Управление образования администрации города Кунгура Пермского края
Научное общество учащихся
XХ городской конкурс творческих и исследовательских работ учащихся «Первые шаги»
Простая наука
Алексеев Роман, ученик 1 б класса
ГБПОУ «КЦО № 1»
Гребнева Дарья Викторовна,
учитель начальных классов
ГБПОУ «КЦО № 1»
Кунгур, 2020
Введение
" Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму ".
(Китайская народная мудрость)
Мы живём в эпоху информатизации, пользуемся гаджетами, покоряя просторы интернета. В условиях быстро меняющейся жизни требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому. Эксперимент для этого подходит идеально.
Эксперимент - это самый главный метод познания окружающего нас мира в большинстве наук. Провести эксперимент - значит выполнить определенные действия с предметом исследования и определить самому, что изменилось в ходе эксперимента.
Цель работы: понять и попытаться самостоятельно объяснить, в чём причина именно такого результата эксперимента.
Задачи:
- познакомиться с литературой по данной теме;
- научиться самостоятельно проводить эксперименты;
- проводить сравнительный анализ: что должно происходить в обычных условиях и что произойдёт в условиях эксперимента;
- пробовать находить примеры этих явлений в окружающем нас мире (где ещё так бывает?);
- узнать о природе каждого явления.
Гипотеза: мы предполагаем, что в ходе эксперимента можно получить новые знания, которые помогут познать больше окружающий мир.
Предмет исследования: исследование окружающего мира через эксперимент.
Объект исследования: эксперимент и его виды.
Глава 1. Что такое эксперимент?
Значение слова «эксперимент».
С экспериментами мы встречаемся с самого раннего детства: когда – то мы впервые наблюдали, как сахар растворился в воде, а камень, наоборот, остался на дне; как растаял снег после того, как мы принесли его домой в руках, а вода на улице в морозную погоду замерзла.
Но тогда мы не называли все это экспериментами.
Что же такое эксперимент?
Эксперимент1 - это метод познания, при помощи которого в специальных условиях исследуются явления природы и общества.
Продолжили знакомство с экспериментом, когда пошли в школу и выполняли с учителем простые эксперименты: пробовали измерять вес разных предметов, исследовали антонимы, наблюдали за изменением значения слова при замене одной или нескольких букв, фильтровали .
В домашних условиях проводил различные эксперименты путём смешивания различных веществ.
Кроме того, я побывал на научной программе «Научный детектив «Случай в Сибирском экспрессе»», которая проходила в рамках проекта «Умная Пермь» в Пермском Государственном Гуманитарно-Педагогическом университете пробовал себя в роли экспериментатора2. В условиях этой программы можно было провести множество экспериментов: качественные реакции с реактивами, различные синтезы веществ, физические эксперименты, работа с биологическими определителями и минералогические исследования.
Благодаря экспериментам я уже умею делать «Лизуна», могу вырастить кристаллы, снять отпечаток пальца, смешивать «Слайм» с различными веществами и определять то, как поменяется его строение, форма, вязкость.
1.2. Условия для проведения эксперимента
Как мы поняли, эксперимент – это проведение определенных действий, понимание того, что произошло в результате, а самое главное – формулирование правильных выводов.
В эксперименте мы сами выбираем то, что нам надо сделать, потому, что разные действия вызовут разные результаты. Понимаем, что проведя эксперимент, мы можем провести его снова, и при этом увидим то же самое. Эксперимент при этом позволяет узнать то, что произойдет, если мы вмешаемся в окружающий мир. Эксперимент позволяет нам понять то, какой вред мы можем причинить природе и окружающему миру в случае если будем делать что-то не подумав. Более того, поняв природу явлений, закономерности, мы можем понять то, что происходит там, куда мы заглянуть еще не можем. Очень интересно узнавать то, что является новым, что было неизвестным.
План для проведения эксперимента:
Постановка вопроса и выдвижение предположительного ответа.
Создание экспериментальной установки, обеспечивающей необходимые исследователю условия взаимодействия изучаемого объекта.
Контролируемое видоизменение этих условий.
Фиксация следствий и установление причин.
Описание нового явления и его свойств.
Виды эксперимента
Разнообразие экспериментов привело к необходимости их классификации. Выделяют следующие виды экспериментов:
Прямой3 - при котором осуществляется воздействие непосредственно на объект исследования. Например, опыт Галилея – проводится с целью проверки (опровержения) неверной теории, согласно которой скорость падения всегда зависит от массы падающего тела.
Модельный4 - объект заменяется в эксперименте моделью. Например, «КРАШ-ТЕСТ» автомобиля - вместо реального человека-водителя в автомобиле находится его манекен, исследуется влияние последствий аварийной ситуации на состояние водителя и автомобиля по данным специальных регистрирующих и диагностирующих приборов).
Полевой5 - эксперимент проводится в естественных для объекта условиях. Например, на экспериментальных участках изучают действие определённых веществ на рост растений.
Лабораторный6 - объект исследуется в искусственно-созданной обстановке. Например, определение качества уксусной кислоты как консерванта.
Измерительный7 - осуществляется сложное измерение объекта.
Проверочный - в этом случае идет проверка и отбор гипотез.
Глава 2. Проведение экспериментов.
2.1. Детализация экспериментального опыта.
Мы провели ряд экспериментов, этапы проведения и результаты экспериментов представлены в таблице8.
«Взаимное притяжение молекул».
Нам понадобится: картон, ножницы, миска с водой, жидкость для мытья посуды.
Ход опыта: мы вырезали из картона лодочку, осторожно положили ее на поверхность воды. Окунули палец в жидкость для мытья посуды и осторожно погрузили палец в воду сразу за лодочкой. Лодочка уплыла вперед.
Вывод: на поверхности воды молекулы, притягиваясь, образуют пленку. Это и есть поверхностное натяжение. Жидкость для мытья посуды ослабляет поверхностное натяжение позади лодочки. После чего более сильное поверхностное натяжение впереди лодочки тянет ее вперед.
«Есть ли там воздух?»
Нам понадобится: таз для мытья посуды, вода, стакан, бумажная салфетка.
Ход опыта: мы смяли салфетку и положили на дно стакана. После чего наполнили таз водой, перевернули стакан и полностью погрузили под воду.
Затем мы вынули стакан из воды, по-прежнему держа его вверх дном.
Вывод: салфетка осталась сухой. Это означает, что в стакане был воздух.
3. «Образование соединений».
Нам понадобится: стакан, уксус, сода (бикарбонат натрия).
Ход опыта: мы насыпали немного соды в стакан и налили на соду уксус. Смесь вспенилась.
Вывод:начинает протекать химическая реакция и выделяется газ при образовании нового химического соединения.
4. «Как «увидеть звук?»»
Нам понадобится: пакет, пластмассовая миска, большая круглая резинка, соль или песок, противень, деревянная ложка.
Ход опыта: мы положили миску в пакет и натянули пакет как можно туже на пакет, после чего закрепили пакет резинкой вокруг миски. Держась за пакет, насыпали сверху немного соли. Поднесли противень поближе к миске и ударили по нему деревянной ложкой. Соль подпрыгнула.
Вывод: Звуковые волны оказывают ударное воздействие на предметы. Они заставляют их вибрировать.
5. «Пересекающиеся лучи».
Нам понадобится: коробка из-под обуви, лист белой бумаги, ножницы, стакан воды, фонарик.
Ход опыта: в стенке коробки мы сделали прорези на расстоянии около 2,5 см друг от друга, дно коробки выстлали белой бумагой, а в середину поставили стакан с водой. Мы выключили свет и посветили фонариком через прорези. Благодаря прорезям, лучи света, как волна на море при ударе о камень разделились, преломились и пересеклись.
Вывод: свет похож на морские волны, он также может разделяться, преломляться и отражаться.
Эксперименты мы проводили всей семьей. Было очень интересно и весело. Все материалы, которые мы использовали, есть в каждом доме. Они не вредят ни людям, ни окружающей природе. Мы соблюдали технику безопасности при проведении экспериментов.
Заключение
На основании изучения литературы по данной теме, посещения научной программы проекта «Умная Пермь» и самостоятельно проведённых экспериментов, мы пришли к выводу о том, что в результате проведения эксперимента можно получить новые знания об окружающем мире, о физических или химических явлениях, о природе и свойствах веществ. Поскольку эксперимент не всегда получается так, как задумывалось, то с помощью его помощью можно подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Список литературы и интернет-ресурсов:
Белько Е. Веселые научные опыты для детей. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях – Санкт-Петербург: Питер, 2015;
Болушевский С.В., Яковлева М.А. Большая книга научных опытов для детей и взрослых – М.: Эксмо, 2012;
Ганайлюк Н. Азбука экспериментов профессора Николя – М.: АСТ, 2014;
Дмитриев А.С. Как понять сложные законы физики. 100 простых и увлекательных опытов для детей и их родителей – М.: Этерна, 2014;
Зарапин В.Г. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на отдыхе – М.: Эксмо, 2014;
https://www.adme.ru/zhizn-nauka/8-krutyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detej-840310/;
https://daynotes.ru/nauchnye_opyty_dlya_detej_v_domashnih_usloviyah/;
https://www.toybytoy.com/stuff/The-best-kids-science-experiments;
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Таблица 1
| Название | Цель опыта | Материалы, оборудование | Алгоритм проведения |
Движение и механизмы. | «Взаимное притяжение молекул». | Изучить поверхностное натяжение воды. | Картон, ножницы, миска с водой, жидкость для мытья посуды. | 1. Вырезать из картона лодочку и осторожно положить её на поверхность воды. 2. Окунуть палец в жидкость для мытья посуды и осторожно погрузить палец в воду сразу за лодочкой. |
Воздух. | «Есть ли там воздух?» | Изучение наличия воздуха. | Таз для мытья посуды, вода, стакан, бумажная салфетка. | 1. Скомкать салфетку и положить на дно стакана. 2. Наполнить таз водой. 3. Перевернуть стакан и полностью погрузить под воду. 4. Вынуть стакан из воды, по-прежнему держа его вверх дном. Если салфетка осталась сухой, то это означает то, что в стакане был воздух. |
Вещества и материалы. | «Образование соединений». | Изучить какое вещество образовалось в ходе химической реакции. | Стакан, уксус, сода (бикарбонат натрия). | 1. Насыпать немного соды в стакан. 2. Налить на соду уксус. Смесь вспенилась – это означает то, что выделяется газ. |
Звук и музыка. | «Как «увидеть звук?»» | Изучить колебания звука. | Пакет, пластмассовая миска, большая круглая резинка, соль или песок, противень, деревянная ложка. | 1. Положить миску в пакет и натянуть пакет как можно туже. 2. Закрепить пакет резинкой вокруг миски. 3. Держась за пакет, насыпать сверху немного песка или соли. 4. Поднести противень ближе к миске и ударить по нему деревянной ложкой. |
Свет. | «Пересекающиеся лучи». | Изучить движение света. | Коробка из-под обуви, лист белой бумаги, ножницы, стакан воды, фонарик. | 1. В стенке коробки сделать прорези на расстоянии около 2,5 см друг от друга. Дно коробки выстлать белой бумагой, а в середину поставить стакан воды. 2. Выключить свет и посветить фонариком через прорези. |
2 см. Приложение 1
3 см. Приложение 2
4 см. Приложение 3
5 см. Приложение 4
6 см. Приложение 5
7 см. Приложение 6
8 см. Приложение 7
Нора Аргунова. Щенята
Фокус-покус! Раз, два,три!
Снег своими руками
Как нарисовать черёмуху
Рисуем белые грибы пастелью
Комментарии
Эксперимент
Работая в детском саду я часто использую метод экспериментирования с детьми.Для них всегда эти занятия как волшебство.Они маленькие ,любознательные.Очень мне понравился материал Алексеева Романа...обязательно возьму на заметку в своей работе.
Это уже в первом классе такие
Это уже в первом классе такие работы? Ого-го! Отлично просто!