Основные способы лексикографического отображения этнографических лакун (на материале романа «Жестокий век» Исая Калашникова)»
Ключевые слова: этнографические лакуны, элиминирование, словарь этнографических лакун.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
Этнографические лакуны на сегодняшний день занимают сравнительно небольшое место в лексике русского языка, однако, расширение контактов, наблюдаемое с конца XVII– нач. XIX вв. и по настоящее время, ведет к проникновению в русский язык все большего числа иноязычных слов. Этнографические лакуны – слова и словосочетания, не имеющие равнозначных элементов в сравниваемых языках, которые "носят бытовой, социально-культурный, нравственный характер" называются этнографическими лакунами. Межъязыковые лакуны не могут быть освоенными до конца: они не могут изменяться (холисо) и даже полностью подчиняться фонетическим законам русского языка (тумэн). Ученые подчеркивают, что этнографические лакуны и сегодня остаются благодатной темой, имеющей значительный теоретический интерес и большую практическую значимость [12, с. 28-29]. Отечественными лингвистами Г.В.Быковой, И.Ю. Марковиной, Л.А. Леоновой, Ю.А. Сорокиным и некоторыми другими учёными была разработана теория лакунарности, которая позволяет выявлять эти элементы, и предлагает возможные способы их представления в не своей, чужой культуре. Л.А.Леонова подчёркивает достоверность этого факта, говоря о том, что «проблема выявления и описания лакун сама представляет собой белое пятно в лингвистике» [8, 35]. В связи с этим особую значимость приобретает проблема лексикографического отображения этнографических лакун.
Отечественными лингвистами Г.В.Быковой, И.Ю. Марковиной, Л.А. Леоновой, Ю.А. Сорокиным и некоторыми другими учёными была разработана теория лакунарности, которая позволяет выявлять эти элементы, и предлагает возможные способы их представления в не своей, чужой культуре. Л.А.Леонова подчёркивает достоверность этого факта, говоря о том, что «проблема выявления и описания лакун сама представляет собой белое пятно в лингвистике» [8, 35]. В связи с этим особую значимость приобретает проблема лексикографического отображения этнографических лакун.
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_etnograficheskih_lakun.docx | 49.94 КБ |
Словарь этнографических лакун
И. Калашников. «Жестокий век». С. 63. И. Калашников. «Жестокий век». С. 414.
19. Канга – колодка. «Наденьте на его шею кангу». И. Калашников. «Жестокий век». С. 94.
Нойоны – царевичи царствующего дома, темники, тысячники, сотники, вообще вся т. н. "белая кость" ("цаган ясун") – феод. класс, господствовавший на терр. Монголии и в покоренных странах. «Я буду стараться, Оэлун, что тебе жилось не хуже, чем в юрте самого знатного нойона. И. Калашников. «Жестокий век». С. 8.
39. Салджиут – представитель одного из племён, входивших в нирунскую ветвь монголов. «Прибыли нойоны хунгиратов, икирэсов, куруласов, дорбэнов, хатакинов и салджиутов». И. Калашников. «Жестокий век». С. 395.
И. Калашников. «Жестокий век». С. 50.
И. Калашников. «Жестокий век». С. 29.
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Кто грамотней?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Воздух - музыкант