ламанова знакомится с знаменитым французским кутюрье Полем Пуаре, их встреча в дальнейшем переросла в большую дружбу. В 1890 году на мастерской Ламановой Надежды появляется вывеска, которая подчёркивала особый дар и талант руководителя - «Поставщик двора Его Императорского Величества». В этой мастерской выходили такие шедевры, которые до сих пор хранятся в Государственном Эрмитаже. В конце 19 века Надежда стала одним из самых популярных модельеров Москвы. 18 апреля 1898 года Ламановой Н.П. было пожаловано звание поставщика Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны, а с 1904 года Надежда Петровна стала поставщиком Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны. Из воспоминаний Марии Степановны Ворониной о Н. П. Ламановой, известно, что: «Это была энергичная женщина. Окончив где-то институт для благородных девиц, она приехала в столицу. Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная».
В 1901 году К. С. Станиславский замечает выдающийся дар Н.П. Ламановой и предлагает ей работать в Московском Художественном театре, где она трудилась в костюмерной мастерской 40 лет. Все костюмы для спектаклей МХТ разрабатывались под ее руководством. В 1908 году ателье обретает собственный дом на Тверском бульваре. В круг друзей Надежды Петровны входили многие известные современники: В. И. Мухина, М. Горький, М. Ф. Андреева, В. А. Серов. Именно в 1911 году В.А. Серов написал портрет Надежды Ламановой, который является одним из самых известных её портретов. В 1917 году совершилась революция, трудные времена огорчали Н.П. Ламанову, но она продолжала работать в такой непростой обстановке не смотря на бесконечные зарубежные призывы покинуть Россию навсегда. В 1919 году Надежда Петровна организовывает Мастерскую современного костюма с необычной программой моделирования костюмов для простого народа, одновременно занимаясь проектированием платья по идеям народного русского костюма. В этом же году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму – за то, что она дворянского происхождения. Только благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освободили. В 1922 году Ламанова стала членом Академии Художественных наук. В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издали альбом «Искусство в быту». В этом же году модели Ламановой отправились в Париж на всемирную выставку, и она получает «Гран-при» за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением. Её платья в русском стиле произвели фурор — стиль «а-ля рюс» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе. В 1924-1925 годах на страницах журналов «Ателье» и «Красная Нива» стали появляться статьи про Ламанову: «Русская мода», «О современном костюме», «О целесообразном костюме». С 1926 года Ламанова Н.П. создала коллекцию моделей по мотивам творчества народов Севера, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехового комбината. Но не смотря на широкую известность и признание в мире, модельера Ламанову Н.П. в марте 1928 года лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц». В своем заявлении в избирательную комиссию она пишет с просьбой об отмене решения: «...Я совсем не являюсь портнихой в общепринятом смысле этого слова. Я работаю в деле пошивки женского платья как художник, то есть я создаю новые формы, новые образцы женской одежды... Мои искания направлены к тому, чтобы создать такие формы и образцы женской одежды, которые были бы приспособлены по своей простоте, удобству и дешевизне к нашему новому рабочему быту и в которых нашли бы широкое применение наши современные кустарные вышивки и материи». К своему заявлению Надежда Ламанова прилагает отзывы общественности о своем творчестве. Среди них есть и отзыв члена Академии художественных наук, художников текстиля, коллективов преподавателей учебных заведений. Невозможно представить, как тяжело пришлось ей переживать эту несправедливость. Надежда Ламанова оставила свой след и в истории кино: она создала костюмы к таким известным фильмам как «Александр Невский», «Цирк», «Поколение Победителей», принимала участие в работе над созданием костюмов к фильмам «Аэлита», «Иван Грозный». В 1930-х годах Надежда Петровна работала в Московском Художеством театре и привлекалась к работе в оперной студии театра. Ламанова продолжала ходить во МХАТ на работу и в начале Великой Отечественной войны. Однажды, подойдя ко входу в театр, она увидела, что он закрыт. Труппа была эвакуирована, а Ламанову забыли, как Фирса из «Вишневого сада». Расстроенная художница пошла домой и по дороге умерла от сердечного приступа. Так закончился жизненный путь прославленной нижегородской художницы, модельера и патриота своей Родины - Надежды Петровны Ламановой. Великая Ламанова похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. Это случилось 15 октября 1941 года.
Философские стихи Кристины Россетти
Привередница
5 зимних аудиосказок
Сочные помидорки
Сказки пластилинового ослика
Комментарии
Век живи-век учись!
Век живи-век учись! Интересная и познавательная статья.
Прославленная дочь земли нижегородской - Надежда Петровна Ламано
Спасибо за статью , очень интересно , особенно в период подготовки к празднованию 800 летия Нижнего Новгорода.